Изучение истории Великой Отечественной войны как средство формирования нравственных качеств обучающихся
Изучение истории Великой Отечественной войны как средство формирования нравственных качеств обучающихся
Данная работа актуальна в качестве материала для выступления на методическом объединении учителей истории и обществознания , на педсоветах , посвящённых вопросам патриотического воспитания обучающихся , при проведении классных часов.В связи с приближением 70-й годовщины Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне важно найти нужную тональность в разговоре с учащимися , преодолеть шаблонность в освещении вопросов о героизме тружеников тыла.В условиях вооружённых конфликтов у границ Российской Федерации особое значение приобретают вопросы борьбы за мир , предотвращения распространения экстремистских взглядов и теорий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение истории Великой Отечественной войны как средство формирования нравственных качеств обучающихся »
МКОУ ХМР СОШ с.Нялинское
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор : В.А.Давыдов . МКОУ ХМР СОШ с.Нялинское
учитель истории и обществознания
А.Твардовский писал: « Нет героев от рождения - они рождаются в боях». Фронтовики никогда не говорят, что они не боялись, что им не было страшно. Что руководило их поступками ? - Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство воинского долга, пример товарищей ? - вот поле для обсуждения с учащимися на уроках. Фронтовикам не нужны политические спекуляции на тему войны, они, да и все мы устали от бесконечных переписываний истории в угоду « новым князьям» .
На территории поселения Нялинское в живых остался лишь один участник Великой Отечественной войны, несколько тружеников тыла и вдов. Всем им более 80 лет — состояние здоровья - соответствующее возрасту. Чтобы сохранить их воспоминания , силами учащихся - членов кружка " Краевед" были взяты у них у всех интервью. Ответы ветеранов произвели сильное впечатление на учащихся. Из ответов на вопрос: « Где работали?» - « Везде», « Трактористкой , комбайнёром , конюхом , грузчицей , телятницей , птичницей». «Что бы Вы пожелали молодому поколению ? » - « Беречь Родину, не бояться трудностей» , « Трудитесь, как мы» , « Не дай Вам бог испытать то , что мы испытали» , « Уважайте и берегите старших!» ..
« Какая Вам нужна помощь?» - ни один ветеран не упомянул материальные факторы — зато звучали ответы : « Моральная» , « Больше внимания и уважения старшим». То есть во главу угла ставятся вопросы нравственности .
Великая Отечественная война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины!
Житель Нялино, Пачганов Андрей Дмитриевич, был одним из тех солдат. Ушел он на фронт добровольцем в 1942 году, прибавив себе несколько лет. Взрослые мужчины смеялись над ним, мол, мальчишка, а полез воевать, но он не обращал на их насмешки внимания. Андрей Дмитриевич даже матери не сказал о том, что идет на фронт, для него важнее и дороже всего стала вера в победу. Прошел три фронта: Волховский, Ленинградский и Центральный. Участвовал в освобождении Ленинграда и некоторых разведывательных операциях. «Когда я попал вместе с пополнением на Ленинградский фронт, то увидел, что из наших остался только один лейтенант, который очень переживал потерю своих сослуживцев и то, что теперь он остался один. Но мы его быстро успокоили, сказав, что явились его поддержать и, что теперь он не один. После команды: «Вперед!», мы пошли в наступление, сильно ударив по немцам!» - вспоминает Андрей Дмитриевич. За этот бой он получил свою первую и самую дорогую для него медаль «За отвагу». Так же у него есть медали «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кенигсберга».
После войны он вместе с другими солдатами остался служить за границей. Домой возвращался после войны с чувством радости и гордости.
«Сейчас никакой войны не нужно. Наш народ уже испытал свою войну. А без войны намного лучше» - говорит Андрей Дмитриевич.
Актуальность данной темы на современном историческом этапе заключается в новых взглядах на события Великой Отечественной войны, а именно в историческом осмыслении всех героических событий .В истории современных войн не было другого примера, когда одна из воюющих сторон, понёсшая огромный урон, могла бы уже в годы войны разрешать задачи восстановления и развития промышленности и сельского хозяйства. Преданность Родине и самоотверженный труд сибиряков были продемонстрированы в эти годы лихолетья. Великая Победа над фашизмом, одержанная нашей страной, — это знаменательное событие, 70- летие которого мы скоро будем отмечать. В последние годы наблюдается всё более пристальное внимание к изучению вклада советского тыла в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются новые аспекты социокультурной жизни округа. И этот интерес не случаен. В Великой Отечественной войне победу обеспечило единство материальных и духовных факторов.
Великие жертвы были положены народом, во многом отказывавшем себе во имя победы, за годы войны: были сужены материально-технические аспекты, не действовали санатории, дома отдыха, многие учреждения культуры. Но все-таки жизненно-важные сферы, такие, как здравоохранение, народное образование, оказание медицинской помощи населению продолжали действовать, так как они неразрывно были связаны с экономическим развитием страны и зависели от него.
Великая Отечественная война - одна из героических страниц в истории нашей страны. Этот период времени был проверкой жизнестойкости, выносливости и терпимости нашего народа, поэтому внимание к данному периоду на уроках не случаен. Вместе с тем война была одной из трагических страниц в истории нашей страны: гибель людей — ни с чем не сравнимая потеря.
Наше время с его вооружёнными конфликтами у наших границ — серьёзный повод для переосмысления Великой Отечественной войны. В XX веке не было событий более трагических, чем летом 1941г., и более счастливых, чем весной 1945г. Эти события не только потрясли, но и изменили весь мир на несколько десятилетий вперёд. Более полувека сохраняется стремление в полной мере осмыслить и понять самые различные стороны всего военного периода, но этому всегда мешали нехватка информации и сокрытие в архивах важнейших исторических документов.
Полагаю, что все мы в долгу перед той частью советского общества, которая сражалась в тылу. И подвиг её должен занять на уроках истории подобающее место. Все моральные основания для этого есть: речь идёт о действительно славной странице истории Отечества.
Советскому народу не нужна была война. В давние, как теперь кажется, времена песня спрашивала: " Хотят ли русские войны?" и сама отвечала: "спросите вы у тишины" и так далее — что должно было означать: нет, не хотят. И кто бы мог в этом усомниться? Советская власть наращивала вооружение, строила танки, подводные лодки, сверхмощные ракеты, вооруженные множеством ядерных боеголовок. Но это всё для обороны, для защиты родины от коварных империалистов. А народ, как утверждала тотальная пропаганда, мечтает только о мире. Он был занят созиданием социалистического общества. Разорвав Пакт о ненападении, фашистская Германия вероломно развязала войну против СССР. Для советского народа началась Великая Отечественная война. В ней решался вопрос быть или не быть Советскому государству и народу. Отвечая на призыв партии, воины на фронте, а труженики тыла на фабриках и заводах, стройках и на транспорте, в колхозах и совхозах, в институтах и конструкторских бюро, проявляли невиданный патриотизм и массовый героизм. Человеческая жизнь коротка и всё, что с нами случается, кажется уникальным. Но есть история страны, народа, государства - есть прошлое, которое длится более 1000 лет.
Историк на уроках не предсказывает будущее. Он задаёт вопросы, которые помогают понять смысл сегодняшних событий, увидеть место человека в них, осознать, что мы живём в истории. Во многом она - дело человеческих рук. Всё дальше в историю уходит героическая эпопея Великой Отечественной войны . Она была самой ожесточенной из всех войн, когда-либо пережитых человечеством. Внезапное вторжение Германии на территорию СССР потребовало от Советского правительства быстрых и точных действий. В первую очередь нужно было обеспечить мобилизацию сил на отпор врага. Лозунг "Все для фронта, все для победы!" стал девизом жизни советских людей. Примеры героизма наших людей обязательно должны быть при изучении темы о ВОВ .
Снайпер Петр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Петр Гончаров продолжал участвовать в боях и погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
24 ноября 1942 года старший сержант Илья Воронов получил приказ отбить у немцев дом. Он повел своих бойцов в наступление, был ранен в руку и ногу, но, не делая перевязок, продолжал бой. Затем Илья Воронов со своими бойцами занял соседний с атакуемым дом. Из окна здоровой рукой он продолжал кидать гранаты во врага. Немцы взорвали дом, из которого вели атаку наши бойцы. Илья потерял сознание. Бойцы продержались до вечера. Когда бой затих, вынесли раненых и погибших. Воронов попал на операционный стол. Из его тела извлечено 25 осколков мин и гранат. Илья остался без ног, но выжил.
Иван Семенович Рачков на своем пароходе «Иосиф Сталин» вывез из Сталинграда сотни раненых, доставлял боеприпасы, провизию и солдат к местам боев. В августе 1942 года принял на борт своего корабля женщин, детей и стариков, эвакуировавшихся из города. Он должен был доставить их в Куйбышев. Под прикрытием ночи пароход тронулся в путь, но был быстро обнаружен врагом; по пароходу открыли огонь, и на нем возник пожар. Спасая людей и имущество, капитан не покинул корабль. Пароход затонул на мелководье, большинство пассажиров спаслись.
Илья Каплунов в бою в декабре 1942 года вступил в единоборство с 9 фашистскими танками. Во время боя ему оторвало ногу, пробило левую руку, но он продолжал бой. Его нашли возле девятого уничтоженного им танка.
Героев наградили орденами, медалями, в их честь назвали улицы, площади, корабли... Нужно ли это мертвым? Нет. Это нужно живым. Это нужно нам. Чтобы не забывали.
Уроки истории - уроки жизни. История - прекрасное средство развития личности на основе знаний прошлого. Она позволяет развивать способность критически анализировать прошлое , делать собственные выводы на основе самостоятельной работы с историческими источниками по Великой Отечественной войне. На уроки истории возлагались и возлагаются задачи нравственного воспитания личности . Учащиеся на уроке - это соратники, поэтому преподавание материала по ВОВ необходимо строить так, чтобы ученики учились формулировать вопросы и ставить их на такой интеллектуальной высоте, когда ученик и учитель находятся в одинаковом положении: чего-то не знают. Отсюда - неизбежность совместного поиска. Рождаются взаимопонимание и взаимоуважение. Без полемики нет движения жизни. Подлинный спор - показатель расцвета педагогического процесса. Моя задача на уроке - помочь учащимся дать правильную оценку событиям и явлениям в истории общества. Так, на уроке истории при изучении Сталинградской битвы совместно с учащимися исследуем вероятные версии причин победы советского народа во время Сталинградской битвы и выбираем наиболее значимые для понимания оценки событий тех дней; ученики продолжают развивать исследовательские умения при работе с дополнительными источниками .
Изучение темы Великой Отечественной войны - это благодатный источник нравственного воспитания. Этому способствует приглашение на урок ветеранов, использование видеозаписей, презентаций, кинофильмов. На уроках учу учеников работать с материалами СМИ, анализировать их, делать выводы и обобщения.
Любовь к Родине не может быть абстрактной, без корневой системы. И начинается она с душевной, нравственной привязанности к отчему краю, родительскому дому, которая воспитывается на уроках и во внеурочной деятельности школы.