kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О применении интеллект - карт на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование периодически требует обновления, так как время не стоит на месте и затрагивает все сферы человеческой жизни. Введение новых стандартов образования позволяет войти в новое время. Основная задача обновленного образования - формирование новой личности, которая стала невосприимчива к традиционным подходам в образовании.

Цель ФГОС второго поколения – воспитание человека нового типа, который способен самостоятельно знания добывать, производить и творчески применять. В современном мире, где доступ к любой информации неограничен, меняется роль учителя. Учитель выступает в роли организатора, руководителя, вдохновителя.

Таким образом, мы видим, что задача каждого учителя создать такой урок, при котором наивысшим образом стимулируется самостоятельная добыча знаний учеником, непосредственно под руководством преподавателя. Для достижения образовательных и воспитательных задач существуют новые технологии, применение которых является приоритетным в стандартах нового поколения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О применении интеллект - карт на уроках истории»

О применении интеллект - карт на уроках истории

Образование периодически требует обновления, так как время не стоит на месте и затрагивает все сферы человеческой жизни. Введение новых стандартов образования позволяет войти в новое время. Основная задача обновленного образования - формирование новой личности, которая стала невосприимчива к традиционным подходам в образовании.

Цель ФГОС второго поколения – воспитание человека нового типа, который способен самостоятельно знания добывать, производить и творчески применять. В современном мире, где доступ к любой информации неограничен, меняется роль учителя. Учитель выступает в роли организатора, руководителя, вдохновителя.

Таким образом, мы видим, что задача каждого учителя создать такой урок, при котором наивысшим образом стимулируется самостоятельная добыча знаний учеником, непосредственно под руководством преподавателя. Для достижения образовательных и воспитательных задач существуют новые технологии, применение которых является приоритетным в стандартах нового поколения.

Для реализации этой цели на уроках истории разработано много технологий, среди них метод составления интеллект – карт, который с каждым днем становится все популярнее в среде образования. Данная технология обладает высоким познавательно-мотивирующим потенциалом и соответствует уровню познавательной активности и интересов обучающихся.

Метод использования интеллект - карт разработан психологом Тони Бьюзеном, английским психологом XX в., который во время своего обучения искал способ эффективного запоминания и систематизирования информации.

В современной отечественной педагогической науке над методом интеллект - карт работают Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Они выделяет следующие преимущества интеллект-карт1:

  1. создание ясных и понятных конспектов уроков;

  2. максимальная отдача от прочтения книг/учебников;

  3. подготовка и планирование проектов;

  4. ускорение запоминания, улучшение его качества;

  5. мотивация;

  6. активизация творческих процессов;

  7. развитие ассоциативного мышления;

  8. развитие образного мышления;

  9. средство организации совместной деятельности;

  10. экономия времени.

Выделяются следующие виды интеллект – карт (классификация Голубевой М.В.2):

1) обучающие;

2) для решения проблем и творческих задач;

3) карты планирования.

Отличительные особенности метода: визуализация структуры и образности излагаемой информации, активное использование цвета и многомерных объектов, графическое представление информации.3

Использование интеллект - карт возможно на любых типах уроков по ФГОС: (урок постановки учебной задачи, урок решения учебной задачи, урок контроля и оценки); на различных этапах урока при формулировании темы урока, на этапе актуализации и пробного учебного действия, на этапе включения знаний и повторений, при закреплении и контроле знаний. При этом используются различные формы работы, среди них: индивидуальные, фронтальные, работа в парах, в малых группах.

Главным достоинством метода интеллект - карт является возможность усвоения сложного по объему материала, эффективного структурирования и обработки информации, что позволяет мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, ускорять процесс обучения.

Данный метод предоставляет возможность учителю повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся, развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности, активизировать деятельность учащихся, выявлять причины когнитивных затруднений.

Урок истории в форме интеллект - карты гораздо легче подготовить, нежели написать его «линейный» вариант, кроме того, она предоставляет как учителю, так и ученику то большое преимущество, что все содержание урока оказывается, как говорится, на ладони.

Урок истории в 5 классе по теме «Ассирийская держава»

На этом уроке технология интеллект – карт используется на этапе изучения нового материала, составляется как совместно с учителем, так и дорабатывается учениками самостоятельно/в парах при работе с текстом параграфа (Приложение 1)

Цель – систематизация знаний по теме «Ассирийская держава».

Формируемые компетенции:

  1. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать

  2. Регулятивные: составление плана и последовательности действий

  3. Познавательные:

    1. Общеучебные: знаково-символические действия, умения структурировать знания, умения адекватно, сжато, выборочно передавать содержание текста.

    2. Логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей

  4. Личностные: действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания


Урок истории России в 6 классе по теме «Образование государства Русь».

На этом уроке технология интеллект – карт так же может быть применена на этапе изучения нового материала. Интеллект – карта составляется учащимися в парах на основе изучения исторических источников (Приложение 2).

Цель – выявить особенности теорий возникновения Древнерусского государства

Формируемые компетенции:

1. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать

2. Регулятивные: составление плана и последовательности действий

3. Познавательные:

a. Общеучебные: знаково-символические действия, умения структурировать знания, умения адекватно, сжато, выборочно передавать содержание текста.

4. Личностные: действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания


Урок истории России в 6 классе по теме «Древняя Русь: общество и государство»

Интеллект – карта может быть использована на этапе закрепления знаний. Составляется учащимися самостоятельно и сравнивается с эталоном, размещенном на доске (Приложение 3).

Цель – закрепление знаний об общественных слоях Древнерусского государства в IX – XII вв.

Формируемые компетенции:

  1. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  2. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

  3. Познавательные:

    1. Общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности

  4. Личностные: действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания


Таким образом, технология интеллект - карт позволяет сделать обучение более информативным и эффективным, направить деятельность учащихся на самостоятельную работу с материалом. Процесс обучения основывается на равноправном взаимодействии учащегося и учителя в процессе получений знаний.

Библиографический список

  1. Бершадская Е.А., Бершадский М.Е. Модель применения метода интеллект-карт в образовании // Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (178 Мб). – М.: ООО «Дистанционные технологии и образование», 2010.

  2. Бершадская А.Е. Метод интеллект – карт как инструмент проектирования учебного процесса. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.apkpro.ru/doc/sekciya/6%20Секция%204.%20Бершадская%20Е.А..pdf

  3. Персональный сайт Голубевой М.В. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sites.google.com/site/celovekvmiretvorcestva/glavnaa-1/

Приложение 1. Интеллект – карта «Ассирийская держава»

Приложение 2. Интеллект – карта «Теории возникновения государства у восточных славян»

Приложение 3. Интеллект – карта «Общественные слои Древнерусского государства в IX – XII вв.»


Работа ученицы 6 класса МБОУ «Горковская СОШ» п. Красная Филатовой Валерии

1 Бершадская Е.А., Бершадский М.Е. Модель применения метода интеллект-карт в образовании // Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (178 Мб). – М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2010.

2 Персональный сайт Голубевой М.В. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sites.google.com/site/celovekvmiretvorcestva/glavnaa-1/

3 Бершадская А.Е. Метод интеллект – карт как инструмент проектирования учебного процесса. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.apkpro.ru/doc/sekciya/6%20Секция%204.%20Бершадская%20Е.А..pdf


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
О применении интеллект - карт на уроках истории

Автор: Екатерина Витальевна Попова

Дата: 26.04.2023

Номер свидетельства: 630456

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Применение интеллект–карт на уроках истории и обществознания"
    ["seo_title"] => string(65) "primenenie_intellekt_kart_na_urokakh_istorii_i_obshchestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "616856"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1667814862"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "урок технологии в 6 классе грамотный покупатель "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-tiekhnologhii-v-6-klassie-ghramotnyi-pokupatiel"
    ["file_id"] => string(6) "231567"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442546804"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Педагогические условия повышения эффективности обучения истории "
    ["seo_title"] => string(77) "piedaghoghichieskiie-usloviia-povyshieniia-effiektivnosti-obuchieniia-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "142071"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418223061"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Основные методы обучения истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
    ["seo_title"] => string(87) "osnovnyie-mietody-obuchieniia-istorii-v-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "142084"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418224083"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер класс "Развитие критического мышления через создание ментальной карты" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-sozdaniie-miental-noi-karty"
    ["file_id"] => string(6) "105595"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402893109"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства