Исследовательская деятельность на уроках истории как основа формирования научного мировоззрения учащихся
Исследовательская деятельность на уроках истории как основа формирования научного мировоззрения учащихся
В докладе автор предоставляет теоретическое изучение проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и раскрывает сущность опыта применения данного метода на уроках истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на уроках истории как основа формирования научного мировоззрения учащихся»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
ДОКЛАД
Тема: «Исследовательская деятельность на уроках истории как основа формирования научного мировоззрения учащихся»
Выполнила
Жвирблене Т.В
Темиртау. 2016г
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3
1.1.Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии.................. 5
1.2. Метод проектов как одна из современных педагогических технологий, применяемых в исследовательской деятельности на уроках истории…………………………………………………………………………. 8
2.1. Исследовательская работа с учащимися на уроках истории….. 12
Список использованной литературы……………….................................20
Введение
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодняобщество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству.Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемынестандартно, инициативно и грамотно.Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Реалии сегодняшнего дня требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тема исследовательской работы с учащимися была и будет актуальной[5, 320]..
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе школы. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
помощь в профессиональной ориентации;
самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Цель проекта: теоретическое изучение проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и раскрытие сущности опыта применения данного метода на уроках истории
Задачи проекта:
Проанализировать научно-педагогическую литературу по теме исследования.
описать применение исследовательского подхода в обучении, раскрыв историю вопроса и современное состояние проблемы;
Охарактеризовать способы организации исследовательской деятельности школьников на уроках истории;
1.1.Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
Развитие исследовательской деятельности учащихся в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и ученых. Как и какими средствами решать проблему развития исследовательских навыков школьников? Как заинтересовать учащихся этим нелегким видом деятельности? На эти вопросы искали ответы многие педагоги и ученые. Этот вопрос попыталась решить и я при работе над данной разработкой[6, 95]..
Что же такое исследовательская деятельность учащихся? Существуют различные мнения ученых и педагогов о сущности и значении исследовательской деятельности.
Как указывает А.В.Леонтович, председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, в этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. «…исследование, отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины. …развитие способности занимать исследовательскую позицию является важнейшей задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию».²
По мнению А.С.Обухова, заместителя главного редактора журнала «Развитие личности», «освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры» [6, 98].. Он говорит «о возможности и разумности исследовательской деятельности как формы межличностного взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит трансляция культурных традиций научного познания».4 А.С.Обухов считает, что «именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции».
Алексеев Н.Г., кандидат психологических наук, считает, что именно «через учителя, через его отношение» учащиеся «до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности».6 Значение такой деятельности он видит в том, что «ребята получают творческий импульс или желание расширить и умение радоваться расширению собственных горизонтов» [6, 99]..
Гурвич Е.М., кандидат геологических наук, в исследовательской деятельности учащихся видит «механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций». По ее мнению, очень важно, «чтобы в ходе изучения предмета, двигаясь от одной исследовательской задачи к другой, ребята продвигались от поиска простых и легко обнаруживаемых версий к более глубоко лежащим версионным пластам и учились рассматривать этот подход не только как метод, свойственный данной науке, но как универсальный метод исследования ситуаций в различных жизненных сферах».
По мнению Борзенко В.И., кандидата физико-математических наук, основной функцией учебного исследования является «инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире». Он определяет исследовательскую деятельность учащихся как «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения». Педагог в данном случае выступает как «организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции» [5, 55]..
Мириманова М.С., кандидат психологических наук, считает, что исследовательская деятельность одно из средств «воспитания толерантности благодаря социокультурному межличностному взаимодействию».11 Она считает, что исследовательская деятельность учащихся не только «формирует их ответственное отношение к делу и к окружающей действительности», но и «создает необходимые условия для развития и личностного роста, формируя и оттачивая столь важный механизм, как рефлексия….То, что нам удается добыть самим своей головой и собственными руками, всегда приносит какой-то конкретный результат и плюс еще что-то очень важное и ценное, а именно индивидуальное развитие».
Исследователь данной темы Харитонов Н.П., анализируя структуру исследовательских работ, отмечает, что в них должны содержаться «обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.» Также он приводит разницу между учебно-исследовательской и исследовательской работами: «учебно-исследовательские работы выполняются учащимися под постоянным надзором и контролем со стороны преподавателей и часто с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных, разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя. Результаты, которые могут получиться в процессе таких работ, часто известны руководителям заранее». Исследовательские же работы подразумевают «большую самостоятельность учащихся при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Такие работы выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследовательской деятельности, а руководители выступают при этом как консультанты и, при необходимости, помогают на разных этапах ее выполнения» [5, 58]..
Данильцев Г.Л., эксперт Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, отмечает самые важные критерии оценки исследовательских работ: «чтобы теме работы соответствовали цели и задачи исследования; методика работы была направлена на сбор материала для решения задач и была достаточно подробно описана; материалы приводились в соответствии с методикой и соответствовали целям и задачам исследования и излагались полностью; выводы и заключения были корректны, соответствовали и подтверждались собранными материалами».
При написании исследовательской работы очень большую роль играют информационные технологии. Демин И.С., кандидат экономических наук, отмечает «несколько основных блоков, включающих навыки, необходимые исследователю: оформление научной работы, способы и формы представления данных, компьютерная обработка данных исследования, принципы работы с большими объемами информации» [3., 20]..
Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере» [2, 11]..
1.2. Метод проектов как одна из современных педагогических технологий, применяемых в исследовательской деятельности на уроках истории
Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательская – вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний и учебно-исследовательская – деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления[1, 15]..
Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по определенной теме, внедрение в учебный процесс различных технологий развивающего обучения.
Остановимся на методе проектов, как самой многогранной и креативной технологии, вбирающей в себя различные приемы, методы и технологии.
Метод проекта - это инновационная педагогическая технология обучения, при которой студенты приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного, под руководством педагога планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся заданий. Данный метод приобретает все большую популярность, является плодотворным и эффективным средством организации учебного материала[2, 320]..
Основное назначение метода состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Это педагогическая технология, предполагающая совокупность исследовательских, поисковых, развивающих, проблемных методов. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Достоинства метода проектов заключаются в следующем:
Во-первых, метод позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации.
Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, студенты осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни.
В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады
В- пятых, метод реализует одну из принципиальных инноваций современного образования — компетентностный подход к обучению[7, 120]..
Проект (с франц.) – это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Тезис современного понимания метода проектов можно сформулировать так «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить». Это целостная практическая деятельность, направленная на достижение определенного результата[8, 42]..
Цели использованияметода проектов:
1. Развитие познавательных, творческих навыков учащихся
2. Умение самостоятельно конструировать свои знания,
3. Умение ориентироваться в информационном пространстве
4. Развитие критического мышления»
Очень часто студенты, даже хорошисты и отличники, не могут применить на практике, свои знания из предметных областей. Особенно явно возникает эта проблема при выполнении курсового и дипломного проекта или работы.
Формы работы при использовании метода проекта могут быть самыми разнообразными:
рефераты,
исследования,
проект,
презентации,
статьи,
диспуты и т.д.
Он ориентирован на: самостоятельную, индивидуальную, парную и групповую деятельность, которая выполняется в течение определенного отрезка времени
Исследовательский предмет может быть по содержанию:
• монопредметным- выполняется на материале конкретного предмета;
• межпредметным -интегрируется смежная тематика нескольких предметов;
• надпредметным- выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.
По продолжительностиразличают:
минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
краткосрочные — на 4-6 уроков;
недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
Метод проекта включает в себя методы и способы активного обучения:
метод погружения,
методы сбора и обработки данных,
мозговой атаки;
исследовательский
проблемный,
анализ справочных и литературных источников:
поисковый
опытная работа;
обобщение результатов;
Виды проектов на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:.
Прикладные;
Исследовательские;
Информационные;
Творческие
Ролевые, игровые.
Мы считаем, что метод проектов это один из самых современных и продуктивных. Я хочу поделиться опытом его использования на уроке и во внеклассной деятельности
2.1. Исследовательская работа с учащимися на уроках истории
Исследовательский метод используется и на различных этапах комбинированного урока:повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания.
На уроках истории можно применять различные виды проектно-исследовательской деятельности: творческие, информационные.
К информационным проектам относятся : рефераты, презентации.
Реферат
Реферат - аналитический обзор научной литературы по определенной теме, он является неотъемлемой частью исторических работ. Конечно, юным исследователям трудно сравниться с профессиональными историками в том, сколько литературы и источников они проанализировали, как глубоко и всеобъемлюще поставили вопросы и сделали выводы. Ученик — не ученый-историк, он физически не может посвятить много времени научному исследованию.
Но ученик может:
самостоятельно сформулировать вопросы к прошлому, которые он считает важными, исходя из своего опыта постижения истории и жизни;
самостоятельно сравнивать, сопоставлять и систематизировать как данные источников, так и содержание исторической литературы;
выбрать не одного, а хотя бы двух-трех собеседников-историков или несколько источников;
грамотно, адекватно поставленным вопросам делать выводы, правильно применять термины и понятия, не повторяя чужие слова и оценки.
Приведем пример, некоторым приемам работы над рефератом.
При подготовке реферата должны быть использованы 1-2 научные монографии и 2-4 статьи по избранной теме.
Задача – формирование навыка исторических исследований, а не реферирование. В своей работе ученикам предлагается выделить: синим цветом – текст, являющийся рефератом научной литературы, черным – приводимые цитаты, красным – анализ материала научных исследований, сделанный самим учеником (должен составлять не менее 15% от объема реферата). Таким образом, наглядно прослеживается степень самостоятельности проделанной работы и определяется ее ценность.
Широкое использование исследовательского метода в форме реферата
· создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества;
· дает возможности использовать различные источники знаний;
· учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
· обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи;
· позволяет активно использовать информационные технологии;
· создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения;
Развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску
способствуют. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей,которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.
Творческие проекты
Творческие проекты на основе схемных и знаковых моделей учебного материала ( В.Ф.Шаталова) с применением парной и групповой деятельности студентов на уроке истории при изучении или закреплении темы «Вторая Мировая война», Великая Отечественная война» и т.д
Метод используется в сочетании с приемом развития критического мышления «Инсерт» или «Пометки на полях» на этапе изучения новой объемной темы.
Алгоритм реализации метода
1. Работа производится в группах как на этапе изучения, так и закрепления материала.
2. Группы готовят постеры ( ватман), на котором в виде конспекта-схемыс опорными сигналами. должна быть изложена информация по изучаемому вопросу. Такой опорный конспект представляет собой условно-графические знаковые изображения учебного материала, позволяющего обращать внимание на логику его изложения, на главные факты и легко запоминать их.
3. Каждая группа выходит и защищает свой проект, другие группы записывают в тетради тезисно и задают вопросы.
4. Можно усложнить приемом «Карусель» перед защитой. Постеры передаются всем группам на дополнение информации цветными маркерами и возвращаются владельцам.
Таким образом, происходит изучение темы урока всеми группами. Данный проект интегрируемый с технологией развития критического мышления, формировать цельный взгляд на историческое событие
Достоинствами данного приема является:
усвоение причинно-следственных, хронологических и других связей
организация более плотного изучения материала и возможность лучшего его освоения
легкое и цельное запоминание материала объёмной темы
повышение уровня понимания основных вопросов учебного содержания
Домашнее задание
Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести небольшое учебное исследование. Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения по истории
Например: «Путешествие в Древний Египет», «Один день рыцаря», «Путешествие в средневековый город», «Как я участвовал в крестовом походе» «Путешествие в одну из стран Западной Азии», «Путешествие в Древнюю Грецию», «Путешествие в Древний Рим»
Результатомэтого этапа является повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельности в обучении, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность; формирование навыков и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; повышение коммуникативной культуры; использование приобретенных знаний, умений, способов деятельности, необходимых для успешного обучения на следующей образовательной ступени, для формирования профессиональной ориентации.
2.2. Внеурочная исследовательская деятельность.
Во внеурочной деятельности я применю исследовательские и творческие проекты
Информационные проекты
1.В ходе недели, посвященной «Дню языков народов Казахстана» - было проведено внеклассное мероприятие «Презентация языков, традиций и обычаев народов мира»
Цель мероприятия: раскрытие творческих способностей, расширение кругозора, развитие информационной грамотности через самостоятельную работу над конкретным заданием.
Команды(4 чел) из групп 1-2 курса колледжа получили задание:
Подготовить проект в виде презентации, в котором отобразить:
1. Обычаи и традиции народа, проживающего на территории РК
2. Национальный костюм и его характеристика
3. Рассказать об особенности языка
Командами были представлены проекты в форме презентации, посвященные народам, проживающим на территории Казахстана: татарам, чеченцам, азербайджанам, немцам и т.д
На данном мероприятии студенты не только представили информацию о культурной диаспоре, проживающей на территории республики (татар,азербайджан, немцев , чеченцев и т.д) но и продемонстрировали красоту языка, прочитав стихотворение, притчу и исполнив песню на родном языке данного народа и т.д
Полноту выполненного задания, качество- оценивает компетентное жюри, оценкой которого подводится итог не только мероприятия, но и умения студентов работать над проектом
Такую же технологию я использую и при проведении таких мероприятий, как игра-конкурс «По странам Мира» «Географический калейдоскоп».
Исследовательские проекты
Исследовательские —творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопредопределённость результата, который могут дать исследования.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
В апреле 2013г в Караганде исследовательский проект «Эволюция прав и свобод человека в Конституциях Казахстана» занял призовое 3 место как творческая работа
Автором работы была студентка 4 курса гр. НО-2009: Абрамайтес Яна
Цель проекта: проследить эволюцию прав и свобод человека на фоне исторического развития и становления конституционного строя независимого Казахстана.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить источники, касающиеся прав и свобод человека (Конституции Казахстана с 1926 по 1995 года).
2. Проанализировать статьи Конституций Казахстана, на фоне меняющихся социальных и политических условий.
3. Провести анкетирование, с целью определения уровня осведомленности жителей г. Темиртау на знание Основного закона Казахстана.
Гипотеза: если будет проведен анализ Конституции с 1926 по 1995 г., то мы увидим существенный прогресс в правах и свободах граждан при смене политического режима.
Этапы исследования:
1. Выбор темы проекта.
2. Постановка цели и задач, гипотезы.
3. Определение методов исследований.
4. Планирование.
5. Сбор материала, работа с источниками, литературой.
6. Анкетирование
7. Обработка информации.
8. Оформление работы.
Методы исследования:
сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический и логический метод;
Новизна исследования: эволюции прав и свобод человека в Конституциях нашей страны никогда не освещалась в полном объеме и тем более конституционные законы не рассматривались как стимул к повышению знаний жителей г.Темиртау об Основном законе Республики.
Данная работа состояла из 4 частей: введение, теоретическая, исследовательская часть, заключение.
В теоретической части студенткой проводился сравнительный анализ конституций с учетом смены политического режима.
Заключение
Анализируя результативность работы с учащимися в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы. Исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты:
усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории;
вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирует социальный опыт в труде и общении;
формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;
способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.
Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:
· научное оформление работы: формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования;
· требует большой затраты сил и времени участников исследования;
· как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной;
· как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;
· не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.
Но, несмотря на такие трудности, мы уверены, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации. Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения. В нашей школе одним из таких способов является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.
Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования.
Список литературы.
Авраменко Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982
Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – Тюмень,1995
Куценко-Барскова Л.Б. Значение инновационного педагогического опыта в обновлении образовательного процесса// Вестник ЛОИРО. - №3. – с. 95 – 99
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 - 47