Урок истории невозможно представить без исторической даты. Велико значение хронологии в исторической науке, т.к. дата это то, что устанавливает ход и картину события, их причины и последствия. Лишь выяснив дату события можно определить его связь с предшествующими и последующими событиями. Есть приемы и методы, которыми должен владеть современный учитель для работы на уроке с исторической датой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Историческая дата на уроке истории »
Работа с датами на уроках истории Казахстана.
Помозова.Е.Н.
КГУ «гимназия№6»
г.Семей
Урок истории не возможно представить без исторических дат. Велико значение хронологии в исторической науке, т.к. даты это то, что устанавливает ход и картину событий, их причины и последствия. Лишь выяснив время свершения события можно определить его связь с предшествующими и последующими событиями.
Педагогическая наука определила роль хронологии так, «это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари разных народов и государств». Можно дополнить эту характеристику, следующими выводами, без хронологии невозможно выявить длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников, в целом создать общую картину развития той или иной страны, народа.
Цель изучения хронологии в школе - показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени, научить определять место конкретного исторического события на «линии времени».
Цель определяет задачи:
1.обеспечить в сознании учеников правильное отражение исторического времени
2.способствовать развитию их временных представлений
3.помочь осознать формулировку «без даты – нет истории»
4.помочь научиться осваивать и запоминать важнейшие даты, а также временные категории – год, век, тысячелетие, эра.
В исторической науке даты условно подразделяются на основные и опорные. Основные даты – это те, которые определяют место исторического события в исторической периодизации. Например: Эпоха Тюркского каганата- 552-603гг; Правление хана Тауке 1680-1715гг; Восстание Сырыма Датова – 1783-1797гг; Реформа в Казахстане- 1867-1868гг; НЭП – 1921-1928гг и др.
Опорные даты способствую более четкому пониманию конкретного исторического события, помогают определить характер, значимость изучаемого исторического события, раскрывают сложное и объемное его содержание, иногда одна дата может заменить целый рассказ, для учащихся с высокой учебной мотивацией.
Приведем примеры опорных дат: 552г – каган Бумынь совершил поход против Жужанского каганата, 1785г – Сырым Датов организовал съезд старшин и отстранил Нуралы от власти, 1865г - организована «Степная комиссия», без работы которой не было бы реформы 1867-1868гг.
Теоретическое содержание данной темы, вопросов не вызывает, в настоящее время практически все учителя истории сталкиваются с проблемой запоминания и удержания в памяти учениками основных и опорных исторических дат. Каждый 2-ой вопрос ЕНТ, ВОУД связан напрямую или косвенно со знание хронологии конкретного исторического события. Анализ пробного ЕНТ, ВОУД показывает, что большинство ошибок учащиеся делают по датам, а учителям задают вопросы, как можно запомнить столько дат?
Какие формы работы для усвоения исторических дат можно предложить?
Самая распространенная форма «исторические диктанты», часто это просто механическое заучивание дат. Но без них на уроках истории не обойтись.
«Исторические диктанты» можно разнообразить. Сделать эту форму работы более интересной и полезной, требующей от учащегося не просто зрительно запомнить дату, но и попробовать ее осознать.
№1 Из предложенных дат выбери только те, которые связаны с личностью хана Тауке.
№2 Найди даты крупных Казахско-джунгарских битв. Дай им названия.
№3 Из предложенных дат, выбери те, которые связаны с историей Джунгарии. Объясни их.
Пример№3
Тема: «Национально-освободительное движение в первой половине 19 века» 11 класс параграфы №5,6,7,8.
«Исторический диктант» проводиться после изучения нескольких тем \ №6,7,8,9,10\.
1.Предложенные даты распредели по историческим событиям, заполняя таблицу:
Восстание Ж.Тленшиева
Восстание в Букеевской Орде
Восстание Кенесары
Касымова
Даты: 12 июля 1838г,1825г, 1810-1822гг, 1824г,1827г,1836г, 1841г, 1836-1838гг, 1837г, 1822-1825гг,1802г, 1844г, 1801г, 1833-1836гг, апрель 1847г, 1846г, октябрь 1837г, 1811г.
2.Какая связь существует между этими историческими событиями?
3.Можно ли оценить характер этих событий, как антиколониальный и антифеодальный?
На уроках истории эффективно заполнять «хронологические таблицы», что тоже способствует работе над запоминанием и усвоением хронологии события.
Они позволяют учителю:
проверить усвоение выученных дат
определить пробелы в знаниях тем, или отдельных составляющих этих тем
научить учащегося соотносить дату с историческим событием, исторической личностью
научить учащегося запоминать не только отдельную дату, но и последовательность исторических событий
Пример№1 «Хронологическая таблица»
Тема: «Государства 6-9 вв в Казахстане»
Название государства:
Дата существования:
Территория государства:
Ставка:
Правители:
Тюркский каганат
От Алтая до Каспийского моря
нет
Бумын
Мукан
Западно-Тюркский
каганат
603-704гг
г. Суяб
Тардуш
Тюргешский
каганат
Семиречье
Суяб
Кунгит
756-940гг
От Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи
Суяб
Бильге Кул Кадыр-хан
Задание: №1 Заполни пустующие ячейки таблицы.
Задание: №2 Ответь на вопросы: Какие государства существовали в Казахстане в 6-9 вв?
Пример№2
«Хронологическая таблица»
Тема: «Тюркский период в истории Казахстана. 6-нач.13вв»
Задание: В данной таблице допущены ошибки. Найди и исправь их.
№
Название государства:
Время существования:
Исправленная ошибка:
1.
Тюргешский каганат
502-603гг
2.
Западно-тюркский каганат
756-940гг
3.
Карлукский каганат
704-756гг
4.
Тюркский каганат
603-704гг
5.
Огузское государство
9-нач.11вв
6.
Государство кипчаков
9-нач.11вв
7.
Государство караханидов
1128-1212гг
8.
Кимакский каганат
нач.11вв-1219г
9.
Государства найманов и кереитов
10-12вв
10.
Государство карахитаев
942-1212гг
В данной работе следует прилагать алгоритм выполнения, который поможет учащемуся справиться с этой работой, т.к. в 7 классе ее можно провести после изучения 2-х разделов, в конце 1-ой четверти.
Алгоритм выполнения:
1.определи в первую очередь государства 6-9вв.
2.определи государства, существующие в одно и тоже время, но на разных территориях
3.определи государства созданные на территории Казахстана монгольскими племенами
4.найди государство, в котором активно шел процесс формирования единой народности, но он не был завершен нашествием монголо-татар.
Пример№3
Тема: «Национально-освободительное движение в Казахстане в 18-19вв»
Цель: упорядочить знания по восстаниям, которые изучаются в курсе истории Казахстана за 8 класс, повторяются в курсе 11 класса.
Решая тесты, учащиеся 9-11 классов путаются в последовательности восстаний, определении дат.
«Хронологическая таблица»
Задание: № Напиши названия восстаний, опираясь на даты и опорные понятия
№
Название восстания:
Дата:
Опорное понятие, имя, название:
1
1773-1775
Манифесты
2
1783-1797
Джут
3
1821
Тентек торе
4
1822-1825
Роды табын и тама
5
1836-1838
Махамбет Утемисов
6
1837-1847
Внук Абылая
7
1843-1857
Крепость на р.Куандарья
8
1858
Новый налог -3руб.50 коп.
9
1868,1869
Уральская и Тургайская области
10
1870
Рабочие рыбопромысловых приисков.
Запоминание дат основано на смысловых связях и связях с событием, когда дата заучивается чисто механически. Но чтобы, она закрепилась в памяти ученик, должен хорошо знать факты и причинно-следственные связи, изучаемого события, и должен понимать, что знание временного периода определяет в целом его понимание исторического курса. Учитель должен разнообразить формы работы с датами, на каждом уроке выделять время на эту работу.