Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утвержденным Приказом МО РФ № 321от 14.12.2006 г.;
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
Данные материалы разработаны на основе:
Авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 11 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
Устава Камышевской средней «Казачьей» общеобразовательной школы, который предоставляет право составления рабочих программ
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 -2015 учебный год.
Учебного плана МБОУ Камышевской СКОШ.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знанийо химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениямиприменять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитиепознавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитаниеубежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и уменийдля безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи обучения химии:
- формирование знаний основ науки — важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 11 класс »
Раздел Пояснительная записка
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утвержденным Приказом МО РФ № 321от 14.12.2006 г.;
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
Данные материалы разработаны на основе:
Авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 11 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
Устава Камышевской средней «Казачьей» общеобразовательной школы, который предоставляет право составления рабочих программ
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 -2015 учебный год.
Учебного плана МБОУ Камышевской СКОШ.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знанийо химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениямиприменять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитиепознавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитаниеубежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и уменийдля безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи обучения химии:
- формирование знаний основ науки — важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе, вместе с тем в авторскую программу внесены некоторые незначительные изменения:
1. Дополнены уроки: «Классификация неорганических соединений» и «Классификация органических соединений» (тема 3), т. к. данные уроки позволяют систематизировать материал о классах неорганических и органических соединений.
2. Исключены некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами:
- коллекция пластмасс и изделий из них, коллекция волокон и изделий из них, жесткость воды и способы ее устранения, образцы различных дисперсных систем (тема 2);
- примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа, воды (тема 3);
- коллекции образцов металлов, неметаллов, природных органических кислот, образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (П)
(тема 4)
3. С целью выполнения требований стандарта и усиления практической направленности курса в рабочую программу включена дополнительная тема «Химия и жизнь» в объеме 5 часов с демонстрациями и лабораторным опытом из примерной программы.
Раздел Общая характеристика учебного предмета
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по пяти блокам: «Строение атома», «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства», «Химия в жизни общества». Содержание этих учебных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования в старшей школе. Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания.
Базовый компонент химического образования (10 – 11 классы) обязателен для всех учащихся. Он призван обеспечить освоение всеми учащимися абсолютно необходимого минимума химических знаний в таком объеме, чтобы выпускник 11 класса был в состоянии ориентироваться в общественно значимых проблемах, связанных с химией, понимать химическую сущность ряда важнейших технологических процессов. Кроме того, этот курс призван пробудить у учащихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение химии. Содержание базового курса химии составляют наиболее общие понятия химии, учение об атомах и молекулах, ионах (с элементарными представлениями об электронном строении атомов для объяснений понятий иона, валентности элементов), периодический закон химических элементов Д. И. Менделеева. На основе закономерностей, отраженных в периодической системе, учащиеся знакомятся со свойствами важнейших представителей металлов и неметаллов, химических соединений, их значением в экономике страны и повседневной жизни, дают краткую характеристику строения и особенностей органических соединений. Технологические процессы в данном курсе не обсуждают, указывают лишь химические реакции, лежащие в основе тех или иных производств, также освещено применение отдельных изучаемых веществ и химических реакций в соответствующих отраслях экономики страны.
Обоснование выбора УМК
Программа курса химии О. С. Габриеляна построена по концентрической концепции. Программа сохраняет высокий теоретический уровень и делает обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования». Весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. Программа по химии 10-11 классов является логическим продолжением авторского курса для основной школы: она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Некоторые теоретические темы основного курса химии рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне. Курс общей химии изучается 11 классе. Он интегрирует знания учащихся по неорганической и органической химии, формирует у учащихся единую химическую картину мира. Построение курса позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений.
Раздел Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю – для обязательного изучения учебного предмета химия на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Программа имеет 5 содержательныхразделов: «Строение атома», «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства», «Химия в жизни общества».
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
В соответствии с ФБУП примерная программа по химии рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю).
Количество часов, выпадающих на праздничные дни – нет.
В связи со статусом школы «Казачья», на уроках химии 15% времени уделяется региональному компоненту.
Раздел Тематическое планирование
№
Наименование раздела
Количество
часов
Практические работы
Контрольные работы
1
Строение атома
9 ч
№1
2
Строение вещества
12 ч
№2
3
Химические реакции
16 ч
№3
4
Вещества и их свойства
26 ч
№1, №2
№4
5
Химия в жизни общества
5 ч
Раздел Содержание учебного предмета
Тема 1
Строение атома и периодический закон
Д. И. Менделеева (9 ч)
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- ир-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка.
Водородная химическая связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: их применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция.
Тема 3
Химические реакции (16 ч)
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры,
площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Озонатор. Модели молекул «-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II).
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.
Практическая работа Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
Тема 4
Вещества и их свойства (26 ч)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16.Получение и свойства нерастворимых оснований.
Практическая работа. Получение газов и изучение их свойств.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по органической химии.
Тема 5
Химия в жизни общества (5 ч)
Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Общие принципы химической технологии. Природные источники химических веществ.
Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. Новые вещества и материалы в технике.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.
Демонстрации. Образцы лекарственных препаратов. Образцы витаминов. Действие амилазы слюны на крахмал. Образцы керамики, метало- и стеклокерамики и изделия из них.
Практические занятия. Знакомство с образцами лекарственных препаратов. Знакомство с образцами витаминов. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. Знакомство с образцами керамики, металлокерамики и изделиями из них. Изучение инструкций по применению лекарственных, взрывоопасных, токсичных и горючих препаратов, применяемых в быту.
Раздел Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса
Учебно-методический комплект
Учебник: О.С. Габриелян. Химия 11. – М.: Дрофа, 2005.
Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, - 2005.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Химия». 11 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 11 класс: Настольная книга учителя. В 2-х частях. - М.: Дрофа, 2004.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Таблица растворимости кислот, оснований солей;
Электрохимический ряд напряжений металлов;
Дидактические материалы: рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями, таблицы.
Технические средства обучения.
Компьютер
Принтер
Проектор
Интерактивная доска
Телевизор
DVD – проигрыватель
Видеокассеты
Диски
Набор дисков к компьютеру:
Неорганическая химия:
Металлы главных подгрупп ч.1 1 шт
Металлы главных подгрупп ч.2 1 шт
Азот и фосфор 1 шт
Углерод и кремний ч.2 1 шт
Металлы побочных подгрупп 1 шт
Общие свойства металлов 1 шт
Галогены. Сера. 1 шт
8 класс:
Часть 2 1 шт
Часть 3 2 шт
Часть 4 1 шт
Раздел Результаты освоения учебного курса
Требования к уровню подготовки выпускников
Требования к уровню подготовки выпускников сформулированы в соответствии с целями образования, его содержанием и спецификой процесса обучения химии. Содержание обучения химии составляют теоретические знания (понятия, законы и теории), фактологические знания (сведения о неорганических и органических веществах и химических процессах) и знания способов деятельности (составление химических формул и уравнений, определение валентности химических элементов, решение расчетных задач, подготовка и проведение эксперимента в строгом соответствии с правилами техники безопасности).
Форма описания требований обусловлена личностно-деятельностной основой обучения. При этом учитывалось, какие виды деятельности используются в учебном процессе для овладения необходимым минимумом содержания на заданном уровне. Требования задаются в форме, близкой школьной практике и предметному содержанию курса химии. Они предполагают выполнение действий различной степени сложности.
По итогам усвоения обязательного минимума содержания по химии выпускникам основной десятилетней школы предъявляются следующие требования.
Выпускники должны называть: вещества по их химическим формулам; общие свойства органических веществ; функциональные группы органических веществ; виды химических связей; типы кристаллических решеток; основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова; признаки классификации химических элементов; признаки классификации органических веществ; аллотропные видоизменения химических элементов; гомологи и изомеры различных классов органических веществ; признаки и условия осуществления химических реакций; типы химических реакций; факторы, влияющие на скорость химической реакции; условия смещения химического равновесия; области применения отдельных органических веществ (например, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка и др.); области практического применения силикатных материалов (стекло, цемент), пластмасс, а также продуктов переработки нефти, природного газа и каменного угля.
Выпускники должны определять простые и сложные вещества; принадлежность веществ к определенному классу; валентность и (или) степень окисления химических элементов по формулам соединений; заряд иона в ионных и ковалентно-полярных соединениях; вид химической связи в соединениях; наличие водородной связи между молекулами органических веществ; тип химической реакции по всем известным признакам; окислитель и восстановитель в реакциях окисления-восстановления; условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца.
Выпускники должны соблюдать правила техники безопасности при обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и химическими реактивами; личного поведения в химической лаборатории, повседневной жизни при обращении с веществами, способствующими защите окружающей среды от загрязнения; оказания первой помощи себе и пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Выпускники должны проводить опыты по получению, собиранию и изучению свойств органических веществ; изготовление моделей молекул веществ: вода, оксид углерода (IV), хлороводород, метан, этан, ацетилен, этанол, уксусная кислота; вычисления: а) молекулярной массы и молярной массы вещества по химическим формулам; б) массовой доли растворенного вещества в растворе; в) массовой доли химического элемента в веществе; г) количества вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из веществ, участвующих в реакции; д) массы одного из продуктов по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей; е) массу одного из продуктов по массе раствора, содержащего определенную массовую долю одного из исходных веществ; расчеты по установлению формулы органического вещества (продуктам его сгорания или процентному составу химических элементов).
График контрольных работ
№
Тема
Дата
9.
Строение атома.
21.
Строение вещества.
36.
Химические реакции.
52.
Вещества и их свойства.
График практических работ
№
Тема
Дата
37.
Решение экспериментальных задач по неорганической химии
53.
Решение экспериментальных задач по органической химии
59.
Получение газов и изучение их свойств
62.
Сравнение свойств органических и неорганических соединений
График уроков с использованием регионального компонента
№
Тема
Дата
55.
Способы защиты металлов от коррозии.
79.
Промышленность и защита окр среды Дона.
81.
Химия и сельское хозяйство Дона.
83.
Химия и экология Дона.
85.
Химия и повседневная жизнь человека.
График уроков с использованием ИКТ
№
Тема
Дата
10.
Типы химической связи.
22.
Классификация химических реакций.
53.
Классификация органических веществ.
63.
Обобщение знаний
Раздел Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем уроков
Кол-во часов
Виды учебной деятельности
Виды контроля, измерители
Дата план
Дата факт
1
Строение атома
Атом – сложная частица
9
1
Лекция с элементами беседы
Текущий
02.09
2
Состояние электрона в атоме.
1
Лекция
Текущий
04.09
3
Электронные конфигурации атомов химических элементов.
1
Лекция
Тестирование
09.09
4
Валентные возможности атомов химических элементов.
1
Лекция
Самостоятельная работа
11.09
5-6
Периодический закон и периодическая система химических элементов в свете строения атома.
2
Комбинированный
Текущий Самостоятельная работа
16.09
18.09
7
Значение периодического закона
1
Комбинированный
Текущий
23.09
8
Обобщение по теме «Строение атома». Подготовка к контрольной работе
1
Систематизация
Самостоятельная работа
25.09
9
«Строение атома»
1
Контрольная работа №1
Самостоятельная работа
30.09
10-11
Строение вещества
Химическая связь.
12
2
Лекция
Текущий
Самостоятельная работа
02.10
07.10
12
Типы кристаллических решёток
1
Лекция
Тестирование
09.10
13
Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул
1
Лекция
Текущий
14.10
14-15
Дисперсные системы и растворы
2
ИНМ
Текущий
Самостоятельная работа
16.10
21.10
16
Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.
1
ИНМ
Тестирование
23.10
17
Гомология и изомерия
1
Комбинированный
Самостоятельная работа
28.10
18
Полимеры.
1
Комбинированный
Самостоятельная работа
30.10
19
Пластмассы. Эластомеры. Волокна. Биополимеры
1
ИНМ
Текущий
11.11
20
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
1
Урок – упражнение
Самостоятельная работа
13.11
21
«Строение вещества»
1
Контрольная работа №2
Самостоятельная работа
18.11
22-23
Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
16
2
Изучение нового материала
Текущий
Самостоятельная работа
20.11
25.11
24
ОВР
1
Лекция.
Текущий
27.11
25
Составление ОВР методом электронного баланса
1
Практикум
Самостоятельная работа
02.12
26
Энергетика химических реакций
1
Изучение нового материала
Самостоятельная работа
04.12
27
Скорость химических реакций.
1
Лекция
Текущий
09.12
28
Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
1
Урок – упражнение
Самостоятельная работа
11.12
29
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.
1
ИНМ
Текущий
16.12
30-31
Теория электролитической диссоциации.
2
Изучение нового материала
Текущий
Самостоятельная работа
18.12
23.12
32
Водородный показатель
1
Лекция
Текущий
25.12
33
Гидролиз неорганических веществ
1
Комбинированный
Текущий
30.12
34
Гидролиз органических веществ
1
Лекция
Тестирование
13.01
35
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
1
Урок-упражнение
Самостоятельная работа
15.01
36
«Химические реакции»
1
Контрольная работа №3
Самостоятельная работа
20.01
37
«Решение экспериментальных задач по неорганической химии».
1
Практикум
Самостоятельная работа
22.01
38-39
Вещества и их свойства
Классификация неорганических веществ.
26
2
Лекция с элементами беседы
Текущий
Самостоятельная работа
27.01
29.01
40-41
Классификация органических веществ.
2
Комбинированный
Текущий
Самостоятельная работа
03.02
05.02
42
Металлы.
1
Систематизация
Текущий
10.02
43
Химические свойства металлов.
1
Систематизации
Тестирование
12.02
44
Соединения металлов. Сплавы
1
Комбинированный
Текущий
17.02
45
Металлы в природе. Способы получения металлов
1
Комбинированный
Текущий
19.02
46
Коррозия металлов.
1
Комбинированный
Тестирование
24.02
47
Урок – упражнение по теме «Металлы»
1
Практикум
Самостоятельная работа
26.02
48
Неметаллы.
1
Лекция
Текущий
03.03
49
Соединения неметаллов: оксиды, гидроксиды, водородные соединения
1
Комбинированный
Самостоятельная работа
05.03
50
Химия неметаллов
1
Комбинированный
Текущий
10.03
51
Урок-упражнение по теме «Неметаллы»
1
Комбинированный
Самостоятельная работа
12.03
52
«Вещества и их свойства»
1
Контрольная работа№4
Самостоятельная работа
17.03
53
«Решение экспериментальных задач по органической химии»
1
Практикум
Самостоятельная работа
19.03
54
Оксиды
1
Комбинированный
Текущий
02.04
55
Органические и неорганические кислоты
1
Комбинированный
Текущий
07.04
56
Выполнение упражнений по теме: «Кислоты»
1
Урок – упражнение
Тестирование
09.04
57
Основания органические и неорганические.
1
Комбинированный
Тестирование
14.04
58
Амфотерные органические и неорганические соединения.
1
Лекция
Текущий
16.04
59
«Получение газов и изучение их свойств»
1
Практикум
Самостоятельная работа
21.04
60-61
Генетическая связь органических и неорганических соединений
2
Комбинированный
Текущий
Самостоятельная работа
23.04
28.04
62
«Сравнение свойств органических и неорганических соединений»