Просмотр содержимого документа
«Методические указания для проведения практических работ по истории»
Министерство образования Новосибирской области
Искитимский филиал ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж»
Рассмотрено:
«Утверждаю»
На заседании ПЦК
Зав. учебной частью:
Общеобразовательных дисциплин
Пицына Т.М.. __________
Протокол № _1__ от «_30_»__08___2019_
«___»____________2019_
ППЦК ______________
Методические указания
к выполнению практических работ
по ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
Профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки)
2019г.
1.Пояснительная записка
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по истории.
В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки)
Рабочая программа по истории рассчитана на 257 часов
из них 8 час. практических занятий.
Методические указания предназначены для проведения практических работ и для организации самостоятельной работы по дисциплине "История" (для студентов первого курса).
Пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития, различных ценностно-мотивационных, социальных систем. Возможности критического восприятия студентами окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал дисциплины «История» связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления студентов. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению студентами собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение следующих результатов:
• личностных:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
-готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения
метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; - владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Практическое занятие № 3Борьба Руси с захватчиками с Востока и Запада 13-14вв
Практическое занятие № 4 Эпоха Петра I
3. Критерии оценивания практических работ
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Студенты работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая работа выполняется студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Студенты используют указанные преподавателем источники знаний, включая страницы учебника, таблицы из приложения к учебнику, страницы из справочных сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется студентами при помощи преподавателя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу студентов. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Студенты показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с формулами, допускают ошибки в вычислениях, использовании приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда студенты не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов неэффективны по причине плохой подготовки.
4. Практические задания
Практическое занятие № 1.
Тема: Первобытный мир
Цель: практического занятия:
В ходе практического занятия учащимся необходимо усвоить понятие, содержание и признаки первобытного мира, анализировать причины происходящих событий, сравнивать, делать выводы. Совершенствуются умения и навыки работы с документом, учебником.
Волобуев О.В. Россия и мир.10 кл. Базовый уровень - М.; Дрофа, 2016 с -3-6
Выполните задание
1.Задания для практической работы:
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
«...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ...Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».
— Что давал огонь первобытным людям?
Задания для практической работы:
Прочитайте отрывок из статьи современного российского историка В. М. Хачатуряна. Почему ученые отвергают представление о том, что древнейшей формой объединения людей было первобытное стадо?
Пересматриваются «многие традиционные, привычные представления о первобытном обществе и человеке. Например, термин «человеческое стадо» давно вышел из употребления — даже по отношению к эпохе «человека умелого»: считается, что в человеческом коллективе всегда были иные, чем в животном мире, нормы поведения. Археологические открытия заставляют проявлять большее уважение к первобытным людям, которых объединяли не только потребность в добывании пищи, а также родственные связи. Они умели ограничивать себя в еде в пользу детей, стариков и женщин, передавать опыт из поколения к поколению, распределять время для охоты и выработки орудий труда. Поэтому более адекватным считается термин «праобщина».
2.Задания для практической работы:
Выделите причины, сущность и последствия неолитической революции
Потепление климата на Земле, высокий экономический потенциал присваивающего хозяйства на территории Евразии создали условия для динамичного развития человека, роста населения и его материальных потребностей. Но природа не могла долго выдержать давления на нее. Сокращение объема животной пищи заставляло людей искать иные места охоты, осваивать новые территории. Так, примерно 25 тысяч лет назад первые люди проникли в Америку и расселились от Аляски до Огненной земли. Постепенно развивался интеллект человека, он становился все более независим от природы. При этом один и тот же предмет использовался и как орудие труда, и как оружие. Антрополог Тэйлор отмечал, что орудие «одинаково служило как для того, чтобы дробить черепа и кокосовые орехи, так и для того, чтобы рубить ветки деревьев и члены человеческого тела». Используя искусственные средства нападения на животных, древний человек одновременно создал угрозу самоистребления. К этому следует добавить и глобальный экологический кризис, разразившийся в конце мезолита и поставивший первобытные общины перед угрозой голодной смерти. Причины этого кризиса были не только естественные (быстрое отступление ледников, а вместе с ними и крупных животных - мамонтов, северных оленей, бизонов на Север), но и исторические - с изобретением лука и стрел люди стали потреблять и уничтожать крупных животных.
Начало человеческой цивилизации многие археологи и историки связывают с неолитической революцией (кризисом), глубочайшим переворотом в обществе, самом человеке. Начавшись 8-9 тысяч лет назад, переворот занял не одно тысячелетие.
В чем же сущность неолитической революции? В ее ходе произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Не случайно неолитическую революцию называют еще и аграрной. В это время человек научился самостоятельно добывать основные средства существования, выращивать растения и животных, перерабатывать полученные продукты. Это открыло человечеству путь к выживанию и прогрессу. Занятие земледелием и скотоводством означали иное, более щадящее отношение к природе по сравнению с охотой и собирательством. Но, чтобы заниматься земледелием и скотоводством, нужен был иной интеллект. Возникло такое интеллектуальное качество, как предвидение, возможность рассчитывать на несколько шагов вперед. Неолитический кризис, неолитическая революция привели к росту населения Земли, его приспособлению к условиям жизни. Сформировался социальный тип человека, который проявился в создании орудий труда, технологий для поддержания своего существования независимо от капризов природы, в развитии средств общения и передачи мыслей, в образовании человеческих сообществ, формировании этических норм и духовного мира. Развился новый интеллект, способный предвидеть, просчитывать ходы вперед и т. д. Сформировались первичные каноны поведения человека и их оценки - система табу: запрет на брак внутри рода, неприкосновенность тотема отца, неприкосновенность вождя, жреца, система объектов поклонения (силы природы, тотемы, предки, старейшины, фетиши).
3.Задания для практической работы
Прочитайте отрывок из книги историка Л. В. Васильева о первобытном обществе. Ответьте на вопросы: вспомните, что такое престиж. Почему первобытную экономику называют престижной? Почему вождями и старейшинами становились удачливые и щедрые? Что они отдавали общине? Что получали взамен в условиях реципрокного обмена? На чем держалась власть вождей и старейшин?
«Потребление в группе было коллективное... но добыча пищи чаще всего была индивидуальной... и в ходе ее один приносил больше, другой меньше. Если учесть, что добыть пищу старались все - попытки отлынивания случались редко и вызывали столь явно выраженную реакцию в виде презрения и насмешек, что в обществе, где престиж ценился очень высоко, это было, по сути, невыносимым наказанием, - то все сводилось к тому, кто сколько может добыть. Те, кто приносил больше других, как раз и приобретали престиж и авторитет; именно из их числа выбирали лидеров... [Такой обмен] антропологи обозначили термином «реципрокность» (от лат. «двигать туда-сюда, возвращать обратно») ... Каждый вносил в общий котел, сколько мог, и черпал из него, сколько ему полагалось, тогда как разница между отданным и полученным измерялась в терминах социальных ценностей и выражалась в форме престижа и связанных с ним привилегий».
Практическое занятие № 2.
Тема: Древнерусское государство в IX — начале XII вв.
Цель практического занятия:
В ходе практического занятия учащимся необходимо усвоить понятие, содержание и признаки древнерусского государства в IX — начале XII вв.,
анализировать причины происходящих событий, сравнивать, делать выводы. Совершенствуются умения и навыки работы с документом, учебником.
Подготовка к практической работе:
Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература,Волобуев О.В. Россия и мир.10 кл. Базовый уровень - М.; Дрофа, 2016 с 56-62
Выполните задание
Задания для практической работы:
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
. Из исторического источника.
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, крнвичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И набрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
1. Приведите название документа и имя его автора. О событиях какого века говорится в документе?
2. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его причиной? Укажите не менее двух причин.
З. Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трёх последствий.
Практическое занятие № 3
Тема: Борьба Руси с нашествиями и установление монголо-татарского ига.
Цель практического занятия:
В ходе практического занятия учащимся необходимо усвоить понятие, содержание и признаки борьба Руси с нашествиями и установление монголо-татарского ига, анализировать причины происходящих событий, сравнивать, делать выводы. Совершенствуются умения и навыки работы с документом, учебником.
Подготовка к практической работе:
Волобуев О.В. Россия и мир.10 кл. Базовый уровень - М.; Дрофа, 2012
с 83-93
Выполните задание
Задания для практической работы:
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Из «Жития Александра Невского».
«…Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру».
Из исторического труда СМ. Соловьёва.
«Александр Невский, став великим князем Владимирским, должен был унижаться перед татарами, чтобы спасти родную землю от гибели; должен был уговаривать народ, чтоб снес терпеливо иго, позволил татарам переписать себя для наложения дани. При помоши князя были подавлены восстания против Орды. Итогом было запрещение вечевых порядков в городах. Однако политическая деятельность князя позволила предотвратить новый разгром городов».
1. Какие две победы Александра Невского имелись в виду при упоминании Новгорода и Пскова? Приведите обоснование, доказывающее, что князь «отдавал живот свой [жизнь] за православную веру».
2. Как объяснял СМ. Соловьёв мотивы действий Александра Невского? Как оценивал историк действия князя? Назовите не менее двух положений.
З. О каких личных качествах Александра Невского свидетельствуют приведенные источники?
Практическое занятие № 4
Тема: Россия при Петр I.
Цель: практического занятия:
В ходе практического занятия учащимся необходимо усвоить понятие, содержание и признаки России при Петр I., анализировать причины происходящих событий, сравнивать, делать выводы. Совершенствуются умения и навыки работы с документом, учебником.
Волобуев О.В. Россия и мир.10 кл. Базовый М.; Дрофа, 2012 с 217-220
Выполните задание
Задания для практической работы:
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Из исторического источника.
«В лето 7156-года, 20 июля, в 16 день, государь царь и великий князь…, всея Руси самодержец, советовался с отцом своим и богомольцем, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Руси, и с митрополиты, … и со всем освящённым Собором, и говорил со своими государевыми боярами, и с окольничими, и с думными людьми, а пристойны ли те статьи к государственным и к земским делам. И те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей российских, и отца его государева, блаженной памяти великого государя, царя и великого князя Михаила Фёдоровича всея Руси, указы и боярские приговоры на всякие государственные и на земские дела собрать, и те государские указы и боярские приговоры со старыми судебниками исправить… Чтобы Московского государства всяких чинов людей, от большего и до меньшего чину, суд н расправа была во всяких делах всем ровна… И указал государь то всё в Уложенье написать на список и закрепить тот список… и всякие дела делать по тому Уложению.
С Польским, Литовским, Немецким и с иными окрестными государствами у государя царя н великого князя … всея Руси вечный мир… А… война начнётся, или в которое время изволит государь кому своему государеву недругу мстить недружбу, и укажет послать на них своих государевых бояр и воевод, а с ними всяких чинов ратных людей, и для той службы велит государь своим государевым ратным людям всего Московского государства дать своё государево жалованье, и на то государево жалованье ратным людям деньги собирать со всего Московского государства, а побор положить смотря по службе.
..Да и боярам и воеводам без государева указу ратных людей с государевой службы не роспущати, и посулов и поминков не иметь… А будет кто на бояр и на воевод… начнёт бить челом государю ложно, затеяв напрасно, а сыщется про то допряма, и тем за боярское и за воеводское бесчестие и за ложное их челобитье чинить жестокое же наказание, что государь укажет…»
1. Определите название и год принятия документа. О каком самодержце в нём идёт речь?
2. Используя знания по истории, укажите не менее трёх результатов, которые были закреплены изданием данного документа.
З. Используя текст документа и знания по истории, назовите не менее трёх целей, которые ставились при составлении указанного документа. Чьи интересы он защищал?
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1 .Алексашкина Л.Н.Всемирная история. - М., Дрофа. -2018
2.Орлов А.С. История России. - М., Проспект. -2017.
3.Волрбуев О.В. Россия и мир.10 кл. Базовый уровень - М.; Дрофа, 2016.
4.Волрбуев О.В. Россия и мир.в XX веке.11 кл. Базовый уровень - М.; Дрофа, 2016
5.Загладин Н.В. История Отечества начала XX-XXI века. - М., «Русское слово» 2016г.
6.Данилов А.А. История России XX_ начало XXI века. - М., Просвещение. - 2016г.
7.Филипов А.В.- История России 1945-2008гг. М., Просвещение. - 2016г.
8. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2017.
9.Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2017
10..Редер Д.Г.- История Древнего мира.- М.: Дрофа, 2017 г.
11.Жаров Л.Н.- Новая история.- М.: Просвещение, 2016 г.
12.Канва Л.А.- История Россия.- М.: Дрофа, 2016 г.
13.Кредер А.А.- Новейшая история.- М.: Дрофа, 2016
14. Филипов А.В.-История России 1945-2008гг-М.:- Просвещение.-2016г.
Дополнительные источники:
1.Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н.- История России.- М.: Дрофа, 2015 г.
2.Загладин Г.М.- История России и Мира с Древнейших времен до начала 21 века.- М.: Просвещение, 2015 г.
3.Хачатурян В.М.- История мировых цивилизаций.- М.: Просвещение,2015 г.