kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественная литература в обучении истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у уче­ников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать ко­лорит эпохи, дать картинное или портретное описание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественная литература в обучении истории »

Художественная литература в обучении истории


Дротенок Ольга Анатольевна,

преподаватель истории и обществознания

Кемеровский профессионально-технический колледж,

город Кемерово



В настоящее время наблюдается перенасыщение обучающихся информацией. Во всём мире, и в России в частности, стремительно расширяется информационная среда. Компьютерные сети значительно увеличили поток и разнообразие получаемой информации. Многое теперь не проходит через чувственно-эмоциональную сферу. Перенасыщенность вербальными, рациональными методами и средствами обучения в образовании ведёт к дисбалансу в удовлетворении эмоциональных потребностей обучающихся.

В рамках этой проблемы художественная литература имеет огромное значение, так как обращена в первую очередь к эмоциям.

Ещё методис­ты дореволюционной школы обращали большое внимание на чтение учениками книг исторического содержания. «... История как наука о прошлом только тогда может представиться ученику в виде живой картины, когда он обладает массой ее характерных черт и деталей». Именно историческое чтение «снабжает» уче­ника этими характерными чертами «исторической жизни».

Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у уче­ников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать ко­лорит эпохи, дать картинное или портретное описание.

Условно художественную литературу подразделяют на две большие группы. Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика. К источникам исторических знаний относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. Они создают своеобразные документы эпохи, которые служат для познания прошлого.

Эти источники не всегда понятны ученикам, и на уроке исполь­зуются лишь фрагменты, заранее отобранные учителем. Так, об­ращаясь к старейшему памятнику древнерусской литературы конца XII в. «Слову о полку Игореве», учитель помогает ученикам уяс­нить призыв неизвестного автора к русским князьям прекратить усобицы и объединиться в борьбе против общей опасности — внешнего врага.

К литературным источникам более позднего времени можно отнести произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», П.Н.Врангеля (1878—1928) «Воспоминания», А.И. Де­никина «Путь русского офицера», М.А.Шолохова «Тихий Дон» и многие другие.

К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Книги исторической беллетристики, «реконст­руирующие» историческую действительность, написаны на осно­ве научного исследования прошлого, изучения исторических ис­точников, научных исследований и монографий. Обогатив себя историческими знаниями, автор воссоздает историческое прошлое в форме художественного произведения. К этой группе относятся книги С. Скляренко «Святослав», В.И. Костылева «Иван Грозный», Е.А. Федорова «Каменный пояс», В. Гюго «Девяносто тре­тий год», В.С. Пикуля «Баязет», В.В. Каргалова «Вторая ошибка Мамая», А.П. Чапыгина «Степан Разин» и др.

Методика работы с художественным произведением многообразна. Общественные дисциплины предоставляют большие возможности для приобщения обучающихся к чтению книг.

Критерием для отбора служат научная историческая ценность и художественные достоинства книги. Кроме того, учитываются доступность, соот­ветствие возрасту, воспитательное значение книги. Различны приемы использования книги на уроках истории. Учителем подбираются фрагменты сюжетного и кар­тинного описания, характеристики исторических личностей, от­рывки для персонификации и драматизации событий во время рассказа на уроке. Выборка из книг и включение в рассказ учите­ля отдельных образов, картин, характеристик бывает и в случае, если произведение в полном объеме по форме и содержанию не­доступно ученикам.

При подготовке текста художественного произведения к воспро­изведению на уроке следует продумать, что менее существенное в отрывках следует сократить, какие сделать связки между ними, какие должны быть переходы.

Долго рассказываемый или читаемый фрагмент художествен­ного произведения отвлекает учеников от основной идеи урока. Большие фрагменты надо делать лаконичными, сокращать до минимума. Выдержки из произведений должны быть краткими, меткими, «бьющими в цель».

Продумывается также использование книг, известных учени­кам по урокам литературы. Так, давая описание военного совета в Филях, учитель привлекает отрывок из книги Л.Н. Толстого «Война и мир». Рассказывая о Петре I, следуёт напоминать ученикам об основных событиях, связанных с ним по книге Толстого «Петр Первый».

В работе учителя на уроке художественная книга чаще всего применяется для цитирования или пересказа отдельных отрывков (литературной иллюстрации). Прежде чем остановиться на сюже­те книги, учитель дает разъяснение об авторе, и если требуется, то кратко рассказывает о содержании книги. Затем он предлагает ученикам вопросы и задания, а после чтения отрывка проводит по ним беседу. Материал художественного произведения в дальней­шем входит в повторение и проверку знаний учащихся.

К памятникам художественного слова можно отнести произве­дения устного народного творчества: былины, песни, сказки, по­словицы, поговорки. Существуют различные способы применения книги на уроках истории учащимися. Это прежде всего чтение на уроке отрывков книги как источника исторических знаний.

На уроках ученики анализируют историческое произведение с позиции соответствия его исторической науке; рецензируют; са­мостоятельно работают над текстом книги, подбирая примеры, составляя аннотации. В аннотации им предлагается учитывать следующее:

1. Эпоха (период), событие (явление), отраженные в произведении.

2. Наиболее важные и яркие события произведения.

3. Исторические и типические персонажи и коллизии, происходившие с ними.

4. Отношение автора к описываемым событиям и героям.

5. Каково твое собственное мнение о книге? Каковы, на твой взгляд» художественные достоинства книги?

6. Что узнает читатель из произведения?

Ученики не всегда критически относятся к содержанию публи­цистической и художественной литературы. На уроках желатель­но сравнить трактовки образов Ивана IV и Бориса Годунова в повести А.К. Толстого «Князь Серебряный» и трагедии А.С. Пуш­кина с многоплановой и объективной характеристикой этих царей в научных трудах.. Или же учитель показывает учени­кам различное отношение к деятельности Петра I видных историков прошлого и наших современников.








Литература:


  1. Вяземский, Е.Е.,Методика преподавания истории в школе [Текст] : учеб. пособие /Е.Е. Вяземский. - М. : Просвещение, 2001. – 215 с.


  1. Латышева, К.И. Родная история за веком век [Текст] : учеб. пособие / К.И. Латышева. - М. : Дрофа, 1999.-187 с.


  1. Лейбенгруб, П.С. О повторении на уроках истории[Текст] : учебное пособие / П.С. Лейбенгруб. – М.: Академия, 1997. – 138



  1. Студеникин, Н.Г. Методика преподавания истории в школе [Текст] :уч. пособие / Н.Г. Студеникин. – М. : Наука, 2008. – 217 с.


  1. Добролюбова,В.И. Методика преподавания истории в начальной школе[Текст] : учеб. пособие / В.И. Добролюбова. – М. : Наука, 2005. -196


  1. Чутю, Н.Я. Твоя Россия [Текст] :учеб. пособие / Н.Я. Чутю. – М.: Просвещение, 2007. – 261 с.


  1. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания [Текст] : учеб. пособие / Л.С. Бахмутова.- М. : Наука, 2008.- 209 с.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Художественная литература в обучении истории

Автор: Дротенок Ольга Анатольевна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Педагогические условия повышения эффективности обучения истории "
    ["seo_title"] => string(77) "piedaghoghichieskiie-usloviia-povyshieniia-effiektivnosti-obuchieniia-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "142071"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418223061"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Основные методы обучения истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
    ["seo_title"] => string(87) "osnovnyie-mietody-obuchieniia-istorii-v-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "142084"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418224083"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "«Художественная литература развивает и формирует творческое воображение»"
    ["seo_title"] => string(75) "khudozhestvennaia_literatura_razvivaet_i_formiruet_tvorcheskoe_voobrazhenie"
    ["file_id"] => string(6) "645027"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1706775181"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Образы флоры и фауны в художественной литературе"
    ["seo_title"] => string(54) "obrazy-flory-i-fauny-v-khudozhiestviennoi-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "272489"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451994078"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "События Гражданской войны в литературе и истории. "
    ["seo_title"] => string(52) "sobytiia-grazhdanskoi-voiny-v-litieraturie-i-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "141629"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418144756"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства