Для понимания истории важен учёт влияния на неё личностей.
В течение нескольких лет я работаю над методической проблемой «Изучение жизни и деятельности выдающихся исторических деятелей как средство гуманизации исторического образования».
В преподавании истории в нашей стране долгое время на первый план выдвигались объективные закономерности общего развития, отождествляемые с безличностью. Реформы образования последних лет связаны с реализацией принципов демократизации и гуманизации, что обусловило в процессе преподавания истории поворот к личности, раскрытию самоценности исторического деятеля.
При формировании у обучающихся умения давать развернутую характеристику исторической личности я использую памятку – схему, что помогает осмысленному запоминанию большого конкретного - исторического материала, позволяет студентам самостоятельно находить ответы из разных источников. При изучении личности акцентирую внимание на законы исторической эпохи и поведение лидера в этих исторических условиях.
Важно также дать обучающимся как бы « прочувствовать» исторического героя, понять, способен ли он на добро и зло, и т.д. Данный прием имеет большое воспитательное значение.
Как результат такой работы является выбор студентами для аттестационных работ темы «Личность на фоне российской истории». В кабинете истории накоплен данный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика изучения исторической личности »
Для понимания истории важен учёт влияния на неё личностей.
В течение нескольких лет я работаю над методической проблемой «Изучение жизни и деятельности выдающихся исторических деятелей как средство гуманизации исторического образования».
В преподавании истории в нашей стране долгое время на первый план выдвигались объективные закономерности общего развития, отождествляемые с безличностью. Реформы образования последних лет связаны с реализацией принципов демократизации и гуманизации, что обусловило в процессе преподавания истории поворот к личности, раскрытию самоценности исторического деятеля.
При формировании у обучающихся умения давать развернутую характеристику исторической личности я использую памятку – схему, что помогает осмысленному запоминанию большого конкретного - исторического материала, позволяет студентам самостоятельно находить ответы из разных источников. При изучении личности акцентирую внимание на законы исторической эпохи и поведение лидера в этих исторических условиях.
Важно также дать обучающимся как бы « прочувствовать» исторического героя, понять, способен ли он на добро и зло, и т.д. Данный прием имеет большое воспитательное значение.
Как результат такой работы является выбор студентами для аттестационных работ темы «Личность на фоне российской истории». В кабинете истории накоплен данный материал.
И хотя характеристикам исторических деятелей в учебно- методической литературе уделялось некоторое внимание, главный акцент при этом делался не на индивидуальном своеобразии, неповторимости, уникальности личности, а на появлении в ней типичных черт, признаков представителя того или иного класса.
Почти не рассматривались психологические характеристики исторической личности, раскрытие идеи самоценности человека как субъекта социального развития. Речь идет не только об увеличении количества изучаемых исторических персоналий выдающихся людей прошлого.
Попробую сформулировать некоторые рекомендации, связанные с изучением исторической личности.
1. Особое внимание уделяется деятельности личности в переломные, решающие моменты исторического развития, когда человек осуществляет выбор, повлияющий и на его судьбу, и на судьбу страны.
Это позволяет раскрыть возможные альтернативы истории, показать роль ситуаций выбора, историческую значимость жизненной позиции человека.
2. Личность оценивается с различных точек зрения, в том числе с точки зрения норм этой эпохи, в которой жил человек. Учащиеся знакомятся не только с мнениями историков, но и с высказыванием современников.
Предлагаются задания на описание личности глазами современников, используются такие приемы, как инсценировка, моделирование жизненных ситуаций. Это помогает раскрыть взаимоотношения личности с окружающими людьми.
3. Формулируя суждения о поступках исторического деятеля, учащийся получает право на субъективность и пристрастность. При этом, однако, нужно не только показать сложность и неоднозначность моральных оценок, но и сформировать представление об общечеловеческих ценностях.
4. Все большое распространение на школьных уроках получает жанр персонифицируемой истории, который позволяет через биографию исторического деятеля осветить важные события, особенности жизни страны и народа, раскрыть образ эпохи. Подобные уроки могут строиться на основе биографии не только знаменитых общественных деятелей, но и тех людей, чью жизнь учитель считает типичной для того или иного времени.
5.Формированию умения давать развернутую характеристику исторической личности способствует использование алгоритма. В алгоритме заложены смысловые опоры, на которых строится система знаний об исторической личности.
Памятка- схема « Характеристика исторического деятеля»
1. Сведения о жизненном пути. Условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов, убеждений.
2. Личные качества, степень их соответствия задачам, который решил исторический деятель.
3. Жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения.
4. Способы действия; средства достижения цели.
5. Соотнесенность целей исторического деятеля и интересов какой либо социальной группы. Круг друзей, единомышленников и круг врагов.
6. Противоречия в деятельности и личности.
7. Роль личности в истории, результаты и значение деятельности.
8. Художественная, публицистическая и научная литература, содержащая сведения о данном человеке.
Если деятельность личности повлияла на выбор той или иной альтернативы исторического развития, приведенную выше памятку- схему уместно дополнить вопросами:
1. Какие варианты развития событий реально существовали в данный исторический момент?
2. При каких условиях мог осуществится той или иной вариант?
3.Какие факторы определили исход событий?
4.Каковы были достоинства и недостатки избранного пути?
6.Каковы были результаты и последствия выбора для положения разных групп людей, для экономики, для политики, для международных отношений и т.д.?
В старших классах характеристика исторической личности дополняется и углубляется за счёт привлечения политологических и социологических знаний. Так, старшеклассники, изучая жизнь и свершения выдающегося политического деятеля, определяют тип лидерства, опираясь на классификацию, разработанную М.Вебером. Немецкий социолог выделил три типа лидерства:
-рациональное лидерство, основанное на признании исключительности, уникальности индивидуальных качеств и достижений личности; взаимоотношения вождя и масс зачастую имеют эмоционально-мистический характер, предлагающий беспредельную веру, бездумное следование приверженцев за харизматическим лидером.
К числу харизматических деятелей западные исследователи обычно относят Гитлера, Сталина, Франко, Рейгана, Тэтчер и других политиков, придерживавшихся различных взглядов на общественное развитие. Социально-психологическая ситуация, связанная с искренней верой в лидера, может постепенно формализоваться; при этом сохраняются только внешние атрибуты харизматического лидерства.
Студенты должны различать и лидера популистского толка. В данном случае под популизмом понимается безудержанная, зачастую демагогическая апелляция к народу – с тем, чтобы найти себе опору в нем. Лидеры- популисты стремятся к прямым контактам с массами на митингах, манифестациях; они щедры на обещания, порой даже абсурдные; часто проявляют беспринципность, могут манипулировать результатами опросов, референдумов и т. п.
При анализе взаимоотношений лидера и масс можно познакомить учащихся с толкованиями понятий народ и толпа. Французские социальные психологи Г. Лебон и Г. Тард исследовали феномен толпы и пришли к выводу, что толпа, властвуя в переходной период, когда расшатываются привычные устои и верования, обладает своей психологией. Человек толпы утрачивает чувство ответственности и оказывается во власти иррациональных чувств. Лебон и Тард отмечали такие черты поведения толпы, как преобладании эмоций над разумом. нетерпимость к критике, иной точке зрения; склонность подчиняться сильной власти; неконструктивность действий
Зная психологию толпы, лидеры могут манипулировать массами, льстить их самолюбию, используя эмоционально яркие речи , агрессивную фразеологию, указывая толпе на врагов. При этом лидером- героем может стать не только выдающаяся личность, но и ничтожный человек, который сумеет повести толпу за собой.
Характеристика исторического деятеля может стимулировать обсуждение на уроках нравственных проблем, в частности вопросов политической этики. Историческая личность зачастую оказывается перед нравственной дилеммой: либо принимать жестокие и непопулярные меры, либо, отказавшись от них, способствовать ухудшению ситуации в стране. Анализ поведения личности в подобной ситуации выбора, конечно, строится с учетом конкретного – исторической обстановки.
При этом уместно, однако, обсудить и более общие вопросы: может ли политика быть нравственной? Каково соотношение морали и целесообразности в политике? Что значит честный политик? Возможно ли благородство в политике? Допустимо ли добавиться гуманной цели негуманным методом?
М. Вебер писал: « Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижения хороших целей во множестве случаев связано с необходимостью мириться и использованием нравственно сравнительных или по меньшей мере опасных средств, и с возможностью или даже вероятностью скверных побочных действий; и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком случае этически положительная цель освещает этически опасные средства и побочные следствия».
Учитывая, что любое политическое действие затрагивает судьбу многих людей, наверное, все же правомерно ставить вопрос о нравственности политики и политика. Тогда, может быть, честный политик- это тот, кого отличает единство слова и дела, кто ставит перед собой только такие задачи, которые он может решить, соблюдая общепринятые этические норм? А благородный политик – это политик толерантный, т.е. терпимый к чужой точке зрения, чужим взглядом, верованиям, обычаями, уважающими мнение другого? Любой ученик может высказать соответственное мнение об этих проблемах или хотя бы задуматься над ними.
В результате изучения жизни и деятельности исторических личностей студенты осмысливают главное - что никакие географические, природные, экономические, внешнеполитические и прочие условия не «заработают», если их не приведут в действие люди, в первую очередь лидеры, видные деятели той или иной страны. И чем более ярким характером обладает лидер, чем активнее он вторгается в жизнь общества, тем более сильное влияние он оказывает на судьбу страны.