(слайд №1 - тема) «Карта ума»
Развитие критического мышления через составление ментальных карт
(слайд №2 –Что такое ментальные карты цель)
Цель - передача опыта по развитию критического мышления обучающихся при составлении интеллект-карт на уроках истории. Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.
Наглядность: - раздаточный материал (памятка по алгоритму создания ментальной карты); - материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;
Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания;
вовлечение участников в групповую работу по созданию интеллект-карт на предложенную тему; участие всех в обсуждении полученных результатов.
Вступительное СЛОВО: Прием «Чемодан настроения »
(слайд №3 Свойства интеллектуальных карт)
На каждом уроке мы используем географические карты, различающиеся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению... А сегодня предлагается работа по актуализации в современной методике ментальных карт, которые так же называют картами памяти, ума, визуального мышления, разума, интеллект-карты.
Инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения в современном обществе ставят отечественное образование перед необходимостью содержательных и структурных преобразований.
В них вся учебная информация изображается в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи между понятиями и частями рассматриваемого события.
Первые примеры создания интеллект-карт встречаются в научных трудах, созданных еще столетия назад, но широкое их применение началось во второй половине XX века английским психологом Тони Бьюзеном. Он разработал правила и принципы конструкции ментальных карт и приложил массу усилий для популяризации и распространения своей технологии. Его книга «Научите себя думать» входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.
(слайд №4 – Преимущества)
(слайд №5 – Метод)
Практика работы в разноуровневых классах общеобразовательной школы показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и как следствие - снижение учебной мотивации.