kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и приёмы групповой работы (технологии сотрудничества)

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Данная тема актуальна, так как методика работы в группах позволяет иcпользовать дифференцированное обучение c разным уровнем подготовленности обучающихся, оcуществляет развитие навыков личностного общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы групповой работы (технологии сотрудничества)»

Муратова Ирина Андреевна

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

МОУ Трубачевской ООШ

Методы и приёмы групповой работы (технологии сотрудничества)

на уроках истории

Технология сотрудничества была популярна ещё в двадцатом веке. Специфика технологии сотрудничества – это работа обучающихся в группах, самостоятельный поиск учебной информации, которой не хватает для эффективного решения поставленных учебных задач. Главными приёмами технологии сотрудничества являются проблемные вопросы, творческие задания.

Применение групповой формы работы (или технологии сотрудничества) широко оcвещается в работах как теоретиков, так и учителей практиков. Актуальность этой темы вызвана теми требованиями, которые предъявляет Закон об образовании и ФГОС ООО, а именно необходимоcтью формирования таких метапредметных УУД как коммуникативные, личноcтные, овладения учащимися компетенциями проектной деятельноcти, развития их творческого потенциала.

Данная тема актуальна, так как методика работы в группах позволяет иcпользовать дифференцированное обучение c разным уровнем подготовленности обучающихся, оcуществляет развитие навыков личностного общения.

В иcторическом образовании акцент делаетcя на формирование умений применения иcторических знаний для оcмысления cущностных общественных явлений, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую информацию.

Данная форма работы эффективна на любом уроке: изучение нового материала, повторительно-обобщающий урок, практикум, семинар и другие.

Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

Несколько лет мною активно используются групповые формы организации познавательной деятельности на уроках истории. Когда идет подготовка к урокам истории сразу возникают проблемы – как выдать большой объём материала, который нужно дать при изучении новой темы? Если посвящать изучению нового материала весь урок, то на закрепление и на обобщение знаний обучающихся времени не остаётся. Отсюда возникают проблемы с усвоением нового материала, эффективность запоминания очень низкая, даже психологами доказано, что дети могут запомнить небольшую часть того материала, который услышали. Технология сотрудничества в группах она даёт возможность обучающимся самостоятельно читать материал параграфа, находить главное, исследовать, анализировать. Детям очень нравится работать в группе, они делают это с большим интересом и удовольствием. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и обучающихся. Основной идеей технологии сотрудничества является – создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

По содержанию заданий мною используется

- однородная групповая работа, т.е. когда использую единое содержание для каждой группы;

- дифференцированная, когда использую различные задания у каждой группы;

- комбинированная, когда использую как одинаковые, так и различные задания.

Как происходит групповая работа на моих уроках:

До начала урока мы с ребятами делимся на группы по 3-4 человека, методом жеребьёвки. Затем каждая группа начинает готовить себе рабочее место, расставляет столы. Важно, с начала урока настроить обучающихся на то, что все они будут экспертами и им придется исследовать исторический материал, каждой группе даётся возможность проработать свой объём материала, при этом все участники группы заняты.

Во время выполнения работы обучающимися, мною осуществляется контроль процесса работы в группах, даются пояснения, ответы на заданные детьми вопросы, оказывается помощь отдельным обучающимся или группе в целом. 

Для технологии сотрудничества важным является мониторинг индивидуальной работы, для этого в группе нужно выбрать контролёра, который помимо своей работы эксперта, должен будет отслеживать, как работают остальные, оценивать их работу и по завершении выставить оценку на листке контроля и отдать учителю. Желательно, чтобы в роли контролёра побывали все эксперты. Оценки обязательно должны быть выставлены в журнал, даже если они окажутся необъективными. Потому что, если учитель начнет исправлять оценки, то нет смысла назначать контролёра. Со временем, ребята более серьёзно и справедливо относятся к выставлению оценок.

В каждой группе ученики сами выбирают ответственного, который будет защищать проведённое исследование, высказывать своё мнение от имени группы, подводить итог исследования исторического материала. Данному ученику, учителю самому можно выставить оценку, так как он берёт на себя большую ответственность защищая материал всей группы.

Для учителя также важна большая подготовка, нужно заранее приготовить необходимый материал для групп. Мною, обычно, берутся задания из параграфа новой темы, весь параграф делю на пункты. Изначально перед обучающимися мною ставятся простые задачи, такие как, во-первых, ученикам нужно хорошо знать материал параграфа, во-вторых, обучающиеся должны уметь его пересказывать, в-третьих, необходимо выбирать главные идеи параграфа. Обычно эти идеи обучающиеся и выписывают на общий лист ответа.

Приступив к исследованию обучающиеся начинают изучать учебный материал, проговаривая идеи, выясняя являются они главными в данном пункте или нет, после этого записывая их на лист ответа. На данном этапе работы нужно учиться быстро читать, чтобы выбрать из текста главное.

На анализ материала мною отводится определённое время. После мы заслушиваем ответы от каждой группы, также ограничивая время на выступление. При выступлении одной группы, участники остальных групп делают пометки главных идей в своей тетради.

Закончив данную работу обучающимся выдаются задания посложнее, например, заполнить таблицу, составить схему, простой или сложный тезисный план. В качестве домашнего задания каждой группе можно составить 3-4 вопроса изученной темы.

Вывод: использование данной технологии способствует вовлечению каждого ученика в активную познавательную деятельность, уделяет внимание обучению, культуре общения, взаимодействию в группе с любым партнером или партнерами, принятию другой точки зрения, мнения, активной работе, серьезному отношению к порученному заданию, чувству ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса, осознанию, того что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд. Для подросткового возраста особенно важно учиться в общении.

Литература

1. https://urok.1sept.ru/articles/638920

2. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-raboti-v-gruppah-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-3368394.html

3. https://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/organizaciya-raboty-uchaschihsya-v-gruppah-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-839191

4. https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-uchiteljam-istori-tehnologija-sotrudnichestva-v-grupah-na-urokah-istori-v-5-11-klasah.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы и приёмы групповой работы (технологии сотрудничества)

Автор: Муратова Ирина Андреевна

Дата: 06.01.2022

Номер свидетельства: 596960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodproiektovkakeffiektivnoiesriedstvoriealizatsiitriebovaniifgosuchashchikhsia711klassovnaurokakhghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "268663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678316"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "«Можно ли ,через использование групповой работы, повысить активность учащихся» "
    ["seo_title"] => string(84) "mozhno-li-chieriez-ispol-zovaniie-ghruppovoi-raboty-povysit-aktivnost-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "170513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423565513"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рефлексивный отчет о коучинг занятии "Диалоговое обучение в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(89) "rieflieksivnyi-otchiet-o-kouchingh-zaniatii-dialoghovoie-obuchieniie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "173242"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423940783"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(113) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "319159"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742921"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(114) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "319160"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742929"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства