Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках гуманитарного и социально – экономического цикла
Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках гуманитарного и социально – экономического цикла
Наглядное обучение является одним из важнейших методических приёмов, мощным активизатором учебной деятельности, изучение которого поможет преподавателю достичь высоких результатов.
Использование изобразительных источников на уроках истории ставит перед преподавателем истории следующие цели и задачи:
сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;
организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости студентов;
включать дополнительные внутренние резервы и дополнительные методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;
активизировать научную деятельность.
Достижение данных учебных результатов возможно только при условии объединения активных и интерактивных форм, методов и технологий организации познавательной деятельности студентов на уроках как отечественной, так и всемирной истории.
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у студентов на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.
Наглядность в обучении способствует тому, что у студентов, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Очень важно использовать изобразительные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы.
Современный урок истории должен соответствовать ряду требований:
соответствие содержания урока уровню развития исторической науки и задачам воспитательной работы;
четкость цели урока в неразрывном единстве образовательных, воспитательных и развивающих задач.
определение главного, существенного для каждого урока, с тем чтобы оно было понято и усвоено всеми студентами группы.
организация активной познавательной деятельности студентов.
Важным требованием к уроку является умение преподавателя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у студентов интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.
Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окрашенное человеческим чувством слово преподавателя, и интересный документ.Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к изучаемому создаются не только путем приведения яркого материала об исторических событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения студентов к изучаемым фактам.
К изобразительным источникам, применяемым на уроках истории, можно отнести:
репродукции картин;
фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
фоторепродукции или учебные картины, изображающие исторические предметы быта.
Выделяют несколько типов исторических картин:
событийные, отражающие неповторимые исторические факты-события, происходившие лишь однажды,
типологические, отражающие многократно повторяющиеся исторические факты-явления,
описательные картины с изображениями городов, сооружений, ансамблей, архитектурных памятников и исторические портреты.
По своей смысловой нагрузке иллюстрации могут выполнять и равноправную с текстом функцию: тогда они так и называются равноправными. Они восполняют материал, отсутствующий в тексте.
Иллюстрация может выступать и в качестве самостоятельного источника извлечения знаний. Тогда она называется независимой.Одним из художников, чьи произведения проходят через курс отечественной истории, является A.M. Васнецов.
Не случайно, полотна и акварели А.М. Васнецова всегда составляют неотъемлемую часть иллюстраций учебников по русской истории: они не только создают зрительный запоминающийся образ городов, но и побуждают студента ответить на вопрос, почитать дополнительную литературу о жизни соотечественников в прошлом. Такие картины можно использовать в качестве зрительной опоры, например, для фиксации и образного обозначения даты. В этом случае используется картина «Постройка первых стен в 1156 году».
При изучении личности Сергия Радонежского можно обратиться к картине «Сергий Радонежский».
Известна картина А. Васнецова « Поле побоища Игоря Святославовича с половцами»
Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли, когда "пали стяги Игоревы и полегли русичи на поле незнаемом". Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию "Слова о полку Игореве". В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, создать просветленную трагедию. На поле битвы раскинулись тела не мертвых воинов, но, как в русском фольклоре, "вечно уснувших". В сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и величавое спокойствие.
Картины Виктора Васнецова называют «родом из детства». Они, как произведения Пушкина или, к примеру, музыка Чайковского, кажутся нам ясными и понятными в любом возрасте. От мифов и преданий – к драме и серьёзному осмыслению истории. Для нас Васнецов – певец сказочной, легендарной Руси. Однако же его богатыри, царевны и Алёнушки так достоверно выписаны, что нам кажется – всё это было взаправду. Волшебный мир становится ближе, а былинные герои – оживают и остаются в памяти именно такими, какими их увидел художник.
Картина художника может выступать на уроке в различных ролях: в качестве зрительной опоры, материализованной иллюстрации, эмоционального эффекта, объекта выявления деталей, самостоятельного источника новых знаний, средства моделирования схем. Она также может помочь воссоздать образ эпохи, прояснить реальную картину исторических событий.Все это делает картину достаточно продуктивным средством наглядности.
Таким образом, использование изобразительных источников на уроках истории приводит к следующим результатам:
помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным;
дает возможность организации самоконтроля индивидуальной успеваемости студентов;
использование различных наглядных средств позволяет увеличить эффективность и качество усвоения студентами учебного материала;
помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;
раскрывает методику эффективной работы со средствами наглядного обучения;
значительно экономит время подачи нового и закрепления пройденного материала;
обладая значительной силой эмоционального воздействия, картины и иллюстрации имеют большое воспитательное значение в преподавании истории;
ознакомление с вещественными памятниками и применение наглядностей на уроках истории пробуждают у детей интерес к изучению прошлого, к истории, как науке, активизируют их мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках гуманитарного и социально – экономического цикла »
Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках гуманитарного и социально – экономического цикла.
Преподаватель истории ГБОУ СПО КСПК
Антонова
Галина
Станиславовна
2014 – 2015 уч. год
Наглядное обучение является одним из важнейших методических приёмов, мощным активизатором учебной деятельности, изучение которого поможет преподавателю достичь высоких результатов.
Использование изобразительных источников на уроках истории ставит перед преподавателем истории следующие цели и задачи:
сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;
организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости студентов;
включать дополнительные внутренние резервы и дополнительные методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;
активизировать научную деятельность.
Достижение данных учебных результатов возможно только при условии объединения активных и интерактивных форм, методов и технологий организации познавательной деятельности студентов на уроках как отечественной, так и всемирной истории.
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у студентов на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.
Наглядность в обучении способствует тому, что у студентов, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Очень важно использовать изобразительные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы.
Современный урок истории должен соответствовать ряду требований:
соответствие содержания урока уровню развития исторической науки и задачам воспитательной работы;
четкость цели урока в неразрывном единстве образовательных, воспитательных и развивающих задач.
определение главного, существенного для каждого урока, с тем чтобы оно было понято и усвоено всеми студентами группы.
организация активной познавательной деятельности студентов.
Важным требованием к уроку является умение преподавателя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у студентов интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.
Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окрашенное человеческим чувством слово преподавателя, и интересный документ.Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к изучаемому создаются не только путем приведения яркого материала об исторических событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения студентов к изучаемым фактам.
К изобразительным источникам, применяемым на уроках истории, можно отнести:
репродукции картин;
фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
фоторепродукции или учебные картины, изображающие исторические предметы быта.
Выделяют несколько типов исторических картин:
событийные, отражающие неповторимые исторические факты-события, происходившие лишь однажды,
типологические, отражающие многократно повторяющиеся исторические факты-явления,
описательные картины с изображениями городов, сооружений, ансамблей, архитектурных памятников и исторические портреты.
По своей смысловой нагрузке иллюстрации могут выполнять и равноправную с текстом функцию: тогда они так и называются равноправными. Они восполняют материал, отсутствующий в тексте.
Иллюстрация может выступать и в качестве самостоятельного источника извлечения знаний. Тогда она называется независимой.Одним из художников, чьи произведения проходят через курс отечественной истории, является A.M. Васнецов.
Не случайно, полотна и акварели А.М. Васнецова всегда составляют неотъемлемую часть иллюстраций учебников по русской истории: они не только создают зрительный запоминающийся образ городов, но и побуждают студента ответить на вопрос, почитать дополнительную литературу о жизни соотечественников в прошлом. Такие картины можно использовать в качестве зрительной опоры, например, для фиксации и образного обозначения даты. В этом случае используется картина «Постройка первых стен в 1156 году».
При изучении личности Сергия Радонежского можно обратиться к картине «Сергий Радонежский».
Известна картина А. Васнецова « Поле побоища Игоря Святославовича с половцами»
Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли, когда "пали стяги Игоревы и полегли русичи на поле незнаемом". Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию "Слова о полку Игореве". В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, создать просветленную трагедию. На поле битвы раскинулись тела не мертвых воинов, но, как в русском фольклоре, "вечно уснувших". В сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и величавое спокойствие.
Картины Виктора Васнецова называют «родом из детства». Они, как произведения Пушкина или, к примеру, музыка Чайковского, кажутся нам ясными и понятными в любом возрасте. От мифов и преданий – к драме и серьёзному осмыслению истории. Для нас Васнецов – певец сказочной, легендарной Руси. Однако же его богатыри, царевны и Алёнушки так достоверно выписаны, что нам кажется – всё это было взаправду. Волшебный мир становится ближе, а былинные герои – оживают и остаются в памяти именно такими, какими их увидел художник.
Картина художника может выступать на уроке в различных ролях: в качестве зрительной опоры, материализованной иллюстрации, эмоционального эффекта, объекта выявления деталей, самостоятельного источника новых знаний, средства моделирования схем. Она также может помочь воссоздать образ эпохи, прояснить реальную картину исторических событий.Все это делает картину достаточно продуктивным средством наглядности.
Таким образом, использование изобразительных источников на уроках истории приводит к следующим результатам:
помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным;
дает возможность организации самоконтроля индивидуальной успеваемости студентов;
использование различных наглядных средств позволяет увеличить эффективность и качество усвоения студентами учебного материала;
помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;
раскрывает методику эффективной работы со средствами наглядного обучения;
значительно экономит время подачи нового и закрепления пройденного материала;
обладая значительной силой эмоционального воздействия, картины и иллюстрации имеют большое воспитательное значение в преподавании истории;
ознакомление с вещественными памятниками и применение наглядностей на уроках истории пробуждают у детей интерес к изучению прошлого, к истории, как науке, активизируют их мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.