kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер класс "Развитие критического мышления через создание ментальной карты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  (слайд №1 - тема) «Карта ума»

Развитие критического мышления через составление ментальных карт

  (слайд №2 –Что такое ментальные карты цель

Цель -  передача опыта по развитию критического мышления обучающихся при составлении интеллект-карт на уроках истории.   Форма мастер-класса:   лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

  Наглядность: - раздаточный материал (памятка по алгоритму создания ментальной карты);  - материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса; 

 Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; 

вовлечение  участников в групповую работу по созданию интеллект-карт на предложенную тему;  участие всех в обсуждении полученных результатов.

Вступительное СЛОВО: Прием «Чемодан настроения » 

 (слайд №3  Свойства интеллектуальных карт)

            На каждом уроке мы используем географические карты,  различающиеся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению...  А сегодня предлагается работа по актуализации в современной методике ментальных карт, которые так же называют картами памяти, ума, визуального мышления, разума, интеллект-карты.

          Инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения в современном обществе ставят отечественное образование перед необходимостью содержательных и структурных преобразований.

В них вся учебная  информация изображается в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи  между понятиями и частями рассматриваемого события. 

         Первые примеры создания интеллект-карт  встречаются в научных трудах, созданных еще столетия назад, но широкое их применение началось во второй половине XX века английским психологом Тони Бьюзеном. Он разработал правила и принципы конструкции ментальных карт и приложил массу усилий для популяризации и распространения своей технологии. Его книга «Научите себя думать» входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.

 

  (слайд №4 – Преимущества)

  (слайд №5 – Метод)

          Практика работы в разноуровневых классах общеобразовательной школы показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и как следствие - снижение учебной мотивации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Развитие критического мышления через создание ментальной карты" »

Выступление на региональном семинаре

Провела : учитель истории Матюшко К.Д.

Новосельская средняя школа

Тема мастер-класса

  (слайд №1 - тема) «Карта ума»

Развитие критического мышления через составление ментальных карт

  (слайд №2 –Что такое ментальные карты цель) 

Цель -  передача опыта по развитию критического мышления обучающихся при составлении интеллект-карт на уроках истории.   Форма мастер-класса:   лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

  Наглядность: - раздаточный материал (памятка по алгоритму создания ментальной карты);  - материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса; 

 Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; 

вовлечение  участников в групповую работу по созданию интеллект-карт на предложенную тему;  участие всех в обсуждении полученных результатов.

Вступительное СЛОВО: Прием «Чемодан настроения » 

 (слайд №3 Свойства интеллектуальных карт)

            На каждом уроке мы используем географические карты,  различающиеся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению...  А сегодня предлагается работа по актуализации в современной методике ментальных карт, которые так же называют картами памяти, ума, визуального мышления, разума, интеллект-карты.

          Инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения в современном обществе ставят отечественное образование перед необходимостью содержательных и структурных преобразований.

В них вся учебная  информация изображается в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи  между понятиями и частями рассматриваемого события. 

         Первые примеры создания интеллект-карт  встречаются в научных трудах, созданных еще столетия назад, но широкое их применение началось во второй половине XX века английским психологом Тони Бьюзеном. Он разработал правила и принципы конструкции ментальных карт и приложил массу усилий для популяризации и распространения своей технологии. Его книга «Научите себя думать» входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.


  (слайд №4 – Преимущества)

  (слайд №5 – Метод)

          Практика работы в разноуровневых классах общеобразовательной школы показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и как следствие - снижение учебной мотивации.

 

               При работе с учебными тестами чаще всего составляется линейная записи информации, в которой сложно выделить главное, трудно запомнить и еще труднее потом восстановить в памяти. Ключевые слова, несущие главную идею, теряются в массе большого текста. Учебное время при такой записи расходуется неэффективно. Следствием данной работы  являются: скука, рассеянность, неусвояемость информации, пустая трата времени... и тихая ненависть к изучаемому предмету и т.д.

Обозначенные проблемы приводят к изучению техники представления любого природного процесса или объекта, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме – т.е. составлению ментальных карт (Mind-maps).

           (слайд №6 – Возможности) В них вся учебная  информация изображается в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи  между понятиями и частями рассматриваемого события. Учеными доказано, что человеческий мозг может вместить в себя безграничное число информации. Но мы, к сожалению, не используем или не умеем использовать эту возможность.
Причин, почему так происходит много. Одна из них – неправильный метод запоминания – мы учим материал механически, зазубривая, не используем творческое мышление. Если и создаем опоры для запоминания, то записываем важную информацию в хронографической или иерархической форме, забывая про картинки, символы и цвета. Обучение, подача информации на уроке, лекции, занятии происходит для всех в одинаковой форме, несмотря на то, что все мы разные: кому-то легче запоминать визуальную информацию, кто-то использует преимущественно аудиальный канал восприятия, а для кого-то необходима кинестетическая информация, такому человеку важны движения, действия и т.п. В идеале методы обучения для всех должны быть разные и сочетать в себе всевозможные способы подачи информации.



          (слайд №8- Почему?) 

           (слайд №9 – технология карт) Технология карты разума призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, направлена на формирование навыков самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности.

           (слайд №11-16 – принципы, правила, эмфазы) В памятках представлены основные принципы и правила составления ментальных карт: на большом листе главная тема записана в центре, от неё на веточках обозначаются ключевые слова печатными буквами, к ним добавляются иллюстрации. Так можно создавать красивые, легко запоминающиеся ментальные карты и учиться с удовольствием!

  (слайд №18 – значение карт) Интеллект-карты собирают на одном листе всю необходимую информацию, помогают выделить плюсы и минусы решения, активизируют интуицию и ассоциативное мышление, фиксируют воспоминания, помогают ставить цели и планировать дела, управлять проектами и т.д.

  (слайд №17 – Результативность внедрения нового метода интеллект - карт на уроках истории показывает:

  • учащиеся эмоционально воспринимают текст, задумываются над проблемами, этапами событий;

  • дают адекватную оценку поведению исторических личностей;

  • умеют сравнивать, сопоставлять;

  • рецензируют ответы друг друга;

  • владеют историческими понятиями;

  • научены соотносить общечеловеческое (вечные темы) с конкретно-историческим (реалии нашей сложной истории);

  • умеют аналитически мыслить, синтезировать, обобщать, сравнивать;

  • свободно выходят на диалог с преподавателем и одноклассниками

  • умеют выделить главное

  • умеют выполнять творческие работы ;

           

         Отметим, что при составлении ментальных карт ученик проделывает  большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делать обобщения, выделяет  главное, существенное. В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мастер класс "Развитие критического мышления через создание ментальной карты"

Автор: Матюшко Ксения Дмитриевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "Мастер-класс « Использование 7 модулей Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан в практику преподавания и обучения» "
    ["seo_title"] => string(172) "mastier-klass-ispol-zovaniie-7-moduliei-proghrammy-povyshieniia-kvalifikatsii-piedaghoghichieskikh-rabotnikov-riespubliki-kazakhstan-v-praktiku-priepodavaniia-i-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101621"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402424041"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства