УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОПКИНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-СОСНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
работа на муниципальный этап конкурса
«Учитель года России»
Методический семинар
Формирование патриотизма и гражданственности
при переходе на ФГОС
Автор:
учитель истории
I квалификационной категории
МБОУ «Усть-Сосновская ООШ»
Мищенко Евгения Владимировна
УСТЬ-СОСНОВО
2016
(1слайд)
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником.
(2слайд)
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
События, происходящие в нашей стране в последнее время, говорят о том, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны. Стала все более заметной утрата обществом традиционно российского патриотизма, сознания национального долга. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
(3 слайд)
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
Для создания модели такого выпускника, приоритетным направлением работы школы становится гражданско-патриотическое воспитание. Учитель истории в большей степени, чем кто-либо, ответственен за это.
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории
(4 слайд)
Воспитание патриотизма и гражданственности начинается непосредственно с оформления кабинета истории, где представлена не только символика современной России, но и все оформление подчинено одной общей идее: погрузить учеников в атмосферу исторического прошлого не только нашей Родины, но и своего родного края; с первых шагов вызвать у них интерес к своей стране; дать возможность ощутить себя частью своей великой Родины и ее истории.
Непосредственно во время уроков огромное внимание уделяется именно эмоциональному восприятию изучаемого материала, ведь в истории нет «сухих» тем. Каждая поднимаемая проблема должна вызвать отклик в душе каждого ученика, присутствующего на уроке. Этому способствует использование большого количества иллюстративного материала, видеоматериалов и, конечно же, яркий, живой, эмоциональный рассказ учителя.
(5 слайд)
Уже с 5 класса, я начинаю работу с историческими источниками, мифами, которая способствует углублению и конкретизации знаний, созданию ярких образов и картин прошлого, активизирует процессы мышления и воображения. Изучение по истории древнего мира (5 класс) темы «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» дает возможность ученикам, работая с источниками, познакомиться с личностью самого Гомера, археолога Генриха Шлимана, с историей Троянской войны, выяснить ее причины, основные события, оценить поступки героев поэм. Ребята узнают, что греки больше всего ценили в человеке патриотизм, любовь к родине и семье, способность пожертвовать собой за Отечество.
(6 слайд)
Современному поколению, как и любому другому, нужен идеал. Пример деятельности исторических личностей иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического содержания считаю необходимым уделять внимание персоналиям в истории. Предлагая учащимся задания исследовательского уровня по подготовке сообщения, доклада, реферата по темам отечественной истории, я стараюсь сосредоточить их внимание на том, чтобы они мыслили самостоятельно, отказавшись от общепринятых штампов в оценке деятельности исторических личностей, высказывали свою точку зрения. Самостоятельная оценка патриотизма в деятельности Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III, Петра I, Александра II, Сперанского, декабристов имеет более ценное воспитательное действие.
(7 слайд)
Для лучшего осмысления учениками событий истории, деятельности исторических личностей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга в годы монгольского нашествия, польско-литовской интервенции, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и других переломных событий используется:
- проблемно-диалогическая технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающая возможность сосредоточить мышление в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;
- уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;
- урок защиты реферата;
- уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях.
(8 слайд)
В изучении темы «Россия на рубеже XVI-XVII вв..» урок «Смута в Российском государстве» в VII классе посвящен трагическим событиям начала XVII века. Важным компонентом урока является его эмоциональная составляющая, побуждающая сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма. Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками, включение в урок отрывков из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», обращение к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Я помогаю учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед народом встает выбор: пасть под ударами врага или встать с колен и начать спасение Отечества. Ученики видят, что подъем патриотического движения и рост национального самосознания происходят не всегда просто и быстро.
(9 слайд)
Кроме того, например, на уроках по изучению Великой Отечественной войны ребята представляют материалы из домашних архивов о своих прабабушках и прадедушках – ветеранах войны. Используются документы и письма, хранящиеся в школьном краеведческом музее. Учащиеся знакомятся с материалами Всекузбасской книги памяти, материалами с сайта «Мемориал». Все это вместе с практическими заданиями вызывает неподдельный интерес у учащихся, делает историю «живой», а самих ребят как бы ее участниками.
Патриотическое воспитание во внеклассной деятельности
(10 слайд)
Победы русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков. Русской Православной Церковью были установлены специальные «викториальные дни». Это были дни, когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служилые люди глубже ощущали свою сопричастность к славным делам наших предков.
Возрождая одну из лучших российских традиций, 10 февраля 1995 года Государственная Дума РФ приняла закон «О днях воинской славы (победных днях) России», который 13 марта того же года был подписан Президентом РФ. В список праздников вошла часть «викториальных дней» и наиболее выдающиеся события военной истории России – Советского Союза. В Федеральном законе «О днях воинской славы (победных днях) России» указано, что во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия была неотъемлемой частью величия Российского государства. Далее в указе сказано, что днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.
(11 слайд)
Наиболее значимыми, на мой взгляд, являются события Великой Отечественной войны. В России нет ни одной семьи, которой не коснулась бы эта война. Память о ней бережно хранится в семейных архивах, фотоальбомах, людских сердцах.
9 Мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
8 мая 1945 г. в Карлхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Для того чтобы школьники расширили и закрепили знания, полученные ими на уроке мы готовим классные часы и внеклассные мероприятие силами самих учеников. Традиционно в нашей школе проводится фестиваль «Песни о войне». Ребята охотно готовятся к фестивалю, подбирают костюмы и реквизит, с воодушевлением разучивают и исполняют песни военных лет. На фестиваль приглашаются ветераны войны и труда, участники локальных войн. Фестиваль привлекает множество зрителей – жителей села.
Так же интересно в школе проходит смотр строя и песни, посвященный Дню Защитника Отечества.
(12 слайд)
Героические страницы истории учат ребят беззаветно любить нашу Родину, быть верными своему гражданскому долгу. Я, как учитель истории оказываю значительную помощь в подготовке и проведении этих мероприятий. Помогаю ученикам в подборе нужной информации, консультирую учащихся и классных руководителей, даю рекомендации по оформлению и представлению собранного материала, составляю сценарий.
Принимая участие в подобных мероприятиях, учащиеся устанавливают незримую связь поколений, приобщаются к духовным ценностям российского народа. Изучение истории подвигов народов России во имя защиты Родины, участие в увековечивании событий и памяти героев защиты Отечества есть основное направление в деле патриотического воспитания, подготовки достойного гражданина России, гордящегося своей историей, своим народом, культурой и героическими делами во славу России. Наши ребята ежегодно принимают участие в митингах, посвященных Дню Победы, в Вахте Памяти, на протяжении ряда лет учащиеся Усть-Сосновской школы являются участниками акции «Бессмертный полк».
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности
(13 слайд)
В патриотическом воспитании немаловажное значение имеет и внеурочная работа со школьниками.
Значительное место в современной молодежной политике отводится школьным музеям. Актуальность школьного музея очевидна. Школьный музей – это центр музейно-педагогической работы в школе, основой которого является собрание предметов музейного значения. Это, созданный руками детей. В настоящее время, когда происходят глубокие и стремительные изменения всей общественно-культурной жизни, следует признать необходимым новый подход к трактовке понятия школьный музей. Сейчас в школьных кабинетах создаются своеобразные композиции. Это результат деятельности школьных кружков краеведения.
В МБОУ «Усть-Сосновская ООШ» участниками кружка краеведения создан рабочий класс-музей. Цель класса - музея - приобщение школьников к творческой исследовательской работе по изучению истории нашего села, знакомство с людьми, прославившими наш край.
В работе краеведческого кружка принимают участие ребята 5-9-х классов. Я являюсь руководителем кружка.
(14 слайд)
В фонде нашего музея имеется информация о создании школы, о директорах МБОУ «Усть-Сосновская ООШ», ее педагогическом коллективе, учителях-ветеранах.
Основным направлением работы кружка является сбор информации и оформление ее в экспозицию, посвященную ветеранам Великой Отечественной войны. Это целенаправленная, продуманная, интересная работа, которая захватывает ребят. Итогом такой работы становятся исследовательские и творческие работы учащихся: «Боевой путь А.Т. Рокотянского», «Письмо в 1941 год», «Поэт, учитель, гражданин - И.С. Присягин», «Мои земляки на фронтах Великой войны». Музейная деятельность показала, как много она значит для формирования у детей гуманной системы ценностей.
Второе направление работы школьного музея – воины-интернационалисты, прошедшие Афганскую войну и воины, принимавшие участие в чеченских кампаниях. В нашем селе их немного, но в музейных фондах имеется информация о Г.М. Сморогове, Н.Н. Варивода, А.П. Ляхе.
Ребята приглашают их для участия в мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества.
(15 слайд)
Третье направление работы класса-музея – история села Усть-Сосново. Ребятами оформлена экспозиция крестьянского быта. Пишутся исследовательские работы «Что в имени твоем», «Охота, как вид деятельности жителей села Усть-Сосново», «Декоративное оформление наличников». Ребятами составлены очные и заочные экскурсии по улицам села Усть-Сосново и залам музея.
Наши краеведы принимают активное участие в муниципальных и областных краеведческих конференциях, заочных всероссийских конкурсах исследовательских и творческих работ.
(16 слайд)
Таким образом, творческий труд, поисково-собирательская деятельность, энтузиазм ребят, в результате которых возникает музей особого рода, включенный в контекст всей школьной жизни, занимают достойное место в системе воспитания юных патриотов страны, юных граждан новой России.