Эколого-краеведческое воспитание учащихся
Денисова Н.А., Качурина Е.Е, Шацких М.А.
МБОУ СОШ № 40 г. Воронеж
Подготовка современных, думающих людей способных принимать самостоятельные решения, невозможна без заинтересованного отношения к таким предметам, как биология, география, химия и экология.
Появление и развитие современных экологических проблем связывают со сверхпотреблением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. А учителя нашей кафедры считают, что это следствия глобального кризиса личности, который проявляется в росте агрессивности, жестокости, дефицита ответственности перед будущими поколениями за состояние природной среды в мире. Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных подростков культуры взаимодействия с окружающей средой, которая как показывает жизнь, у большинства из них находиться на достаточно низком уровне.
Восприятие природы в целом ограничивается, как правило, представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, а нравственно-эстетическое отношение к ней отсутствует. Чтобы изменить мнения учащихся о взаимоотношениях человека и природы учителями нашего методического объединения был разработан проект эколого-краеведческого воспитания учащихся «Человек. Мировоззрение. Природа.». Проект реализуется в школе шестой год.
Главная цель проекта: воспитание экологически грамотной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности, любящей и знающей свой родной край.
Задачи проекта:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- формирование эколого-гуманистического мировоззрения;
- создание условий для изучения истории и экологии своего края и других регионов России;
- максимальное (в данных условиях) развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.
Участники проекта: педагогический коллектив школы; учащиеся 5-11 классов; родители; общественные организации; жители города.
Виды деятельности и формы работы: изучение истории и экологии своего города и района, сбор материала в школьный музей леса и экологии, коллективно-творческие дела, в которых задействованы практически все ученики и учителя школы, встречи с интересными людьми, походы по родному краю, дни здоровья, экологические акции и праздники.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение уровня экологической грамотности;
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения и воспитания учащихся;
- Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях и пр.;
- Привлечение внимания общественности к экологическим проблемам города.
По окончании проекта мы хотим получить выпускника, отвечающего нашей модели экологически грамотного человека. В которой, мы выделили несколько блоков: Здоровье, Знания и умения, Познавательная деятельность, Культура личности, жизненные и нравственные ценности.
Главную роль в реализации данной программы играет школьное экологической объединение «Родник», которое уже 15 лет работает в нашей школе.
В ходе реализации проекта выделяют 3 основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный – привлечение внимания учащихся 5 класса к природе родного края, экологическим проблемам города и области. Для этого мы организуем экскурсии и походы, экологические праздники, экоуроки и лекторий.
Основной этап (учащиеся 6 - 9 классов). Реализация проекта на основном этапе идет в нескольких направлениях:
v Просветительская работа по формированию экологической культуры:
ü уроки экологического содержания;
ü экологические конференции, вечера, акции.
v Экспериментально-исследовательская деятельность:
ü создание группы по изучению природы родного края;
ü мониторинг экологического состояния природы города Воронежа;
ü участие в экологических конкурсах различного уровня.
v Информационно-аналитическая деятельность:
ü выпуск плакатов и информационных листов;
ü создание видеожурналов;
ü создание сборника исследовательских материалов учащихся;
ü участие в различных районных и областных конференциях.
v Природоохранная деятельность:
ü создание рекреационных зон на территории школы и в пригородных лесах;
ü создание искусственных гнездовий, мест кормления птиц;
ü благоустройство и озеленение города;
ü поддержание естественного состояния леса.
v Проектная деятельность. В своей работе мы используем разные виды проектов: информационно-поисковые, драматизационные, продуктивные, научно – исследовательские, практико-ориентированные.
Известный русский писатель и ученый Кропоткин П.А. писал, что человек будущего будет иметь счастье и право на проведение собственных научных исследований. Нам важно донести до учащихся, что нет абсолютных истин и что в каждом предмете окружающего нас мира, будь то капля росы или даже мебель, стоящая в комнате, заключено множество удивительных и не всегда объяснимых фактов. Личность, выполнившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.
Практико-ориентированные проекты являются самыми интересными для учащихся, поэтому они с увлечением в них участвуют. Нами были реализовано несколько таких проектов «Живи, родник» (обустройство родников), «Зелёная ветвь» (организация школьного Музея леса и экологии с целью пропаганды экологических знаний), «Возродим Воронежские леса» (закладка школьного питомника, высадка саженцев дуба на месте сгоревших лесов), «Птицам – нашу заботу» по развешиванию скворечников в парке имени Дурова.
Школьники способны принимать активное участие в защите природы. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Поэтому мы проводим различные экологические акции и праздники, собираем макулатуру, пластик, батарейки.
Оценка эффективности работы над проектом.
- Анкетирование учащихся и их родителей
(определение уровня воспитанности, типа экологического сознания)
- Достижения учащихся (участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах).
- Количество участников объединения «Родник».
- Участие ребят в акциях.
Результат для школьников
- удовлетворение психологических потребностей учащимися
- добровольное гражданское участие в решении актуальных вопросов на уровне родного края;
- получение нового социального и практического опыта и умений;
- повышение уровня знаний об окружающей среде;
- полезный и интересный досуг.
Результат для школы
- организация внеурочной деятельности учащихся;
- развитие системы экологического образования и воспитания в школе.
Результат для окружающей среды
- реальное улучшение экологической обстановки путём практических действий;
- снижение давления на местную окружающую среду со стороны части горожан, благодаря повышению их экологической компетентности и экологической культуры.
Использование различных технологий помогают привлечь детей к решению экологических проблем; привить им навыки здорового образа жизни; расширить экологические знания; повысит экологическую культуру взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной; разрушить потребительские стереотипы традиционного мышления с ориентацией на неограниченное господство над Природой; исключить негуманное отношение к ней. Основу всех этих воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание и Самоограничение.