kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания к лекционным и семинарским занятиям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная дисциплина «История» преподается в соответствии с ГОС СПО на базе среднего (неполного) общего образования для студентов всех специальностей очной формы обучения в первом и втором семестрах. Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.

Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованного государства, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.

Предметом изучения дисциплины «История» является человек (личность) в самореализации естественных прав.

Цели преподавания дисциплины являются:

- формирование у студентов исторического сознания, позволяющего воспринимать мир целостно во времени, в движении;

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современной России, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории своей страны, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

В процессе обучения на основе данной программы студенты должны:

  1. знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

2) уметь:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

3) владеть:

- основными историческими терминами и датами;

3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Курс состоит из 16 разделов: «Введение», «Древнейшая стадия истории человечества», «Цивилизации Древнего мира»,  «Цивилизации Запада и Востока в Средние века», «История России с древнейших времен до конца XVII века», «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XVIII вв.», «Россия в XVIII веке», «Становление индустриальной цивилизации», «Процесс модернизации в традиционных обществах Востока», «Россия в ХIХ веке», «От Новой истории к Новейшей», «Между мировыми войнами», «Вторая мировая война», «Мир во второй половине XX века», «СССР в 1945 – 1991 гг.», «Россия и мир на рубеже ХХ– XXI веков»,  что соответствует требованиям к содержанию и уровню подготовки выпускника по государственному образовательному стандарту данной дисциплины.

Содержательной основой занятий по данному курсу является:

- работа с источниками, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

- критическое осмысление актуальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решение познавательных и практических задач;

- анализ современных общественных явлений и событий;

- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;

- написание творческих работ по гуманитарным дисциплинам.

В данных методических указаниях помещена рабочая программа (содержание дисциплины), задания для контрольной работы и методические указания к ее выполнению.

В содержании учебной дисциплины даны краткие пояснения и определения по отдельным вопросам и темам, особенно трудным для понимания, что должно помочь студентам ориентироваться в сложной области знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания к лекционным и семинарским занятиям »

Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ”Оренбургский государственный университет” Индустриально-педагогический колледж

Отделение автоматизации информационных и технологических процессов



О.В. Шляхтун




ИСТОРИЯ




Методические указания

к лекционным и семинарским занятиям






Рекомендовано к изданию Редакционно–издательским советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»













Оренбург

ИПК ОГУ

2012

УДК

ББК

Ш




Рецензент – профессор, доктор исторических наук Р. Р. Магомедов




Ш

Шляхтун О. В.

История: методические указания к лекционным и семинарским занятиям / О. В. Шляхтун; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 30 с.







В методических указаниях излагаются основные разделы изучения дисциплины «История», даются указания по подготовке к семинарской работе, написанию рефератной работы и зачету, требования к знаниям и умениям, предъявляемым к студентам.

Методические указания по курсу «История» предназначены для студентов колледжей всех специальностей, обучающихся на базе основного общего образования очной формы обучения.








УДК

ББК





© Шляхтун О. В., 2012

©



ОГУ, 2012

Содержание


Введение……………………………………………………………………………...

4

1 Тематический план дисциплины………………………………………………….

8

2 Содержание дисциплины………………………………………………………….

9

2.1 Лекционные занятия……………………………………………………………..

9

2.2 Семинарские занятия…………………………………………………………….

11

2.3 Контрольные вопросы к зачету…………………………………………………

15

3 Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям……………...

18

4 Темы рефератов……………………………………………………………………

20

5 Рекомендации студенту по подготовке реферата………………………………..

21

6 Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины………………………...

23

6.1 Основная………………………………………………………………………….

23

6.2 Дополнительная………………………………………………………………….

23

Приложение А Образец оформления титульного листа…………………………..

25



















Введение


Учебная дисциплина «История» преподается в соответствии с ГОС СПО на базе среднего (неполного) общего образования для студентов всех специальностей очной формы обучения в первом и втором семестрах. Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.

Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованного государства, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.

Предметом изучения дисциплины «История» является человек (личность) в самореализации естественных прав.

Цели преподавания дисциплины являются:

- формирование у студентов исторического сознания, позволяющего воспринимать мир целостно во времени, в движении;

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современной России, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории своей страны, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

В процессе обучения на основе данной программы студенты должны:

  1. знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

2) уметь:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

3) владеть:

- основными историческими терминами и датами;

3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Курс состоит из 16 разделов: «Введение», «Древнейшая стадия истории человечества», «Цивилизации Древнего мира», «Цивилизации Запада и Востока в Средние века», «История России с древнейших времен до конца XVII века», «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XVIII вв.», «Россия в XVIII веке», «Становление индустриальной цивилизации», «Процесс модернизации в традиционных обществах Востока», «Россия в ХIХ веке», «От Новой истории к Новейшей», «Между мировыми войнами», «Вторая мировая война», «Мир во второй половине XX века», «СССР в 1945 – 1991 гг.», «Россия и мир на рубеже ХХ– XXI веков», что соответствует требованиям к содержанию и уровню подготовки выпускника по государственному образовательному стандарту данной дисциплины.

Содержательной основой занятий по данному курсу является:

- работа с источниками, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

- критическое осмысление актуальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решение познавательных и практических задач;

- анализ современных общественных явлений и событий;

- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;

- написание творческих работ по гуманитарным дисциплинам.

В данных методических указаниях помещена рабочая программа (содержание дисциплины), задания для контрольной работы и методические указания к ее выполнению.

В содержании учебной дисциплины даны краткие пояснения и определения по отдельным вопросам и темам, особенно трудным для понимания, что должно помочь студентам ориентироваться в сложной области знаний.




















1 Тематический план дисциплины

Таблица 1

раз-

дела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Вне

ауд.

работа

СР

Л

СЗ

ЛР

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение

2

2




2

Древнейшая стадия истории человечества

6

2



4

3

Цивилизации Древнего мира

12

6

2


4

4

Цивилизации Запада и Востока в Средние века

12

6

4


2

5

История России с древнейших времен до конца XVII века

14

8

2


4

6

Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XVIII вв.

10

4

2


4

7

Россия в XVIII веке

8

4

2


2

8

Становление индустриальной цивилизации

12

6

2


4

9

Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

8

4

2


2

10

Россия в ХIХ веке

11

4

3


4

11

От Новой истории к Новейшей

16

8

2


6

12

Между мировыми войнами

10

6



4

13

Вторая мировая война

12

6

2


4


Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

6

7

14

Мир во второй половине XX века

18

10

2


6

15

СССР в 1945 – 1991 гг.

14

8

2


4

16

Россия и мир на рубеже ХХ– XXI веков

10

6



4

Всего

175

90

27


58


2 Содержание дисциплины

2.1 Лекционные занятия

Раздел 1 Введение

Историческое знание, его предмет, функции и источники. Факторы исторического развития. Российская история как часть мировой и европейской истории. Периодизация всемирной истории.

Раздел 2 Древнейшая стадия истории человечества

Начало социальной жизни. Родовая община. Мировоззрение первобытного человека. Искусство. Неолитическая революция.

Раздел 3 Цивилизации Древнего мира

Ранние цивилизации, их отличительные черты. Религии Древнего мира и культурное наследие древних Цивилизаций. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.

Раздел 4 Цивилизации Запада и Востока в Средние века

Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. Становление западноевропейской средневековой цивилизации. Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов.

Раздел 5 История России с древнейших времен до конца XVII века

Восточные славяне в VII—VIII вв. Формирование основ государственности восточных славян. Образование Киевской Руси. Крещение Руси. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями. Россия в царствование Ивана Грозного. Смута в России начала XVII в. Россия в середине и второй половине XVII в.

Раздел 6 Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVIXVIII вв.

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Эволюция системы международных отношений. Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время. Век Просвещения. Технический прогресс и Великий промышленный переворот. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества.

Раздел 7 Россия в XVIII веке

Россия в период реформ Петра I. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.). Россия во второй половине XVIII в.

Раздел 8 Становление индустриальной цивилизации

Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Раздел 9 Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Попытки модернизации в странах Востока.

Раздел 10 Россия в ХIХ веке

Россия в первой половине XIX столетия. Власть и реформы в первой половине XIX в. Внешняя политика Александра I и Николая I. Россия в эпоху великих реформ Александра II. Пореформенная Россия. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

Раздел 11 От Новой истории к Новейшей

Международные отношения в начале XX в. «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в. Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX вв. Россия в начале XX в. Первая мировая война. Россия в Первой мировой войне. Февральская революция в России. Приход большевиков к власти в России.

Раздел 12 Между мировыми войнами

Страны Европы в 20-е годы ХХ в. Запад в 30-е годы ХХ в. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в. Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в. Строительство социализма в СССР.

Раздел 13 Вторая мировая война

Вторая мировая война: причины, ход, значение. СССР в годы Великой Отечественной войны.

Раздел 14 Мир во второй половине XX века

«Холодная война». Научно-технический прогресс. Страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Раздел 15 СССР в 1945 – 1991 гг.

СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе. Советский Союз в период частичной либерализации режима. СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов. СССР в период перестройки.

Раздел 16 Россия и мир на рубеже ХХ– XXI веков

Российская Федерация на современном этапе. Международные отношения на рубеже XX-XXI вв. Успехи европейской интеграции в 1990-е гг. Глобальные проблемы современности в экономике, экологии, демографии и их влияние на внутреннюю и внешнюю политику ведущих держав Европы. Борьба с международным терроризмом.



2.2 Семинарские занятия

2.2.1 Цивилизации Древнего Востока и Античности

1 Деспотия как форма государственного устройства.

2 Власть и право на Древнем Востоке.

3 Древний Египет.

4 Цивилизация Двуречья.

5 Вавилон и Ассирия.

6 Индия.

7 Китай

8 Архаичная Греция - периодизация истории Греции.

9 Ценности ахейской цивилизации.

10 Изучение ахейской цивилизации.

11 Формирование полисной системы.

12 Структура и система ценностей полиса.

13 Эпоха Эллинизма - особенности экономической модели и экономические связи.

14 Взаимодействие эллинистических государств с государствами Востока и Запада.

15 Научные и культурные достижения древнегреческой цивилизации.

16 Древнегреческая и древневосточные цивилизации

17 Римская цивилизация: республика - формирование римской цивилизации.

18 Особенности римской цивилизации.

19 Периодизация римской истории.

20 Римская община в древний период.

21 Римская гражданская община и ее кризис

22 Римская цивилизация: империя - образование и развитие Римской империи.

23 Упадок Римской империи.

24 Достижения римской цивилизации.

25 Римское право.


2.2.2 Западная Европа и католическая церковь в средние века Западная Европа и католическая церковь в средние века

1 Роль и место католической церкви в средние века. Византийская цивилизация.


2.2.3 Особенности социальных отношений и культуры в цивилизациях средневекового Востока

1 Социальная структура средневекового общества западной Европы.

2 Сословно-представительная монархия.

3 Институты западноевропейской средневековой демократии.

4 Средневековая культура запада.

5 Менталитет средневекового человека.


2.2.4 «От Руси к России». Образование единого Российского государства

1 Особенности становления Российского централизо­ванного государства.

2 Россия накануне Смуты.

3 Россия в годы Смуты.

4 Внешняя политика России в XVII веке


2.2.5 Западная Европа на раннем этапе развития капитализма. Буржуазные революции

1 Что такое капитализм.

2 Западная Европа на раннем этапе развития капитализма.

3 Буржуазные революции.


2.2.6 Петр Великий. Политика европеизации России, ее положительное и отрицательное влияние на страну

1 Особенности утверждения абсолютизма в России.

2 Экономические преобразования.

3 Влияние церковной реформы на утверждение абсолютизма.

4 Влияние европеизации на процессы общественной жизни


2.2.7 Европейское общество на пути индустриализации

1 Инновации.

2 История промышленной революции.

3 Причины промышленного переворота.

4 Социальные последствия.


2.2.8 Особенности развития стран Востока в эпоху модернизации

1 Особенности развития стран Востока в эпоху модернизации


2.2.9 Социально-экономическое развитие России в XIX в. Успехи и неудачи внешней политики

1 Социально-экономическое развитие России в XIX веке.

2 Внешняя политика России при Александре I.

3 Внешняя политика при Николае I.

4 Внешняя политика России второй половины XIX века


2.2.10 Мир на рубеже XIX-XX вв. Модернизация в странах Западной Европы. Обострение противоречий. Первая мировая война

1 Мир на рубеже XIX-XX вв.

2 Модернизация в странах Западной Европы.

3 Обострение противоречий.

4 Первая мировая война


2.2.11 Вторая мировая война

1 Участники.

2 Территории.

3 Предпосылки войны в Европе, в Азии.

4 Первый период войны (сентябрь 1939 – июнь 1941).

5 Второй период войны (июнь 1941 – ноябрь 1942).

6 Третий период войны (ноябрь 1942 – июнь 1944 годов).

7 Четвёртый период войны (июнь 1944 – май 1945).

8 Пятый период войны (май 1945 – сентябрь 1945).

9 Окончание войны с Японией.

10 Итоги войны.

11 Вклад различных государств антигитлеровской коалиции в победу над нацистской Германией.


2.2.12 Международные отношения и развитие мира во второй половине XX в.

1 Международные отношения и развитие мира во второй половине XX в.


2.2.13 СССР: послевоенное восстановление, развитие, распад

1 Восстановление экономики: цена успеха.

2 Укрепление тоталитаризма.

3 Идеология и культура.

4 Ужесточение внешней политики.

5 Смерть Сталина и борьба за власть.


2.3 Контрольные вопросы к зачёту

  1. Жизнь и занятия первобытных людей

  2. Особенности Древневосточных цивилизаций

  3. Особенности социально-экономического строя восточных деспотий

  4. Особенности культуры и религии Древнего Египта

  5. Характерные особенности греческого полиса: социальная организация, экономическая жизнь, политическое управление полиса

  6. Римская империя в 1–5 вв. н.э.

  7. Культура и быт жителей Древней Греции (образование, искусство, повседневная жизнь)

  8. Средневековое франкское государство

  9. Средневековый город – центр ремесла и торговли

  10. Крестовые походы (цели, участники, результаты)

  11. Феномен Востока: особенности развития восточных обществ в эпоху средневековья

  12. Культура, религия и идеология стран Дальнего Востока в раннем средневековье.

  13. Великая французская революция ХVIII века

  14. Борьба североамериканских колоний за независимость и образование США

  15. Промышленный переворот в Англии (сущность, последствия)

  16. Венский конгресс 1814–1815 годов. Священный Союз

  17. Объединение Германии

  18. Происхождение восточных славян

  19. Киевская Русь. Принятие христианства на Руси

  20. Феодальная раздробленность. Крупнейшие государственные образования после распада киевского государства

  21. Борьба Руси с завоевателями в XIIIв

  22. Объединение русских земель вокруг Москвы. Создание централизованного государства

  23. Социально-политическое развитие России в эпоху Ивана IV

  24. Социально-экономическое и политическое развитие России после Смуты. Первые Романовы

  25. Внутренняя и внешняя политика России в правление Петра I

  26. Эпоха дворцовых переворотов

  27. «Просвещенный абсолютизм». Екатерина I и ее государственная деятельность

  28. Внешняя политика России во вт. пол. XVIII в.

  29. Внутренняя и внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812 г.

  30. Реформы 1860-1870-е гг. Их содержание и направленность

  31. Достижения науки и техники в конце ХIX – начале ХХ века

  32. Экономическое развитие ведущих стран Европы в конце ХIX – начале ХХ века

  33. Первая мировая война (причины возникновения, участники, итоги)

  34. Изменения на карте Европы после Первой мировой войны

  35. Фашизм в Италии

  36. Революция 1918–1919 годов в Германии

  37. «Новый курс» Ф. Рузвельта

  38. Приход нацистов к власти в Германии. Нацистский режим

  39. Освободительное движение в Индии в 20–30-е годы

  40. Международные отношения накануне Второй мировой войны

  41. Антигитлеровская коалиция во Второй мировой войне

  42. Изменения в Европе и мире после Второй мировой войны

  43. События конца 80-х – начала 90-х годов в странах Восточной Европы

  44. США во второй половине ХХ века: внутреннее положение и внешняя политика

  45. Освобождение народов Азии и Африки во второй половине ХХ века

  46. Развитие науки и техники во второй половине ХХ века

  47. Многопартийность и зарождение парламентаризма в России. Деятельность I и II Государственных Дум

  48. Причины, характер и итоги революции 1905-1907гг. в России.

  49. П.А.Столыпин и его государственная деятельность.

  50. Россия в первой Мировой войне: цели и результаты.

  51. Февральская революция 1917г. и её историческое значение.

  52. Октябрьский переворот 1917г. Первые декреты нового правительства и начало национализации.

  53. Гражданская война: этапы, содержание, итоги.

  54. Основные этапы Великой Отечественной войны

  55. М.С.Горбачев. Курс на обновление общества

  56. Распад СССР и его социально-экономические последствия. Феномен Б.Н.Ельцина

  57. Становление государственности Российской Федерации в 1990-е гг. Переход к рыночной экономике

  58. Феномен Востока: особенности развития восточных обществ в новое время. Проблема «отсталости» Востока

  59. Проблема генезиса капитализма на Востоке и колониализм


3 Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям


Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1 Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.

2 Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов.

3 Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений.

Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию, а также учебное пособие по истории.

При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:

а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу);

б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;

в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;

г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.

4 На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.

В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание.

Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.

Конспект составляется в следующей последовательности:

а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;

б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.

5 К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы докладов и рефератов. Подготовку доклада следует начинать с составления плана, подбора необходимого для выбранной темы материала. При подготовке доклада используется самая разнообразная литература: хрестоматии, научные и научно-популярные книги, публикации в истори­ческих журналах, а также в центральных и местных газетах. При написании рефератов рекомендуется использовать учебно-методическую разработку и тематику рефератов по курсу истории, подготовленную преподавателями.

6. На семинарских занятиях студент должен:

а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;

б) внимательно следить за выступлениями;

в) уметь вести полемику с оппонентами.


4.4 Темы рефератов

1 Образ жизни людей в позднем каменном веке.

2 Боги и мифы Древнего Египта.

3 Устройство и жизнь Древних Афин.

4 Древняя Спарта: государство и традиции.

5 Боги Древней Греции.

6 Зарождение ислама и его основные принципы.

7 Великое переселение народов: основные вехи.

8 Культурное наследие Византии.

9 Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века.

10 Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.

11 Князь и вече в Древней Руси.

12 Князь и дружина в Древней Руси.

13 Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.

14 Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.

15 Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси.

16 Новгородская республика в XI—XIII вв.

17 Общественный строй Древней Руси.

18 Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.

19 Русь и наследие Византии.

20 Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия.

21 Освоение Сибири. Характер русской колонизации.

22 Реформация и религиозные войны в Германии XVI в.

23 Герои Великих географических открытий (Колумб, Магеллан и др.).

24 Английская революция XVII в.: люди и события.

25 Научная революция XVII в.: основные вехи.

26 Промышленная революция в Англии: основные вехи.

27 Образование США.

28 Французская революция XVIII в.: причины и результаты.

29 Террор Французской революции XVIII в.

30 Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.

4 Рекомендации студенту по подготовке реферата


Если основа вашего интереса к истории больше, чем увлечение, а ваш выбор достаточно осознан, то есть смысл попытаться разобраться в некоторых проблемах более глубоко. В таком случае вам предстоит стать исследователем, взглянуть на исторические события, процессы достаточно самостоятельно, и, может быть, вы обнаружите то, что ранее оставалось незамеченным.

Прежде всего, постарайтесь четко сформулировать тему реферата, которая должна кратко выражать его суть. Продумайте, какие вопросы и в какой последовательности вам необходимо раскрыть в процессе работы. Это поможет вам составить четкий план реферата.

Важнейшей этап в подготовке реферата – изучение литературы по данной теме. Читая выбранные вами книги и статьи, обратите внимание на ссылки авторов на источники, так как они могут заинтересовать вас уже в ходе более детального знакомства с темой. Выписки делайте на особых листках, карточках, удобных для последующей обработки и систематизации материала.

Реферат представляется на пронумерованных листах стандартной писчей бумаги. Объем реферата – в пределах 20–25 страниц.

Реферат открывается титульным листом. После титульного листа следует (на стр. 2) план реферата с точным названием каждого параграфа.

Далее (со стр. 3) следуют: введение (оно содержит важность, актуальность поставленной проблемы, задачи реферата, краткую аннотацию имеющейся по данной проблеме литературы), основную часть (3-4 параграфа) с указанием внутри текста названия каждого параграфа. Раскрывая содержание темы, необходимо писать логично, последовательно. Высказывание авторов следует взять в кавычки, над которыми обязательно надо поставить порядковый номер цитаты, а в примечаниях сделать сноски: указать фамилию автора, название произведения, место и год издания, соответствующую страницу. В заключении формируются общие выводы автора.

В приложении к работе помещается библиография (список литературы). Вся использованная литература перечисляется в алфавитном порядке авторов или по названиям книг, если авторы не указаны. Библиография должна включать лишь ту литературу, которая непосредственно использована в реферате.



5 Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины


5.1 Основная

1 Алексашкина, Л. Н. Всеобщая история. XX-начало XXI века / Л. Н. Алексашкина Л. Н. – М.: Мнемозина, 2011. – 319 с. – ISBN 978-5-3460-1669-4

2 Артемов, В. В. История Отечества с древнейших времен до наших дней: Учебник / В. В. Артемов. – М.: Академия, 2010. – 360 с. – ISBN 5769530677

3 Загладин, Н. В., Ермакова, И. А. Всемирная история / Н. В. Загладин, И. А. Ермакова. – М.: Русское слово, 2007. – 128 с. – ISBN 978-5-9485-3855-6

4 Орлов, А. С., Георгиев, В. А., Георгиева, Н. Г., Сивохина, Т. А. История России в схемах / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Сивохина. – М.: Велби, 2008. –. – 304 с. – ISBN 9785482019986

5 Пономарев, М. В., Волобуев, О. В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века / М. В. Пономарев, О. В. Волобуев. – М.: Дрофа, 2010. – 222 с. – ISBN 978-5-358-06457-7

6 Сахаров, А. Н., Боханов А. Н. История России. XVII - XIX века. Ч.2 / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов. – М.: Русское слово, 2006. – 241 с. – ISBN 5-94853-471-5

7 Юдовская, А. Я. Всеобщая история. История нового времени 1800-1913 гг. / А. Я. Юдовская – М.: Просвещение, 2010 – 270 с. – ISBN 9785090233491


5.2 Дополнительная

1 Всемирная история / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТА, 1997. – 254 с. – ISBN 5-85178-042-8

2 Голубцова, Е. С. История Европы: с древнейших времен до наших дней. Т.1. / Е. С. Голубцова. – М.: Наука, 1988. – 704 с. – ISBN 5-02-008937-0

3 История древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2003. – 462 с. – ISBN 5-06-003438-0

4 История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки историй России IX –начала. – М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1991. – 368 с. – ISBN 5-250-0180-0-9

5 Новиков, С. В., Маныкин, А. С., Дмитриева, О. В. Всеобщая история: Справочник студента / С. В. Новиков, А. С. Маныкин, О. В. Дмитриева. – М.: Слово, 2000. – 640 с. – ISBN 5-900411-56-7

6 Пашков, Б. Т. Русь, Россия, Российская империя: Хроника событий. 862-1917 гг. / Б. Т. Пашков. – М.: ЦентрКом, 1997. – 640 с. – ISBN 5-87129-020-5




















Приложение А

(обязательное)

Образец оформления титульного листа


Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Индустриально-педагогический колледж

Отделение «Автоматизация информационных и технологических процессов»




РЕФЕРАТ

по дисциплине «История»

(Тема)



Преподаватель

_____________ Шляхтун О. Е.

«_____» ______________2012г.

Выполнил

Студент(ка) группы

_______________ Иванов И. И.

«_____» ______________2012г.



Оренбург 2010

24




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические указания к лекционным и семинарским занятиям

Автор: Шляхтун Ольга Владимировна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127180

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "семинарское занятие по теме "Силы в механике" "
    ["seo_title"] => string(52) "sieminarskoie-zaniatiie-po-tiemie-sily-v-miekhanikie"
    ["file_id"] => string(6) "107266"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403196713"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Методические указания  для самостоятельной внеаудиторной работы "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskiie-ukazaniia-dlia-samostoiatiel-noi-vnieauditornoi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "139253"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417690969"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства