Анализ работы МО учителей начальных классов за 2015/2016 учебный год.
Анализ работы МО учителей начальных классов за 2015/2016 учебный год.
Анализ работы
МО начальных классов за 2015/2016 учебный год.
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.
Методическое объединение учителей начальных классов работало над проблемой: "Формирование у детей младшего школьного возраста с ОВЗ активной жизненной позиции через обучение и гражданско-патриотическое воспитание, целостного представления о Родине".
Цель:
Повышение уровня общего развития воспитанников.
Задачи:
Создание условий для развития деятельности обучающихся с ОВЗ через изучение истории и традиций Донского края.
Формирование умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
ü Развитие целостной системы воспитания на основе взаимной связи учебной и внеучебной деятельности для формирования активной жизненной позиции у обучающихся с ОВЗ как патриотов своей Родины.
Вся работа направлена на изучение личности ребёнка, создание оптимальных условий для творческой работы, повышение профессионального уровня путём самообразования, проведения открытых уроков, составления программ, предусматривающих распределение учебного материала с учётом умственных и физических возможностей обучающихся.
Направления работы МО:
1. Совершенствовать качества современного урока, повышать его эффективность, изучать и использовать в работе опыт лучших учителей.
2. Продолжить использование в образовательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новейших технологий развивающего обучения, информационно-коммуникативных технологий.
4.Стимулировать повышение научного, методического уровня педагогов, продолжать работу по распространению элементов передового опыта. С этой целью использовать следующие формы работы:
- целевые взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов;
-обмен теоретическими знаниями, находками через доклады, выступления, публикации;
-проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий;
-пополнение методической копилки и личного портфолио;
-организация методической помощи молодым специалистам и коллегам с небольшим опытом работы.
5. Продолжить накопление материала по региональному компоненту. Разнообразить формы и методы работы на уроках и во время внеклассной работы по региональной тематике.
6.Формирование основ читательской культуры, направленной на полноценный, личностно-ориентированный выбор младшего школьника.
7.Формировать грамотную речь обучающихся посредством разнообразных форм и методов работы.
8.Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, стремление к здоровому образу жизни.
9. Систематизировать индивидуальную работу с обучающимися, выявлять проблемы в усвоении знаний, создавать психологический комфорт на уроке.
10. Формировать у обучающихся знания о личностных качествах, потребность в соблюдении норм нравственности и культуры поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ работы МО учителей начальных классов за 2015/2016 учебный год.»
Анализ работы
МО начальных классов за 2015/2016 учебный год.
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.
Методическое объединение учителей начальных классов работало над проблемой: "Формирование у детей младшего школьного возраста с ОВЗ активной жизненной позиции через обучение и гражданско-патриотическое воспитание, целостного представления о Родине".
Цель:
Повышение уровня общего развития воспитанников.
Задачи:
Создание условий для развития деятельности обучающихся с ОВЗ через изучение истории и традиций Донского края.
Формирование умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
Развитие целостной системы воспитания на основе взаимной связи учебной и внеучебной деятельности для формирования активной жизненной позиции у обучающихся с ОВЗ как патриотов своей Родины.
Вся работа направлена на изучение личности ребёнка, создание оптимальных условий для творческой работы, повышение профессионального уровня путём самообразования, проведения открытых уроков, составления программ, предусматривающих распределение учебного материала с учётом умственных и физических возможностей обучающихся.
Направления работы МО:
1. Совершенствовать качества современного урока, повышать его эффективность, изучать и использовать в работе опыт лучших учителей.
2. Продолжить использование в образовательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новейших технологий развивающего обучения, информационно-коммуникативных технологий.
4.Стимулировать повышение научного, методического уровня педагогов, продолжать работу по распространению элементов передового опыта. С этой целью использовать следующие формы работы:
- целевые взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов;
-обмен теоретическими знаниями, находками через доклады, выступления, публикации;
-проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий;
-пополнение методической копилки и личного портфолио;
-организация методической помощи молодым специалистам и коллегам с небольшим опытом работы.
5. Продолжить накопление материала по региональному компоненту. Разнообразить формы и методы работы на уроках и во время внеклассной работы по региональной тематике.
6.Формирование основ читательской культуры, направленной на полноценный, личностно-ориентированный выбор младшего школьника.
7.Формировать грамотную речь обучающихся посредством разнообразных форм и методов работы.
8.Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, стремление к здоровому образу жизни.
9. Систематизировать индивидуальную работу с обучающимися, выявлять проблемы в усвоении знаний, создавать психологический комфорт на уроке.
10. Формировать у обучающихся знания о личностных качествах, потребность в соблюдении норм нравственности и культуры поведения.
Исходя из этих задач, был составлен план МО, который предусматривал мероприятия, направленные на коррекцию деятельности учителей начальных классов по реализации концепции специального (коррекционного) образования. Активные формы: открытые уроки, доклады, обмен опытом, диагностические работы, выступления на педсоветах положительно сказываются на качестве работы учителей.
За прошедший учебный год были проведены пять заседаний МО, на которых рассматривались актуальные темы изучения и развития личности ребёнка, совершенствование методов проведения уроков. Разработка и утверждение рабочих программ по курсу «Доноведение» 1-4 классы. Ознакомление с новинками методической литературы, электронными играми, программами интерактивного обучения по Доноведению для начальной школы. В течение учебного года особое внимание уделялось изучению и пропаганде развивающего обучения, дифференциации учебного процесса, формированию межличностных отношений школьников в процессе их социализации. Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач.
В истекшем учебном году учителя выступили с докладами по следующим темам:
Ивашкина Л.В.:
-«Использование современных образовательных технологий в начальной школе». Современному учителю следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а в большей степени развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Появилась необходимость внедрения в педагогическую практику инновационных технологий.
-«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учётом индивидуальных особенностей детей». Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
-«Внедрение ФГОС в образовательном процессе для повышения качества знаний обучающихся с умственной отсталостью». Отличительной особенностью нового ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
-«Современные образовательные технологии в образовательном процессе с позиции ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Иванова И.В.:
- «Особенности речевого развития детей с лёгкой умственной отсталостью». Речевые нарушения у умственно отсталых детей очень разнообразны по своим проявлениям. Симптоматика речевой патологии определяется как степенью умственной отсталости, так и наличием локальной патологии речевых систем, нарушением деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов.
-«Информационные технологии в работе учителя-логопеда как средство повышения качества обученности школьников с ОВЗ». Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время весьма активизировалась. Трудно представить современного школьника и педагога, не знакомого тем или иным образом с компьютером. Современный педагог, идущий в ногу со временем, не только использует в своей работе ИКТ, но и на собственном педагогическом опыте убеждается, насколько результаты его деятельности становятся эффективнее, насколько повышается качество образовательного процесса.
-«Развитие беглости чтения в начальной школе». Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям – дело первостепенной важности. В этом деле не обойтись без книг, без искусства слова. Настоящая литература, прежде всего, учит любить людей. Книги, по выражению Горького, возвышают душу, учат доброму, а в трудные минуты дают силы, чтобы не пасть духом, выстоять, победить.
Система обучения младших школьников предусматривает три категории уроков: уроки обучения грамоте, уроки классного чтения и уроки внеклассного чтения. На практике все три категории глубинно, существенно связаны и подчинены единой цели. На каждом уроке чтения, но в разных пропорциях, должна быть организована учебная деятельность.
Кукуева Т.В.:
-«Игровые технологии как эффективное средство повышения качества обучения и воспитания». Игровая форма занятий создаёт на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
-«Система оценки достижений планируемых результатов освоения АООП НОО». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
- «Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрение ФГОС НОО для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью». На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.
Перед новогодними праздниками был проведён праздник: «Скоро Новый год».
Новый год – одно из самых долгожданных торжеств, отмечаемый многими народами мира. Трудно найти другой праздник, наполненный таким количеством традиций, атрибутов, положительных эмоций. Все дети и взрослые с нетерпением ждут новогодних праздников. Для детей этот праздник ассоциируется с волшебством, добрым Дедушкой Морозом, со Снегурочкой и подарками. Накануне этого праздника среди обучающихся начальной школы под руководством Ивашкиной Л.В., Кукуевой Т.В. прошёл праздник: «Скоро Новый год». Цель: совершенствовать навык выразительного чтения; познакомить обучающихся с традициями и обычаями встречи Нового года в разных странах.
Дети выучили новогодние стихи к утреннику. Ивашкина Л.В. подготовила презентацию, в которой ребята посмотрели слайды о зиме, определили главный зимний праздник, поучаствовав в игре-викторине «Что мы знаем про Новый год», «Наряжаем ёлочку», разгадывали кроссворд «Новогодние загадки». Посмотрели видеофильм про Деда Мороза, послушали песню «Новый год к нам идёт».
Лариса Владимировна рассказала ребятам о том, как празднуют Новый год в разных странах, какие сказочные герои приходят к детям других народов.
Ребята с удовольствием приняли участие в изготовлении новогодней гирлянды под руководством Кукуевой Т.В. В заключение мероприятия дети получили сладкие призы.
На протяжении всего мероприятия новогоднее настроение не покидало ребят.
По-прежнему актуальна тема сбережения и укрепления здоровья воспитанников. Активное участие принимали обучающиеся начальных классов вместе с классными руководителями в проведении «Дня здоровья» осенью и весной. На каждом уроке применяли динамические паузы, различные по форме и содержанию.
Определённая работа проводилась по изучению природы родного края. Экскурсии по временам года «Мой родной край», знакомство с родным городом, некоторыми растениями, птицами и животными Ростовской области. В программы по чтению и развитию устной речи внесены произведения из регионального компонента. Это способствует расширению знаний обучающихся и патриотическому воспитанию. Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды.
В рамках проведения областной акции «Декада толерантности» в 1-4 классах был проведён классный час «Всё в наших руках».
Цель: познакомить с понятием «толерантность», формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам.
Задачи: 1.учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций, учить анализировать себя и свои поступки;
2. развивать мышление, самооценку, речь;
3. воспитывать уважительное отношение к окружающим.
В ходе проведения классного часа ребята в игровой форме познакомились с понятием «толерантность», рассмотрели смысл этого слова в толковых словарях разных стран, разобрали ситуации исходя из понятия «толерантность», затронули вопросы взаимоотношений между сверстникам, обсудили стихотворение Б. Заходера «Мы друзья». Обучающиеся с удовольствием посмотрели сценку из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».
Прослушав притчу Рабби Зуси, пришли к выводу: чтобы мир был толерантным, надо начинать менять мир с самого себя. В заключение мероприятия ребята нарядили дерево Толерантности листочками – словами, обозначающими качества толерантного человека.
Учиться должно быть всегда интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твёрдо убеждены педагоги начальной школы.
Одним из наиболее действенных способов формирования нового отношения к познанию является проведение предметных недель.
Для повышения интереса к школьным предметам и мотивации обучающихся к изучению научных дисциплин с 21 по 25 марта была проведена Предметная неделя в начальной школе «Путешествие на воздушном шаре». В ней приняли участие все классы начальной ступени обучения.
Цель проведения недели:
Воспитание интереса обучающихся к изучению предметов.
Повышение качества преподавания предметов.
Развитие познавательных способностей обучающихся.
Мероприятия недели проводились согласно разработанному плану в игровой форме. На ярком воздушном шаре ребята совершили путешествие по разным городам.
«Город Сказок» - мероприятие по внеклассному чтению (учитель 3/4 класса Ивашкина Л.В.)
Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности обучающихся проведены конкурсы, викторины, внеклассные мероприятия.
Предметная неделя позволила обучающимся раскрыть свой творческий потенциал. Все учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, создали творческую атмосферу. Обучающиеся показали хорошие знания предметных ЗУН, умения применять знания в разных ситуациях, взаимовыручку, смекалку, находчивость.
В заключение была проведена линейка, посвящённая закрытию недели начальной школы. Победители викторин, конкурсов были награждены грамотами и дипломами.
Можно с уверенностью сказать, что предметная неделя прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы учителей начальных классов ГКОУ РО Донецкой школы-интерната. Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти своё место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.
По вопросам психологии пополняли знания с помощью педагога-психолога Коваленко Т.Д. Она выступила с докладом: «Толерантность - как фактор стабилизирующий развитие личности». Анализ теоритических и практических исследований по проблемам толерантности и социализации позволяет выдвинуть предположение о том, что одним из факторов позитивной социализации личности является толерантность, в основе которой лежит оптимистичное, доброе, терпимое отношение к окружающему миру.
Все члены МО ведут поиск форм и методов проверки и оценки знаний и умений обучающихся. В МО учителей сложилось доброе трудовое сотрудничество: обмен пособиями, интересными наработками, постоянное обсуждение методических новинок.
Учителя в течение года работали по освоению различных технологий обучения. В своей работе используют элементы технологий проблемного, дифференцированного, здоровьесберегающего обучения, игровую технологию, ИКТ – технологии, технологии интерактивного обучения, деятельностный подход в обучении.
В течение года члены МО достигли определённых результатов в повышении уровня своей профессиональной деятельности. Участие всех педагогов в международных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.
Как и всякий работающий коллектив испытывали затруднения: недостаток дефектологических знаний и необходимой методической литературы.
Таким образом, анализработы методического объединения показал, что запланированный план работы МО выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития обучающихся с ОВЗ.
Задачи МО на 2016/2017 учебный год
- Составить рабочие программы по всем предметам.
- Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
- Активно внедрять в педагогическую деятельность современные образовательные технологии в рамках урока и внеурочной деятельности, направленных на формирование компетентностей обучающихся, БУД.
- Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.
- Планирование работы над самообразованием, изучение, обобщение и распространение опыта работы учителей начальных классов по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.
- Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.
- Систематизировать индивидуальную работу с обучающимися, выявлять проблемы в усвоении знаний, создавать психологический комфорт на уроке.
- Формировать у обучающихся знания о личностных качествах, потребность в соблюдении норм нравственности и культуры поведения.