Просмотр содержимого документа
«Применение интеллект–карт на уроках истории и обществознания»
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Аксененко Нина Николаевна учитель истории, обществознания.
МОБУ Кангаласская средняя общеобразовательная школа им.П.С.Хромова.
«Городской округ «город Якутск»
В настоящее время школьное образование в России находится на этапе реформирования. Прежде всего, это проявляется в многообразии форм и методов проведения современного урока, который подразумевает постоянный творческий поиск. Основной девиз стандартов второго поколения ФГОС - научить учиться. Каждый по – настоящему заинтересованный учитель хочет, чтобы его уроки, были интересными, разнообразными, увлекательными и, несомненно, запоминающимися. На этих критериях стоится непрерывный поиск новых форм и методов проведения современного урока, которых к настоящему моменту огромное количество. Одной из таких технологий, обладающей высокой мотивационной направленностью и познавательной активностью является интеллект - карта.
Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, представленного в виде образов, ассоциаций на листе бумаги в графическом виде. Англоязычное словосочетание Mind map дословно переводится как «карта ума» («map» - карта, «mind» - ум). Интеллект-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.
Интеллект-карты являются разработкой Тони Бьюзена, британского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. По мнению разработчика, интеллект - карта - это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Как обычно люди записывают свои мысли? Пишут текст, при необходимости добавляя к нему таблицы, графики, диаграммы и т.п., даже при условии того, что человек разработал собственную систему сокращения слов, выделения главных мыслей, содержание от этого принципиально не меняется — линейная запись остается линейной.
Другое дело, интеллект-карты.. В майндмэппинге, напротив, используются такие инструменты, которые позволяют максимально разнообразить запись и тем самым активировать восприятие. Разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, образы и символы, значимые лично для вас — все это создает яркий визуальный продукт, который не оставит равнодушным.
В чем тут секрет? В отличие от линейной формы выражения мыслей, которая производится только одним, левым полушарием мозга, в майндмэппинге задействованы сразу оба, и правое, и левое. Благодаря этому техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее. Метод интеллект-карт может найти применение практически в любой сфере жизни, где требуется совершенствование интеллектуального потенциала личности или решение разнообразных интеллектуальных задач.
Выделяют шесть основных областей применения интеллект - карт:
Мозговой штурм. Майндмэппинг способствует свободному потоку идей и наталкивает на новые мысли через ассоциации
Создание заметок. Делать заметки в ментальной карте более эффективно и потом их легко можно просмотреть и запомнить
Планирование. Вы можете использовать карты, чтобы набрасывать планы проектов планировать мероприятия и многое другое.
Управление идеями. С помощью интеллект-карт Вы легко генерируете, захватываете и управляете идеями. Собирайте мнение участников, голосуйте и комментируйте темы
Управление совещаниями. Подготавливайте и распространяйте информацию для встреч, создавайте быстрые презентации, протоколы встреч и назначайте задачи
Управление знаниями. Интеллект-карты позволяют организациям хранить, обмениваться и управлять своими коллективными знаниями централизованно и надежно.
Интеллект - карты имеют следующие отличительные свойства:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Интеллект – карта как педагогическая технология
Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трем принципам:
«Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект - карт, правила и инструкции по их созданию.
«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект - карт.
«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Учащиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как вручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию. Метод интеллект - карт дает возможность учителю: повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся; развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности; активизировать деятельность; выявлять причины когнитивных затруднений; корректировать знания учащихся. При помощи «Интеллект - карты» легче выделить основную мысль: она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информаций без вычеркиваний и вставок (советы при составлении интеллект – карт - приложение 1). На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение интеллект - карт очень эффективно для использования на уроках истории и обществознания, так как данная технология развивает критическое мышление, позволяет использовать собственные ассоциации, также учащийся самостоятельно структурирует и отбирает важную информацию. Интеллект - карты построены на принципах, на которых построено наше мышление, поэтому информацию, записанную в виде интеллект - карт, легко воспринимать и запоминать, что делает процесс обучения увлекательным, запоминающимся и понятным.
Использованная литература
Бьюзен Тони. Карты памяти: используй свою память на 100 % [Текст] / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот; [пер. с англ. У. В. Сапциной] — М. : Росмэн, 2007. — 192 с.
Дорожкина Н.И. Современный урок истории. 5-11 классы. – М.: ВАКО,2017. – 288 с. – (Мастерская историка)
3.Савенков А.И. Исследовательский подход к изучению истории в современной школе //Школьные технологии. – 2006. – No3. – С. 112-120.