Просмотр содержимого документа
«О реализации процесса менторинга»
О реализации процессаменторинга
Программа первого уровня «Лидерство учителя в педагогическом сообществе» способствует успешному овладению навыками процессов менторинга и позволит ознакомить коллег с новыми подходами в преподавании и обучении.
Менторинг – это длительный процесс создания доверительных, личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижение у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий, с целью его профессионального становления как целостной личности педагога. (Руководство для учителя. Лидерство учителя в педагогическом сообществе/ Методы и подходы в работе учителя. Стр.228.).
Менторинг в системе образования необходим, потому что с помощью процесса менторинга учителя профессионально развиваются, реализовывают свои возможности, достигают успешности в работе.
По моему мнению, менторинг необходим каждой школе, так как имеются проблемы, связанные с методикой преподавания у некоторых учителей. Например, слабо прослеживается дифференцированный подход в обучении, организация групповой работы в начальных классах, обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
В качестве подопечного нужно выбрать учителя, у которого прослеживается проблема по дифференцированному обучению. Кроме этой проблемы необходимо научить своего подопечного ставить SMART цели к уроку с позиции ученика. Для внедрения изменения в практику коллеги необходимо реализовывать поэтапно план менторинга. Помощь и содействие в решении вышеназванных проблем по моему мнению, позволит подопечному достичь успешности в своей работе, повысить успеваемость по преподаваемым предметам, откроет его потенциал и творческие возможности, что неизбежно привет к профессиональному росту и становлению педагога.
Процесс менторинга целесообразно начать с помощью беседы, в ходе которой совместно можно выявить проблему в преподавании. В течении первой недели надо оказывать помощь в планировании урока, в постановке (SMART) целей урока. Посещение уроков менти тоже необходимое условие, так как это поможет проследить выявленную проблему и ход решения проблемы. Подопечный также должен посещать уроки своего ментора и коллег с целью повышения педагогической практики. Менти с помощью наблюдения может научиться дифференцировать учеников и разрабатывать разноуровневые задания.
Также необходимо ведение профессиональных бесед на тему: «Методы и приемы дифференцированного обучения».
С помощью наблюдения и мониторинга выполненных заданий учащимися совместно с подопечным необходимо выделить учеников с высокой, средней и слабой мотивацией в классе. После посещения уроков совместно нужно проводить отбор эффективных методов и приемов дифференцированного обучения. Целесообразно рекомендовать в качестве эффективных стратегий Таксономию Блума, данная стратегия позволит подопечному охватить заданиями учеников всех трех групп (сильные, средние, слабые). Составление «Тонких и толстых вопросов», групповая дискуссия с выступлением спикера, распределение ролей при групповой работе, написание мини-сочинения или эссе, пятистишия, кластер, дискуссионные карты, авторский стул и другие стратегии способствуют дифференцированному обучению. Ознакомление с данными стратегиями и использование их на уроках поможет подопечному отобрать среди них самые эффективные. Содействие и помощь при составлении заданий и раздаточного материала для урока впоследствии помогут подопечному в проведении плодотворного урока. Изучение методической литературы по рекомендации ментора является одним из важных моментов всего менторинга. В план работы важно включить работу по составлению и оформлению документации. Регистрация и посещение образовательных порталов «Билимленд», «СМК», «НАО КЗ» и др. способствует тому, что он может в он-лайн режиме посмотреть уроки учителей, быть в курсе новостей сферы образования.
По моему мнению, процесс менторинга принесет огромную пользу не только подопечному, но и ментору. Ментор как и подопечный будет повышать свое профессиональное мастерство при поиске полезной информации для своего подопечного, обогащать и улучшать свою практику. Ментор учится выявлять проблему, делится опытом, мотивировать педагогов.
Использованная литература:
Руководство для учителя. Лидерство учителя в международном сообществе. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства. 2016.
План менторинга
Цель программы менторинга
Изучить и освоить методы и приемы дифференцированного обучения. Оказать содействие учителю в правильной постановке (SMART) целей урока в планировании.
Направление менторинга:
1.Беседа с целью выяснения потребностей
2.Помощь в планировании урока, в постановке (SMART) целей урока
3.Посещение уроков
4.Профессиональная беседа на тему: «Методы и приемы дифференцированного обучения»
5. Помощь в дифференциации учащихся класса (высокая, средняя и слабая мотивации)
6. Рекомендации по отбору эффективных методов и приемов дифференцированного обучения
7. Рекомендации по составлению дифференцированных заданий
5.Рекомендация методической литературы
6.Помощь в оформлении и составлении документаций (отчеты, заполнение классных журналов, работа с электронным журналом)
7.Рекомендация образовательных интернет ресурсов (Билимленд, СМК, НАО КЗ и др.)
25.10.2017.
1 неделя
1-6 недели
1 неделя и далее по мере необ-ходимости
1 неделя
1-2 недели
1 неделя и далее по мере необ-ходимости
1-6 недели
По мере необходимости
Постоянно
Содействует процессу выявления проблем
Вносит корректировку в поурочный план
Посещает уроки ментора, коллег
Руководствуется в своей работе рекомендациями ментора
Наблюдает, мониторит выполненные задания учащихся
Применяет разные методы и приемы на уроках
Составляет разноуровневые задания
Изучает методическую литературу
Учится правильно оформлять и составлять документацию
Систематически посещает образовательные интернет ресурсы
Критерии успеха
Совместное выявление проблем
Сможет сформулировать (SMART) цели урока с позиции ученика и ориентирясь на ожидаемый результат.
Сможет разделить класс на три группы: ученики с высокой, средней и слабой мотивацией
Сможет сделать отбор эффективных методов и приемов дифференцированного обучения
Сможет составлять разноуровневые задания
Критерии успеха для достижения цели
Менти самостоятельно применяет методы и приемы дифференциро-ванного обучения, составляет разноуровневые задания, формулирует smart цели урока с позиции ученика ориентируясь на ожидаемый результат.