Использованная учителем методика раскрывает и реализует возможности метода проектов как средство формирования информационных и коммуникативных компетенций. Разработанная программа формирования предметных и общеучебных умений, инструкционный материал, методы диагностики позволят нам решить основную задачу – повышение качества образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках истории »
Метод проектов на уроках истории
Алматинская область Алакольский район
ГУ «СШ №14 ст.Бесколь с дошкольным
мицентром» учитель истории Адишева Б.Т.
Рубеж столетий зримо символизирует переходный характер нынешней эпохи. Человечество сегодня претерпевает ряд глубинных трансформаций, меняющих облик цивилизации в целом, что связано с динамично идущим переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Эти процессы в сильной степени опираются на использование и развитие образовательной системы. Содержание образования – важнейшая составляющая образовательной системы и соответственно главная цель планируемых изменений в ней. Организационно-управленческие, экономические, правовые преобразования имеют целью выработку и реализацию новых подходов к образованию.
В настоящее время всем стала очевидна необходимость серьезной модернизации содержания школьного образования. За последние годы в стране произошли серьезные изменения. Казахстан стал страной, открытой миру, демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Эти фундаментальные процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию: от традиционного индустриального общества конца XIX – первой половины XX к обществу постиндустриальному и информированному. К сожалению, эти принципиально новые тенденции пока в очень малой мере нашли свое отражение в содержании школьного образования, и именно они должны стать основой кардинальной его модернизации.
Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. В научной и методической литературе, изученной нами, выделяют от 3-х до 37 видов компетенций. В работе я остановлюсь на двух компетенциях: информационной и коммуникативной. Мой выбор обусловлен результатами проведенного анкетирования среди учащихся основной и старшей школы. Анкетирование показало, что учащиеся считают наиболее важным для жизни в современном обществе формирование именно этих двух компетенций.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках истории.
Предмет исследования – формирование информационной и коммуникативной компетенций.
Цель исследования – построение образовательного процесса на уроках истории, ориентированного на формирование информационной и коммуникативной компетенций.
Гипотеза исследования – если построить образовательный процесс на уроках истории через создание практико-ориентированных ситуаций, то это позволит сформировать у учащихся информационные и коммуникативные компетенции, что повысит качество образования, в том числе усилит духовно-нравственные и эстетические функции.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:
Изучить опыт педагогов по теме проблемы.
Раскрыть и реализовать в практике работы возможности метода проектов как средства формирования информационной и коммуникативной компетенций.
Разработать программу формирования предметных и общеучебных умений, составляющие фундамент этих компетенций, в процессе изучения курса истории в 9 классах, техническую карту с указанием умений.
Подобрать комплект инструкционных материалов для организации проектной деятельности учащихся.
Подобрать методики диагностики сформированности информационных и коммуникативных компетенций.
Научная новизна – состоит в том, что предпринята попытка осуществить компетентностный подход на уроках истории.Практическая значимость исследования – в соответствии задачам модернизации системы образования и в использовании учителем истории разработанных программ поурочного формирования предметных и общепредметных умений, включенных в тематическое планирование. В 5–11-х классах могут быть использованы инструкционные материалы и технологические карты для организации проектной деятельности.
В современных у условиях, когда в обучении все большее значение приобретает решение задач развития учащихся, этого недостаточно. Необходимо выстраивать также поурочную систему формирования умений. Основное содержание курса истории – описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого – не включает сведений о способах учебной деятельности, которыми следует овладеть для эффективного усвоения материала (как извлекать информацию, как объяснять свою позицию и т.д.). Характер содержания каждого урока истории столь разнообразен, что от школьников может потребоваться готовность совершать действия, связанные не с одним, а с целой совокупностью умений: работа с картой, с историческим документом и т.д. В то же время с тем или иным действием ученик может вновь встретиться только через ряд занятий, а то и при изучении нового раздела курса. Эта особенность затрудняет формирование способности совершать то или иное действие последовательно, из урока в урок. Поэтому учителю приходится решать вопросы накопления знаний о способах учебной деятельности, а также выстраивать такую последовательность процесса формирования умений, которая, с одной стороны, соотносится с логикой изучения собственно исторического материала школьных курсов, а с другой – соответствует закономерностям процесса поэтапного формирования умений.
Вторая составляющая ключевых компетенций - навык использования знаниево-умениевой базы в стандартных и нестандартных ситуациях. Эти навыки формируются и отрабатываются в ходе использования таких форм и методов работы как: урок-конференция, урок-семинар, урок-дискуссия, и внедрения элементов информационных технологий и метода проектов.
При выборе технологий я руководствовалась такими критериями:
Ориентир на личность учащегося.
Деятельностный подход в обучении.
Практическая значимость результата работы.
Творчество.
Интерактивный характер учебно-воспитательного процесса.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет мне индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. В соответствии с доминирующим методом (видом деятельности) можно выделить следующие типы проектов, которые я использую в практике:
Исследовательские
Информационные
Ролевые
По продолжительности проведения: мини-проекты, краткосрочные, годичные. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении (не без помощи учителя), развивает предметные и общеучебные умения и навыки, формирует компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, приоритетно нацеленные на развитие познавательного интереса учащихся. Все эти составляющие отражены в таблице Необходимо отметить, что перед проектными уроками учащимся предлагается инструкционный материал На ряде уроков организация проектной деятельности учащихся осуществляется с использованием информационных технологий. В практике информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютеры, аудио, видео). Их использование значительно расширяет информационное пространство, необходимое для работы над проектом. При подготовке проекта и на этапе презентации активно используются материалы мультимедийных средств по истории. В своей практике я использую информационные технологии (компьютерные) не только в проектах, но и на разных этапах урока: при изучении нового материала, на этапе закрепления и контроля знаний и умений учащихся.
Цель исследовательской работы направлена на формирование информационной и коммуникативной компетенций у учащихся. В связи с поставленной целью и гипотезой исследования мной были проведены диагностики по выявлению уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся Система оценки ключевых компетенций по блокам выражалась в баллах:
5 баллов – высокий уровень, 4 балла – выше среднего, 3 балла – средний уровень, 2 балла – ниже среднего, 1 балл – не сформирован.
Анализ научных работ и педагогической литературы показал усиление личностной направленности образования: необходимость обеспечивать активность школьника в образовательном процессе, увеличив возможности выбора у ученика вариативной образовательной системы и формирование обобщенных способностей. А это сопряжено с проблемами контроля и оценки ключевых компетенций, т.к. подавляющее их большинство не поддаются точному диагностированию, измерению (оцениванию). Но существует не только указанная выше проблема. Отсутствуют списки ключевых компетенций и рекомендации по их освоению на разных ступенях школы и на разном предметном материале, единые инструкционные материалы для работы по методу проектов. Нет единого подхода к решению данных проблем у отечественных и зарубежных ученых – педагогов и психологов. Поэтому, мы считаем, что данное исследование имеет большое значение для учителей истории. Количественные характеристики, представленные в самообобщении опыта, имеющие положительную динамику, позволяют нам сделать вывод о том, что поставленная гипотеза верна. Использованная учителем методика раскрывает и реализует возможности метода проектов как средство формирования информационных и коммуникативных компетенций. Разработанная программа формирования предметных и общеучебных умений, инструкционный материал, методы диагностики позволят нам решить основную задачу – повышение качества образования.