Разработка урока
по теме «Природно-территориальные комплексы Восточной Сибири».
ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Предмет: География
Класс: 8 класс
Тема: «ПТК Восточной Сибири»
Технология: критического мышления
Цели:
1) образовательные:
- формирование представлений об особенностях географического положения, рельефа, геологического строения и полезных ископаемых, вод, климата Восточной Сибири
- Рассмотреть взаимосвязи природных компонентов
2) развивающие:
- развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;
3) воспитательные:
- обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;
- обучение рефлексии учебной деятельности.
Оборудование:
Карты России – физическая, тектоническая, климатическая, района Восточной Сибири
учебник «Природа России» 8 кл. /Авт. И.И.Баринова. - М.: Дрофа, 2010.
Ход урокаI. Организационный момент
Методические рекомендации
Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, и я рада встрече с вами.
А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.
Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока.
II. Стадия вызоваСегодня мы продолжим знакомство с природными районами России. Интересуетесь ли вы путешествиями по природным районам России?Классу демонстрируется слайд с территорией, на котором изображены природные объекты.
Вопросы классу:
- Какие компоненты природы отражены на слайде?
- А что вы можете ещё предложить?
Природно-территориальный комплекс Восточной Сибири – это и будет тема урока. С ПТК вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.
Заполнение таблицы.
Лист №1
знаю
хочу узнать
узнал
- ФГП
- историю
- рельеф
- природные зоны
Задание:
Впишите в первую колонку все, что знаете о ПТК, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в группе, дополните или отбросьте лишнее.
Коллективное обсуждение завершилось, сверимся с информацией на слайдах.
Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно.
Данный методический прием
Несколько учащихся называют что они вписали.
Вписанные вопросы и будут планом урока.
Задание классу:
На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:
- Углубить знания о ПТК районов России.
- Сформировать образное представление о ПТК Восточной Сибири
- Выяснить, в чем отличия трёх ПТК Восточной Сибири
Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке цели урока. Названные цели полно и всесторонне отобразили содержание урока. Прием демонстрации с помощью мультимедийной презентации и использование раздаточного материала (прилож.лист №1) позволил рационально распределить время этапа и урока в целом.
III. Стадия осмысления
Тема нашего урока: ПТК Восточной Сибири». Попытаемся сформулировать определение ПТК.
ПТК – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.
Выделим ключевое слово и признаки.
Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия
Вопросы классу:
Какие природные компоненты играют решающую роль в ПТК?
.Опираясь на жизненный опыт, слайды, учащиеся делают вывод:
- разное физико-географическое положение
- история;
- особенности рельефа, геологического строения и полезных ископаемых;
- из-за разницы в климата
- внутренних вод
-почв и природных зон
- органического мира( растений и животных)
- влияния человека на изменение ПТК( положительно и отрицательно)
Задание практическое классу:
Учащиеся самостоятельно объединяются в группы и оценивают природные условия и ресурсы трёх территорий Восточной Сибири, а именно: ПТК северной части Восточной Сибири, ПТК озера Байкал, ПТК южной части Восточной Сибири, по предложенному ими плану, в течении 7-10 минут, каждый работает над своим вопросом , а затем излагает информацию остальным.
См.прилож.№3 Работа в группе (включая ситуацию учебного сотрудничества и проектные формы работы) – это умение:
· Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
· Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
· Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
· Переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.
Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору. Результат – кластер, который каждая группа представляет в течении 5 минут.
Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей, используется стратегия «Зигзаг»,поэтапная работа с кластером(см.прилож№2).
IV. Стадия рефлексия.
План кластера.
Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.
V. Домашнее задание.
§37- 40, ответить на вопросы
по выбору:
- Написать эссе на тему: Минусинская впадина
- Плато Путорано
- Полуостров Таймыр
- Сибирская зима
При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся. На дом предложена работа в форме эссе, что является методическим приемом технологии критического мышления.
На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.
При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся.
Приложения
Лист 1
Дата:
Тема:
знаю
хотел узнать
узнал
Лист 2
Тема Кластер ПТК
Лист 3 Стратегия «Зигзаг»
Таким образом, использование всех этапов урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления, предполагает сотрудничество учителя и учащихся. А также деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение.
Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.
Заключение
Данную технологию подробно стала изучать с 2010 года.
В моём кейсе много приёмов технологии. Но использовать и применять удаётся не все. Некоторые стратегии предполагают наличие большой группы ребят, классы от 15 до 29 человек. Некоторые дети не понимают отдельные приёмы. Не всегда нравятся приёмы, есть отрицательный опыт применения отдельных приёмов. В своей работе, на уроках географии применяю технологию на уроках изучения новой темы или закрепления. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений.
Приёмы, используемые мной на уроках: различные виды таблиц (концептуальная и др) синквейн, кластер, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся, что не возбраняется.
Проанализировав свой опыт работы по технологии, я пришла к выводу, что есть плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии КМ.
Плюсы в технологии КМ:
1. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.
2. Делать выводы.
3. Принимать продуманные решения.
4. Технология даёт учащимся возможность размышлять.
5. Способствует активности учащихся в учебном процессе.
6. Активизирует мышление.
7. Учатся работать в группах и парах.
8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.
9. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.
10. Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.
Главную ценность ТКРМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию гипотез, к поиску необходимой информации.
Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной технологии, опробованы мной на протяжении нескольких лет и дали свои результаты.
Уроки стали намного интереснее, успеваемость повысилась.
О.Л.Ваганова
Список литературы и источников
1. Беловолова, Е.А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии [Текст]/ Е.А. Беловолова // География в школе. – 2006. - №6. – С.39-46.
2. Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текст]/ И.А. Борисенкова//Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+". – 2006. - №2. – С. 119-128.
3. Бустром, Р. Развитие критического мышления [Текст]/ Р. Бустром. - М.: Изд-во, «ИОО», 2000.
4. Валуева, Н.А. Календарно-тематическое планирование, VI класс [Текст]/Н.А. Валуева // География в школе. – 2004. - №2 – С. 53-57.
5. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособ. для студ. высших педагогич. учебных заведений [Текст]/ Сост. Н.В.Дубравина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2007. – 368 с.
6. Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. Введение. [Электронный ресурс]/ Е. Волков. – Режим доступа: http:// www. people. nnov. ru /volkov/ critical thihk / Volkov E Critical think principles introduction. html.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – Пресс, 1996. – 536 с. – (Психология: классические труды).
8. Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
9. Гузеев, В. В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления [Текст]/ В.В. Гузеев/ / Педагогические технологии. - №2. – 2006. - С. 16-21.
10. Душина, И. В., Понурова, Г. А. Как научить школьников географии. Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям [Текст]/ И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996.- 192 с.