kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природно-территориальный комплекс Восточной Сибири

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока

по теме «Природно-территориальные комплексы  Восточной Сибири».

ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Предмет: География

Класс: 8 класс

Тема: «ПТК Восточной Сибири»

Технология: критического мышления

Цели:

1) образовательные:

  • формирование представлений об особенностях географического положения, рельефа, геологического строения и полезных ископаемых, вод, климата Восточной Сибири
  • Рассмотреть взаимосвязи природных компонентов

2) развивающие:

  • развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;

3) воспитательные:

  • обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;
  • обучение рефлексии учебной деятельности.

Оборудование:

           Карты России – физическая, тектоническая, климатическая, района Восточной Сибири

учебник «Природа России» 8 кл. /Авт. И.И.Баринова. - М.: Дрофа, 2010.

Ход урокаI. Организационный момент

Методические рекомендации

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, и я рада встрече с вами.

А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.

Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока.

II. Стадия вызоваСегодня мы продолжим знакомство с природными районами России. Интересуетесь ли вы путешествиями по природным районам России?Классу демонстрируется слайд с территорией, на котором изображены природные объекты.

Вопросы классу:

  • Какие компоненты природы отражены на слайде?
  • А что вы можете ещё предложить?

Природно-территориальный комплекс Восточной Сибири – это и будет тема урока.                                 С ПТК вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.

Заполнение таблицы.

Лист №1

знаю

хочу узнать

узнал

- ФГП

- историю

- рельеф

- природные зоны

Задание:

Впишите в первую колонку все, что знаете о ПТК, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в группе, дополните или отбросьте лишнее.

Коллективное обсуждение завершилось, сверимся с информацией на слайдах.

Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно.

Данный методический прием

Несколько учащихся называют что они вписали.

Вписанные вопросы и будут планом урока.

Задание классу:

На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:

  1. Углубить знания о ПТК районов России.
  2. Сформировать образное представление о ПТК Восточной Сибири
  3. Выяснить, в чем отличия трёх ПТК Восточной Сибири

Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке цели урока. Названные цели полно и всесторонне отобразили содержание урока. Прием демонстрации с помощью мультимедийной презентации и использование раздаточного материала (прилож.лист №1) позволил рационально распределить время этапа и урока в целом.

III. Стадия осмысления

Тема нашего урока: ПТК Восточной Сибири». Попытаемся сформулировать определение ПТК.

 ПТК – это  закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.  

 Выделим ключевое слово и признаки.

Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия

Вопросы классу:

Какие  природные компоненты играют решающую роль в ПТК?

.Опираясь на жизненный опыт, слайды, учащиеся делают вывод:

- разное физико-географическое положение

- история;

- особенности рельефа, геологического строения и полезных ископаемых;

- из-за разницы в климата

- внутренних вод

-почв и природных зон

- органического мира( растений и животных)

- влияния человека на изменение  ПТК( положительно и отрицательно)

Задание практическое  классу:

Учащиеся самостоятельно объединяются в группы и оценивают природные условия и ресурсы трёх территорий Восточной Сибири, а именно: ПТК северной  части Восточной Сибири, ПТК озера  Байкал, ПТК южной  части  Восточной Сибири, по предложенному ими плану, в течении 7-10 минут, каждый работает над своим вопросом , а затем излагает информацию остальным.

См.прилож.№3 Работа в группе   (включая ситуацию учебного сотрудничества и проектные формы работы) – это умение:

·     Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

·     Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

·     Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

·     Переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.

Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору. Результат – кластер, который каждая группа представляет в течении 5 минут.

Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей, используется  стратегия «Зигзаг»,поэтапная работа с кластером(см.прилож№2).

IV. Стадия рефлексия.

План кластера.

Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.

V. Домашнее задание.

§37- 40, ответить на вопросы

по выбору:

  • Написать эссе на тему: Минусинская впадина
  • Плато Путорано
  • Полуостров Таймыр
  • Сибирская зима

При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся. На дом предложена работа в форме эссе, что является методическим приемом технологии критического мышления.

На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.

При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся.

Приложения

Лист 1

Дата:

Тема:

знаю

хотел узнать

узнал

Лист 2

Тема Кластер ПТК

Лист 3 Стратегия «Зигзаг»

Таким образом, использование всех этапов урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления, предполагает сотрудничество учителя и учащихся. А также деятельностное  участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение.

Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.

Заключение

Данную технологию подробно стала изучать с 2010 года.

   В моём кейсе много приёмов технологии. Но использовать и применять удаётся не все. Некоторые стратегии предполагают наличие большой группы ребят, классы от 15 до 29 человек. Некоторые дети не понимают отдельные приёмы. Не всегда нравятся приёмы, есть отрицательный опыт применения отдельных приёмов. В своей работе, на уроках географии применяю технологию на уроках изучения новой темы или закрепления. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений.

Приёмы, используемые мной на уроках: различные виды таблиц (концептуальная и др) синквейн, кластер, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому  приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся, что не возбраняется.

   Проанализировав свой опыт работы по технологии, я пришла к выводу, что есть плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии КМ.

   Плюсы в технологии КМ:

1. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

2. Делать выводы.

3. Принимать продуманные решения.

4. Технология даёт учащимся возможность размышлять.

5. Способствует активности учащихся в учебном процессе.

6. Активизирует мышление.

7. Учатся работать в группах и парах.

8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

9. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.

10. Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.

Главную ценность ТКРМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию гипотез,  к поиску необходимой информации.

Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной технологии, опробованы мной на протяжении нескольких лет и дали свои результаты.

Уроки стали намного интереснее, успеваемость повысилась.

О.Л.Ваганова

Список литературы и источников

1.         Беловолова, Е.А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии [Текст]/ Е.А. Беловолова // География в школе. – 2006. - №6. – С.39-46.

2.         Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текст]/ И.А. Борисенкова//Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+". – 2006. - №2. – С. 119-128.

3.         Бустром, Р. Развитие критического мышления [Текст]/ Р. Бустром. - М.: Изд-во, «ИОО», 2000.

4.         Валуева, Н.А. Календарно-тематическое планирование, VI класс [Текст]/Н.А. Валуева // География в школе. – 2004. - №2 – С. 53-57.

5.         Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособ. для студ. высших педагогич. учебных заведений [Текст]/ Сост. Н.В.Дубравина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2007. – 368 с.

6.         Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. Введение. [Электронный ресурс]/ Е. Волков. – Режим доступа: http:// www. people. nnov. ru /volkov/ critical thihk / Volkov E Critical think principles introduction. html.

7.         Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – Пресс, 1996. – 536 с. – (Психология: классические труды).

8.         Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp

9.         Гузеев, В. В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления [Текст]/ В.В. Гузеев/ / Педагогические технологии. - №2. – 2006. - С. 16-21.

10.     Душина, И. В., Понурова, Г. А. Как научить школьников географии. Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям [Текст]/ И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996.- 192 с.



 

Просмотр содержимого документа
«Природно-территориальный комплекс Восточной Сибири »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

с углублённым изучением отдельных предметов












Технология развития критического мышления.

Приемы ТРКМ используемые на уроках географии




Руководитель проекта:

учитель географии

МБОУ СОШ №16

Ваганова Ольга Леонидовна









Лысьва

2013-2014



Технология развития критического

Развитие критического мышления на уроках географии

Ценность технологии РКМ в том, что она развивает не только критическое мышление, но и логическое. Развитие логического мышления на своих уроках провожу через умения сравнивать, обобщать, проводить аналогию и т.д.

Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Для развития творческого мышления на своих уроках провожу социально-культурные практикумы, ролевые игры.. В этой игре участвуют специалисты: проектировщики, эксперты, рецензенты, проводящие экспертизу по оценке воздействия воды на окружающую среду; административные власти различных уровней, которые принимают решения по данному вопросу; общественность: врачи, экологи, ученые, ботаники, зоологи, олицетворяющие спектр различных мнений.

Часто на уроках даю домашнее задание творческого характера. Например: изготовить макет ландшафта перед школой, вулкана, внутреннего строения Земли; написать мини-сочинение, представив, что вы оказались в каком либо уголке

Мира; составить кроссворд по определенной тематике. Дети, имеющие литературные задатки, пишут стихи, составляют кроссворды.

Результативность работы по технологии РКМ.

 

Изучая технологию ТКРМ, я столкнулась с проблемой недостаточного разработанного диагностического инструментария для определения эффективности использования технологии ТКРМ. На мой взгляд, основным критерием результата по оценке является критичность мышления

О критериях оценки


Ключевым разделом любого приёма является шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Приём «кластер» является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. BernieDodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

исследовательской и творческой работы,
качества аргументации, оригинальности работы,
навыков работы в микрогруппе,
устного выступления,
мультимедийной презентации,
письменного текста и т.п.


Для определения уровня развития критического мышления, в конце года провожу анкетирование, с целью выявления самооценки и даю задания, позволяющие объективно оценивать уровень развития критического мышления.

Применение приёмов ТРКМ на уроках географии.

Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение ТРКМ в обучение – так как для некоторых приёмов требуется большое количество детей, чтобы поделить их на несколько групп. С другой – наоборот, за всем процессом внедрения технологии можно проследить. Если в классе 5 или 8 человек, то у учителя есть возможность несколько раз за урок подойти к одному и тому же человеку и проследить за всем процессом выполнения заданий, выслушать каждого.

На уроках географии применяю некоторые приёмы ТКРМ:

кластер (схема),

составление перепутанных логических цепочек,

слова-ассоциации,

составление «толстых» и «тонких» вопросов (вопросы репродуктивного и продуктивного типа),

составление синквейна (стихотворение по алгоритму),

прогнозирование «Верные и неверные утверждения»,

таблица «ЗХУ»,

ключевые термины.

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей.

При изучении темы, 1. на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения),

2.после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать?

3. для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.

4. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока,

5.учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.


«Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Методический прием «Кластер».

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученикам предлагается в течение 3-5 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием «Фишбоун»

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки: на верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Прием «Концептуальная таблица» (6 -11 классы) помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями.

О критериях оценки


Ключевым разделом любого приёма является шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Приём «кластер» является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. BernieDodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

исследовательской и творческой работы,
качества аргументации, оригинальности работы,
навыков работы в микрогруппе,
устного выступления,
мультимедийной презентации,
письменного текста и т.п.

Разработка урока

по теме «Природно-территориальные комплексы Восточной Сибири».

ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Предмет: География

Класс: 8 класс

Тема: «ПТК Восточной Сибири»

Технология: критического мышления

Цели:

1) образовательные:

  • формирование представлений об особенностях географического положения, рельефа, геологического строения и полезных ископаемых, вод, климата Восточной Сибири

  • Рассмотреть взаимосвязи природных компонентов

2) развивающие:

  • развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;

3) воспитательные:

  • обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;

  • обучение рефлексии учебной деятельности.

Оборудование:

Карты России – физическая, тектоническая, климатическая, района Восточной Сибири

учебник «Природа России» 8 кл. /Авт. И.И.Баринова. - М.: Дрофа, 2010.

Ход урока

 

I. Организационный момент

Методические рекомендации

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, и я рада встрече с вами.

А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.

Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока.

II. Стадия вызова


Сегодня мы продолжим знакомство с природными районами России. Интересуетесь ли вы путешествиями по природным районам России?


Классу демонстрируется слайд с территорией, на котором изображены природные объекты.

Вопросы классу:

  • Какие компоненты природы отражены на слайде?

  • А что вы можете ещё предложить?

Природно-территориальный комплекс Восточной Сибири – это и будет тема урока. С ПТК вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.


Заполнение таблицы.

Лист №1

знаю

хочу узнать

узнал

- ФГП

- историю

- рельеф

- природные зоны



Задание:

Впишите в первую колонку все, что знаете о ПТК, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в группе, дополните или отбросьте лишнее.

Коллективное обсуждение завершилось, сверимся с информацией на слайдах.

Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно.

Данный методический прием

Несколько учащихся называют что они вписали.

Вписанные вопросы и будут планом урока.

Задание классу:

На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:

  1. Углубить знания о ПТК районов России.

  2. Сформировать образное представление о ПТК Восточной Сибири

  3. Выяснить, в чем отличия трёх ПТК Восточной Сибири

Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке цели урока. Названные цели полно и всесторонне отобразили содержание урока. Прием демонстрации с помощью мультимедийной презентации и использование раздаточного материала (прилож.лист №1) позволил рационально распределить время этапа и урока в целом.

III. Стадия осмысления


Тема нашего урока: ПТК Восточной Сибири». Попытаемся сформулировать определение ПТК.

ПТК – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.

 Выделим ключевое слово и признаки.



Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия

Вопросы классу:

Какие природные компоненты играют решающую роль в ПТК?

.

Опираясь на жизненный опыт, слайды, учащиеся делают вывод:

- разное физико-географическое положение

- история;

- особенности рельефа, геологического строения и полезных ископаемых;

- из-за разницы в климата

- внутренних вод

-почв и природных зон

- органического мира( растений и животных)

- влияния человека на изменение ПТК( положительно и отрицательно)

Задание практическое классу:

Учащиеся самостоятельно объединяются в группы и оценивают природные условия и ресурсы трёх территорий Восточной Сибири, а именно: ПТК северной части Восточной Сибири, ПТК озера Байкал, ПТК южной части Восточной Сибири, по предложенному ими плану, в течении 7-10 минут, каждый работает над своим вопросом , а затем излагает информацию остальным.


























См.прилож.№3 Работа в группе (включая ситуацию учебного сотрудничества и проектные формы работы) – это умение:

· Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

· Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

· Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

· Переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.



Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору. Результат – кластер, который каждая группа представляет в течении 5 минут.

Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей, используется стратегия «Зигзаг»,поэтапная работа с кластером(см.прилож№2).



IV. Стадия рефлексия.


План кластера.

Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.



V. Домашнее задание.

§37- 40, ответить на вопросы

по выбору:

  • Написать эссе на тему: Минусинская впадина

  • Плато Путорано

  • Полуостров Таймыр

  • Сибирская зима

При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся. На дом предложена работа в форме эссе, что является методическим приемом технологии критического мышления.

На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.

При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся.














































Приложения

Лист 1

Дата:

Тема:

знаю

хотел узнать

узнал








Лист 2

Тема Кластер ПТК

Лист 3 Стратегия «Зигзаг»











Таким образом, использование всех этапов урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления, предполагает сотрудничество учителя и учащихся. А также деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение.

Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.



Заключение

Данную технологию подробно стала изучать с 2010 года.

В моём кейсе много приёмов технологии. Но использовать и применять удаётся не все. Некоторые стратегии предполагают наличие большой группы ребят, классы от 15 до 29 человек. Некоторые дети не понимают отдельные приёмы. Не всегда нравятся приёмы, есть отрицательный опыт применения отдельных приёмов. В своей работе, на уроках географии применяю технологию на уроках изучения новой темы или закрепления. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений.

Приёмы, используемые мной на уроках: различные виды таблиц (концептуальная и др) синквейн, кластер, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся, что не возбраняется.

Проанализировав свой опыт работы по технологии, я пришла к выводу, что есть плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии КМ.

Плюсы в технологии КМ:

1. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

2. Делать выводы.

3. Принимать продуманные решения.

4. Технология даёт учащимся возможность размышлять.

5. Способствует активности учащихся в учебном процессе.

6. Активизирует мышление.

7. Учатся работать в группах и парах.

8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

9. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.

10. Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.

11. Формируются коммуникативные навыки.

12. Развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности.

13. Учатся работать с большим объёмом информации.

14. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.

15. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.

16. Сами могут себя оценить и проверить.

17. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.

18. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.

19. Учатся здоровой дискуссии.

20. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.

21. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.

22. Удобно КМ совмещать с другими технологиями: интегрированные уроки, проблемное, дифференцированное обучение, ИКТ и др.

23. В основе технологии лежит чёткая структура, различные приёмы, формы работы, частая смена деятельности.

24. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

25. Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом, лаконичном виде.

26. Реализуется принцип гуманности и сотрудничества.

27. Учитель и учащиеся получают удовлетворение от урока.

28. На таких уроках присутствует дифференциация: выбор текста (большой – маленький), запись в таблице (можно два-три слова и небольшой текст) и т.д.

29. Психологически комфортная среда на уроках.

30. Широкое применение технологии: классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, педсоветы, семинары.

31. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для самовыражения ученика.

32. На уроке учитель и ученик становятся партнёрами, учитель перестаёт быть ментором и оракулом, разрушается барьер между ними.

Главную ценность ТКРМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию гипотез, к поиску необходимой информации.

Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной технологии, опробованы мной на протяжении нескольких лет и дали свои результаты.

Уроки стали намного интереснее, успеваемость повысилась.

О.Л.Ваганова










Список литературы и источников



1.         Беловолова, Е.А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии [Текст]/ Е.А. Беловолова // География в школе. – 2006. - №6. – С.39-46.



2.         Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текст]/ И.А. Борисенкова//Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+". – 2006. - №2. – С. 119-128.



3.         Бустром, Р. Развитие критического мышления [Текст]/ Р. Бустром. - М.: Изд-во, «ИОО», 2000.



4.         Валуева, Н.А. Календарно-тематическое планирование, VI класс [Текст]/Н.А. Валуева // География в школе. – 2004. - №2 – С. 53-57.



5.         Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособ. для студ. высших педагогич. учебных заведений [Текст]/ Сост. Н.В.Дубравина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2007. – 368 с.



6.         Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. Введение. [Электронный ресурс]/ Е. Волков. – Режим доступа: http:// www. people. nnov. ru /volkov/ critical thihk / Volkov E Critical think principles introduction. html.



7.         Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – Пресс, 1996. – 536 с. – (Психология: классические труды).



8.         Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp



9.         Гузеев, В. В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления [Текст]/ В.В. Гузеев/ / Педагогические технологии. - №2. – 2006. - С. 16-21.



10.     Душина, И. В., Понурова, Г. А. Как научить школьников географии. Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям [Текст]/ И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996.- 192 с.



11.     Загашев И., Заир-Бек С. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ И. Загашев, С. Заир-Бек. - СПб.: Издательство "Скифия" & "Альянс-Дельта", 2003. – 284 с.



12.     Мередит, К. С., Стил Дж., Темпл Ч. Обучение сообща. Пособие V. Подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» [Текст]/ К.С. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл. - М.: Изд-во «ИОО», 1997. - 35с.



13.     Методика обучения географии в школе: Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997 – С.10-16.



14.     Образовательный стандарт основного общего образования по географии [Электронный ресурс] // Российский образовательный портал. – Режим доступа: http:// www. Schcot. Colh zu /dok cdu asp ab. Ho 144003



15.     Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя [Текст]/ Под общ. ред. Крыловой О.Н.- СПб.: Изд. «Аграф», 2004.- 100с.



16.     Психологический словарь [Текст]/Под ред. В, В. Давыдова, Л. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общественной. и педагогической технологии. Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983.- 448 с.



17.     Пугачева, Т. Н. Урок с использованием технологии критического мышления [Текст]/ Т.Н. Пугачева// География в школе. - №7. – 2007. - С. 52-55.



18.     Словарь по этике [Текст] / Под ред. И. С. Кока. - М.: Политизд.,1983.- 445 с.



19.     Столбунова, С.В. Развитие критического мышления.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Природно-территориальный комплекс Восточной Сибири

Автор: Ваганова Ольга Леонидовна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127681

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства