Просмотр содержимого документа
«Содержание регионального компонента в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе»
Слайд 1 Тема семинара
Содержание регионального компонента
в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
На Дону говорят так: если твои планы рассчитаны на год – сей хлеб, если на десятилетие – сажай дерево, если на века – воспитывай детей.
Слайд 2
История о возрождении казачества на Дону
В конце 80-х начале 90-х г. ХХ века начался процесс возрождения казачества в России. Одними из первых подняли знамя возрождения донские казаки Ростовской области. К середине 90-х г. движение за возрождение российского казачества приобрело широкий размах, сложилась как организованная структура и переросло рамки общественного движения. В рамках демократизации страны и развития процессов возрождения казачества Администрация Ростовской области активно поддержала инициативу казаков.
Слайд 3
Выполняя Указы Президента Российской Федерации, в 1996 году в г. Новочеркасске на Большом Круге донские казаки создали войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское» (далее – ВКО «Всевеликое Войско Донское»).Основными видами деятельности «Всевеликого войска Донского» являются охрана общественного порядка, природоохранная деятельность, участие в защите Государственной границы Российской Федерации, развитие традиционных казачьих видов единоборств, допризывная подготовка молодежи, развитие казачьего образования, сохранение и развитие казачьей культуры.
Славится наша земля красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Но более всего знаменита она тем, что с незапамятных времѐн живут здесь казаки.
Национально-культурные традиции, их позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие обучающихся как нигде лучше всего может проявиться в образовательном процессе через организацию цикла занятий и воспитательных мероприятий казачьей направленности. Национально-культурные традиции, их позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие обучающихся как нигде лучше всего может проявиться в образовательном процессе через организацию цикла занятий, воспитательных мероприятий казачьей направленности.
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества.
Слайд 4
Сохранение культурных и духовных традиций казачества в деле патриотического воспитания молодежи рассматривается как залог успеха в данной сфере деятельности.
В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми и подростками. Ведь все наши станицы и хутора тесно связаны с историей казачества.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донским краем.
И, наш педколлектив стремиться донести до сознания обучающихся образы, воспитывающие уважение к государственной символике, любовь к семье, родной станице, Донскому краю, казачьим традициям и культуре. Поэтому задача педагога – начать процесс образования и воспитания с формирования целостного представления о малой Родине и понимания места человека в нем.
Слайд 5
В нашем учреждении в 2014-2015 учебном году началась работа по внедрению казачьего компонента в образовательные программы как инновационная организационно-педагогическая форма социализации обучающихся.
В ходе реализации регионального компонента «История возрождения казачества» в 8 образовательные программы были введены разделы по изучению национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание и уважение к героическому прошлому донских казаков, приобщению детей к духовному богатству многих поколений, развитие внутреннего туризма, направленного на приобщение к культурным и духовным ценностям российского казачества.
Начиная с первого года обучения по программе педагоги формируют у обучающихся представления о Малой Родине, о народах, живущих рядом, воспитывают личность гражданина-патриота.
Основанием для разработки и внедрения в программы казачьей направленности способствовали следующие факторы:
во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности учреждения, открыло перспективы для обогащения содержания патриотического воспитания обучающихся на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.
На заседании методсовета было принято решение ходатайствовать о присвоении программам «Донская рукодельница», «ХуторОК», «Лазорики» «Лира», «Донской туризм», «Юные экологи Дона», «Родничок», «Ивушка» статуса - Программы казачьей направленности.
В этих программах 30% учебного времени, ориентированные на развитие казачьего компонента.
При составлении учебных планов учитываются такие компоненты, как история казачества, его традиции. Изучение казачьей культуры и фольклора – это патриотическое воспитание подрастающего поколения. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению.
Слайд 6
В 2015 – 2016 учебном году все педагоги учреждения ввели 13% учебного плана ориентированные на сохранение и развитие казачьего компонента. И до сегодняшнего дня «Казачий компонент в учебно-воспитательном процессе Учреждения» реализуется как организационно-педагогическая форма социализации обучающихся».
Образовательные программы разработаны в соответствии с Образовательной программой учреждения, одна из задач которой звучит так: формирование чувства толерантности, патриотизма на основе исторических судеб народа Донского края на примере казачества.
Примерные разделы и учебные темы образовательных программ реализуемых в нашем учреждении, раскрывающие особенности истории и культуры донского казачества:
«Животные нашего края»: значение животных для казачьих семей, конь – верный друг казака.
«Труд и быт жителей Дона»: труд знаменитых казаков своего района, трудовые династии, строительство жилищ казаками, особенности их строения, православные храмы, традиционные православные праздники, промыслы и ремесла, которыми владеют казаки, живущие в районе, донская кухня, традиционная в казачьих семьях.
«Населенные пункты»: названия станиц, хуторов, улиц, связь их с историей и бытом казачества.
«Семья»: исследование своей семьи, кто в семье является казаком, как зовут, какие они по характеру, их любимые занятия и увлечения; уклад казачьей семьи, донской говор, семейные казачьи традиции.
«Казачий фольклор»: фольклор, диалект, казачьи игры.
«Родная станица, хутор»: улица, на которой я живу, основание родной станицы, хутора, связь истории родной улицы с историей казачества.
Слайд 7
Целью работы детских объединенийсталоформирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. В результате краеведческого расследования ребятам удалось собрать очень интересную информацию о жизни и быте потомственных казаков, были найдены старинные фотографии, одежда, посуда и другая утварь. На занятиях используются все формы и методы, позволяющие донести до ребенка, где живет народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры, через знакомство с предметами быта, ремеслами, декоративно-прикладным творчеством, танцевальной и песенной культурой.
Слайд8
Воспитательная работа является частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности казачьей направленности.
Это и является одной из главных задач реализации казачьего компонента в образовательной и воспитательной работе педагога.
Для достижения основной цели выполняются следующие ЗАДАЧИ:
- создание условий для организации образовательного процесса на основе историко-культурных традиций донского казачества;
-воспитание патриота Дона, знающего, любящего, бережно относящегося и приумножающего его культуру, природу, традиции;
-формирование потребности в здоровом образе жизни, занятиях спортом, участиях в оздоровительных мероприятиях;
-выработка у обучающихся активной жизненной позиции, сознательной дисциплины, мотивации на учебную деятельность. - изучение истории казачества, быта и обычаев казаков; - развитие физических качеств обучающихся: силы, выносливости, быстроты,
гибкости и ловкости;
- познакомить обучающихся с обычаями и традициями, историей, бытом, народным творчеством казаков;
- способствовать повышению активности родителей в воспитании у обучающегося любви к родному краю, станицы, содействовать становлению желания принимать участие в жизни станицы, хутора;
Введение казачьего компонента в учебные планы позволяет реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ«Об образовании»:
воспитание гражданственности и любви к Родине.
защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.
формирование мировоззренческой нравственной культуры.
Дом детского творчества имеет высокий потенциал для создания педагогических условий патриотического воспитания подрастающего поколения средствами приобщения к народным традициям через развитие творческого потенциала личности в конкретных областях деятельности.
Слайд 9
Формирование образовательного пространства с участием регионального казачьего компонента и активным взаимодействием образовательных учреждений с казачьими обществами, следует основывать на двух принципах:
Первый – сохранение и реализация ценностей, традиций, образа жизни казачьего народа.
Второй – культивирование в образовательных и воспитательных программах принципов патриотизма и служения Отечеству.
Благодаря изучению народной традиционной культуры реализуется «связь времен», происходит приобщение подрастающего поколения к историческому и культурному наследию своего региона, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Малой Родине.
Всего на учете в Тацинском районе Ростовской области находится 127 памятников археологии
Памятники В. И. Ленину в населенных пунктах Верхнекольцов, Ермаковская, Жирнов, Михайлов, Новороссошанский, Тацинская, хутор Качалин, слобода Скорырская, Быстрогорский
Храмы и молитвенные дома:
Церковь Спаса Преображения в станице Ермаковская. Построена в 2010 году.
Однопрестольная Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия" в селе Карпово-Обрывский. Построена в 1853 году на средства полковника Александра Ивановича Карпова.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Тацинская. Строилась в 1994 - 2003 годах.
Заключение.
Благодаря тому, что система казачьего образования и воспитания охватывает не только учебный процесс, но и досуг ребят, постепенно формируется менталитет высоконравственного, интеллектуально и физически развитого молодого казака, любящего Донской край, знающего историю и традиции своего народа, способного к жизнетворчеству и созиданию.
Славится наша земля красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Но более всего знаменита она тем, что с незапамятных времѐн живут здесь казаки.