Учебная дисциплина «История» преподается в соответствии с ГОС СПО на базе среднего (неполного) общего образования для студентов всех специальностей очной формы обучения в первом и втором семестрах. Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.
Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованного государства, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.
Предметом изучения дисциплины «История» является человек (личность) в самореализации естественных прав.
Содержательной основой занятий является:
- работа с источниками, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;
- написание творческих работ по гуманитарным дисциплинам.
В данных методических указаниях помещена рабочая программа (содержание дисциплины), задания для контрольной работы и методические указания к ее выполнению.
В содержании учебной дисциплины даны краткие пояснения и определения по отдельным вопросам и темам, особенно трудным для понимания, что должно помочь студентам ориентироваться в сложной области знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические указания к семинарским занятиям »
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ”Оренбургский государственный университет” Индустриально-педагогический колледж
Отделение автоматизации информационных и технологических процессов
О.В. Шляхтун
ИСТОРИЯ
Методические указания
к семинарским занятиям
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов всех специальностей.
Оренбург
ИПК ОГУ
2012
УДК 9(076)
ББК 63Я7
Ш 70
Рецензент – профессор, доктор исторических наук Р. Р. Магомедов
Ш 70
Шляхтун О. В.
История: методические указания к семинарскимзанятиям / О. В. Шляхтун; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2012. – с.
Основное содержание: планы семинарский занятий с разделением на темы с вопросами и подвопросами, а также обширный список литературы к каждой теме семинрских занятий, перечисляются темы докладов и рефератов, даны указания по подготовке к семинарским занятиям и написанию рефератов.
Методические указания по курсу «История» предназначены для студентов, обучающихся в колледжах по специальностям: 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение, 051001 Профессиональное обучение, 151901 Технология машиностроения, 160108 Производство летательных аппаратов, 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), 230401 Информационные системы (по отраслям).
Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям…………………
5
Рекомендации студенту по подготовке реферата…………………………………...
7
Семинар 1 по теме: «Цивилизации Древнего Востока и Античности»………….
10
Семинар 2 по теме: «Западная Европа и католическая церковь в средние века».
12
Семинар 3 по теме: «Особенности социальных отношений и культуры в цивилизациях средневекового Востока»…………………………………………..
13
Семин 4 по теме: «От Руси к России. Образование единого Российского государства»………………………………………………………………………….
15
Семинар 5 по теме: «Западная Европа на раннем этапе развития капитализма. Буржуазные революции»……………………………………………………………
16
Семинар 6 по теме: «Петр Великий. Политика европеизации России, ее положительное и отрицательное влияние на страну»…………………………….
18
Семинар 7 по теме: «Европейское общество на пути индустриализации»…….
19
Семинар 8 по теме: «Особенности развития стран Востока в эпоху модернизации»……………………………………………………………………….
20
Семинар 9 по теме: «Социально-экономическое развитие России в XIX веке. Успехи и неудачи внешней политики»……………………………………………..
21
Семинар 10 по теме: «Мир на рубеже XIX – XX вв. Модернизация в странах Западной Европы. Обострение противоречий. Первая мировая война»……….
23
Семинар 11 по теме: «СССР в годы Великой Отечественной войны»…………...
25
Семинар 12 по теме: «Международные отношения и развитие мира во второй половине XX века»…………………………………………………………………..
27
Семинар 13 по теме: «СССР: послевоенное восстановление, развитие, распад».
28
Введение
Учебная дисциплина «История» преподается в соответствии с ГОС СПО на базе среднего (неполного) общего образования для студентов всех специальностей очной формы обучения в первом и втором семестрах. Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.
Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованного государства, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.
Предметом изучения дисциплины «История» является человек (личность) в самореализации естественных прав.
Содержательной основой занятий является:
- работа с источниками, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;
- написание творческих работ по гуманитарным дисциплинам.
В данных методических указаниях помещена рабочая программа (содержание дисциплины), задания для контрольной работы и методические указания к ее выполнению.
В содержании учебной дисциплины даны краткие пояснения и определения по отдельным вопросам и темам, особенно трудным для понимания, что должно помочь студентам ориентироваться в сложной области знаний.
Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям
Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу Истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару.
Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:
1 Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.
2 Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов.
3 Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний.
Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию.
При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:
а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу);
б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;
в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;
г) еще раз просмотрите весь текст, установите логическиесвязимежду выделенными частями, составьте структурный план.
4 На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующиезаписи в тетради.
В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрываетсяих основное содержание.
Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.
Конспект составляется в следующей последовательности:
а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;
б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.
5 К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы докладов и рефератов. Подготовку доклада следует начинать с составления плана, подбора необходимого для выбранной темы материала. При подготовке доклада используется самая разнообразная литература.
6 На семинарских занятиях студент должен:
а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;
б) внимательно следить за выступлениями;
в) уметь вести полемику с оппонентами.
Рекомендации студенту по подготовке реферата
Если основа вашего интереса к истории больше, чем увлечение, а ваш выбор достаточно осознан, то есть смысл попытаться разобраться в некоторых проблемах более глубоко. В таком случае вам предстоит стать исследователем, взглянуть на исторические события, процессы достаточно самостоятельно, и, может быть, вы обнаружите то, что ранее оставалось незамеченным.
Прежде всего, постарайтесь четко сформулировать тему реферата, которая должна кратко выражать его суть. Продумайте, какие вопросы, и в какой последовательности вам необходимо раскрыть в процессе работы. Это поможет вам составить четкий план реферата.
Важнейшей этап в подготовке реферата – изучение литературы по данной теме. Реферат представляется на пронумерованных листах стандартной писчей бумаги. Объем реферата – в пределах 20–25 страниц.
Реферат открывается титульным листом. После титульного листа следует (на стр. 2) план реферата с точным названием каждого параграфа.
Далее (со стр. 3) следуют: введение (оно содержит важность, актуальность поставленной проблемы, задачи реферата, краткую аннотацию имеющейся по данной проблеме литературы), основную часть (3-4 параграфа) с указанием внутри текста названия каждого параграфа. Раскрывая содержание темы, необходимо писать логично, последовательно. Высказывание авторов следует взять в кавычки, над которыми обязательно надо поставить порядковый номер цитаты, а в примечаниях сделать сноски: указать фамилию автора, название произведения, место и год издания, соответствующую страницу. В заключении формируются общие выводы автора.
В приложении к работе помещается библиография (список литературы). Вся использованная литература перечисляется в алфавитном порядке авторов или по названиям книг, если авторы не указаны. Библиография должна включать лишь ту литературу, которая непосредственно использована в реферате.
Образец оформления титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Индустриально-педагогический колледж
Отделение «Автоматизация информационных и технологических процессов»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История»
(Тема)
Преподаватель
_____________ Шляхтун О. В.
«_____» ______________2012г.
Выполнил
Студент(ка) группы
_______________ Иванов И. И.
«_____» ______________2012г.
Оренбург 2010
Семинар 1 по теме: «Цивилизации Древнего Востока и Античности».
1 Цивилизации древнего Востока
1.1 Деспотия как форма государственного устройства.
1.2 Власть и право на Древнем Востоке.
1.3 Древний Египет.
1.4 Цивилизация Двуречья.
1.5 Вавилон и Ассирия.
1.6 Индия.
1.7 Китай
а) В каких государствах древнего Востока "деспотическая" форма правления достигла наибольшего развития?
б) Охарактеризуйте структуру вавилонского общества во время правления царя Хаммурапи.
в) Чем египетский вариант развития общества и государства отличался от месопотамского?
г) Назовите основные черты империи древности.
2 Античная цивилизация
2.1 Архаичная Греция - периодизация истории Греции.
2.2 Ценности ахейской цивилизации.
2.3 Изучение ахейской цивилизации.
2.4 Формирование полисной системы.
2.5 Структура и система ценностей полиса.
2.6 Эпоха Эллинизма - особенности экономической модели и экономические связи.
2.7 Взаимодействие эллинистических государств с государствами Востока и Запада.
2.8 Научные и культурные достижения древнегреческой цивилизации.
2.9 Древнегреческая и древневосточные цивилизации
2.10 Римская цивилизация: республика - формирование римской цивилизации.
2.11 Особенности римской цивилизации.
2.12 Периодизация римской истории.
2.13 Римская община в древний период.
2.14 Римская гражданская община и ее кризис
2.15 Римская цивилизация: империя - образование и развитие Римской империи.
2.16 Упадок Римской империи.
2.17 Достижения римской цивилизации.
2.18 Римское право.
а) Каковы отличия античной цивилизации от древневосточной?
б) Назовите основные этапы формирования Афинского полиса.
в) Каковы особенности полиса в Спарте?
г) Каковы сословное и государственное устройство древнего Рима республиканского периода?
д) Каковы причины падения республиканского строя в Риме?
е) Как изменялся государственный строй Римской империи в течение I - V вв.?
Рекомендуемая литература по теме:
1 История Древней Греции. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2003.
2 История Древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2002.
3 Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1974.
4 Неронова В.Д. Введение в историю древнего мира. Пермь, 1973.
5 Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. М., 1992.
6 Хрестоматия по истории Древней Греции. / Под.ред. Д.П. Каллистова. М., 1964.
7 Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под. ред. С.Л. Утченко, М., 1962.
8 Хрестоматия по истории Древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1987.
9 История Древнего Рима. Тексты и документы. В 2 ч. Ч 1. Общество. Государство. Религия. / Под ред. В.И.Кузищина. М., 2004.
Семинар 2 по теме: «Западная Европа и католическая церковь в средние века».
1 Западная Европа в средние века
1.1 Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества
1.2 Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
1.3 Политико-правовое учение Марсилия Падуанского16
1.4 Средневековая юридическая мысль
2 Католическая церковь в средние века
2.1 Святая инквизиция
2.2 Цели и средства
2.3 Основные исторические этапы
2.3.1 Преследования еретиков до XII века
2.3.2 Доминиканский период
2.3.3 Испанская инквизиция
2.3.4 Другие страны
2. 4 Религиозный туризм
2.4.1 Православное паломничество
2.4.2 Правила совершения паломничества
2.4.3 Святыни Вселенского православия
2.4.4 Описание тура
Рекомендуемая литература по теме:
1 История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение.- М., Наука, 1986.
2 История политических и правовых учений. Учебник. Под редакцией В.С. Нерселянца. М., 1996 г.
3 Хрестоматия по теории политических и правовых учений. ч. 1. Сост. Волосникова Л. М. Тюмень, 1996.
4 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1965.
5 Дюби Ж. Европа в средние века. - Смоленск, 1994 .
6 Иванов К.А. Многоликое средневековье. - М., 1996.
7 Карсавин Л.П. Культура средних веков. - Киев, 1995.
8 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.
9 Омельченко О.А. Основы римского права. М. 1994.
10 История Европы. М. 1988 г., т. I. М. 1992 г., т.II. М. 1993 г., т. III.
11 Крашенинникова Н.А. Индусское право, история и современность. М. 1988.
Дополнительная литература по теме:
1 Аннерс Э. История европейского права. М. 1970 г.
2 История политических и правовых учений: учебник / под ред. Лейста, О.Э. - Москва , 1997
3 Крывелев И.А. Костром и пыткой против науки и ученых (1973; переизд., 1974).
4 Мейкок А.Л. История инквизиции, 2002.
5 Никольский Н.М. История церкви. М.: Политиздат, 1985
6 Новохацкая Л.П. Охота на «ведьм». Из истории церковной инквизиции, 1990.
7 Плавскин З.И. Испанская инквизиция: палачи и жертвы, 2000.
8 Скрынников Р.Г. Государство и церковь / XIV – XVI вв. – Новосибирск: Наука, 1991.
9 Клибанов А.И. Реформационное движение в XIV- первой половине XV в. – М.: АН СССР, 1960.
Семинар 3 по теме: «Особенности социальных отношений и культуры в цивилизациях средневекового Востока».
1 Особенности социальных отношений в цивилизациях средневекового Востока
1.1 Средневековый Китай
1.2 Монголы
1.3 Арабское средневековье
1.4 Индия
1.5 Япония средних веков
2. Культура в цивилизациях средневекового Востока
2.1 Условия возникновения и этапы развития культуры Средневековья
2.2 Характерные черты и особенности средневековой культуры
2.3 Достижения и ценности культуры Средневековья
2.4 Литература раннего Средневековья
Рекомендуемая литература по теме:
1 Беляев Е. А., Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье, М., 1965;
2 Дьяконов И. М., Народы древней Передней Азии, в кн.: Переднеазиатский этнографический сб., т. 1, М., 1958;
3 Крачковский И. Ю. Исторический роман в современной арабской литературе, Избр. соч., т. 3, М.--Л., 1956;
4 Луцкий В. Б., Проблема арабского единства, «Советская этнография», 1957, № 1; Народы Африки, М., 1954; Народы Передней Азии, М., 1957;
5 “Искусство арабских народов” Б. Веймарн, Т. Каптерева, А. Подольский. М., 1978;
6 “Красная книга культуры” под ред. В. Рабиновича. М.,1962;
7 Першиц А. И., Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX -- первой трети XX в., М., 1961;
8 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М: Изд-во политической литературы, 1989 год.
9 Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М: просвещение,1980 год
Семинар 4 по теме: «От Руси к России. Образование единого Российского государства».
1 Образование единого Российского государства
1.1 Особенности и предпосылки объединения
1.2 Этапы образования единого Российского государства
1.2.1 Первый этап: возвышение Москвы и начало объединения
1.2.2 Второй этап объединения. Завершение борьбы с Тверью
1.2.3 Третий этап. Завершение объединения русских земель
2 Социально-экономическое развитие России в XV-XVI вв.
3 Иван Грозный и борьба за укрепление централизованной власти.
3.1 Опричнина
3.1.1 Первый этап опричнины
3.1.2 Второй (скрытый) период опричной политики
4 Окончание Ордынского ига
Рекомендуемая литература по теме:
1 Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н., Смирнова Т.М. Пособие для поступающих в вузы «История России с древнейших времен до конца ХХ века» / Под ред. В.В. Керова. - М., 2000. - 520 с.
2 Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XVII века. Книга I. М., 2001. - 347 с.
3 Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.) / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. - М., 2002. - 445 с.
4 Личман Б.В. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Е., 2001 г. - 368 с.
5 Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. М., 1997. - 592 с.
6 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. - М., 2001. - 544 с.
7 Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов. /Под ред. Н.И. Павленко. - 2-е изд., испр. - М., 2001. - 560 с.
8 Радугин А.А. История России (Россия в мировой цивилизации). Курс лекций. М., 2001.-352 с.
Дополнительная литература по теме:
1 Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Книга первая. IX - XVI вв. - М., 1991. - С. 173
2 История России: Учебник/ Под общ. ред. Ю.И.Казанцева, В.Г.Деева. – М., 2000. – С. 65
3 История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.Д. Назаров; отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 1998. - С. 265
4 Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1995. - С.155.
5 Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1991. - С. 98.
Семинар 5 по теме: «Западная Европа на раннем этапе развития капитализма. Буржуазные революции».
1 Западная Европа на раннем этапе развития капитализма.
1.1 Эпоха «Новое время» в Западной Европе
1.2 Зарождение капитализма в Западной Европе
1.3 Начало капиталистиченской эры
2 Буржуазные революции
2.1 Буржуазная революция в Испании 1820-1823 годов
2.1.1 Предпосылки революции
2.1.2 Начало революции
2.1.3 Буржуазные преобразования 1820-1821 годов
2.1.4 Приход к власти "эксальтадос"
2.1.5 Контрреволюционная интервенция и реставрация абсолютизма
2.2 Буржуазная революция в Португалии 1820-1823 годов
2.2.1 Предпосылки революции
2.2.2 Буржуазная революция 1820-1823 годов
2.3 Революция в Италии 1820-1821 годов
2.3.1 Реставрация в Италии
2.3.2 Революционное движение в 1815-1820 годов
2.3.3 Буржуазные революции 1820-1821 годов
2.4 Греческая национально-освободительная революция 1821-1829 годов
2.4.1 Возникновение национально-освободительного движения
2.4.2 Начало революции
2.4.3 Турецко-египетское нашествие
2.4.4 Греческий вопрос на международной арене
2.4.5 Итоги и значение революции
Рекомендуемая литература по теме:
1 Новая история, М., 1991
2 Краткая всемирная история, изд-во «Наука», М., 1965
3 Е. Г. Лапшев, И. К. Шереметьев и другие “Европа: капитализм и общество. Противоречия развития”. Москва, 1990. А. Ф. Шульговский
4 “Европа на крутом повороте своей истории”. Москва, 1967.
5 Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в Европе: Социально - экономические проблемы. - М., 1969. - 318 с.
6 Дружинин Н.М. Генезис капитализма. - М., 1955. - 79 с.
7 Нечкина М.В. О “восходящей” и “нисходящей” стадиях феодальной формации. Вопросы истории. - М., 1958, №7.
8 Нечкина М.В. К итогам дискуссии о “восходящей” и “нисходящей” стадиях капитализма. Вопросы истории. - М., 1963, № 12.
9 Очерки всемирной истории. Период феодализма. XV-XVII в.. - М., 1955., 6т. - 506 с.
10 Переход от феодализма к капитализму в Европе. - М.: Мысль, 1969. - 318 с.
Семинар 6 по теме: «Петр Великий. Политика европеизации России, ее положительное и отрицательное влияние на страну».
1 Петр Великий
1.1 Ранние годы Петра. 1672 – 1689 годы
1.1.1 Стрелецкий бунт 1682 года и проход к власти Софьи Алексеевны
1.1.2 Преображенский и Семёновский потешные полки
1.1.3 Первый брак Петра I
1.2 Начало экспансии России. 1690 – 1699
1.2.1 Азовский походы. 1695 – 1699
1.2.2 Великое посольство. 1697 – 1698
1.2.3 Возвращение, Переломные для России 1698-1700 годы
1.3 Создание Российской империи. 1700 – 1724 годы
1.3.1 Северная война со швецией (1700 – 1721)
1.3.2 Русско-турецкая война 1710 – 1713
1.3.3Движение России на восток
1.3.4 Каспийский поход 1722 – 1723
1.3.5 Российская империя при Петре I
1.4 Преобразования Петра I
1.5 Политические репрессии и политика в отношении старообрядцев
1.6 Личность Петра I
2 Политика европеизации России, ее положительное и отрицательное влияние на страну
2. 1 Необходимость европеизации.
2.2 Ненависть Петра к сторонникам "старины".
2.3 Противоречия процесса европеизации:
2.4 Итоги процесса европеизации.
Рекомендуемая литература по теме:
1 И.Н.Ионов "Российская цивилизация IХ - начало ХХ века".
2. В.О.Ключевский "Исторические портреты".
Дополнительная литература по теме:
1 Энциклопедия для детей. История России. - Сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1995. - 670 с.
2 Вся история. Краткий справочник школьника 5-11 класс / Авт. - сост. М. И. Орышак. - М.: ООО «Издательство «Олимп»:ООО «Издательство АСТ», 2002. - 525 с.
3 Готовимся к экзамену по истории России. Короленков А. В., Гуленков К. Л. - 3-е изд., - М.: Рольф, 2002. - 448 с.
4 История Отечества. Часть I (древнейшее время - середина XIX века). Учебное пособие. А.Ф. Ильтенбаев, В. П. Карев, Т. С. Конюков, М. А. Филимонов. - 1993. - 102 с.
5 100 человек, которые изменили ход истории. Петр I. - М.: ООО «Де Агостини», 2008- 32 с.
6 Петр I/ Молчанов Н. Н. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 480 с.
7 Время Петровских реформ. - Л.: Лениздат, 1989. - 496 с.
Семинар 7 по теме: «Европейское общество на пути индустриализации».
1 Рождение индустриальной цивилизации 1.1 Особенности становления индустриальной цивилизации 1.2 Основные тенденции развития европейских стран в XIX в. 2 Созревание индустриальной цивилизации 3 Россия на путях буржуазных преобразований 3.1 Начало гражданского раскрепощения страны 3.2 Пореформенное развитие страны
Рекомендуемая литература по теме:
1. Буданова В.П. История мировых цивилизаций. - М., (в печати).
2 Кузовков Ю. Мировая история коррупции. М., 2010.
3 Маныкин А. С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. — М.:Филол. о-во «СЛОВО»; Эксмо, 2004.
4 Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. ? М., 1996.
5 Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. / Сост., ред. Б.С. Ерасов. - М., 1999.
6 Хрестоматия по истории мировых цивилизаций. / Под ред. В.П. Будановой. ? М.
7 Хрестоматия по истории древнего мира. Т. 1-3. / Под ред. В.В. Струве. ? М., 1950-1953.
Семинар 8 по теме: «Особенности развития стран Востока в эпоху модернизации».
1 Восток и Запад в период Средневековья
2 Революция как способ перехода от одного общественного строя к другому на Западе
3 Формирование современного общества на Западе в XIX в.
4 Модернизация в странах Востока в XIX в.
4.1. Реформы в странах Ближнего и Среднего Востока
4.1.1 Египет
4.1.2 Османская империя
4.1.3 Персия
4.2 Реформы в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии
4.2.1 Япония
4.2.2 Сиам (Таи)
4.2.3 Китай
5 Модернизация в странах Востока в XX в.
5.1 Реформы в странах Ближнего и Среднего Востока
5.1.1 Иран
5.1.2 Саудовская Аравия
5.2 Реформы в странах Дальнего Востока
5.2.1 Тайвань
5.2.2 Южная Корея
5.2.3 КНР
Рекомендуемая литература по теме:
1 Абдулаев Э.Н., Мендрин В.М. История сегуната в Японии: В 2 т.: Т.1 М.:СПб. 1999.
2 Алпатов В.М. История и культура Японии : [Сб.ст.] / Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения.- М. 2002.
3 Еремин В.Н. История Японии: Учеб.пособие : Т.2. 1868-1998/В.Н.Еремин, А.Е.Жуков, И.П.Лебедева.- М.: ИВ РАН, 1998.
4 История философии: Запад-Россия-Восток (книга четвёртая. Философия XX в.).- М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1999.
5 Новая история стран Азии и Африки. «Наука»; М.1982.
6 Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник для вузов / Л.И. Семенникова. - 7-е изд. - Брянск: Курсив, 2005.
7 Шубарт, В. Европа и душа Востока / В.Шубарт. - М.: Эксмо, 2003.
8 Яковец, Ю.В. История цивилизаций / Ю.В.Яковец. - М.: ВЛАДОС, 1997.
Семинар 9 по теме: «Социально-экономическое развитие России в XIX веке. Успехи и неудачи внешней политики».
1 Политическое и социально-экономическое развитие страны в первой четверти 19 века
2 Реформы Александра II и контрреформы Александра III
3 Общественное движение в России второй половины 19 века
4 Внешняя политика России в I половине XIX века
4. 1 Внешняя политика России в 1801 – начале 1812 г.
4.2 Отечественная война 1812 года
4.3 Московская эпопея и народная война
4.4 Россия на международной арене в 1813 – 1825 гг.
4.5 Внешнеполитический курс Николая I
5 Внешняя политика России во второй половине XIX века
5.1 Восточная война 1853 – 1855 гг.
5.2 Внешняя политика Александра II
5.3 Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
5.4 Внешняя политика России конца века
Рекомендуемая литература по теме:
1 Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. - 2-е изд. доп. - СПб.: Питер, 2009. - 592 с.
2 Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней: в вопросах и ответах: учеб.пособие/ А.А. Данилов. - М.: Проспект, 2007. - 320 с.
3 Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб.пособие - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009 . - 576 с.
4 Зуев М.Н. История России: учеб.пособие/ Н.М. Зуев. - М.: Высшее образование, 2007. - 634 с.
5 История России: учебник для вузов / П.С. Самыгин (и др.) под ред. П.С. Самыгина - М.: Проспект, 2008. - 408 с.
6 История России: учебник / А.С. Орлов (и др.) - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 528 с.
7 История России. Россия в мировой цивилизации: курс лекций / под ред. А.А. Радугина. М.: Библионика, 2007. - 352 с.
8 История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А.В. Сидорова. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. - 456 с.
9 История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А.Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2010. - 768 с.
10 История Отечества. Учеб. пособие для студентов вузов / отв. ред. проф. В.Н. Шевелев. - 4-е изд. доп. и перераб. - Ростов-на-Дону, 2007
11 Семин В.П. Отечественная история: учеб. пособие для вузов / В.П. Семин. - М.: Академический проект, 2006. - 560 с.
12 Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / А.С. Орлов (и др.). - М.: Проспект, 2007. -592с.
Дополнительная литература по теме:
1 История внешней политики России. Первая половина XIX века. - М., 1985.
2 История России. XIX век: В 2 частях / Под ред. В.Г. Тюкавкина. - М., 2001. - Ч.1-2.
3 Итоги и задачи изучения внешней политики России. Советская историография. - М., 1981.
4 Киняпина Н.С. Внешняя политика России первой половины XIX века. - М., 1993.
5 Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XIX век. - М., 1995.
6 Орлов А.С. и др. История России с древнейших времен до наших дней. - М., 2002.
7 Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах: Справочник. - М., 1992.
8 Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.
9 Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М., 1991.
10 Российские самодержцы.1801-1917. - М., 1993.
11 Троицкий Н. А.1812. Великий год России. - М., 1988.
Семинар 10 по теме: «Мир на рубеже XIX – XX вв. Модернизация в странах Западной Европы. Обострение противоречий. Первая мировая война».
1 Мир на рубеже XIX – XX вв.
1.1 Народы мира, государства и общества
1.2 Цивилизации. Запад и Восток.
1.3 Теории государственного и общественного устройства в странах Европы и Америки.
1.4 Основные процессы социально-экономического и политического развития стран Европы и Америки в конце XIX в. 1.5 Наука и техника. 1.6 Общественная мысль, искусство и литература.
2 Модернизация в странах Западной Европы.
3 Международные отношения перед началом Первой мировой войны.
4 Первая мировая война.
4.1 События перед началом войны.
4.2 Начало Первой мировой войны.
4.3 Кампания 1914 года.
4.4 Кампания 1915 года.
4.5 Кампания 1916 года.
4.6 Кампания 1917 года.
4.7 Кампания 1918 года.
4.8 Итоги войны
Рекомендуемая литература по теме:
1 Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. XX – начало XXI века / Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемоина, 2011.
2 Головин Н. Н. Военные усилия России в Первой мировой войне. / В 2-х тт. — Париж: Тов-во объединенных издателей. — 211 + 242 с.
3 Загладин Н.В., Ермакова И.А. Всемирная история / Н.В.Загладин, И.А. Ермакова. – М.: Русское слово, 2007.
4 Зайончковский А. М. Мировая война 1914—1918 гг. — М., 1938.
5 Зайончковский А. М. Первая мировая война — СПб.: Полигон, 2000. — 878 с. — ISBN 5-89173-082-0.
6 История Первой мировой войны 1914—1918 гг. / под редакцией И. И. Ростунова — в 2-х томах. — М.: Наука, 1975. — 25 500 экз.
7 Пахалюк К. Боевые действия в Восточной Пруссии в Первую мировую войну. Указатель литературы. — 2-е изд. — Калининград, 2008.
8 Стратегический очерк войны 1914—1918 гг. на сайте «Руниверс»
Семинар 11 по теме: «СССР в годы Великой Отечественной войны».
1 Политические цели и военные планы фашистской Германии в войне против СССР.
1.1 Положение к 22 июня 1941 года.
1.2 Планы нацистов в отношении СССР.
2 Объективные и субъективные причины временных неудач Красной армии в начальный период войны.
3 Основные этапы военных действий. Коренной перелом в войне.
3.1 Начальный период войны (22 июня 1941 – 18 ноября 1942).
3.2 Период коренного перелома (19 ноября 1942 – 1943).
3.3 Третий период войны (1944 – 9 мая 1945).
4 Героизм армии, тыла и партизанского движения в достижении победы.
5 Создание антигитлеровской коалиции.
6 Роль СССР в разгроме фашизма.
7 Итоги, результаты и значение Великой Отечественной войны.
Рекомендуемая литература по теме:
1 Великая Отечественная война, 1941-1945: Военно-исторические очерки. В 4 кн. (РАН. Отделение истории и др.) - М.: Наука, 1998-1999 гг. (Кн. 1: Суровые испытания. – 1998, Кн. 2: Перелом. – 1998, Кн. 3: Освобождение. – 1999, Кн. 4: Народ и война. – 1999).
2 Балашов, А.И., Рудаков, Г.П. История Великой Отечественной войны.- /Под ред. В. Фортунатова. - СПб.: Питер, 2009.
3 Балашов, А.Г., Рудаков, Г.П. и др. Отечественная история: учеб. пособие для технических вузов: / под ред. В. В. Фортунатова. - СПб.: Питер, 2005.
17 Трудные пути правды: Великая Отечественная война в книгах и документах, 1950-80-е годы: Аннот. кат. - М., 2000.
18 Сиполс, В.Я. Тайны дипломатические. М.: 1999.
19 Филоненко, С.И. От Прута и Днестра до Дона и Волги: Разгром армий сателлитов фашистской Германии под Сталинградом и Воронежем (ноябрь 1942 года - февраль 1943 года). - Воронеж: Изд. ВГУ, 1999.
20 Фортунатов, В.В.Отечественная история в схемах и комментариях: учебное пособие для вузов. – С.-Пб.: изд-во «Питер», 2006.
21 Храмкова, Е.Л. Тыл России в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.: Библиогр. указ. лит. Самара, 2000.
22 1418 дней войны. Из воспоминаний о Великой Отечественной войне. - М.,Изд-во политической литературы, 1990
Семинар 12 по теме: «Международные отношения и развитие мира во второй половине XX века».
1 Международные отношения во второй половине XX века.
1.1 Проблемы послевоенного мирного урегулирования.
1.2 Проблема разоружения.
1.3 Атомная проблема .
1.4 Международная обстановка и внешняя политика СССР во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х годов.
1.5 «Холодная война».
1.6 Распад колониальной системы.
1.7 Международные отношения в 1960-е годы.
1.8 Проблемы разоружения и запрещения атомного оружия.
1.9 Проблемы международных отношений в 1970-е годы и внешняя политика Советского государства.
1.10 Международные отношения в 1980-е годы и перестройка в Советском Союзе.
2 Особенности развития международных отношений на рубеже XX и XXI вв.
Рекомендуемая литература по теме:
1 Арбатов Г. А. Общественная наука и политика. – М., 1998.
2 Барышникова О. Г., Левонтова Ю. О. Филиппины и США: 200 лет противостояния, компромиссов, партнерства. – М., 1993.
3 Берзин Л. Б. Зарубежные исследовательские центры по России и странам СНГ. - М., 1998.
4 Внешняя политика и международные отношения в новое и новейшее время. – М., 1984.
5 Дрейер О. К. Глобальные проблемы и «третий мир». Общемировые и региональные процессы развития. – М., 1991.
6 Игнатьев А. В. Внешняя политика Временного правительства. – М., 1966.
7 «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии ( 70-80-е гг.). -М., 1987.
8 История дипломатии/Под ред. В. П. Потемкина. Том первый. – М., 1941; Том второй. – М., 1945; Том третий. – М., 1945.
9 История внешней политики СССР/Под ред. А. А. Громыко, Б. Н. Пономарева. Том первый и второй. – М., 1976.
10 История дипломатии. Т. I –IV. – М., 1976.
11 История Европы. Т. 2 -4. – М., 1993.
12 Латинская Америка в международных отношениях XX века. Т. 1– 2. - М., 1998.
13 Николайчик В. М. США: правовое регулирование этики официальных лиц. –М., 1998.
14 Орлик И. И. Империалистические державы и Восточная Европа. (1945-1956). - М., 1989.
15 Орлик И. И. Политика западных держав в отношении восточноевропейских социалистических государств (1965-1973). – М., 1979.
16 Поздняков Э. А. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные отношения. – М., 1986.
Семинар 13 по теме: «СССР: послевоенное восстановление, развитие, распад».
1 Восстановление экономики
1.1 Состояние экономики после окончания войны
1.2 Развитие промышленности
1.3 Сельское хозяйство
2 Политическое развитие
2.1 Влияние войны на политические настроения
2.2 Изменения в политической системе
2.3 Новый виток репрессий
3 Идеология и культура
4 Ужесточение внешней политики
4.1 Поляризация послевоенного мира
4.2 «Холодная Война»
Рекомендуемая литература по теме:
1 Мартиросян А.Б. Сталин после войны. 1945-53 годы/А.Б. Мартиросян. – М. Вече, 2007. – 448 с. – (200 мифов о Сталине)
2 Громыко А.А., Пономарева Б.Н. История внешней политики СССР. Том второй 1945-1980 гг. – М. Наука, 1981.
3 Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 234 с.
4 Иванов Б.Ю., Карев В.М., Куксина Е.И., Орешников А.С., Сухарева О.В. История отечества с древнейших времен до наших дней. Энциклопедический словарь. – М., 1999.
5 Семенов В.С. Уроки XX века и путь в XXI век: (социально - философский анализ и прогноз). — М., 2000.
6 Батюк В.О., Истоки “холодной войны”: советско-американские отношения в 1945—1950 гг. - М., 1992;
7 Алпровиц Г., Атомная дипломатия: Хиросима и Потсдам - М., 1968;
8 Поляк Г.Б., Послевоенное восстановление народного хозяйства - М., 1986;
9 Казанцев Б.Н., Восстановление и развитие черной металлургии СССР, 1945—1950 - М., 1984;
10 Власов А.В., Социально-демографические характеристики советской послевоенной деревни - М., 1991;
11 История России с древнейших времен до начала XXI века: для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / М. Н. Зуев. - 7-е изд., доп. - М. : Дрофа, 2004. - 928 с.
12 Кожинов В.В. Россия. Век XX (1939-1964)/ Вадим Кожинов. - М. : ЭКСМО : Алгоритм, 2005. - 447 с. - (Политический бестселлер).
13 Суходеев В.В. Эпоха Сталина: события и люди: энциклопедия / Владимир Суходеев. - М. : ЭКСМО : Алгоритм, 2004. - 639 с. - (Политический бестселлер).
14 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России: учебник/ Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Проспект : Велби, 2004. – 514
15 Гиренко Ю.С., Сталин и Тито - М., 1991;
16 Боханов А. Н. История России, XX век. отв. ред. В. П. Дмитренко ; Ин-т рос. истории РАН. - М. : АСТ, 2001. - 607 с.
17 Конотопов М. В., Сметанин С. И.. История экономики России. / - М. : Палеотип : Логос, 2003. - 208 с.
18 Стеногр. Отчет. ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза - М., 1956, т. 2
19 Архив внешней политики СССР. Документ объединенного военного директората Контрольного совета в Германии (Док. С/11/47/49-50) от 31 декабря 1947 г.
20 Материалы ХХII съезда КПСС - М., 1962.
21 Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. / - М.: Наука. Том 2.