Мастер класс "Развитие критического мышления через создание ментальной карты"
Мастер класс "Развитие критического мышления через создание ментальной карты"
(слайд №1 - тема) «Карта ума»
Развитие критического мышления через составление ментальных карт
(слайд №2 –Что такое ментальные карты цель)
Цель - передача опыта по развитию критического мышления обучающихся при составлении интеллект-карт на уроках истории. Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.
Наглядность: - раздаточный материал (памятка по алгоритму создания ментальной карты); - материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;
Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания;
вовлечение участников в групповую работу по созданию интеллект-карт на предложенную тему; участие всех в обсуждении полученных результатов.
Вступительное СЛОВО: Прием «Чемодан настроения »
(слайд №3 Свойства интеллектуальных карт)
На каждом уроке мы используем географические карты, различающиеся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению... А сегодня предлагается работа по актуализации в современной методике ментальных карт, которые так же называют картами памяти, ума, визуального мышления, разума, интеллект-карты.
Инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения в современном обществе ставят отечественное образование перед необходимостью содержательных и структурных преобразований.
В них вся учебная информация изображается в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи между понятиями и частями рассматриваемого события.
Первые примеры создания интеллект-карт встречаются в научных трудах, созданных еще столетия назад, но широкое их применение началось во второй половине XX века английским психологом Тони Бьюзеном. Он разработал правила и принципы конструкции ментальных карт и приложил массу усилий для популяризации и распространения своей технологии. Его книга «Научите себя думать» входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.
(слайд №4 – Преимущества)
(слайд №5 – Метод)
Практика работы в разноуровневых классах общеобразовательной школы показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и как следствие - снижение учебной мотивации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Развитие критического мышления через создание ментальной карты" »
Выступление на региональном семинаре
Провела : учитель истории Матюшко К.Д.
Новосельская средняя школа
Тема мастер-класса
(слайд №1 - тема) «Карта ума»
Развитие критического мышления через составление ментальных карт
(слайд №2 –Что такое ментальные карты цель)
Цель - передача опыта по развитию критического мышления обучающихся при составлении интеллект-карт на уроках истории. Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.
Наглядность: - раздаточный материал (памятка по алгоритму создания ментальной карты); - материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;
Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания;
вовлечение участников в групповую работу по созданию интеллект-карт на предложенную тему; участие всех в обсуждении полученных результатов.
Вступительное СЛОВО: Прием «Чемодан настроения »
(слайд №3 Свойства интеллектуальных карт)
На каждом уроке мы используем географические карты, различающиеся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению... А сегодня предлагается работа по актуализации в современной методике ментальных карт, которые так же называют картами памяти, ума, визуального мышления, разума, интеллект-карты.
Инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения в современном обществе ставят отечественное образование перед необходимостью содержательных и структурных преобразований.
В них вся учебная информация изображается в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи между понятиями и частями рассматриваемого события.
Первые примеры создания интеллект-карт встречаются в научных трудах, созданных еще столетия назад, но широкое их применение началось во второй половине XX века английским психологом Тони Бьюзеном. Он разработал правила и принципы конструкции ментальных карт и приложил массу усилий для популяризации и распространения своей технологии. Его книга «Научите себя думать» входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.
(слайд №4 – Преимущества)
(слайд №5 – Метод)
Практика работы в разноуровневых классах общеобразовательной школы показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и как следствие - снижение учебной мотивации.
При работе с учебными тестами чаще всего составляется линейная записи информации, в которой сложно выделить главное, трудно запомнить и еще труднее потом восстановить в памяти. Ключевые слова, несущие главную идею, теряются в массе большого текста. Учебное время при такой записи расходуется неэффективно. Следствием данной работы являются: скука, рассеянность, неусвояемость информации, пустая трата времени... и тихая ненависть к изучаемому предмету и т.д.
Обозначенные проблемы приводят к изучению техники представления любого природного процесса или объекта, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме – т.е. составлению ментальных карт (Mind-maps).
(слайд №6 – Возможности)В них вся учебная информация изображается в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи между понятиями и частями рассматриваемого события. Учеными доказано, что человеческий мозг может вместить в себя безграничное число информации. Но мы, к сожалению, не используем или не умеем использовать эту возможность. Причин, почему так происходит много. Одна из них – неправильный метод запоминания – мы учим материал механически, зазубривая, не используем творческое мышление. Если и создаем опоры для запоминания, то записываем важную информацию в хронографической или иерархической форме, забывая про картинки, символы и цвета. Обучение, подача информации на уроке, лекции, занятии происходит для всех в одинаковой форме, несмотря на то, что все мы разные: кому-то легче запоминать визуальную информацию, кто-то использует преимущественно аудиальный канал восприятия, а для кого-то необходима кинестетическая информация, такому человеку важны движения, действия и т.п. В идеале методы обучения для всех должны быть разные и сочетать в себе всевозможные способы подачи информации.
(слайд №8- Почему?)
(слайд №9 – технология карт) Технология карты разума призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, направлена на формирование навыков самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности.
(слайд №11-16 – принципы, правила, эмфазы)В памятках представлены основные принципы и правила составления ментальных карт: на большом листе главная тема записана в центре, от неё на веточках обозначаются ключевые слова печатными буквами, к ним добавляются иллюстрации. Такможно создавать красивые, легко запоминающиеся ментальные карты и учиться с удовольствием!
(слайд №18 – значение карт) Интеллект-карты собирают на одном листе всю необходимую информацию, помогают выделить плюсы и минусы решения, активизируют интуицию и ассоциативное мышление, фиксируют воспоминания, помогают ставить цели и планировать дела, управлять проектами и т.д.
(слайд №17 – Результативность внедрения нового метода интеллект - карт на уроках истории показывает:
учащиеся эмоционально воспринимают текст, задумываются над проблемами, этапами событий;
дают адекватную оценку поведению исторических личностей;
умеют сравнивать, сопоставлять;
рецензируют ответы друг друга;
владеют историческими понятиями;
научены соотносить общечеловеческое (вечные темы) с конкретно-историческим (реалии нашей сложной истории);
свободно выходят на диалог с преподавателем и одноклассниками
умеют выделить главное
умеют выполнять творческие работы ;
Отметим, что при составлении ментальных карт ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делать обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.