kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская краеведческая работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Герои войны-мои земляки!"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская краеведческая работа»



Исследовательская краеведческая работа.

Номинация: «Летопись родного края»

Тема работы: « Герои войны – мои односельчне».

Подготовила: Гузоватая Алла Анатольевна

учащаяся 11 класса

Место учебы: МБОУ Гашунская СОШ №4 Зимовниковский район Ростовская область

Адрес образовательного учреждения: п.Байков, ул.Школьная 12

Домашний адрес с индексом: п.Байков, ул Дорожная 3,кв 1; 347471

Контактный телефон 89281483325



Руководитель: Иванова Надежда Александровна

Должность : учитель истории 5-11 классы

Место работы: МБОУ Гашунская СОШ №4

Адрес места работы с индексом: п. Байков, ул.Школьная 12; 347471

Контактный телефон: 886376 -34-7-45

п. Байков

2016 г.









Оглавление

Введение………………………………………………………….2

I Глава. Как труден путь к победе…………………………….. 4

II Глава. Герои войны – мои односельчне…………………….. 7

III Глава. Они ковали победу в тылу…………………………....9

Заключение……………………………………………………… 10

Список источников и литературы……………………………….11

Приложения………………………………………………………..12- 17













И помнит мир спасенный…

Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем.

Пусть память верную о ней хранят, об этой муке

И дети нынешних детей, и наших внуков внуки…

Затем, чтоб этого забыть не смели поколенья,

Затем, чтоб нам счастливыми быть. А счастье – не в забвеньи.

А. Твардовский

ВВЕДЕНИЕ.

Всем нам хочется жить в мире, мире – свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, на нашей Земле возникают военные конфликты, которые, перерастают в международные войны. Самая страшная и кровавая – Великая Отечественная война.

Во все времена все народы защищали свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. В каждой стране есть свои герои. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных.

Я родилась в счастливое и мирное время, но я очень много слышала о войне. Во время посещения краеведческого музея в нашем поселке, я познакомилась с историей поселка Байков, своей малой родиной. Меня заинтересовала судьба ветеранов войны и тружеников тыла нашего края в годы Великой Отечественной войны. Мало кто сейчас этим интересуется, и я решила написать исследовательскую работу по данной теме, чтобы привлечь больше внимание к военной истории моего края. В этом заключается практическое значение моей работы. Я начала с того, что посетила музей нашего поселка, ознакомилась со списками тех, кто ушел на войну с территории нашего поселка и тех, кто не вернулся к своим родным и близким. (Приложение 1). Также я изучила статьи из местной газеты «Степная Новь» о ветеранах и о событиях, которые происходили во время Великой Отечественной войны на территории Зимовниковского района. Мне было интересно прочитать историко-краеведческие очерки о зимовниковской земле и ее людях. Это такие книги как «Край, где мы живем» под редакцией Фонякова В.В., « На Ростовских рубежах» Н. Бусленко, « Крепче брони» Толстобродова П.П. При чтении я испытала очень сильное волнение, когда представляла, что военные действия проходили здесь, на нашей земле и все это было реально. В художественной и научной литературе есть разные сведения о событиях и военных действиях на территории Ростовской области, так же есть работы о Зимовниковском районе, но их очень мало, а о моем родном поселке сведений еще меньше. Научное значение работы заключается в том, чтобы показать жизнь в военные годы моих соотечественников.

Цель работы: через воспоминания живых свидетелей и их родственников, работой с архивными материалами музея, внести посильный вклад в историю моего края.

Моя исследовательская работа состояла из нескольких этапов:

  1. Встречи с потомками солдат, ушедших на фронт из нашего посёлка. (Живых свидетелей уже нет.) Тружениками тыла.

  2. Работа с архивными материалами. (Фотографии, Почётные грамоты, письма, ордена и медали, боевое оружие, снаряды, шинель участника войны Аксенова М. И.) ( Приложение №2)

  3. Работа с интернет – ресурсами на сайте «Подвиг народа».

  4. Анализ литературы и изучение статей в периодической печати.

  5. Оформление работы.

Для достижения намеченной цели передо мной были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать литературу и материал из краеведческого музея и местной библиотеки для полного раскрытия заданной темы.

2.Встретиться с тружениками тыла, родственниками солдат участников войны.

3. Показать в своей работе важность памяти событий и людей, того тяжелого времени для молодого поколения.

Я поняла, что эта тема и эта работа очень важна лично для меня, потому что меняется быт, привычки, характер общения, но мы все, особенно молодежь, всегда должны помнить о той страшной и кровавой цене, которую заплатили наши люди за сегодняшний счастливый мир и что – бы никогда не сбылись слова, сказанные государственным секретарем США Аленом Далесом : « Окончится война, все как - то устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурманивание русских. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим все ценности их на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. … Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, предательство и национализм… все это расцветет махровым цветом. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. … Будем всегда делать главную ставку на молодежь. Станем разлагать, растлевать, развращать ее. Мы сделаем из них молодых циников…»

Я с гордостью говорю: «Нет. Мы не циники и не хамы. Мы – молодежь любящая свою Родину».

Глава I. Как труден путь к победе.

В июне 1941 года фашистская Германия навязала советским людям войну, которая принесла суровые испытания. Территорию Ростовской области немцы захватывали дважды. Первый раз в октябре 1941 года, когда наступали на Москву, второй раз при наступлении на Сталинград. Летом 1942 года врагу удалось овладеть городом Ростовом – на – Дону и к началу августа выйти на подступы к Зимовникам. Тревожные дни и ночи настали для всей страны.

Глава II. Герои войны - мои односельчане.

Не обошла стороной эта безграничная беда и мой совхоз. Вместе с миллионами советских людей, на защиту Родины встали жители племхоза № 4, так в годы войны назывался наш поселок, ушло около 300 человек .

Иные вовсе не пришли, Остались там, где были.

Обняв сырую грудь земли, Про сыновей забыли

86 человек не вернулись домой к своим родным и близким. Другие вернулись героями. Восстанавливали и развивали свой родной поселок.

Пархоменко Иван Семенович.

Родился 13 июля 1900 года в Запорожской области (приложение № 3). Призывался Зимовниковским военкоматом в 1941 году. Начинал воевать на Кавказе в пехотных войсках, а затем связистом в полку. Враг рвался к Сталинграду и, молодому бойцу с первых дней пришлось участвовать в кровопролитных боях. Связь нужна была каждую минуту, и солдату, вместе со своими однополчанами, под пулеметным огнем противника приходилось постоянно прокладывать кабель. После освобождения своей Родины, Иван Семенович в составе первого Белорусского фронта участвовал и в освобождении Европы. В 1944 году был ранен, (контузия левого виска), но после лечения вновь продолжал громить немцев, дошел до Берлина. С войны вернулся в 1945 году.

Указом Президиума Верховного Совета СССР Пархоменко Иван Семёнович награждён медалями:

  • «За освобождение Кавказа» «За освобождение Праги»,

  • «За освобождение Варшавы» «За взятие Берлина».

  • « За оборону Кавказа» « За победу над Германией»

Приказом Верховного Главнокомандующего Сталина Иосифа Виссарионовича ему объявлены благодарности:

1. За прорыв обороны немцев на западном берегу Вислы и освобождении столицы Польши города Варшавы. 2. Освобождение городов Лодзи и Лейпцига. 3. Овладние городом Гнезен. 4. Вторжение в пределы Немецкой Померании. 5. Овладением городом – крепостью Познань. 6. Прорыв обороны немцев восточнее города Шторгорд и овладение городами Померании. 7. Прорыв обороны немцев и наступление на Берлин. 8. Овладение Берлином.

Большую помощь в изучении военной истории мне оказал сайт « Подвиг народа», на котором можно найти много интересного о своих земляках. Очень много интересного я узнала о неприметном труженике нашего совхоза, который воевал, исколесил на своей машине тысячи километров фронтовых дорог. Именно о таких шоферах как он, сложена песня « Эх, путь дорожка фронтовая. Не страшна нам бомбежка любая.»

Коломейцев Дмитрий Никифорович. Данные сайта: « Подвиг народа» Звание:красноармеец  в РККА с 07.1941 года  Место призыва: Зимовниковский РВК, Ростовская обл., Зимовниковский р-н № записи: 36598788

Архивные документы о награждении: I. Приказ (указ) о награждении и сопроводительные документы к нему II. Медаль «За отвагу» III. Орден Отечественной войны II

Представление к награде командира части, в которой служил Коломейцев Дмитрий Никифорович. ( Приложение №4)

Товарищ Коломейцев во время наступательных операций проявил себя как смелый выносливый боец. При выполнении приказа командования по доставке узла связи на новый КП, неоднократно подвергался артиллерийско – минометному обстрелу и бомбежке с воздуха, но благодаря своему хладнокровию и спокойствию всегда техника доставлялась на место в срок и исправна.

Во время операции в районе Лалли, доставляя туда узел связи, товарищ Коломейцев заметил приближающуюся группу бомбардировщиков противника, но не растерялся. Быстро свернул с дороги в сторону и тем самым сохранил материальную часть и личный состав и своевременно доставил узел связи на место. В период боев за город Рига, товарищ Коломейцев также проявил исключительную выдержку и стойкость. В районе Таагадер необходимо было развернуть узел, машина шла на это место. Дорога, где стоял указатель « объезд» была заминирована и автомашина подорвалась на мине. Водителя контузило, но, не смотря на это, не боясь того, что можно еще подорваться на мине, так как там было еще много мин, он принял решение доставить машину по назначению. И сейчас товарищ Коломейцев продолжает выполнять поставленные перед ним задачи.

После войны Дмитрий Никифорович продолжал работать в совхозе, воспитал пятерых детей.

III Глава. Они ковали победу в тылу.

Большой вклад в победу над Германией внесли и труженики тыла. Из рассказов учителя истории Ивановой Н.А., с которой поделился своими воспоминаниями участник тех событий Иванов Александр Матвеевич, я узнала очень много нового и интересного о тех событиях.

Актианых военных действий на территории поселка не велось. Лишь на территории хутора Мацинин были расположены румынские части, но и это отразилось болью на наших земляках. У всех жителей забрали запасы продуктов, офицеров и солдат разместили в домах хуторян, а женщин, стариков и детей выгнали в сараи. Всех овец, которых жители хозяйства не успели угнать на Восток за Волгу, немцы приказали отправить на фронт для питания немецких солдат. Для этого собрали малчишек 12 -14 лет и под присмотром румынских солдат, овец погнали на железнодорожную станцию в поселок Зимовники для дальнейшей погрузки в вагоны. Но до станции отара так и не дошла. Мальчишек, перепуганных до смерти, этим приказом фашистов,( среди них был и Иванов А.М.) , спасла начавшаяся ночью гроза. Овцы разбежались, ребята, те, кто оказался посмелее, сбежали и вернулись домой, остальные сгинули в пекле войны. (Приложение №6)

Трудной оказалась и жизнь тех, кого не призвали в ряды Красной Армии. В тылу остались женщины, старики и дети, которым пришлось пахать, сеять собирать урожай, выращивать овец и кормить всю страну. Единственным человеком в совхозе, умеющим управлять трактором, была Маша Саварухина.(Приложение№5) Молодая девушка была и механиком, и бригадиром. Сколько же слез ей пришлось пролить, когда не было нужных запчастей для трактора или просто сил чтобы его отремонтировать. Очень трудно было заготавливать корм для скота на зиму. Огромнейшие скирды несколько метров в высоту и молоденькие девчонки и женщины, подбрасывающие вверх сено вилами. Сколько же нужно было сил, терпения, выносливости, что бы выполнять тяжелую мужскую работу. Иногда приходилось помогать и соседним колхозам. Как вспоминала Чередниченко Л.Д., за работу в соседнем совхозе, им выдавали в обед по несколько граммов хлеба и, девушка, которой исполнилось всего 16 лет, берегла эти кусочки хлеба, чтобы отдать потом своей маме, на плечах которой было еще трое детей, а муж воевал на фронте. Нужно было видеть слезы гордости и боли в глазах матери за заботу дочери о своих близких. За доблестный труд в годы войны Чередниченко Л.Д награждена медалью « За победу над Германией».( Приложение №7) Эти тяжелые испытания, выпавшие на долю нашего народа, вызывали ненависть к поработителям и одновременно – святую веру в победу.

Другим ярким воспоминанием о тех незабыаемых днях был рассказ очевидца тех событий о концентрационном лагере расположенном недалеко от поселка Дубовка, в котором оказалось много раненых красноармейцев.( Из воспоминаний Иванова А.М.) Женщины нашего совхоза неоднократно побывали там и, рискуя своей жизнью, под видом родственников, выпрашивали у немецких вояк наболее слабых, больных, спасая красноармейцев от верной гибели.

Герои существуют везде, где есть человек — так же, как рядом с героями существуют подонки, трусы и негодяи. Это две стороны одной медали.

Среди воспоминаний есть и такие примеры, как предательство. Одни жители отдавали жизнь за Родину, другие - переходили на строну врага. В совхозе служили два полицая. Один из них Голозуб. Человек пожилой, сын красноармейца, который защищал Родину, он «получил» эту должность по просьбе своих односельчан, которые надеялись, что он защитит их фашистской нечисти. И, действительно, он неднократно был и в концентрационном лагере в поселке Дубовка, откуда привозил пленных солдат для работы на животноводческих точках, разрешая втайне от фашистов, резать овец и кормить умирающих от истощения людей, ни один раз предупреждал людей о грозившей им опасности. Когда же Советские части освободили наш район, Голозуб был оправдан благодаря показаниям своих земляков. Второй полицай Брыжахин действительно служил немцам и, когда те стали отступать под ударами наших частей, бежал вмете с ними. Был арестован и предан суду.

Жители Дона, в том числе и нашего района, внесли огромный вклад в победу над фашистской Германией. На широких донских просторах велись кровопролитные сражения, определявшие исход всей войны.

Как память о суровых днях войны в поселках Зимовниковского района стоят обелиски воинам, погибшим в битве с врагами. Мемориальный комплекс павшим воинам установлен и в нашем поселке.( Приложение №8)

Заключение.

Давно отгремели последние залпы великой битвы, на месте пепелищ встали новые города и села. Зимовниковскому району выпала нелегкая военная доля. Он оказался в самом пекле сражений за Сталинград. Также от войны пострадали мои односельчане. Ущерб, причиненный людям и стране, был огромный, но ничего не сломило дух патриотизма Гашунцев. Уже минул 71 год со дня окончания войны, но не тускнеет в народной памяти великий подвиг советских солдат. Война была давно, но, для тех, кто остался в живых после этой войны, всегда будут свежи эти воспоминания и никогда не залечатся душевные раны, нанесенные войной. Мальчишки и девчонки, которые родились в годы войны, давно стали отцами и матерями, бабушками и дедушками, их дети и внуки знают о войне по книжкам и рассказам. Во время подготовки данной работы я отчетливо стала понимать, что ни в коем случае нам нельзя забывать то, что пережили наши деды и прадеды. Память об их подвигах должна переходить их детям и внукам, она должна жить у них в воспоминаниях. Если мы забудем о героизме и мужестве людей, прошедших войну, то это будет преступлением пред всем будущим поколением. Поэтому тема подвига наших земляков в Великой Отечественной войне должна быть актуальна во все времена. Все меньше остается ветеранов, и мы должны их уважать и преклоняться перед их великим подвигом. Собирая материал для этой работы, я встречалась с родственниками ветеранов, никто не отказал мне, и все приняли активное участие в сборе материала. Здесь, в поселке Байков, живут замечательные люди (Гришаева Евдокия Петровна, Лебедева М. А, Хахулина Н.И.) и с каждым разом я убеждаюсь в этом все больше и больше.

Занимаясь этой работой, я для себя сделала следующие выводы:

  1. Подвиги ветеранов войны и тружеников тыла - пример для подражания молодежи.

  2. Благодаря подвигам участников Великой Отечественной войны наша страна одержала победу над фашизмом.

  3. Многие из тех, кто ушел на войну, заплатили высокую цену – свою жизнь.

Используемые источники и литература:

Источники:

источниками для исследования являются семейные фотографии и архивы, личные встречи и беседы с ветеранами тыла и родственниками умерших участников Великой Отечественной войны.

Литература:

  1. Бурков Б.С. Строки, опаленные войной: Воспоминания. Очерки. Размышления. – М., Политиздат, 1987

  2. Историко-краеведческие очерки о восточных районах Ростовской области. На степных просторах. – Ростов н/Дону, 1983

  3. Историко-краеведческие очерки о зимовниковской земле и ее людях. Край, где мы живем. - Волгодонск, 1998

  4. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 – т. 2, М., Воениздат, 1965

  5. Калинин А. От военного корреспондента «Комсомолки – Ростов н/Дону, 2009

  6. Летопись поселка. Моя родная сторона. – МУК Гашунская сельская библиотека, п. Байков, 2010

  7. Материалы из газет «Степная Новь», 1998-2016гг.

  8. От Дона до победы. Стихи о войне - Ростов н/Дону, 1985

  9. « На Ростовских рубежах» Н. Бусленко, Ростов на Дону,2012

  10. « Крепче брони» Толстобродов П.П. Волгоград, 1992





Приложение № 1.





Приложение№2

Приложение №4

Представление к награде рядового Коломейцева Дмитрия Никифоровича.

Приложение№5

Приложение №6

Иванов А.М. с женой.

Приложение№7 ЧередниченкоЛ.Д.









Приложенние №8 Памятник герою – освободителю.





6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Исследовательская краеведческая работа

Автор: Иванова Надежда Александровна

Дата: 09.12.2016

Номер свидетельства: 367814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "П О Л О Ж Е Н И Е о районном конкурсе исследовательских краеведческих работ «Создаем историю вместе» конкурс приурочен к 100 - летию создания Тацинского района."
    ["seo_title"] => string(80) "p_o_l_o_zh_e_n_i_e_o_raionnom_konkurse_issledovatelskikh_kraevedcheskikh_rabot_s"
    ["file_id"] => string(6) "646571"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1709207507"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Московский городской конкурс исследовательских краеведческих работ "Отечество""
    ["seo_title"] => string(80) "moskovskii_ghorodskoi_konkurs_issliedovatiel_skikh_kraieviedchieskikh_rabot_otie"
    ["file_id"] => string(6) "370211"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481832173"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Краеведческая работа как средство формирования  проектно – исследовательских умений учащихся "
    ["seo_title"] => string(107) "kraieviedchieskaia-rabota-kak-sriedstvo-formirovaniia-proiektno-issliedovatiel-skikh-umienii-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "113386"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1410083291"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Исследовательская деятельность  учащихся по теме “Die Geschichte der Wolgadeutschen”. "
    ["seo_title"] => string(94) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia-po-tiemie-die-geschichte-der-wolgadeutschen"
    ["file_id"] => string(6) "222680"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436690647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства