Авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
Устава Камышевской средней «Казачьей» общеобразовательной школы, который предоставляет право составления рабочих программ
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 -2015 учебный год.
Учебного плана МБОУ Камышевской СКОШ.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи обучения химии:
- формирование знаний основ науки — важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по химии 8 кл »
Раздел Пояснительная записка
Данные материалы разработаны на основе:
Авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
Устава Камышевской средней «Казачьей» общеобразовательной школы, который предоставляет право составления рабочих программ
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 -2015 учебный год.
Учебного плана МБОУ Камышевской СКОШ.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и уменийдля безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи обучения химии:
- формирование знаний основ науки — важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 7 часов за счет включения уроков повторения и темы «валентность»
- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 14 часов включения урока обобщения перед контрольной работой.
- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 34 часа за счет дублирования уроков ОВР, составление уравнений ОВР. Практическая работа №6 исключена, т.к. опыты из этой работы повторяются в практической работе №7.
Таким образом, практические работы, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2005г. издания)
2. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка химических реактивов.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
Раздел Результаты освоения учебного курса
Требования базового стандарта химического образования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.
Ученик должен знать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, скорость химической реакции, катализ,
основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы, оксиды, кислоты, щёлочи;
Ученик должен уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях,
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде.;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды. на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием;
Раздел Тематическое планирование
№
Название раздела
Количество
часов
Практические работы
Контрольные работы
Введение
7 ч
1
Атомы химических элементов
10 ч
№1
2
Простые вещества
7ч
3
Соединения химических элементов
14 ч
№1
№2
4
Изменения, происходящие с веществами
13ч
№2
№3
5
Скорость химических реакций.
5 ч
6
Химические свойства классов неорганических веществ
34 ч
№3, №4, №5, №6
№4
7
Портретная галерея великих химиков
10 ч
Раздел Содержание Учебного предмета химия 8 класс
Введение (7 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
ТЕМА 1
Атомы химических элементов (10 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
ТЕМА 2
Простые вещества (7 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи.
1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
ТЕМА 3
Соединения химических элементов (14 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты.
1. Знакомство с образцами веществ разных классов.
2. Разделение смесей.
ТЕМА 4
Изменения, происходящие с веществами(13ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи.
1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.
2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты.
3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.
5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
ТЕМА 5
Скорость химических реакций. Химическое равновесие (5 ч)
Понятие о скорости химических реакций. Единицы измерения скорости химических реакций. Скорость гомогенных и гетерогенных процессов. Зависимость скорости от площади соприкосновения реагирующих веществ
Зависимость vр от: природы реагирующих веществ; температуры; концентрации реагирующих веществ (закон действующих масс)
Понятие о катализе, катализаторах и ингибиторах. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы.
Понятие об обратимости химических реакций. Условия протекания необратимых реакций.
Понятие о химическом равновесии как характеристике обратимых реакций. Динамический характер химического равновесия. Принцип Ле Шателье.
ТЕМА 6
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (34 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты.
8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).
9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).
10. Получение и свойства нерастворимого основания, нп. (гидроксида меди(II)).
11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).
12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).
13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
ТЕМА 7
Повторение курса химии 8 класса (10ч)
Раздел Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса
Учебно-методический комплект
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
3. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
4. Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
5. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.
6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.
7. Габриелян О. С., Яшунова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2005.
8. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2005.
9. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа (выйдет в 2005 г.).
10. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2005.
Технические средства обучения.
Компьютер
Принтер
Проектор
Интерактивная доска
Телевизор
DVD – проигрыватель
Видеокассеты
Диски
Набор дисков к компьютеру:
Неорганическая химия:
Металлы главных подгрупп ч.1 1 шт
Металлы главных подгрупп ч.2 1 шт
Азот и фосфор 1 шт
Углерод и кремний ч.2 1 шт
Металлы побочных подгрупп 1 шт
Общие свойства металлов 1 шт
Галогены. Сера. 1 шт
8 класс:
Часть 2 1 шт
Часть 3 2 шт
Часть 4 1 шт
Раздел Общая характеристика учебного предмета
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по шести блокам: «Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии», «Вещество», «Химическая реакция», «Элементарные основы неорганической химии», «Первоначальные представления об органических веществах», «Химия и жизнь». Содержание этих учебных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования. Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания. Базовый компонент химического образования (8 – 9 классы) обязателен для всех учащихся. Он представлен в основной школе в виде систематического курса химии. Из него учащиеся получат знания, объем и теоретический уровень которых будет определять обязательную химическую подготовку школьников в основной школе. Теоретический и фактический материал по химии элементов и соединений группируется вокруг сведений об областях применения химической науки и технологии, их экологических, сельскохозяйственных, медицинских, энергетических аспектов. Обучение химии на основе данного курса должно привести к пониманию учащимися химических явлений в окружающем мире, уяснению роли химии в развитии экономики страны, повышении уровня жизни, к формированию «химической культуры» обращения с веществами и материалами. Усвоение базового объема химических знаний, формирование в сознании научной картины мира – одно из необходимых условий выработки реалистического взгляда на природу и место человека в ней, определенной культуры мышления и поведения, разумного и ответственного отношения к себе, людям и среде обитания. Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о мире: связь между структурой и свойствами сложной системы; вероятностные представления и представления о симметрии, хаосе и упорядоченности; законы сохранения; единство дискретного и непрерывного; эволюция вещества – все это на фактическом материале химии находит наглядное выражение, дает пищу для размышлений об окружающем мире, для гармоничного развития личности.
Обоснование выбора УМК
Программа курса химии О. С. Габриеляна построена по концентрической концепции. Программа сохраняет высокий теоретический уровень и делает обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования». Весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. Содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования, простых веществах и их важнейших соединениях, о строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации.
Раздел Место учебного предмета в учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета химия на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит на изучение предмета в 8 классе 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Программа имеет 8 содержательныхразделов: «Введение», «Атомы химических элементов», «Простые вещества», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Скорость химических реакций», «Химические свойства классов неорганических веществ», «Портретная галерея великих химиков».
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
В соответствии с ФБУП примерная программа по химии рассчитана на 105 учебных часов (3 часа в неделю).
Количество часов, выпадающих на праздничные дни – 4 часа. (23.02.2015, 09.03.2015, 04.05.2015, 11.05.2015)
В связи со статусом школы «Казачья», на уроках химии 15% времени уделяется региональному компоненту.
Раздел Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем уроков
Кол-во часов
Виды учебной деятельности
Виды контроля, измерители
Дата план
Дата факт
1
Введение
Предмет химии. Вещества
7
1
Лекция
Текущий
01.09
2
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.
1
Беседа
Текущий
02.09
3
Краткие сведения по истории развития химии.
1
Беседа
Текущий
03.09
4
Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
1
Лекция с элементами беседы
Текущий
08.09
5
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
1
Лекция
Тестирование
09.09
6
Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.
1
Групповая работа
Тестирование
10.09
7
Понятие «валентность»
1
Лекция
Текущий
15.09
8
Определение валентности по формулам соединений
1
Групповая, самостоятельная работа
Самостоятельная работа
16.09
9
Повторение и обобщение
1
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
17.09
10
Атомы химических элементов
Основные сведения о строении атомов. Состав ядра
10
1
Лекция с элементами беседы
Текущий
22.09
11
Изменение числа протонов и нейтронов в ядре
1
Лекция
Текущий
23.09
12
Электронное строение атома
1
ИНМ
Текущий
24.09
13
Изменение строения атомов в периодах и главных подгруппах
1
Изучение нового материала. Лекция
Текущий
29.09
14
Ионная связь
1
ИНМ
Тестирование
30.09
15
Ковалентная связь
1
Изучение нового материала. Лекция
Самостоятельная работа
01.10
16
Ковалентная полярная связь
1
ИНМ
Самостоятельная работа
06.10
17
Металлическая связь
1
Фронтальная беседа, парная работа
Самостоятельная работа
07.10
18
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
1
Урок-упражнение
Самостоятельная работа
08.10
19
«Атомы химических элементов»
1
Контрольная работа № 1
Самостоятельная работа
13.10
20
Простые вещества
Простые вещества – металлы
7
1
Лекция с элементами беседы
Текущий
14.10
21
Простые вещества — неметаллы.
1
Лекция с элементами беседы
Текущий
15.10
22
Количество вещества.
1
ИНМ, решение задач
Текущий
20.10
23
Решение задач
1
Решение задач, закрепление
Самостоятельная работа
21.10
24
Молярный объём газов
1
ИНМ, решение задач
Текущий
22.10
25
Урок-упражнение
1
ИНМ, решение задач
Тестирование
27.10
26
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»
1
Решение задач, систематизация
Тестирование
28.10
27
Соединения химических элементов
Степень окисления.
14
1
ИНМ
Текущий
29.10
28
Оксиды и летучие водородные соединения
1
ИНМ
Текущий
10.11
29
Основания.
1
ИНМ
Тестирование
11.11
30
Кислоты.
1
ИНМ,
Тестирование
12.11
31
Соли.
1
ИНМ
Тестирование
17.11
32
Урок-упражнение
1
Фронтальная беседа
Тестирование
18.11
33
Кристаллические решётки
1
ИНМ
Текущий
19.11
34
Чистые вещества и смеси.
1
ИНМ
Текущий
24.11
35-36
Массовая и объемная доли компонента смеси.
2
ИНМ, решение задач
Самостоятельная работа
25.11
26.11
37
Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
1
ИНМ, решение задач
Тестирование
01.12
38
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
1
Практикум
Самостоятельная работа
02.12
39
Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов».
1
Фронтальная беседа
Тестирование
03.12
40
«Соединения химических элементов»
1
Контрольная работа № 2
Самостоятельная работа
08.12
41
Изменения, происходящие с веществами
Физические явления в химии.
13
Беседа
Текущий
09.12
42-43
Химические реакции. Химические уравнения.
2
Лекция с элементами беседы
Текущий
10.12
15.12
44
Расчеты по химическим уравнениям.
1
ИНМ, решение задач
Текущий
16.12
45
Реакции разложения.
1
ИНМ, решение задач
Тестирование
17.12
46
Реакции соединения.
1
ИНМ, решение задач
22.12
47
Реакции замещения.
1
ИНМ, решение задач
Тестирование
23.12
48
Реакции обмена.
1
ИНМ, решение задач
Самостоятельная работа
24.12
49
Признаки химических реакций.
1
Практикум
Самостоятельная работа
29.12
50-51
Расчёты по уравнениям реакций
2
Урок-упражнение
Текущий
30.12
12.01
52
Тренинг по решению задач
1
Закрепление
Самостоятельная работа
13.01
53
«Изменения, происходящие с веществами»
1
Контрольная работа № 3
Самостоятельная работа
14.01
54
Скорость химических реакций
Скорость химических реакций
5
1
Лекция
Текущий
19.01
55
Катализаторы
1
Лекция
Текущий
20.01
56
Обратимые и необратимые химические реакции
1
Лекция
Тестирование
21.01
57
Химическое равновесие
1
Лекция
Текущий
26.01
58
Обобщение знаний
1
систематизация
Тестирование
27.01
59
Химические свойства классов неорганических веществ
Растворение как физико-химический процесс
34
1
ИНМ
Текущий
28.01
60
Растворимость. Типы растворов
1
ИНМ
Текущий
02.02
61-62
Электролитическая диссоциация.
2
ИНМ
Тестирование
03.02
04.02
63-64
Основные положения ТЭД
2
Лекция, ИКТ
Тестирование
09.02
10.02
65
Реакции ионного обмена
1
Лекция
Текущий
11.02
66
Реакции ионного обмена
1
Тренинг, закрепление
Самостоятельная работа
16.02
67
«Ионные реакции»
1
Практикум
Самостоятельная работа
17.02
68-69
Кислоты, их классификация и свойства
2
ИНМ
Тестирование
18.02
24.02
70-71
Основания, их классификация и свойства
2
ИНМ
Тестирование
25.02
02.03
72-73
Оксиды, их классификация и свойства
2
ИНМ
Тестирование
03.03
04.03
74-75
Соли, их классификация и свойства
2
ИНМ
Самостоятельная работа
10.03
11.03
76-77
Генетическая связь между классами неорганических веществ
2
ИНМ
Самостоятельная работа
16.03
17.03
78
Урок-упражнение
1
Систематизация
Тестирование
18.03
79
«Реакции ионного обмена»
1
Контрольная работа № 4
Самостоятельная работа
01.04
80
Условия протекания химических реакций до конца
1
Практикум
Самостоятельная работа
06.04
81
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей
1
Практикум
Самостоятельная работа
07.04
82
Решение экспериментальных задач.
1
Практикум
Самостоятельная работа
08.04
83
Классификация химических реакций
1
Лекция
Текущий
13.04
84-85
Окислительно-восстановительные реакции
2
ИНМ
Тестирование
14.04
15.04
86-87
Упражнения в составлении ОВР
2
Тренинг, систематизация
Самостоятельная работа
20.04
21.04
88-89
Свойства изученных веществ в свете ОВР
2
Систематизация
Тестирование
22.04
27.04
90-91
Обобщение и систематизация знаний о кислотах, основаниях, солях, оксидах.
2
Систематизация
Тестирование
28.04
29.04
92
Смотр знаний по теме «Окислительно-восстановительные реакции».
1
Тренинг, систематизация
Самостоятельная работа
05.05
93
Портретная галерея великих химиков
Парацельс, Роберт Бойль
13
1
Систематизация
Текущий
06.05
94
М. В. Ломоносов
1
Систематизация
Текущий
12.05
95
А. Л. Лавуазье
1
Систематизация
Текущий
13.05
96
К. Л. Бертолле
1
Систематизация
Текущий
18.05
97
Д. Дальтон, А. Авогадро
1
Систематизация
Текущий
19.05
98
Д. И. Менделеев
1
Систематизация
Текущий
20.05
99
С. А. Аррениус
1
Систематизация
Текущий
25.05
100
И. А. Каблуков
1
Систематизация
Текущий
26.05
101
Ле Шателье
1
Систематизация
Текущий
27.05
График практических работ
№
Тема
Дата
49.
Правила по ТБ при работе в хим. кабинете.
50.
Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свеч.
51.
Анализ почвы и воды.
52.
Признаки химических реакций.
53.
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.
89.
Ионные реакции.
90.
Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
91.
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
92.
Решение экспериментальных задач.
График уроков с использованием регионального компонента
№
Тема
Дата
3.
Полезные ископаемые нашего края.
21.
Воздух. Кислород. Озон.
40.
Очистка питьевой воды.
51.
Анализ почвы и воды.
График уроков с применением ИКТ
№
Тема
Дата
14.
Ионная связь.
26.
Степень окисления.
43.
Типы химических реакций.
55.
Скорость химических реакций.
82.
Окислительно-восстановительные реакции.
График контрольных работ
№
Тема
Дата
19.
Атомы химических элементов.
39.
Соединения химических элементов.
48.
Изменения, происходящие с веществами.
54.
Зачёт по практикуму.
80.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.