Практический опыт донского и российского казачества по организации патриотического воспитания молодежи, возрождению его духовных и культурных традиций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В конце 80-х начале 90-х г. ХХ века начался процесс
возрождения казачества России. Одними из первых
подняли знамя возрождения донские казаки в Ростовской области. В ноябре 1990 г. группы донских казаков объединились на войсковом круге – в г. Ростове-на-Дону. Состоялся первый круг донских казаков.
Практически сразу казачье движение заявило о себе как о факторе, претендующем на определенное место в политической жизни региона и страны.
Дополнительным толчком к политизации казачьего движения стал Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов».
К середине 90-х г. движение за возрождение российского казачества приобрело широкий размах, сложилось как организованная структура и переросло рамки общественного движения. В рамках демократизации страны и развития процессов возрождения казачества Администрация Ростовской области активно поддержала инициативу казаков.
На областном уровне были приняты нормативные правовые акты, создавшие социальные, экономические и организационные предпосылки становления и развития государственной службы донского казачества на территории Ростовской области.
Слайд 3
Выполняя Указы Президента Российской Федерации, в 1996 году в г. Новочеркасске на Большом Круге донские казаки создали войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское» (далее – ВКО «Всевеликое Войско Донское»).
Основными видами деятельности «Всевеликого войска Донского» являются охрана общественного порядка, природоохранная деятельность, участие в защите Государственной границы Российской Федерации, развитие традиционных казачьих видов единоборств, допризывная подготовка молодежи, развитие казачьего образования, сохранение и развитие казачьей культуры.
Начался новый период казачьего возрождения, новый этап взаимоотношений российской власти и казачества. Главным стержнем этой политики стала служба казаков Российскому государству.
Практический опыт донского и российского казачества по организации военно-патриотического воспитания молодежи, возрождению его духовных и культурных традиций востребован органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции.
В средствах, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние подрастающего поколения.
Национально-культурные традиции, их позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие обучающихся как нигде лучше всего может проявиться в образовательном процессе через организацию цикла занятий, воспитательных мероприятий казачьей направленности.
Слайд 4
Сохранение культурных и духовных традиций казачества в деле патриотического воспитания молодежи рассматривается как залог успеха в данной сфере деятельности.
В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми и подростками. Ведь все наши станицы и хутора тесно связаны с историей казачества.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донским краем.
И наш педколлектив стремиться донести до сознания обучающихся образы, воспитывающие уважение к государственной символике, любовь к семье, родной станице, Донскому краю, казачьим традициям и культуре. Поэтому задача педагога – начать процесс образования и воспитания с формирования целостного представления о малой Родине и понимания места человека в нем.
Слайд 5
В нашем учреждении в 2014-2015 учебном году началась работа по внедрению казачьего компонента в образовательные программы как инновационная организационно-педагогическая форма социализации обучающихся.
В ходе реализации регионального компонента «История возрождения казачества» в 6 образовательные программы были введены разделы по изучению национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание и уважение к героическому прошлому донских казаков, приобщению детей к духовному богатству многих поколений, развитие внутреннего туризма, направленного на приобщение к культурным и духовным ценностям российского казачества.
На заседании методсовета было принято решение ходатайствовать о присвоении программам «Донская рукодельница», «ХуторОК», «Лира», «Донской туризм», «Родничок», «Юные экологи Дона», «Ивушка» статуса - Программы казачьей направленности.
Начиная с раннего возраста педагоги формируют у обучающихся представления о Малой Родине, о народах, живущих рядом, воспитывают личность гражданина-патриота.
Выступление педагогов: Бойко Т.Н. – (ОП «ХуторОК»)
Савицкая Н.В. – (ОП «Донская рукодельница»)
Слайд 6
В 2015 – 2016 учебном году все педагоги учреждения ввели 13% учебного плана ориентированные на сохранение и развитие казачьего компонента. И до сегодняшнего дня «Казачий компонент в учебно-воспитательном процессе Учреждения» реализуется как организационно-педагогическая форма социализации обучающихся».
Образовательные программы разработаны в соответствии с Образовательной программой учреждения, одна из задач которой звучит так: формирование чувства толерантности, патриотизма на основе исторических судеб народа Донского края на примере казачества.
Весь коллектив активно работает по реализации казачьего компонента и обеспечивает достижение целей на каждом из этапов обучения.
Выступление педагогов: Гавриленко Е.А – (ОП «Лазорики»)
Музычук С.И. - («Эдельвейс»)
Слайд 7
Представленные образовательные программы разработаны в соответствии с Образовательной программой учреждения и предназначены для обучающихся с 5 до 18 лет.
Региональный компонент в образовательных программах призван реализовать потребности этнонационального образования и способствовать сохранению и развитию казачьей самобытной культуры и традиций.
Целью работы детских объединенийсталоформирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Ушакова М.П.В результате краеведческого расследования ребятам удалось собрать очень интересную информацию о жизни и быте потомственных казаков, были найдены старинные фотографии, одежда, посуда и другая утварь.
На занятиях используются все формы и методы, позволяющие донести до ребенка, где живет народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры, через знакомство с предметами быта, ремеслами, декоративно-прикладным творчеством, танцевальной и песенной культурой.
В итоге, обучающиеся имеют представление о том, что каждый народ талантлив, богат умельцами, танцорами, музыкантами и художниками. У каждого народа есть свой язык, традиции и обычаи.
Слайд 8
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи.
Патриотическое и нравственное воспитание всегда рассматривается как фактор консолидации всего общества. Является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны.
Воспитательная работа является частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности казачьей направленности.
Это и является одной из главных задач реализации казачьего компонента в образовательной и воспитательной работе педагога.
Дом детского творчества имеет высокий потенциал для создания педагогических условий патриотического воспитания подрастающего поколения средствами приобщения к народным традициям через развитие творческого потенциала личности в конкретных областях деятельности.
Выступление педагогов: Жинжилова Л.А. - (ОП «Умелые гномики»)
Сиротина Е.А. - (ОП «Шанс»)
Слайд 9
Формирование образовательного пространства с участием регионального казачьего компонента и активным взаимодействием образовательных учреждений с казачьими обществами, следует основывать на двух принципах:
Первый – сохранение и реализация ценностей, традиций, образа жизни казачьего народа.
Второй – культивирование в образовательных и воспитательных программах принципов патриотизма и служения Отечеству.
Заключение.
Благодаря изучению народной традиционной культуры реализуется «связь времен», происходит приобщение подрастающего поколения к историческому и культурному наследию своего региона, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Малой Родине.