kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающегося.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по истории»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж»













Методические рекомендации

по самостоятельной работе студентов ОУД.04. История

Профессии

35.01.13. «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производств»

19.01.17. «Повар, кондитер»

29.01.07 «Портной»























Минусинск 2017



РАССМОТРЕНЫ

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании ЦК дисциплин социально-гуманитарного цикла

Заместитель директора

Протокол № ___

по учебной работе

_________________

___________

« » _____________ 2017г.

« » __________ 2017 г.







Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для всех специальностей и профессий (утв. Приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 №832, зарегистрировано в Минюсте России от 19.08.2014 № 33638). Методические рекомендации предназначены для обучающихся первых – вторых курсов по выполнению самостоятельной работы по дисциплине.














Организация – разработчик: КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж»



Разработчик: Шапранова Н.П. преподаватель КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж»




Содержание


  1. Введение ____________________________________________________4

  1. Общие требования к оформлению печатной работы ________________5

  2. Работа с учебником. Работа с источником ________________________7

  3. Анализ. Характеристика. Сравнение. Отзыв. Рецензия _____ _______10

  4. Подготовка доклада, сообщения, реферата __ _________________13

  5. Составление таблиц _________________________________________15

  6. Написание эссе _____________________________________________18

  7. Подготовка слайд-шоу (презентации) ___________________________20

  8. Подготовка проекта __________________________________________22

  9. Составление кроссвордов _____________________________________27

  10. Источники ___________________________________________ ______29







































Введение


Дисциплина разработана в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015г., регистрационный номер рецензии 377 от 23 июля 2015г. ФГАУ «ФИРО») по специальностям среднего профессионального образования: 29.01.07 Портной, 35.01.13. «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производств»

19.01.17. «Повар, кондитер».

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, к освоению которых готовит содержание дисциплины, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение

студентами следующих результатов:

личностных:

 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за

свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

 становление гражданской позиции как активного и ответственного члена

российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

 готовность к служению Отечеству, его защите;

 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

предметных:

 сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач про-грессивного развития России в глобальном мире;

 владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,

представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

 сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

 владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

 сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.


Самостоятельная работа — планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания образовательных программ, осуществляемая по заданию, при методическом руководстве и под контролем преподавателя.

Задачи организации самостоятельных работ состоят в следующем:

– мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;

– повысить ответственность обучающихся за свое обучение;

– способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;

– создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

Видов внеаудиторных самостоятельных работ по истории достаточно много. Это написание рефератов, подготовка презентаций, составление планов-конспектов и другие. Обычно каждый преподаватель сам решает, какие самостоятельные работы он задает, какие требования к их выполнению предъявляет. В настоящее время не существует единых требований к выполнению самостоятельных работ по истории в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее – ОУ СПО). Существует достаточно много методических рекомендаций по выполнению самостоятельных работ. Большая их часть вполне соответствует всем требованиям стандартов по истории. Однако значительное количество этих рекомендаций и, зачастую достаточно внушительный объем, позволяют легко запутаться в их содержании.

В данной методической разработке сделана попытка обобщить самые распространенные варианты практических рекомендаций по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по истории: написанию реферата, составлению таблиц, подготовке проектов и других. Эти рекомендации не носят обязательного характера, однако могут быть применены в качестве основных как преподавателями при предъявлении требований к выполнению заданий, так и студентами при их выполнении.

Необходимо учесть, что при изучении истории студенты сталкиваются с терминами, именами, датами. Вне зависимости от формы работы их следует запоминать и выписывать. Наиболее удобно это делать в отдельной тетради-словарике.


Общие требования к оформлению печатной работы

Значительная часть внеаудиторных самостоятельных работ выполняется в печатном виде. К таким работам относятся: подготовка докладов, рефератов, составление анализов и другие. Следует отметить, что при наличии определенных стандартов для оформления печатных работ: докладов, рефератов и других предусматриваются титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список источников, приложения – дальнейшие требования определяются учебным заведением, преподавателем. Оптимальный вариант для всех видов печатных работ — следующее оформление:

Работа печатается на листах формата А4. Текст работы печатается шрифтом Times New Roman, размер – 14; междустрочный интервал – 1,5; абзацный отступ – 1,25; поля: по левому краю – 3 см, правому – 1,5 см, по верхнему и нижнему краю – 2 см. Счет страниц ведется с титульного листа. Нумеруются все страницы, начиная со второй (в отдельных случаях нумерация начинается с третьей страницы, это оговаривается преподавателем). Нумерация ведется по центру.

Каждая часть работы (содержание, введение и т. д.) начинается с нового листа и выделяется жирным шрифтом.

При делении текста на главы, каждая новая глава печатается на том же листе, ее название печатается по центру и выделяется жирным шрифтом.

При наличии источников (литературы, Интернет-ресурсов): ссылки на источники указываются в квадратных скобках согласно нумерации списка литературы (источников). При цитировании указываются также номера страниц. Например, [11, стр. 9].

Источники приводятся в алфавитном порядке в соответствии с библиографическими требованиями. Учебная литература не должна быть старше 5-и лет. В источниках отдельными списками указываются и нумеруются: используемая литература; Интернет-ресурсы.

При наличии иллюстраций (диаграмм, схем, таблиц и др.) ссылки на них указываются также в тексте в квадратных скобках (например, [Рисунок 1]). Сами иллюстрации могут приводиться по ходу работы и соответственно оформляться. Иллюстрации в виде таблиц указываются вверху справа и нумеруются, ниже по центру — название [Таблица 1]. Остальные иллюстрации: рисунки, схемы, диаграммы и другие указываются внизу по центру и нумеруются, рядом идет название иллюстрации [Рисунок 1]. Нумерация может быть сквозной, может – в пределах раздела. В этом случае идет порядковый номер раздела, точка, затем – порядковый номер рисунка (Рисунок 1.1, Рисунок 1.2 и т.д.). Также иллюстрации могут приводиться после списка источников и оформляться как приложения: Приложение 1. и т. д. и указываться в верхнем правом углу. Следовать нужно одному выбранному способу оформления.



Таблица 1

Восточные славяне

Союзы племен

Районы обитания

Политические центры

Вятичи

Бассейн Оки

Версии: Дедиславль (совр. село Дедилово Киреевскиого района Тульской области), Кордно (совр. Село Корное Мосальского района Калужской области)

Древляне

К западу от Днепра, южнее Припяти

Искоростень

Ильменские словене (новгородские славяне)

Район озера Ильмень, бассейн Волхова

Новгород

Поляне

Среднее течение Днепра, р. Рось

Киев



ТУМЕН (10 ТЫСЯЧ)

ТЫСЯЧА (10 СОТЕН)

СОТНЯ (10 ДЕСЯТКОВ)

ДЕСЯТКИ (ФОРМИРУЮТСЯ ПО КРОВНО-РОДСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ)









Работа с учебником. Работа с источником


Работа с учебником

Работа с учебником является неотъемлемой частью всего образовательного процесса. И от того, насколько грамотно будет построена эта работа, во многом зависит и эффективность обучения. Если говорить о работе с учебником, как о виде внеаудиторной самостоятельной работы, то прежде всего, нужно знать, какую тему Вы изучаете и какие цели ставите перед собой. Если это простое ознакомление с материалом, изучение темы в целом, нужно систематизировать процесс изучения, поставив перед собой ряд вопросов:

  • Какова главная мысль темы (главы, параграфа, пункта и т. д.)?

  • Какие события, факты изучаются в данной теме, где и когда они происходят?

  • Кто являются действующими лицами и какие цели они преследуют?

  • Какова причинно-следственная связь между событиями?

  • Какие выводы можно сделать на основании изученного материала?

  • Если изучаются события, факты, связанные с отдельно взятыми городом, регионом, страной, вспомните, какие события в этот период происходили в стране, в мире?

Такие вопросы нужно ставить как для всей темы в целом, так и для каждой главы (параграфа, пункта).

После прочтения материала, перескажите его и ответьте на вопросы в учебнике. Вне зависимости от их наличия и постановки, ответьте на вопросы, указанные выше.

Если это составление плана-конспекта, необходимо после прочтения материала:

  • выделить основную мысль;

  • разбить материал на пункты (простой план), на пункты и подпункты (сложный план) в зависимости от рассматриваемых в них событий, фактов, озаглавить их (в учебниках они обычно выделены) и определить главное;

  • письменно записать план изучаемого материала, делая для каждого пункта, подпункта тезисы (кратко сформулированные основные положения);

  • письменно сделать выводы по существу материала для каждого пункта, подпункта и для всей темы в целом.

Для выделения главного руководствуйтесь схемой вопросов, указанных выше: кто (что), где и когда? Каковы цели, причины, следствия?

Для выполнения других видов самостоятельных работ по учебнику смотрите соответствующие разделы рекомендаций.


Работа с источником

К историческим источникам относят практически все документы и предметы, отражающие исторический процесс. Из исторических источников мы узнаем информацию, поэтому выполнение внеаудиторных самостоятельных работ невозможно представить себе без работы с источниками. Например, учебник также можно рассматривать как вид исторического источника. Но работа с учебником (см. выше) и работа с остальными источниками имеют свою специфику. Прежде, чем изучать источник, необходимо определить:

  • тип источника (официальный документ, художественное произведение, записки, и т. д.);

  • первичность (оригинал) и вторичность (перевод);

  • автора (для оригинала), переводчика (для перевода);

  • время и место издания;

  • полный это текст или отрывок;

  • достоверность;

  • объективность.

Достоверность и объективность определять достаточно трудно. Даже в наше время, при наличии свидетелей и документальных подтверждений, одни и те же события трактуются по-разному. Однако делать это нужно, поскольку только так можно приблизиться к объективному и полному изучению материала. Например, изучая древнеегипетский текст, известный как «Речения Ипусера»*, нужно ссылаться на известные данные. В данном случае точно установить ни автора, ни время, ни сами описываемые события невозможно. Точнее, существуют разные мнения ученых-востоковедов по этому поводу, на них и нужно ссылаться при работе с источником. А при изучении Приказа НКО СССР № 227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещению самовольного отхода с боевых позиций» от 28.07.1942 («Ни шагу назад»)** достаточно сделать ссылку на источники, где хранится документ, кем, где и когда он был опубликован. Данные по документу не вызывают сомнений. Спорным является только нравственный аспект содержания документа, но это уже тема для размышлений.

При изучении любого текстового материала необходимо учитывать (и указывать) кто, где и при каких обстоятельствах его писал. Из этого можно сделать выводы об объективности материала. Например, статьи в газетах воюющих стран, описывающих одни и те же события будут весьма отличаться друг от друга, а значит, по крайней мере, одна из них будет необъективна.

Остальную же работу с источником следует проводить с учетом поставленных целей и по аналогии с работой с учебником (см. выше).


*Речения Ипусера (прежнее чтение — Ипувера), жившего, если он был исторической личностью, в конце эпохи Среднего царства (начало XVIII в. до н. э.), дошли в записи, судя по языку и opфографии, эпохи Нового царства (ок. 1300 г. до н. э.). Они записаны на иератическом папирусе, обнаруженном подле Мемфиса, в некрополе Саккара, и хранящемся ныне в музее г. Лейдена (№ 1344) в Нидерландах.

Перевод сделан по изданию: Gardiner А. Н. The Admonitions of an Egyptian Sage from an hieratic papyrus in Leiden. Leipzig, 1909. Перевод и комментарии Струве В. В.

**Приказ НКО СССР № 227 « О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещению самовольного отхода с боевых позиций» от 28.07.1942. Источник: РГВА ф. 4, оп. 12, д. 105, л. 122 — 128. Подлинник. Опубликован в книге «История военного искусства. Курс лекций». — М.: 1958. — Т. 5. — С. 780 — 783.






















Анализ. Характеристика. Сравнение. Отзыв. Рецензия


Анализ материала

Анализ как вид самостоятельной работы используется достаточно часто. Он позволяет развивать логические, аналитические способности и, как и все виды самостоятельных работ, способствует изучению и усвоению материала на более высоком уровне. В зависимости от материала и от целей различными могут быть и подходы к анализу материала. Могут анализироваться содержание текста, фильма, картины и т. д. Могут анализироваться как самостоятельно, так и в сравнении. Могут анализироваться целиком и по отдельным элементам. Могут анализироваться события, а могут люди. Могут быть в виде характеристики, отзыва, рецензии и т. д. Рассмотрим самые распространенные виды анализа материала.


Анализ содержания текста

Анализ содержания текста во многом схож с работой с учебником (источником) (см. выше), но имеет несколько отличий. Во-первых, разница здесь в том, что при работе с учебником (источником) (изучение темы, составление плана-конспекта) изучается (конспектируется) весь материал. В данном случае, все зависит от целей. Можно анализировать не всю тему, а какую-то ее составную часть. Например, при работе с темой «Февральская и октябрьская революции 1917 г. в России», можно анализировать только деятельность политических партий и политических лидеров. Конкретизируются задания преподавателем, либо в учебнике.

Другое важное отличие состоит в том, что при составлении анализа, должны учитываться определенные критерии, по которым следует проводить анализ.

Для исторических процессов, периодов такими критериями являются: социальная структура (сословия, классы, этносы и т. д.), экономика (сельское хозяйство, промышленность), культура (система ценностей, образование, наука и техника, литература, и т. д.).

Для исторических событий (политическая революция, война, восстание) такими критериями будут: движущие силы и их цели — для революций, восстаний; противники и союзники, их цели и военно-экономический потенциал — для войн; характер, методы, причины и повод, основные этапы (события), итоги, причины победы (поражения) — для всех видов событий.

Для анализа деятельности политических лидеров нужно учитывать их социальный статус, цели, деятельность, ее мотивы и итоги. В зависимости от цели задания, можно указывать и анализировать краткую биографию (поэтапно), можно только определенный этап.

Анализ художественного произведения, фильма, картины и т.д. предполагает указание замысла (если он известен), указание на то, какие детали, какие персонажи и их действия раскрывают этот замысел. Если в произведении показаны реальные исторические события, персонажи, нужно указать, насколько полно и объективно они раскрыты.

При анализе деятельности политических партий (организаций) учитываются лидеры, социальный состав, численность, программы, цели, деятельность, тактика, итоги.

Анализируя альтернативную ситуацию, нужно определить суть проблемы, участников, их цели, возможные варианты решений, причины и последствия (итоги) конкретного пути развития ситуации.

Третье отличие заключается в том, что применительно ко всем видам анализа нужно дать оценку изучаемым событиям, фактам и т. д. («плюсы» и «минусы», «за» и «против»), а при анализе альтернативной ситуации — указать свой вариант пути развития.


Характеристика

Характеристика — совокупность отличительных свойств кого-либо или чего-либо. По сути, характеристика это вид анализа, проводится по тем же пунктам, что и анализ содержания текста. Отличия состоят в том, что во-первых, характеристика дается в более сжатой форме. Во-вторых, если это характеристика личности, в ней делается акцент на ее деловых и личных качествах, а также мотивах деятельности, совершения тех или иных поступков.


Сравнение

Сравнение — вид анализа. Проводится оно по точно такой же схеме, как и анализ содержания текста (см. выше), но имеет свою специфику. Она состоит в том, что сравнение не только проводится по определенным критериям, но и предполагает выявление закономерностей. Основу этих закономерностей (логических выводов) составляют сходства и различия. Например, сравнивая народные выступления в России в XVII в., можно установить то, что все они заканчивались поражением т. к. носили стихийный характер, народ не был подготовлен к военным действиям, разобщен, не имел четких целей. В то же время, крепло самосознание народа и накапливался опыт.


Отзыв

Отзыв также относится к виду анализа. Он может быть дан как на текстовый материал, так и на художественное произведение. Но во внеаудиторной самостоятельной работе отзыв обычно составляют на проведенное мероприятие, например, экскурсию. При составлении отзыва нужно:

  • дать краткую характеристику музея (другого учреждения, объекта) (архитектурный стиль здания, год, архитектора, учреждения, находившиеся в этом здании в разные годы);

  • указать тематику экскурсии, ее цель;

  • указать содержание экскурсии (экспозиции, рассказ экскурсовода);

  • сделать выводы по экскурсии («плюсы» и «минусы», соответствует ли теме, достигнуты ли цели и т. д.) (для этого возможно сравнение проведенной экскурсии с имеющимися у Вас сведениями по данным экспозициям);

  • при оформлении отзыва желательно сделать цветные иллюстрации-приложения.


Рецензия

Рецензия — вид анализа. Дается на художественное произведение (см. выше), но обычно — на научную работу. В рецензии указываются:

  • название, автора, цель работы;

  • актуальность, новизна;

  • положительные и отрицательные стороны предлагаемого на рассмотрение материала, проекта и т.д.;

  • практическое значение и рекомендации по использованию;

  • замечания по существу работы.












Подготовка доклада, сообщения, реферата

Подготовка доклада, сообщения

Доклад – достаточно распространенный вид внеаудиторной самостоятельной работы. Он позволяет глубже изучить недостаточно освещенные в учебниках темы (разделы тем). Весьма часто студенты просто копируют из Интернета текстовый материал, а затем монотонно читают его перед скучающей аудиторией. Сразу нужно отметить, что такая работа не может рассматриваться как значимая и не должна оцениваться. Кроме того, также существуют различные мнения по поводу определения разницы между докладом и сообщением, а также в вопросах их оформления.

Доклад отличается от сообщения, прежде всего, большим объемом информации. Оптимальное время доклада — 5 — 7 минут. Оптимальное время сообщения — 3 — 4 минуты. Другое отличие состоит в том, что доклад это небольшая научная работа, а сообщение это дополнительная информация к теме. Поэтому работа над докладом требует выполнения ряда правил:

  • выбор темы и цели;

  • подбор литературы, изучение и анализ;

  • составление плана;

  • оформление работы.

Структура доклада должна включать:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • основная часть (по пунктам);

  • заключение;

  • источники.

Во введении (половина страницы) указываются тема, актуальность, цели работы.

Основная часть (5 — 15 страниц) может делиться на пункты и подпункты, логически взаимосвязанные между собой.

В заключении (половина страницы) делаются выводы по существу достигнутых целей.

Также в докладе могут быть иллюстрации, таблицы. Они могут размещаться и по ходу текста в основной части, и отдельно в приложениях и последовательно нумероваться (например, Рисунок 1, Таблица 1, Приложение 1).

Список источников должен включать в себя 3 — 5 наименований литературных произведений (не считая учебной литературы).

Доклад не должен зачитываться целиком. Автор должен оформить на отдельном листе основные пункты, по которым он будет излагать свой материал. Все пункты должны быть логически взаимосвязаны так, чтобы в результате получился цельный, последовательный рассказ.

Требования к сообщению не такие строгие. Точнее, к его оформлению. Его изначально можно оформить на одном листе, предназначенном для автора. В остальном же, сообщение делается по тем же пунктам, что и доклад и отличается только объемом информации. Но все же, более грамотно будет и доклад, и сообщение оформлять по аналогичной схеме (см. выше).


Подготовка реферата

Реферат отличается от доклада большим объемом и более глубоким раскрытием темы. Структура реферата такая же, как и у доклада (см. выше), но имеет свои особенности. Во-первых, объем реферата составляет 20 — 30 страниц (соответственно увеличивается объем введения и заключения). Во-вторых, цели реферата изначально должны предполагать достаточно глубокое изучение материала и наличие авторского вывода по существу изучаемого вопроса, либо подтверждающее, либо опровергающее уже известные факты, версии, либо раскрывающие принципиально новые (малоизученные) исторические вопросы. В-третьих, во введении обязательно, помимо, целей, должны указываться задачи, то есть составляющие, по которым автор должен прийти к раскрытию целей. Кроме того, желательно (но необязательно) указать объект и предмет исследования. Объект это область исследования, а предмет – узкая часть этой области, аспект проблемы, выбранной для изучения. Обычно тема реферата обозначает предмет исследования. Например, в теме «Роль ленд-лиза в Великой Отечественной войне» объектом исследования будет вся война, а предметом – непосредственно ленд-лиз (применительно к Советскому Союзу). Далее, во введении должна быть приведена характеристика содержания всех основных пунктов работы. В-четвертых, выводы должны содержаться по каждой части реферата. В-пятых, список источников должен включать в себя не менее 10 литературных произведений (не считая учебной литературы).

Также, реферат должен иметь аннотацию (идет перед содержанием), в которой раскрываются актуальность и новизна проведенной работы, обозначаются ее тематика и основные тезисы. Этот объем информации нужно изложить максимально кратко, в пределах одной страницы. Аннотация во многом сходна с введением, но они не должны дублировать друг друга.

Итак, с учетом вышеизложенного, структура реферата включает в себя:

  • титульный лист;

  • аннотация (1 стр.);

  • содержание;

  • введение (1 — 2 стр.);

  • основная часть (по пунктам) (20 — 25 стр.);

  • заключение (1 — 2 стр.);

  • источники.



Составление таблиц

Таблица это краткая систематизированная информация об основных положениях рассматриваемого вопроса. Студенты, заполняя таблицы, не только более глубоко изучают материал, но и развивают логическое мышление, умение выделять главное и второстепенное, умение систематизировать материал. Преподаватель, проверяя составленные и заполненные студентами таблицы, может сделать выводы о том, насколько хорошо студенты ориентируются в изучаемой теме.

Прежде всего, необходимо выяснить, какой вопрос вы собираетесь осветить: всю тему целиком, либо отдельные ее пункты (это уместно при составлении таблиц по темам, охватывающим очень широкий круг вопросов). Не нужно стараться внести в таблицу все имеющиеся сведения. Далее, при составлении таблицы необходимо учесть те признаки, по которым материал можно систематизировать. Эти признаки и должны стать основой для составления таблицы и послужить названиями граф. Например, в теме «Древний Восток» такими критериями могут быть общие признаки, по которым можно сравнить изучаемые государства [Таблица 2]. В теме «Политические партии в России в начале XX века», ввиду большого объема изучаемого материала, такими критериями могут быть: политические партии и рассматриваемые ими основные вопросы (рабочий, крестьянский, национальный, государственное устройство, отношение к войне) [Таблица 3]. Более подробная таблица по той же теме предполагает ряд дополнительных критериев [Таблица 4]. Тема «Вторая мировая война» охватывает очень большой круг вопросов, поэтому уместнее выделить отдельные критерии для конкретных пунктов темы (например, военно-экономический потенциал воюющих стран, либо основные этапы войны) [Таблица 5].


Таблица 2.

Древний Восток

Линии сравнения

Египет

Индия

Китай

Власть




Законы




Социальная структура




Государство и общество






Таблица 3.

Политические партии в России в начале XX века

Политические партии

Основные вопросы

Рабочий

Крестьянский

Национальный

Государственное устройство

Отношение к войне

РСДРП

Большевики






Меньшевики






ПСР (эсеры)






ПНС (кадеты)






Союз 17 октября






Монархисты







Таблица 4.

Политические партии в России в начале XX века

Линии сравнения

РСДРП


ПСР (эсеры)


ПНС (кадеты)

Союз 17 октября


Монархисты

Большевики

Меньшевики

Лидеры







Социальный состав, численность







Основные вопросы

Рабочий







Крестьянский







Национальный







Государственное устройство







Отношение к войне







Тактика







Деятельность, результат








Таблица 5.

II Мировая война: основные этапы

Периоды

Воюющие стороны

Фронт, место боевых действий

Основные события

Итоги

1939






1940






1941






1942






1943






1944






1945






Нужно учесть, что таблицы должны завершаться логическими выводами по существу рассматриваемых вопросов. Например, вывод по основным этапам II Мировой войны может быть о том, что военные действия велись в Азии, Африке, на Тихом океане в 1939 — 1945 гг., но основные события разворачивались в Европе на советско-германском фронте в 1941 — 1945 гг. Что успехи Германии в 1939 — 1941 гг. сменились первыми поражениями (в ходе битвы за Москву) и переломом в войне в пользу СССР (коренной перелом в ходе Сталинградской битвы, Курской битвы, битвы за Днепр), изгнанием врага из СССР в 1944 г. и его полным разгромом в мае 1945 г. Что, несмотря на открытие Второго фронта в Нормандии, поражение Германии связано с наступлением Красной армии.

Также следует учесть, что выводы по существу не рассматриваемых в таблице вопросов (например, причины побед и поражения Германии, итогов войны), должны либо оговариваться отдельно, либо быть сделаны в другой форме (например, устно, при изучении темы или письменно, при составлении плана-конспекта).













Написание эссе

Эссе (фр. essai — попытка, проба, очерк; лат. exagium — взвешивание) — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции (по Большой Советской Энциклопедии). Эссе — размышление на тему. Оно выражает индивидуальные впечатления автора по конкретному поводу, предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Этот вид работы предназначен, прежде всего, для развития творческих способностей и самовыражения.

Каких-то стандартов по написанию эссе не существует и не может существовать. Эссе — сугубо авторское произведение. Оно субъективно. Но определенные рекомендации по его написанию все же есть.

Прежде всего, нужно выбрать тему и грамотно ее сформулировать. Формулировка темы должна предполагать возможность авторского подхода к ее освещению. Например, трудно что-то внести новое в освещение вопроса о причинах поражения Красной армии в первые дни Великой Отечественной войны — они всем известны и достаточно полно приводятся в учебниках. Ответ на этот вопрос можно дать только по принципу «знаю — не знаю». Также, как нельзя добавить что-то «своего» в описание хода военных действий (если открываются новые факты, то это становится уже не предметом эссе, а научного исследования). Но зато вполне можно поразмышлять о роли партизанского движения, о роли работников тыла, о правомерности использования штрафбатов и штрафрот и т. д. Чаще всего эссе пишут на предложенную тему (либо на выбор из ряда предложенных). Как правило, это какое-то известное высказывание, какой-то сложившийся стереотип, какое-то утверждение, предполагающее возможность неоднозначного комментария.

Далее, следует оговорить объем. Не следует делать объем очень большим, как у реферата. Не следует делать объем очень маленьким, меньше, чем у доклада. Нужно понимать, что в эссе с одной стороны должен раскрываться поставленный вопрос, с другой — все это должно излагаться и анализироваться в течение нескольких минут на уроке. Оптимальный объем — 3 — 5 страниц. Но все же, объем в каждом конкретном случае должен оговариваться отдельно.

Структура эссе очень схожа со структурой доклада, сообщения, реферата. Она состоит из: 1) введения; 2) основной части; 3) заключения.

Во введении объясняется выбор темы, ее актуальность. Определяется проблема и отношение студента к ней.

В основной части раскрываются известные мнения по поводу проблемы. Если эссе пишется по какому-то авторскому высказыванию (произведению), то описывается видение автором сути проблемы (если это известно). А затем уже раскрывается сове мнение, свое отношение к ней. Например, «Цель оправдывает средства». Это выражение чаще всего приписывают итальянскому философу и государственному деятелю Никколо Макиавелли (XV – XVI вв.), что точно не доказано. Можно вначале рассказать о средневековых взглядах на суть проблемы, взглядах того же Макиавелли. Можно рассказать о трансформации взглядов и их применении на практике в более поздний период. Например, в XX веке было еще две фразы: «Революцию в белых перчатках не делают» и «Лес рубят — щепки летят». Первую обычно приписывают Владимиру Ленину, вторую, кстати, известную поговорку, — Иосифу Сталину. И то, и другое также не доказано. В данном случае не обязательно приводить исторические сведения о том, кто впервые, где и когда употреблял эти выражения. Можно объяснить их смысл и высказать свое мнение по этому вопросу.

Свое мнение уместнее всего высказывать в следующей форме: тезис — аргумент. Например, можно сказать о том, что авторы этих выражений считали, что для построения великого государства все средства хороши, что в таком большом деле нельзя обойтись без издержек. А затем, можно уже порассуждать на тему, как к этому относиться. Привести аргументы «за» и «против». Использовать как историческую практику, так и свой личный опыт. Можно ссылаться на другие «авторитеты».

В заключении подводятся итоги и делается общий вывод по теме. Нужно стараться не повторять уже высказанные мысли.

Подготовка слайд-шоу (презентации)

Слайд-шоу (презентации) — весьма распространенный вид внеаудиторной самостоятельной работы. Подготовка презентаций позволяет развивать творческие способности и лучше изучить материал. Но очень часто при их подготовке встречаются ошибки. Что же должна представлять собой презентация? Прежде всего, это видеоматериал, сопровождающий рассказ, но не заменяющий его. Для этого презентация должна быть читаемой, воспринимаемой и интересной. Само собой, она должна отражать все ключевые вопросы, затронутые в теме. Можно выделить основные пункты, которых следует придерживаться при составлении презентации.

  • Объем презентации. Объем презентации должен быть рассчитан на 7 – 10 минут рассказа. Оптимальное количество слайдов, содержание которых можно воспринять за это время — 10 — 15.

  • Объем текста. Текста должно быть минимум. Все содержание, все подробности — в устном рассказе. В презентации должны быть только выводы, схемы, таблицы, определения, графики, списки и т.д. Но ни в коем случае нельзя туда помещать большое количество слов — читать их утомительно, само составление презентации при этом теряет смысл — текст можно прочесть и в учебнике.

  • Выступление. Типичная ошибка выступающих — чтение текста презентации. Такое чаще всего бывает, когда не знают тему, а презентация либо «скачана», либо сделана наспех, и в нее вставлен весь материал, какой только смогли уместить. Другая ошибка — несовпадение текста рассказа и содержания слайд-шоу. Это также бывает из-за плохого знания материала (как изучаемой темы, так и самой презентации). Вывод можно сделать только один: нужно знать тему и ориентироваться в презентации. Выступление не должно превышать десяти минут, порой даже этого бывает много. Выступающий должен рассказывать материал (допускается только подглядывание в заготовленный листок (в папке). К презентации он может обращаться только, чтобы дополнить свой рассказ визуально: «На этом слайде показано...» (для иллюстрации), «Итак, можно сделать вывод, что...» (для вывода, схемы-вывода) и т. д. Выступающий должен уметь прокомментировать каждый слайд. Прокомментировать — не значит прочитать. Приведенный там текст слушатели-зрители прочтут сами. Слайды, в свою очередь, должны чередоваться соответственно тексту выступления. После показа каждого слайда дайте возможность аудитории рассмотреть материалы.

Сотрудник фирмы Apple Гай Кавасаки вывел правило презентации: 10 / 20 / 30. 10 слайдов / 20 минут показа / 30-й размер шрифта. Разумеется, с этим можно поспорить. Но, ориентироваться на это, безусловно, нужно.


Подготовка проекта

Существует достаточно много определений проекта. Если их проанализировать, то можно сделать вывод, что проект — организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, направленных на поиск решения конкретной проблемы и на достижение конкретного результата — творческого продукта.

Видов проектов может быть множество. Практически каждая самостоятельная работа — вид проекта. Рефераты, презентации и др. — тоже виды проекта. Но реферат все же называют рефератом, а презентацию — презентацией. Проектом же называют, как правило, нестандартно выполненное стандартное задание, выполнение которого требует коллективных усилий.

Проект подразумевает под собой очень глубокое, детальное изучение какого-то вопроса. Чаще всего, для этого требуется усилия не одного, а нескольких человек. Иногда это может быть целая учебная группа, которая, в свою очередь, делится на подгруппы, каждая из которых выполняет свою часть задания. Выполнение проекта может занимать несколько недель и месяцев. Иногда для выполнения проектов меняют график учебного процесса. О целесообразности этого можно спорить: в этом случае не будет достаточно времени для прохождения остального материала.

Проект подразумевает также получение конкретного результата. Этот результат должен быть актуален, то есть, значим. Например, исследуя демографические, экономические, экологические и прочие проблемы современного мира (конкретного региона), можно в качестве цели проекта поставить нахождение реальных путей выхода из данных проблем. Можно это делать в глобальном аспекте, а можно — в рамках конкретного населенного пункта, микрорайона. Например, проект благоустройства сада, прилегающего к ОУ СПО.

Но в предмете «История» не все темы напрямую связаны с современным миром. Например, тема «Общественное движение в России в первой половине XIX в.». В качестве предмета обсуждения можно выбрать предлагаемые проекты переустройства России. Если следовать логике актуальности, то рассуждения о плюсах и минусах этих проектов не могут составлять суть проекта. Однако, это не совсем так. Прошлое оказало прямое воздействие на будущее. А проекты, предлагаемые участниками тайных обществ не теряют актуальности и по сей день, т. к. многое из того, что ими было предложено тогда, впоследствии в той или иной степени было реализовано. Результатом такого проекта может быть составление собственного проекта переустройства государства с учетом реалий начала XIX в. Можно ограничиться только анализом проектов будущих декабристов. В этом случае это будет исследовательский либо информационный проект (см. ниже). Все это в равной степени относится и к другим темам.

Рассмотрим вначале общие подходы к организации проектной деятельности, а затем наиболее типичные варианты проектов, возможные для применения в ОУ СПО.


Этапы организации проектной деятельности

  • выбор темы, его типа, количества участников (определяется преподавателем);

  • выбор возможных вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики (проблему выбирают студенты с подачи преподавателя);

  • распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений;

  • самостоятельная работа участников проекта по своим задачам;

  • промежуточные обсуждения полученных данных в группах (могут проводиться и на уроках, и во внеурочное время);

  • оформление проектов;

  • защита проектов, оппонирование;

  • подведение итогов, внешняя оценка, прогнозирование дальнейшего развития полученных выводов, результатов.

Следует отметить, что для выбора проблем, а затем для определения методов их исследования и решения очень часто уместно проведение дискуссий, на которых выдвигаются гипотезы и применяется метод «мозгового штурма». Участники будущего проекта высказывают свое мнение по поводу возникновения проблемной ситуации, ведущий, как правило, преподаватель, фиксирует их. Затем, когда все предложения зафиксированы, начинается обсуждение конкретной проблемы. Автор предлагает свою аргументацию в пользу сделанного им предложения. Остальные участники могут соглашаться, могут аргументированно высказываться против. Остаются лишь те предложения, за которые высказалось большинство участников. Эти предложения становятся гипотезами, предметом дальнейшего обсуждения и всего дальнейшего проекта.


Типология проектов

Для типологии проектов существует ряд критериев:

В зависимости от доминирующей в проекте деятельности выделяют:

  • Исследовательские проекты. Эти проекты требуют хорошо продуманной структуры, четко поставленных целей, актуальности предмета исследования, продуманных методов исследования, выдвижения гипотез разрешения проблемы, определения путей ее решения. Такие проекты по своей структуре во многом совпадают с настоящим научным исследованием.

  • Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта; на ее анализ и обобщение. В дальнейшем полученные, проанализированные и обобщенные данные доводятся до сведения широкой аудитории. В таких проектах, так же, как и в исследовательских, должна быть четкая структура, цель, актуальность. Они могут быть частью исследовательских проектов.

  • Творческие проекты. Любой проект — творческий. В данном случае творческая деятельность является доминирующей. Такие проекты, как правило, не имеют детально разработанной структуры совместной деятельности студентов. Здесь главное — результат. Это может быть альбом, совместная газета, сочинение, видеофильм, постановка, ролевая игра и т. д. В свою очередь, оформление результата должно быть четко спланировано и структурировано в виде дизайна, плана, программы и т. д.

  • Ролевые проекты, игровые проекты. Это вид творческих проектов. Но доминирующей деятельностью здесь служит игра, поэтому их можно выделить как самостоятельный тип. В них, как и в других творческих проектах, главным является не структура совместной деятельности студентов, а результат. Участники проекта принимают на себя определенные роли — литературных персонажей, политических деятелей, полководцев и т. д. Эти персонажи имитируют социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. В отличие от собственно ролевых игр, в таких проектах персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения, стараясь показать особенность проблемной ситуации и возможные пути ее решения.

  • Практико-ориентированные (прикладные) проекты. В таких проектах главным является результат. Он должен быть оговорен заранее, ориентирован на социальные интересы самих участников проекта. Это может быть документ, программа действий, проект закона, составленные на основе полученных результатов исследования, направленные на устранение несоответствий в обществе; справочный материал (например, словарь по истории), проект учреждения организации (клуба, музея и т. д.). Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, определения функций каждого из участников (сценария), четких выводов по результатам деятельности. Здесь очень важны координация усилий и корректировка работы. Зачастую к таким проектам привлекаются взрослые (преподаватели, сотрудники различных организаций).

В зависимости от предметно-содержательной области выделяют:

  • Монопроекты. Такие проекты проводятся, как правило, в рамках одной области знаний. Это не значит, что в них не применяются знания из других областей, но сама проблема лежит в русле определенного знания, в данном случае, исторического.

  • Межпредметные проекты. Это могут быть несколько предметов, взаимосвязанных друг с другом если не в целом, то по каким-нибудь отдельно взятым темам. Например, тема по истории «Культура России в первой половине XIX в.» связана и с литературой, и с химией, и с физикой. Тема «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.» связана с экономикой, социологией и правом. Практические все темы по истории в той или иной степени связаны с обществознанием. Выбрав проблему, например, «Проблема прав человека в российском обществе в XIX – XX вв.» (можно сузить проблему до конкретного вида прав, например, политических), можно приступать к ее решению. В этом случае потребуются консультации специалистов в конкретной области.

По характеру координации проекты делятся на:

  • Проекты с открытой, явной координацией. В таких проектах преподаватель ненавязчиво направляет работу его участников, организуя в случае необходимости проведение отдельных этапов проекта. Например, привлечение специалистов из других учебных заведений. Преподаватель здесь выполняет свои собственные функции преподавателя, специалиста в конкретной области, координатора.

  • Проекты со скрытой координацией. В таких проектах преподаватель не обнаруживает себя в своей функции. Он может выступать в проектах как полноправный участник. В роли же координатора выступают другие участники-специалисты (но при полной осведомленности преподавателя).

По характеру контактов проекты бывают:

  • Внутренние проекты. Такие проекты организуются в рамках одного учебного заведения. Могут быть междисциплинарными, могут быть межгрупповыми.

  • Региональные проекты, межрегиональные проекты. Такие проекты могут быть между различными учебными заведениями (студентами конкретных групп различных учебных заведений) в рамках региона, либо регионов одной страны.

  • Международные. Такие проекты проводятся между студентами учебных заведений различных стран.

Региональные, межрегиональные и международные проекты в основном являются телекоммуникационными проектами (см. ниже).

По количеству участников проекты делятся на:

  • Личностные проекты. Они проводятся между двумя партнерами из разных ОУ СПО.

  • Парные проекты. Проводятся между парами участников.

  • Групповые проекты. Проводятся между группами участников.

По продолжительности проекты делятся на:

  • Краткосрочные проекты. Продолжительность — от нескольких дней до нескольких недель. Их проводят для решения небольшой проблемы или части более крупной.

  • Проекты средней продолжительности. От месяца до полугода.

  • Долгосрочные проекты. От нескольких месяцев до года.

Отдельную группу проектов составляют телекоммуникационные проекты.

  • Телекоммуникационные проекты. Проводятся между обучающимися в разных учебных заведениях (в одном регионе, в разных регионах одной страны, в разных странах). Как правило, здесь большую роль играют современные средства связи. Здесь очень важным служит то, что общаясь со сверстниками других учебных заведений (тем более, если они из других стран), студенты общаются с представителями другого социума, носителями иного менталитета. Это особенно важно в рамках различных проектов, в которых предусматривается диалог культур.

Следует отметить, что в современных ОУ СПО не так часто используются проекты как вид самостоятельной работы обучающихся. Это связано, прежде всего, с большой трудоемкостью их реализации. Исключение составляют проекты, напрямую связанные с профильными дисциплинами. Однако элементы методов проектов используются достаточно часто. Это все те же презентации, рефераты и т. д. Из всех видов проектов самыми удобными являются те, что позволяют сэкономить затраты времени и усилий. Начинать нужно с таких. А затем, по мере их реализации, уже переходить к более сложным и длительным.






Составление кроссвордов

Составление кроссвордов — один из самых несложных и интересных для студентов вид самостоятельной работы. Тем не менее, и для составления кроссвордов должны быть применены определенные правила.

  • Определение списка слов. Слова должны быть подобраны по определенной теме. Это способствует ее лучшему изучению.

  • Составление кроссворда. Желательно (в эстетических целях), чтобы кроссворд был симметричным. Также желательно, чтобы слова пересекались, по возможности, не один раз. Это позволяет исключить возможность нахождения сразу нескольких подходящих и по смыслу, и по написанию ответов.

  • Составление вопросов к кроссворду. Вопросы должны быть составлены в повествовательном ключе и грамотно во всех отношениях: в историческом, в эстетическом, в отношении правописания. Вопросы типа «И железный, и мокрый» (ключ) больше подходят для кроссвордов из бульварных газет, а не для самостоятельной работы студента.

  • Оформление кроссворда. Кроссворд должен быть красиво и грамотно оформлен. Для этого потребуется несколько листов формата А4. В структуру кроссворда входят: 1) обложка; 2) сам кроссворд; 3) вопросы к кроссворду; 4) ответы. Каждый элемент — на новом листе.

Желательно применять в кроссвордах иллюстрации, ребусы и другие нестандартные варианты вопросов
































Источники

Нормативно-правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.2013 № 464 (зарегистрировано в Минюсте России 30 июля 2013 г. N 29200) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

4. Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) (по специальностям).


Литература.

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. Ч. I. - М.: Академия, 2011.

  2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. Ч. II. - М.: Академия, 2011.

  3. Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. - М.: Альфа-М, М.: Инфра-М, 2010.

  4. Всеобщая история. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / С.В. Новиков, О.В. Дмитриева, О.И. Посконина; под ред. С.П. Карпова. - М.: Просвещение, 2011.

  5. Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) / Л.Н. Алексашкина. - М.: Мнемозина, 2011.

  6. История военного искусства. Курс лекций. — М.:Издательство военной академии им. М.В. Фрунзе, 1958. — Т. 5.

  7. Кишенкова О.В. История России. Старшая школа. Сборник тестовых заданий. - М.: Интеллект-центр, 2009.

  8. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия [Текст] / Е.И.Михайлова // Маркетинг – 1999. – №1.

  9. Пешкова В.Е. Педагогика. Курс лекций. Части 1 — 7. — Майкоп: МГГТК ФГБОУ ВПО АГУ, 2010.

10. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – № 1 (39).

11. Проектирование оценочных средств компетентностно-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования [Текст]: метод. пособие для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / авт.-сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-т». – 2010.

12. Сингаевский В.Н. Правители России. От Рюрика до наших дней. - М.: Астрель, 2010.

13. Соверемнные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2010.

14. Шарыкин Б.В. Древний мир. Уебно-методическое пособие для семинарских занятий по древней истории / сост. Б.В. Шарыкин. — Тула: ТулГу, 2006.


Интернет-ресурсы.

  1. http://www.consultant.ru/ — справочно-правовой портал «Консультант плюс».

  2. http://www.istorya.ru/hronos.php — материалы по истории.

  3. http://www.hrono.ru/ — материалы по истории.

  4. http://www.alleng.ru/edu/history.htm — литература по истории.

  5. http://www.istorik.ucoz.com — сайт для преподавателей истории и обществознания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методические рекомендации по истории

Автор: Шапранова Надежда Петровна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439231

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» "
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-distantsionnomu-obuchieniiu-na-uchiebnoi-distsiplinie-istoriia"
    ["file_id"] => string(6) "175211"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424251133"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Разработка методических рекомендаций для внеаудиторных самостоятельных работ "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-mietodichieskikh-riekomiendatsii-dlia-vnieauditornykh-samostoiatiel-nykh-rabot"
    ["file_id"] => string(6) "155496"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421290717"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "ЕГЭ по истории 2016год:  методические рекомендации по написанию эссе по истории. Задание №25."
    ["seo_title"] => string(100) "iege-po-istorii-2016ghod-mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-napisaniiu-essie-po-istorii-zadaniie-25"
    ["file_id"] => string(6) "259506"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448782394"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Методические рекомендации для написания письменной выпускной квалификационной работы по специальности Коммерция (по отраслям)"
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskiieriekomiendatsiidlianapisaniiapismiennoivypusknoikvalifikatsionnoirabotypospietsialnostikommiertsiiapootrasliam"
    ["file_id"] => string(6) "291527"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455126856"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методические рекомендации по использованию интерактивного ресурса к итоговому обобщению по Истории России.9 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskie_rekomendatsii_po_ispolzovaniiu_interaktivnogo_resursa_k_itogovomu_"
    ["file_id"] => string(6) "535316"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1578811210"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства