Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у учеников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Художественная литература в обучении истории »
Художественная литература в обучении истории
Дротенок Ольга Анатольевна,
преподаватель истории и обществознания
Кемеровский профессионально-технический колледж,
город Кемерово
В настоящее время наблюдается перенасыщение обучающихся информацией. Во всём мире, и в России в частности, стремительно расширяется информационная среда. Компьютерные сети значительно увеличили поток и разнообразие получаемой информации. Многое теперь не проходит через чувственно-эмоциональную сферу. Перенасыщенность вербальными, рациональными методами и средствами обучения в образовании ведёт к дисбалансу в удовлетворении эмоциональных потребностей обучающихся.
В рамках этой проблемы художественная литература имеет огромное значение, так как обращена в первую очередь к эмоциям.
Ещё методисты дореволюционной школы обращали большое внимание на чтение учениками книг исторического содержания. «... История как наука о прошлом только тогда может представиться ученику в виде живой картины, когда он обладает массой ее характерных черт и деталей». Именно историческое чтение «снабжает» ученика этими характерными чертами «исторической жизни».
Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у учеников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание.
Условно художественную литературу подразделяют на две большие группы. Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика. К источникам исторических знаний относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. Они создают своеобразные документы эпохи, которые служат для познания прошлого.
Эти источники не всегда понятны ученикам, и на уроке используются лишь фрагменты, заранее отобранные учителем. Так, обращаясь к старейшему памятнику древнерусской литературы конца XII в. «Слову о полку Игореве», учитель помогает ученикам уяснить призыв неизвестного автора к русским князьям прекратить усобицы и объединиться в борьбе против общей опасности — внешнего врага.
К литературным источникам более позднего времени можно отнести произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», П.Н.Врангеля (1878—1928) «Воспоминания», А.И. Деникина «Путь русского офицера», М.А.Шолохова «Тихий Дон» и многие другие.
К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Книги исторической беллетристики, «реконструирующие» историческую действительность, написаны на основе научного исследования прошлого, изучения исторических источников, научных исследований и монографий. Обогатив себя историческими знаниями, автор воссоздает историческое прошлое в форме художественного произведения. К этой группе относятся книги С. Скляренко «Святослав», В.И. Костылева «Иван Грозный», Е.А. Федорова «Каменный пояс», В. Гюго «Девяносто третий год», В.С. Пикуля «Баязет», В.В. Каргалова «Вторая ошибка Мамая», А.П. Чапыгина «Степан Разин» и др.
Методика работы с художественным произведением многообразна. Общественные дисциплины предоставляют большие возможности для приобщения обучающихся к чтению книг.
Критерием для отбора служат научная историческая ценность и художественные достоинства книги. Кроме того, учитываются доступность, соответствие возрасту, воспитательное значение книги. Различны приемы использования книги на уроках истории.Учителем подбираются фрагменты сюжетного и картинного описания, характеристики исторических личностей, отрывки для персонификации и драматизации событий во время рассказа на уроке. Выборка из книг и включение в рассказ учителя отдельных образов, картин, характеристик бывает и в случае, если произведение в полном объеме по форме и содержанию недоступно ученикам.
При подготовке текста художественного произведения к воспроизведению на уроке следует продумать, что менее существенное в отрывках следует сократить, какие сделать связки между ними, какие должны быть переходы.
Долго рассказываемый или читаемый фрагмент художественного произведения отвлекает учеников от основной идеи урока. Большие фрагменты надо делать лаконичными, сокращать до минимума. Выдержки из произведений должны быть краткими, меткими, «бьющими в цель».
Продумывается также использование книг, известных ученикам по урокам литературы. Так, давая описание военного совета в Филях, учитель привлекает отрывок из книги Л.Н. Толстого «Война и мир». Рассказывая о Петре I, следуёт напоминать ученикам об основных событиях, связанных с ним по книге Толстого «Петр Первый».
В работе учителя на уроке художественная книга чаще всего применяется для цитирования или пересказа отдельных отрывков (литературной иллюстрации). Прежде чем остановиться на сюжете книги, учитель дает разъяснение об авторе, и если требуется, то кратко рассказывает о содержании книги. Затем он предлагает ученикам вопросы и задания, а после чтения отрывка проводит по ним беседу. Материал художественного произведения в дальнейшем входит в повторение и проверку знаний учащихся.
К памятникам художественного слова можно отнести произведения устного народного творчества: былины, песни, сказки, пословицы, поговорки. Существуют различные способы применения книги на уроках истории учащимися. Это прежде всего чтение на уроке отрывков книги как источника исторических знаний.
На уроках ученики анализируют историческое произведение с позиции соответствия его исторической науке; рецензируют; самостоятельно работают над текстом книги, подбирая примеры, составляя аннотации. В аннотации им предлагается учитывать следующее:
1. Эпоха (период), событие (явление), отраженные в произведении.
2. Наиболее важные и яркие события произведения.
3. Исторические и типические персонажи и коллизии, происходившие с ними.
4. Отношение автора к описываемым событиям и героям.
5. Каково твое собственное мнение о книге? Каковы, на твой взгляд» художественные достоинства книги?
6. Что узнает читатель из произведения?
Ученики не всегда критически относятся к содержанию публицистической и художественной литературы. На уроках желательно сравнить трактовки образов Ивана IV и Бориса Годунова в повести А.К. Толстого «Князь Серебряный» и трагедии А.С. Пушкина с многоплановой и объективной характеристикой этих царей в научных трудах.. Или же учитель показывает ученикам различное отношение к деятельности Петра I видных историков прошлого и наших современников.
Литература:
Вяземский, Е.Е.,Методика преподавания истории в школе [Текст] : учеб. пособие /Е.Е. Вяземский. - М. : Просвещение, 2001. – 215 с.
Латышева, К.И. Родная история за веком век [Текст] : учеб. пособие / К.И. Латышева. - М. : Дрофа, 1999.-187 с.
Лейбенгруб, П.С. О повторении на уроках истории[Текст] : учебное пособие / П.С. Лейбенгруб. – М.: Академия, 1997. – 138
Студеникин, Н.Г. Методика преподавания истории в школе [Текст] :уч. пособие / Н.Г. Студеникин. – М. : Наука, 2008. – 217 с.
Добролюбова,В.И. Методика преподавания истории в начальной школе[Текст] : учеб. пособие / В.И. Добролюбова. – М. : Наука, 2005. -196
Чутю, Н.Я. Твоя Россия [Текст] :учеб. пособие / Н.Я. Чутю. – М.: Просвещение, 2007. – 261 с.
Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания [Текст] : учеб. пособие / Л.С. Бахмутова.- М. : Наука, 2008.- 209 с.