Просмотр содержимого документа
«"Методическая копилка" (В помощь учителю истории) »
Давайте верить в то, что
сила – на стороне правды,
и пусть эта вера поможет
нам исполнить наш долг,
так как мы его понимаем.
А. Линкольн
Учебно-методическое пособие
по истории
Автор: Ким Людмила Анатольевна – учитель первой категории.
В данное учебно-методическое пособие входят три раздела: теоретический материал, разработки уроков, внеклассные мероприятия.
Цели, поставленные при разработке данного пособия, позволяют решить задачи, разработанные в Государственных общеобязательных стандартах по истории:
- умение методически грамотно использовать приемы обучения истории;
- развитие чувства уважения учащихся к истории и культуре своего народа и других народов;
- развитие казахстанского патриотизма.
Данное пособие может быть использовано как начинающими, так и опытными учителями истории, классными руководителями.
Рецензенты:
Бекешева А.С. – завуч Чкаловской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями в развитии.
Цалко Е.А. – завуч по воспитательной части Чкаловской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с ограниченными возможностями в развитии.
Содержание
Раздел I. Доклады.
«Методика работы с текстом в обучении истории»
«Методика работы с картиной на уроках истории»
«Методика работы с таблицами, как с учебными пособиями по истории»
Раздел II. Разработки уроков
2.1. «Древние государства Юго-Западной Азии»
2.2. «Урок – портрет личность Абылай хана в истории Казахстана»
Раздел III. Внеклассные мероприятия.
3.1. Интеллектуальная игра «Моя Родина – Казахстан»
3.2. Интеллектуальная игра «Мой Казахстан»
3.3. Приложение «Тебя, Отечество, я славлю»
Подборка стихотворений о Казахстане.
Доклад
Тема: «Методы работы с текстом
в обучении истории»
с. Чкалово
Методы работы с текстом в обучении истории.
Работа с текстом учебника.
Кроме живого слова учителя и наглядного материала, источником знаний по истории для учащихся является текстовый источник.
Чем старше учащийся, тем большую долю сведений исторического характера они получают из научно-популярной и художественной литературы, из книг для чтения по истории, исторических документов, журналов и газет.
Но основным учебным пособием по истории для школьника является не книга для чтения, не исторический документ, а учебник, содержащий систематическое изложение материала по истории, предусмотренного программой и подлежащего усвоению.
Представление об учебнике истории как пособие служащим для усвоения материала учащимися дома было до 40-х годов. Лишь немногие ученики вели систематическую работу на уроках над текстом учебника.
За последнее время взгляд на место и роль учебника историии в процессе обучения капитально изменился. Учителя используют учебник как пособие и для обучения на самом уроке, и для выполнения домашних заданий.
Каковы требования к учебнику истории.
Прежде всего содержание учебника должно быть научным, т.е. должен давать научное изложение и освещение исторического прошлого.
Изложение в учебнике характеристики и оценки исторических явлений, формулировки и выводы должны быть доступними для учащегося данного возраста. Учебник должен обогащать словарь учащегося, способствовать развитию их речи и исторического мышления.
Одно из важнейших требований к учебнику истории заключается в том, что способом изложения, расположением материала, своевременным раскрытием новых понятий учебник должен обеспечивать правильную организацию процесса познания учащимися исторических явлений.
Не менее важным является наличие преемственности между учебниками для последовательных возрастных групп.
Общепризнанными представляются требования к методическому аппарату учебника истории: он должен содержать исторические карты, иллюстрации и другие наглядные изображения (диаграммы, схематические планы и т.д.) и небольшой справочный материал: оглавление, хронологическую таблицу.
Методы и приемы работы с текстом.
Объяснительное и комментированное чтение.
Самостоятельное чтение, не требующее предварительных объяснений учителя.
Важным моментом в организации первичнрого восприятия нового исторического материала, излагаемого учителем, является использование элементов такста учебника в рассказе учителя или прямые указания на текст учебника.
Существенное значение в осмыслении текста учебника имеют различные приемы его анализа и мыслительные обработки. (Разбивка текста на абзацы, составление плана; выделение главной, основной мысли в абзаце)
Центральное место в работе с учебником занимает осмысливание самого исторического материала, содержащегося в тексте, - анализ, обобщение, оценка исторических фактов, установление причинных и иных связей между ними, их сравнение и сопоставление.
Опытный учитель систематически организует с учащимися работу над итоговыми выводами, формулировками, определенными понятиями, новыми терминами (они в учебнике выделяются шрифтом, цветом).
Значительно повышается сознательность и прочность усвоения материала благодаря размешке его текста учащимися под руководством учителя.
Одним из важнейших звеньев работы с учебником является обучение школьников умению выполнять домашние задания.
За справкой в учебнике мы обращаемся в ходе проверки домашнего задания, предлагая учащимуся указать ошибку или уточнить его ответ, сославшись на определенное место в тексте.
Недопустимо, чтобы чтение по тексту учебника на уроках из метода познания превращалось в метод препровождения времени учащихся и учителя, не успевшего подготовиться к уроку.
Работа с историческим документом.
Возможны два способа использования исторических документов в школьном обучении истории:
включение документального материала в изложении учителя на уроке;
организация работы учащихся над текстом документа, его разбор.
Использование исторических документов в изложении учителя.
Исторический документ включается учителем в изложение чаще всего с целью конкретизации рассказа или описания, придания ему большей эмоциональности, в виде очень небольших отрывков, отдельных фраз, выражений, ярких образов.
Работа над текстом исторического документа может быть организована различно:
разбор документа самим учителем;
разбор документа учащимися под непосредственным руководством учителя;
самостоятельная работа по заданию учителя;
самостоятельная домашняя работа по документу по заданию учителя.
Использование художественной литературы в преподавании истории.
Художественная литература служит одним из важных источников ознакомления учащихся с историческим прошлым. В практике преподавания истории произведения художественной литературы привлекаются учителем на уроке, во внеклассной работе, рекомендуются учащимся для самостоятельного чтения.
К литературным памятникам относятся произведения, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, т.е. произведения, написанные современниками описываемых явлений и событий общественной жизни.
Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом.
В практике преподавания как один из приемов использования художественной литературы и фольклора имеет место краткий пересказ художественных памятников по тем или иным причинам недоступных учащимся в подлиннике. (Мифы древней Греции и т.д.)
Широко привлекая художественную литературу на уроках истории, было бы, однако, ошибкой перегружать изложение литературными образами, ссылками, цитатами. Использование художественной литературы на уроке истории не самоцель: художественный образ вводится не для украшения урока и развлечения учащихся, а лишь в той мере, в какой он помогает познанию исторического прошлого, т.е. для решения образовательных и воспитательных задач урока.
МО естественно-
математического цикла
Доклад
Тема: «Методы работы с картиной
на уроках истории»
с. Чкалово
Методы работы с картиной на уроках истории.
План.
Введение.
Общие правила методики работы с картиной.
Место картины на уроке истории и ее роль в учебном процессе.
Организация самостоятельной работы учащихся по картине.
Работа с исторической картиной, как развитие практических навыков и умений школьников.
Возрастными особенностями учащихся в значительной мере определяется характер наглядных пособий, являющихся средствами изобразительной наглядности. Если в 5 – 6 классах наибольшую познавательную ценность и наибольший интерес для школьника представляют пособия, дающие целостную картину исторического явления, где все элементы отобраны и объединены применительно к учебной школьной программе и уровню детского понимания – учебная картина, учебный макет, модель, реконструкция – то в старших классах на уроках истории предпочтительными являются изображения документального характера.
Общие правила методики работы с картиной основаны на закономерностях восприятия и осмысливания наглядного материала, отнюдь не означают шаблонного, раз и навсегда определенного порядка и последовательности разбора картины.
Общая формула «от главного к деталям, от целого к частям и снова к целому» чрезвычайно гибкая, и, следуя ей, учитель каждый раз прилагает ее к конкретному воспитательному и познавательному содержанию картины.
Каково место картины на уроке истории и ее роль в учебном процессе?
И.В. Петтис считает, что место картины на уроке может быть различно:
1) учитель может использовать картину в ходе рассказа как зрительную основу для своего повествования или описания;
2) картина может быть привлечена после рассказа учителя для закрепления изложенного материала;
3) картина может стать для учащихся источником новых исторических знаний, приобретаемых в ходе ее рассмотрения под руководством учителя или методом беседы.
Более четкое определение дается Н.В. Андреевской:
картина иллюстрирует изложение учителя;
картина вводится после рассказа и закрепляет образовательное и воспитательное воздействие рассказа;
картина является исходным источником откуда учащиеся черпают знания по тому или иному вопросу;
такой путь использования картины открывает возможность вести учащихся от зрительного образа к пониманию исторических явлений.
Регение этой проблемы требует четкого ее расчленения на два вопроса:
какова роль картины в преподавании истории;
какое место она может занимать в ходе урока.
Прежде всего, картина на уроках истории служит уникальной опорой для учащихся, слушающих изложение учителя: рассказ по событийной картине, описание по историческому пейзажу, характеристика по портрету. Зрительной опорой она является и в том случае, когда учащиеся слушают сообщение своего товарища по картине. Сочетание с картиной делает рассказ более конкретным, более понятным и убедительным. Эту функцию картины – служить зрительной опорой при восприятии рассказа учителя – нельзя отрывать от другой ее функции – служить источником знаний. Было бы неправильно полагать, что в данном случае источником знаний для учащихся является только рассказ учителя, а картина служит только «зрительной опорой», облегчающей усвоение знаний. Это совсем не так. В психологическом плане это не сумма двух различных восприятий – рассказа и картины, а целостное восприятие «рассказа по картине» в единстве слова и зрительного образа.
В старших классах этот специфический прием «рассказа по картине» становится все более редким исключением. Чаще всего картина привлекается здесь не в качестве зрительной опоры повествования, а помогает иллюстрировать, конкретизировать теоретический материал, излагаемый учителем, служит объяснению сложных вопросов курса.
При любом способе использования картины и на любом этапе урока одна из важнейших задач учителя состоит в том, чтобы сделать картину источником активного извлечения знаний самими учащимися. Само использование картины, как и любого средства наглядности, разумеется активизирует восприятие и мышление учащихся даже в том случае, если рассказ по картине ведет учитель. Но рассказ по картине может стать средством развязывания исключительной познавательной деятельности учащихся, во-первых, путем попутной постановки вопросов по картине в ходе рассказа; во-вторых, путем организации работы над выводами по картине; в-третьих, путем постановки проблемно-познавательных задач перед рассказом по картине.
Характер такой беседы значительно меняется с возрастом. В младших классах она строится на самых простых вопросах, выводы формулируются при непосредственной помощи учителя. Иной характер носит беседа в старших классах: вопросы учитель готовит более сложные, выводы учащиеся формулируют самостоятельно.
Но картина может быть использована в самом начале урока не только в том случае, когда она является исходным источником активного извлечения знаний по основным узлам содержания урока. Картина может служить наглядным средством мобилизации знаний, необходимым для усвоения нового материала. Работа по картине в этом случае является подготовкой к восприятию содержания урока.
Картина на уроках истории выступает и как средство, необычайно усиливающее эмоциональное воздействие рассказа учителя, эмоциональное и нравственное значение изучаемого материала. В младших классах этой цели с успехом служит хорошая учебная картина. Для старших школьников учебная картина, как мы знаем, далеко не так убедительна и потому не может вызвать у них соответствующих эмоций. Зато в старших классах эмоционально-нравственное значение приобретает привлечение произведений большого искусства, репродукцией с картин великих художников.
Но, разумеется, картина, как и любое наглядное пособие, помогает закреплению излагаемого материала уже в процессе его изложения. Кроме того, по картине организуется специальная работа по первичному закреплению материала в конце урока. Помимо текущего повторения, картина широко используется на повторительно-обобщающих уроках. В старших классах картина может быть использована как наглядный материал для итоговой беседы по узловым вопросам содержания урока.
Практика школьной работы показывает, что картина, привлекаемая после изложения учебного материала на уроке, в ряде случаев открывает возможность для организации активной работы учащихся по применению их знаний к анализу картины.
Изложенное позволяет сделать выводы о роли картины в процессе усвоения учащимися исторического материала:
картина может служить задаче подготовке учащихся к восприятию нового материала, либо в качестве наглядного материала, помогающего мобилизовать знания учащегося, необходимые для усвоения новой темы, провести вводную беседу;
картина на уроке истории служит задаче активизации восприятия нового материала, становясь источником активного извлечения знаний учащимися;
картина служит зрительной опорой для восприятия учащимися рассказа или описания учителя;
при привлечении картины усиливается эмоциональное и нравственное воздействие рассказа учителя и эмоционально-этическое значение изучаемого материала;
содержание картины выступает на уроке в качестве объекта разбора и обобщения исторического материала, помогает вести учащихся от конкретных образов к пониманию исторических явлений, их сущности и закономерности;
картина, легко запечатлеваясь в наглядности учащихся, помогает закреплению исторического материала и соответствующих выводов и обобщений; используемая в заключительной части урока, она сама может служить материалом и средством закрепления изученного;
содержание картины, привлекаемой после изложения материала, может быть использовано для применения полученных знаний;
наконец, картина служит часто средством проверки усвоения изученного материала.
Таким образом, картина как одно из важнейших наглядных пособий выступает в качестве активирующего и конкретизирующего средства на всех звеньях процесса усвоения исторического материала, последовательно служа решению основных дидактических задач.
Место картины на уроке определяется учителем каждый раз в зависимости от характера и содержания картины, конкретных задач урока и способа его настроения:
картина может служить отправным моментом урока, с ее рассмотрения начинается ознакомление учащихся с новым материалом;
картина может быть включена в процесс изучения нового материала в ходе урока;
картина может быть привлечена на заключительном этапе изучения материала урока, после его изложения – для закрепления, для применения полученных знаний или в ходе проверки усвоения, наконец, как эмоциональная концовка.
Нам остается рассмотреть вопрос о самостоятельной работе учащихся по картине
Организуя самостоятельную работу с картиной, мы стремимся научить школьника:
использовать картину в своем рассказе и самостоятельно строить рассказ по картине;
понимать картину как исторический источник и как произведение искусства.
Осуществление этих задач имеет большое значение для развития речи, внимания, наблюдательности, творческого воображения, исторического мышления, нравственного и эстетического воспитания школьников, выработки у них ряда ценнейших практических навыков и умений.
Открытый урок
по истории Древнего мира
6 класс
«Итоговое занятие»
Провела: учитель истории Ким Л.А.
с. Чкалово
6 классРаздел: «Древние государства Юго-западной Азии»
Урок № 7
Тема:Повторение
Учебно – воспитательные задачи:
сформировать знания учащихся по изученным странам: Египет, Вавилон, Финикия, Палестина, Персия, Бактрия, Ассирия, Хеттское государство, Двуречье.
коррекция памяти, мышления, восприятия.
воспитывать гражданскую позицию на героизме и мужестве героев древности.
Цель: повторить последние темы связь с историей Древнего Казахстана.
Оборудование, наглядные пособия: Карта «Восток в VI в. до н.э.», карта «Саки», иллюстрации, портреты, контурные карты, видео фильм «Древний Иран».
Тип урока: Урок – повторение.
Ход урока:
Оргмомент.
Работа по карте «Восток в VI в. до н.э.» Назвать государства Показать на карте Территория
Запишите какие слова к какому государству относятся: Нил, Кир, фараон, Двуречье, «Черная земля», Хаммурапи, Дарий I, иероглифы, корабли, Авеста, клинопись, пирамиды, «Висячие сады», Ахурамазда, Средиземноморье.
Итак Древняя Персия где располагалась? (побережье Персидского залива) Иранское нагорье. Мы посмотрим видео фильм «Древний Иран», «Древняя Персия»
(Учитель комментирует фильм)
Каких правителей Древней Персии вы знаете? (Кир, Дарий I)
Рядом висят две карты – почему?
Какая связь между Персией и Саками?
- Война Кира с саками – 530 г. до н.э.
Кто возглавил борьбу саков против персов? (Царица Томирис)
- Война Дария I с саками 519 – 518 гг. до н.э. (Подвиг Ширака рассказать)
Благодаря таким войнам, как Ширак, саки отстояли свою независимость.
Ребята! Кто такой Искандер Зулкарнай?
Назови его другое имя - Александр Македонский.
Как Македонский связан с племенами Саков – война.
Кто из саков возглавил борьбу за независимость?
Как закончилась война? – победой саков.
Охарактеризуйте саков в этой войне – мужество, героизм, хитрость, храбрость.
Были ли покорены кочевые племена? – нет, они сохранили свою независимость.
Итоги урока: Сегодня на уроке мы объединили 2 карты, потому что темы перекликаются. Поэтому повешены эти карты.
Чему учит подвиг Ширака? – мужеству, храбрости, стойкости – ради независимости Родины.
Задание на дом: Повторить параграфы 9 – 15.
Урок – портрет
«Личность Абылай хана в истории Казахстана»
Учитель: Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего внеклассного мероприятия по истории, которое называется Урок – портрет. Сегодня мы будем говорить о выдающимся историческом деятеле Казахстана Абылай хане.
Ученик: Много легенд и песен сложено в Степи о героях прошлого. Люди знают их имена и бережно хранят в памяти, передавая из уст в уста. С особым почитанием и благоговением относятся в народе к Абылай хану, с которым связаны истории славных побед и великих завоеваний. Время правления Абылай хана считается золотым веком в истории Казахской земли. Он – один из немногих, кого еще при жизни называли святым.
Ученик: Судьбе было угодно распорядиться так, чтобы Абылай хан пришел к власти в очень сложное время. Политическое давление царской России усиливалось с каждым днем. Цинско – Маньчжурская Империя также не скрывала своих корыстных целей в отношении соседних территорий. Помимо этого, непрерывные войны с племенами и народностями приграничных государств заметно ослабляли целостность Казахии. Страну раздирали междоусобные распри, перераставшие порой в крупные стычки.
Ученик: Несмотря на всю тяжесть сложившейся ситуации, Абылай хану удалось шаг за шагом, последовательно восстановить политическое единство общеказахской государственности и превратить свое ханство в крупную державу, с которой вынуждены были считаться все враги и недоброжелатели. Как мудрый правитель, он надолго обеспечил мирную жизнь в обширной Степи. Казахстан эпохи Абылай хана – единая страна, со всеми характерными общепринятыми атрибутами власти: своеобразная система управления, общепринятая система управления, общепризнанная граница, специфические формы организации социального устройства…
Конечно, не все так просто складывалось в жизни этого выдающегося деятеля. Испытания, которые преследовали его везде и всюду, начались еще в раннем детстве.
(Начинаю рассказ про Абылая)
Учитель: Настоящее имя Абылая – Абильмансур. Родился он в 1711 году в семье со знаменитой родословной, которая берет начало от самого Чингизхана.
Родословная Абылай хана.
Джучи хан
Есим хан
прадед
Уалибек
дед
Канышер Абылай
отец
Коркем Уали
Абылай хан
Абильмансур
В 11 лет Абильмансур остался без отца. Скитался по аулам. Часто ему приходилось ночевать и в диком поле, и на заброшенных кладбищах среди могил великих предков. И может быть, земля эта питала его своим живительным дыханием, помогала ему не сломаться. Духи предков поддерживали его в тяжелые дни, когда брел он в угрюмом одиночестве по бесконечным пыльным дорогам. В этих степных дорогах закалялся неутомимый, несгибаемый дух борца, дух война и философа.
Часто, ночуя в каком-нибудь холодном мазаре древнего война или поэта, он смотрел на звездное небо и, подолгу вглядываясь, искал свою путеводную звезду. И Аллах однажды услышал его молитвы.
И звезда эта привела его как-то к дому скотовладельца Темирбая. Бездетный степняк решил усыновить маленького бродягу.
- Как зовут тебя? – спросил он.
- Люди называют меня Сабалак, - ответил мальчик.
И действительно, он был похож на Сабалака: лохматый, неумытый, неухоженный.
(Сценка) Жена Темирбая, наблюдая за мальчиком, часто говорила своему мужу:
- Посмотри – этот мальчик не простой. Он никогда не сядет на голую землю. Он всегда моет руки перед едой.
Недолго пробыл он у доброго Темирбая.
Сабалак двинулся дальше.
В степи он много слышал о мудром и справедливом Толе би. Аул известного мудреца находился неподалеку. К нему и отправился маленький Сабалак и нанялся пасти верблюд знаменитого бия.
Так рос Сабалак, слушая удивительные рассказы о подвигах отцов, и вместе с ним росла его богатырская сила несгибаемого борца.
Тем временем все сложней разрозненным казахским войскам приходилось сдерживать натиск врагов, особой жестокостью отличались джунгары.
В 15 лет Сабалак вернулся в аул Темирбая и здесь все заметили, насколько он возмужал. Теперь это был не тот несчастный маленький бродяга, а уверенный в себе молодой юноша. Темирбай не мог нарадоваться, глядя на него, он подарил ему прекрасного коня Сарыбасты и благословил на подвиги и отправил в путь.
На этот раз дорога привела Сабалака к Богембай батыру. Он попросился к нему в отряд. Вместе с другими войнами он ежедневно тренировался, стрелял из лука, метал копье, постигал военную жизнь. Так прошло несколько лет.
В 1738 году джунгары нарушили границу, вторглись на казахские земли. Жгли аулы, угоняли скот, забирали людей в рабство.
Богембай батыр перерезал им путь. Оба войска сошлись в небольшой лощине и замерли в ожидании.
Наконец, передние ряды джунгар разомкнулись, и вперед, не спеша, выехал громадный воин на гнедом жеребце. Все сразу узнали зловещего всадника. Это был Шарыш. Он ни разу еще не терпел поражения. Никто еще не выжил в поединке с ним.
Просмотр отрывка из кинофильма «Кочевник»
Битва с Шарышем.
Не успев опомниться от потрясения, джунгары были наголову разбиты.
После победоносного сражения Абулмамбет подзывает к себе Сабалака: «Кто ты такой, и что за клич у тебя «Абылай»?»
Абулмансур: «Я – внук Абылая, и, в качестве клича, кричал имя деда, взывал к его духу». Тогда Абулмамбет растроганно обнял его и обратился к народу со следующими словами: «Когда-то я слышал от Баки Вали, - остался единственный сын, так вот, он перед вами, если вы одобряете, то ему быть великим ханом».
После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов, Абылмансур был избран великим ханом. Но хотя Абулмамбет собственноручно передал ханство в руки Абылая, но по настоящему Абылая «подняли на белой кошме» в 1771 году. Эту ситуацию красочно описывает Бухар-жырау:
(Долго расспрашивал он юношу обо всех его приключениях, кто родители и когда умерли. Абулмамбет понял – перед ним стоит единокровный чингизид, прямой потомок Джучи хана, наследник Канышера и Есим-хана.
Забудь свое прозвище Сабалак
Абилмансур твое имя
Но с сегодняшнего дня
Народ станет называть тебя – Абылай.)
Дни понеслись с удвоенной быстротой. Казахские войска вели непрерывные войны.
Работа по карте.
Битвы с джунгарами.
Крик «Абылай» наводил ужас на врагов.
Вещий сон Абылая.
Плен Абылая.
Борьба Абылая за объединение казахских земель.
1771 – 1781- годы правления Абылай хана.
Почему Абылай хан добивался вхождения в состав России?
Портрет Абылай хана. (работа по портрету).
Абылай хан.
Выдающийся государственный деятель.
Абылай хан умер в 1781 году в г. Ташкенте. Похоронен в Туркестане в Мавзолее Ходжи Ахмеда Ясауи. При жизни причислен к лику святых. Туркестан является святым местом в Казахстане. (см. отр.)
У греков, персов, египтян перстни и кольца золотые, серебряные и медные были не только украшением, но и символами богатства, достатка, власти. У казахов существовало несколько правил, соблюдение которых считалось обязательным при приготовлении пищи. Женщина, готовившая пищу, должна иметь этот предмет, иначе пища будет считаться нечистой. Какой это предмет? И почему? Перстень – общевосточная вера в магическую и очистительную веру колец и перстней. У казахов есть поговорка: «Чтобы пища была чистой, на руках должен быть перстень».
За нее боролись наши предки (земля). Вспомните легенду гуннов о земле (царь Моде).
У казахов при купании младенцев «это» добавляли в воду, чтобы уберечь ребенка от болезней (соль).
В древности наши предки были немногословны и часто говорили символами. Скажите, что мог означать присланный врагам открытый кинжал? Кинжал в ножнах? (объявление войны, прекращение войны).
Портрет Кенесары, портрет Ч. Валиханова. (Какое отношение они имеют к Абылай хану?)
Ребята! Мы закончили наше мероприятие. Сейчас мы проведем обряд очищения огнем.
По поверью число 7 у казахов считается магическим.
Обязательным считается знать свой род до седьмого колена.
Для приготовления Наурыз-коже используется 7 продуктов.
Существовало 7 законов Хана Тауке «Жеты жаргы»
Земля Жеты Су.
Сейчас мы зажжем 7 свечей и посвятим их самому дорогому на нашей священной земле.
1-ю свечу зажигаем в память о древней земле казахов.
2-ю свечу зажигаем и посвящаем памяти наших предков (об одном из них мы сегодня говорили – об Абылай хане)
3-ю свеча посвящается огню, дающему тепло и освещающему путь в будущее.
4-я свеча посвящается любви: любви матери к ребенку, любви молодых людей, любви к нашей родной земле.
5-ю свечу мы зажигаем в честь дружбы.
6-ю свечу – в честь горячих сердец.
7-ю свечу – в честь светлого будущего нашей страны Казахстан.
Хан Абылай мечтал о том, чтобы его народ был богат, а ханство Казахов было сильным.
В древности племена, живущие на территории Казахстана говорили так:
«Желаем в жизни много светлого.
Пути верного.
Народу – достаток желаем,
Все плохое пусть в землю уйдет!»
Надеюсь наше мероприятие открыло вам неизвестые страницы об Хане Абылае, и мы закрепили то, что знали о нем.
Историческое значение личности Аблай хана – в создании и развитии сильного Казахского государства.
Спасибо всем.
Тәуелсіздік күніне арналған
«Менің Отаным - Қазақстан»
Интеллектуалдық ойыны
ко дню Независимости
Интеллектуальная игра
«Моя Родина – Казахстан»
Игра: «Моя Родина – Казахстан»
Цель:
- Формировать духовно-нравственную личность;
- Приобщать учащихся к культурно-историческому наследию нашей Родины;
- Способствовать формированию качеств доброты, верности, гордости за свою страну и свой народ;
- Побуждать детей к более глубокому изучению наследия своей страны.
Оборудование: кроссворды, карточки с заданиями.
Подготовка к игре: Придумать название, девиз и эмблему команды, подготовить стихи о Казахстане.
Ход игры:
I гейм. Представление команд.
II гейм. Разминка «Родная земля – золотая колыбель».
Наука, изучающая прошлое человека по древним источникам (археология)
Наука, изучающая происхождение народов, быт, обычаи, обряды и традиции (этнография)
12 – летний цикл у казахов называется… (мушел)
Мусульманское летоисчисление, началом которого считается год переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Муину (Хиджра)
Название средневековых государств на территории Казахстана (Каганат)
«Человек разумный», найденный в пещере во Франции (кроманьонец)
Люди, живущие в эпоху бронзы, получили общее название… (андроновцы)
Наука, изучающая название местности и населенных пунктов (танонимика)
Рисунки на скалах… (иероглифы)
Рисуночное письмо… (пиктография)
Передвижное жилище кочевников… (куйме)
Короткий меч… (акинак)
Древнекаменный век называется… (палеолит)
Новокаменный век называется… (неолит)
Верховное божество тюрок… (Тенгри)
Женское божество у древних тюрок… (Умай-ана)
Объединение людей, живущих вне своей исторической родины (диаспора)
Слово «тюрк» в переводе означает… (воин)
Музыкально-инструментальное произведение… (кюй)
Состязание акынов… (айтыс)
III гейм. «Памятные даты».
16 декабря 1991 г. – День Независимости РК.
30 августа 1995 г. – Принятие Конституции РК.
15 ноября 1993 г. – Принятие национальной валюты – тенге.
1954 г. – Освоение целины.
530 г. до н. э. – Нашествие персов во главе с царем Киром.
518 г. до н. э. – Вторжение Дария I.
400 – 453 гг. – Годы жизни Аттилы.
522 – 603 гг. – Годы существования Тюркского каганата.
IV гейм. «Народная мудрость».
Найдите похожую пословицу в русском фольклоре:
«Если выглядишь ты кривоватым, в этом зеркало не виновато» (Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива)
«Посеяв комочки, травы не накосишь» (Что посеешь, то и пожнешь)
«Суетливый в спешке и на коня сядет задом наперед» (Поспешишь – людей насмешишь)
«Саранчи бояться – хлеб не сеять» (Волков бояться – в лес не ходить)
«Когда пастухов много, овцы с голода дохнут» (У семи нянек дитя без глазу)
Одежда хороша новая, а друг старый» (Старый друг лучше новых двух)
Званья от рожденья не даются, они приобретаются жизнью» (Век живи – век учись)
«Для ученого мир светел, для неуча мир темен» (Ученье – свет, неученье – тьма)
V гейм. «Стихи о Казахстане». Выразительное чтение.
VI гейм. «Конкурсы капитанов».
Первый капитан
Древние жители Казахстана, не раз отражавшие нападения персов. (саки)
Первая столица Казахстана. (Оренбург)
Самая высокая вершина Казахстана. (Хан-Тенгри)
Кони, изображенные на гербе. (тулпары)
Самый крупный город Казахстана. (Алматы)
Древние захоронения сакских царей. (курганы)
Первый казахский космонавт. (Тахтар Аубакиров)
Купольные жерди юрты. (уыки)
Казахский семиструнный музыкальный инструмент. (исетиген)
Безбородый обманщик в казахский народных сказках. (Алдар-Косе)
Смычковый струнный инструмент. (кобыз)
Решетчатые стены юрты. (кереге)
В традициях родной земли
И мудрость предков, и народа достоянье!
По верному пути вы нас вели,
Преодолев во времени большие расстоянья,
Мы честный путь избрать могли
Учили нас вы старших уважать,
Родную землю от напастей защищать
И знаем мы – нет ничего дороже,
Чем ты – моя земля, моя отчизна – Мать!
VII гейм. «Обычаи и традиции».
На какой праздник готовят коже? (на Наурыз)
Из скольких компонентов его готовят? (7)
Как называется традиция, проводимая, когда ребенок делает первые шаги? (Тусау кесу)
Главное национальное блюдо, которое готовят на любой праздник? (бешбармак)
Как называется выкуп за невесту? (калым)
Какой обряд проводят, когда невесту привозят в дом жениха? (беташар)
Как называется подарок за добрую весть? (суюнши)
Благословление, которое дают молодым старики, родители. (бата)
Конное состязание, которое присутствует на любых народных праздниках. (байга)
«Догони девушку» (Кыз куу)
Национальная казахская борьба (Казакша-курес)
Состязание в перетягивании туши барана (кокнар)
На просторах Казахстана
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны,
Всем народам – любовь и почет.
VIII гейм. «Ораторское искусство».
Ваши пожелания нашей Родине и ее народу.
IX гейм. «Подведение итогов».
Награждение победителей.
Спасибо за участие в игре!
Интеллектуально – развивающая игра
«Мой Казахстан»
«Мой Казахстан»
Интеллектуальная игра
Задачи:
Образовательная: выявить интеллектуальный потенциал учащихся в области истории.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и уважения к традициям и обычаям казахского народа.
Развивающая: развивать логическое мышление.
Оборудование:
карта РК, портреты (Толе би, Абылай хан, О. Сулейменов)
Интеллектуально – познавательная игра.
«Только в сравнении с прошлым
живет настоящее»
Олжас Сулейменов
Ведущий: В своей книге «В потоке истории» Н.А. Назарбаев отмечает: «Почему мы придаем особое значение изучению истории? Потому, что гражданин независимого Казахстана должен мысленно пропустить через себя исторические пути развития своей страны в толще веков и придумать круг вопросов: «Кем были вчера? Кем являемся сегодня? Кем будем завтра?» Каждый гражданин должен стать достойным продолжателем своих предков».
В нашей интеллектуальной игре принимают участие две сводные команды 6, 8 ,9 классов:
«Мурагер» (наследник) и «Заман» (время).
Этапы игры:
Представление команды.
Конкурс капитанов «Соотнеси портрет исторической личности и высказывания о нем»
Шкатулка мудрости.
Обычаи и традиции казахского народа.
I тур. Представление команд.
Каждый капитан представляет свою команду: название – перевод на русский язык; эмблема команды.
II тур. Конкурс капитанов.
Соотнеси портрет исторической личности и высказывания о нем.
Нужно прикрепить к портрету исторической личности высказывание.
Джунгары не щадили никого. Люди в панике убегали, прихватив самое необходимое. Поэтому еще удивительнее было увидеть одиноко стоящую юрту и хозяина, не собирающегося в дорогу. Джунгары спросили: «Почему ты не собираешься в путь?», на что он ответил: «В моей юрте ласточка скоро выведет птенцов, не разрушать же гнездо.» (Толе би)
«Нет, не раб он, - утверждала жена бая, - рабы так не едят. Рабы так не ведут себя: на голую землю не садится, на пищу не набрасывается, руки не помыв, к еде не притрагивается.» (Абылай хан)
«Гениальный молодой человек». «Честнейшей и чистейшей личностью» Ф.М. Достоевский (о Ч. Валиханове)
«Редкая музыкальная душа, и, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины» (о Курмангазы)
III тур. «Шкатулка мудрости»
Биологи назвали бы это средой обитания живых организмов. Экономисты называют это фактором производства. Историки считают, что это собственность, передаваемая по наследству. Что в шкатулке? (земля).
У казахов это считается символом мудрости. Петр Первый наказывал, штрафовал за сохранение этого и даже брил это. (борода)
Однажды греческий посол прибыл в Персию во дворец царя. Послу шепнули: «Поклонись правителю всех персов «до земли», иначе он тебя не заметит». Однако не в обычаях древних гордых греков кланяться чужим царям. Ситуация: кланяться не хочет и не кланяться нельзя, иначе переговоры не состоятся. Приближаясь к трону, он выронил это и наклонился. Что находится в шкатулке? (перстень) Подсказка: Это не только украшение, но и символ власти и богатства.
Этот закон был принят в США в 1787 г. Во Франции – 1791 г. В Казахстане – в 1995 г. А в Великобритании не принят до сих пор. Что это? (Конституция)
Существует легенда, что это животное охраняло Аблай хана и однажды даже спасло его от смерти. (Ак бота)
Этот овощ мы постоянно используем в пищу – каждый день. Его завез в Россию Петр Первый. Многие люди от него травились, потому что ели плоды после цветения, за ним утвердилось название «дьявольская сила». Что это? (картофель)
IV тур. Обычаи и традиции казахского народа.
Перед вами предметы: сосуд с водой, нож, кига, соль, платок.
Используя их, нужно разрешить конкретную ситуацию. В случае неправильного ответа у каждого участника есть возможность дать свой вариант ответа. Каждой команде вопросы задают поочередно.
В обычаях казахского народа при рождении ребенка до 40 дней старались его никому не показывать. По истечении срока малыша купали и готовили ему колыбель. Купали в теплой воде. Вопрос: что добавляли в воду, чтобы уберечь ребенка от болезней? (соль)
Когда переговоры заходили в тупик, то вместо речи смысл доносили предметы. С помощью двух предметов, один из которых книга, объявите войну. (нож в книге)
Когда девушку выдавали замуж, ей надевали свадебный головной убор – саукеле. Вопрос: Когда саукеле снимали, что одевали невесте на голову? (платок)
Казах не дарит родственникам и приятелям предметы (какого цвета?) . Потому что этот цвет является знаком нездоровья, от него могут быть неприятности и болезни. Какой это цвет? (жёлтый)
V тур. «Блиц турнир»
Каждая команда должна быстро ответить на 15 вопросов.
1 команда.
День Независимости РК? (16 декабря)
Со скольки лет ты становишься гражданином РК? (с рождения)
Где похоронен Ходжа Ахмет Яссауи? (Туркестан)
Как называется погибающее море в Казахстане? (Арал)
Напиток из кобыльего молока? (кумыс)
Мужские головные уборы? (тюбетейка, тымак)
С помощью каких птиц охотились казахи. (орел, беркут)
Как перевести игра «Кыз куу»? (Догони девушку)
Назови имя сакской царицы? (Томирис)
Животное из класса кошачьих. Эмблема Азиатских игр Астана – Алматы? (барс)
Казахский музыкальный инструмент? (домбра, кобыз)
Национальная валюта РК? (тенге)
Первая столица Казахстана? (Оренбург)
Сколько лет независимости Казахстана? (20 лет)
Первый Президент РК? (Н.А. Назарбаев)
Назови казахских биев.
2 команда.
День Конституции РК? (30 августа)
Во сколько лет гражданин РК получает удостоверение личности? (16 лет)
Священный город в Казахстане, куда совершают паломничество? (Туркестан)
На какой реке расположена столица РК Астана? (Ишим)
Напиток из верблюжьего молока? (шубат)
Назови три казахских жуза? (Старший, Средний, Младший)
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
["file_id"] => string(6) "252208"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447343468"
}
}