Выступление на педагогическом совете "Метапредметный подход как условие достижения нового качества образования".
Просмотр содержимого документа
«критическое мышление»
ГКОУ СО «Нижнетагильская вечерняя школа №2»
Технология критического мышления на уроках истории
выступление на педагогическом совете
«Метапредметный подход как условие достижения нового качества образования »
Учитель: Гришанова Л.А.
Нижний Тагил
2017 год
Технология критического мышления основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, на постановку проблемы и поиск её решения.
Что такое критическое мышление?
КМ есть самостоятельное. Каждый формирует свои оценки, идеи независимо от других.
Мышление может быть критическим, когда оно носит индивидуальный характер. Думать собственной головой. Самостоятельно решать сложные задачи.
КМ начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить.
Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет своё решение разумными, обоснованными доводами.
КМ есть мышление социальное.
Мы формируем личность способную к непрерывному обучению, самообразованию.
Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни.
В основе развития технологии критического мышления лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
ВЫЗОВ. На стадии вызова с помощью различных приёмов (мозговая атака, понятийное колесо, проблемные вопросы, прогнозирование содержания, фишбоун (рыбная кость) и др.) учащиеся рассказывают всему классу то, что они знают.
Например. Урок в 9 классе «Аграрные реформы»
Учитель:
- 1 сентября 1911 года в городском театре Киева в присутствии царя был убит премьер-министр П. А. Столыпин.
- За что убили Столыпина?
Урок истории в 10 классе «Спасители Отечества»
Учитель:
- В Москве на Красной площади был установлен памятник, на барельефе которого надпись «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год».
- За что Россия благодарит их?
Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что даёт учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно критически подходить к пониманию новой информации.
ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст или просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать своё понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывает свои мысли. Какие ориентиры помогли, а какие сбили его с толку.
РЕФЛЕКСИЯ. Учащиеся размышляют о том, что они узнали на уроке. Живой обмен идеями даёт возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать и аргументировано защищать своё мнение.
Приёмы рефлексии:
Синквейн;
Понятийное колесо;
Диаманта;
Фишбоу (рыбная кость);
ЗХУ и др.
ВЫВОДЫ
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет при творческом подходе получить метапредметные результаты на уроках истории:
умение выявлять причинно – следственные связи; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
сравнивать исторические объекты и явления, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации;
делать самостоятельно выводы; работать с текстом учебника, прессой; смысловое чтение; владение устной и письменной речью; умение самостоятельно планировать пути достижения своей цели.