kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Эколого-краеведческое воспитание учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Эколого-краеведческое воспитание учащихся

Денисова Н.А., Качурина Е.Е, Шацких М.А.

МБОУ СОШ № 40 г. Воронеж

         Подготовка современных, думающих людей способных принимать самостоятельные решения, невозможна без заинтересованного отношения к таким предметам, как биология, география, химия  и экология.

         Появление и развитие современных экологических проблем связывают со сверхпотреблением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. А учителя нашей  кафедры считают, что это следствия глобального кризиса личности, который проявляется в росте агрессивности, жестокости, дефицита ответственности перед будущими поколениями за состояние природной среды в мире. Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных подростков культуры взаимодействия с окружающей средой, которая как показывает жизнь, у большинства из них находиться на достаточно низком уровне.

         Восприятие природы в целом ограничивается, как правило, представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, а нравственно-эстетическое отношение к ней отсутствует. Чтобы изменить мнения учащихся о взаимоотношениях человека и природы учителями нашего методического объединения  был разработан  проект эколого-краеведческого  воспитания учащихся «Человек. Мировоззрение. Природа.». Проект реализуется в школе шестой  год.

         Главная цель проекта: воспитание экологически грамотной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности, любящей и знающей свой родной край.

Задачи проекта:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
  • формирование эколого-гуманистического мировоззрения;
  • создание условий для изучения истории и экологии своего края и других регионов России;
  • максимальное (в данных условиях) развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.

Участники проекта: педагогический коллектив школы; учащиеся 5-11 классов; родители; общественные организации; жители города.

         Виды деятельности и  формы работы: изучение истории и экологии своего города и района, сбор материала в школьный музей леса и экологии, коллективно-творческие дела, в которых задействованы практически все ученики и учителя школы, встречи с интересными людьми, походы по родному краю, дни здоровья, экологические акции и праздники.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Повышение уровня экологической грамотности;
  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения и воспитания  учащихся;
  • Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях и пр.;
  • Привлечение внимания общественности к экологическим проблемам города.

         По окончании проекта мы хотим получить выпускника, отвечающего нашей модели экологически грамотного человека. В которой, мы выделили несколько блоков: Здоровье, Знания и умения, Познавательная деятельность, Культура личности, жизненные и нравственные ценности.

         Главную роль в реализации данной программы играет школьное экологической объединение «Родник», которое уже 15 лет работает в нашей школе.

         В ходе реализации проекта выделяют 3 основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

         Подготовительный – привлечение внимания учащихся 5 класса к природе родного края, экологическим проблемам города и области. Для этого мы организуем экскурсии и походы, экологические праздники, экоуроки и лекторий.

         Основной этап (учащиеся 6 - 9  классов). Реализация проекта на основном этапе идет в нескольких направлениях:

v Просветительская работа по формированию экологической культуры:

ü уроки экологического содержания;

ü экологические конференции, вечера, акции.

v Экспериментально-исследовательская деятельность:

ü создание группы по изучению природы родного края;

ü мониторинг экологического состояния природы города Воронежа;

ü участие в экологических конкурсах различного уровня.

v Информационно-аналитическая деятельность:

ü выпуск плакатов и информационных листов;

ü создание видеожурналов;

ü создание сборника исследовательских материалов учащихся;

ü участие в различных районных и областных конференциях.

v Природоохранная деятельность:

ü создание рекреационных зон на территории школы и в пригородных лесах;

ü создание искусственных гнездовий, мест кормления птиц;

ü благоустройство и озеленение города;

ü поддержание естественного состояния леса.

v Проектная деятельность. В своей работе мы используем разные виды проектов: информационно-поисковые, драматизационные, продуктивные, научно – исследовательские, практико-ориентированные.

         Известный русский писатель и ученый Кропоткин П.А. писал, что человек будущего будет иметь счастье и право на проведение собственных научных исследований. Нам важно донести до учащихся, что нет абсолютных истин и что в каждом предмете окружающего нас мира, будь то капля росы или даже мебель, стоящая в комнате, заключено множество удивительных и не всегда объяснимых фактов. Личность, выполнившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.

         Практико-ориентированные проекты являются самыми интересными для учащихся, поэтому они с увлечением в них участвуют. Нами были реализовано несколько таких проектов «Живи, родник» (обустройство родников), «Зелёная ветвь» (организация школьного Музея леса и экологии с целью пропаганды экологических знаний), «Возродим Воронежские леса» (закладка школьного питомника, высадка саженцев дуба на месте сгоревших лесов), «Птицам – нашу заботу» по развешиванию скворечников в парке имени Дурова.

         Школьники способны принимать активное участие в защите природы. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Поэтому мы проводим различные экологические акции и праздники, собираем макулатуру, пластик, батарейки.

Оценка эффективности работы над проектом.

  • Анкетирование учащихся и их родителей

(определение уровня воспитанности, типа экологического сознания)

  • Достижения учащихся (участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах).
  • Количество участников объединения «Родник».
  • Участие ребят в акциях.

Результат для школьников

  • удовлетворение психологических потребностей учащимися
  • добровольное гражданское участие в решении актуальных вопросов на уровне родного края;
  • получение нового социального и практического опыта и умений;
  • повышение уровня знаний об окружающей среде;
  • полезный и интересный досуг.

Результат для школы

  • организация внеурочной деятельности учащихся;
  • развитие системы экологического образования и воспитания в школе.

Результат для окружающей среды

  • реальное улучшение экологической обстановки путём практических действий;
  • снижение давления на местную окружающую среду со стороны части горожан, благодаря повышению их экологической компетентности и экологической культуры.

         Использование различных технологий помогают привлечь детей к решению экологических проблем; привить им навыки здорового образа жизни; расширить экологические знания; повысит экологическую культуру взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной; разрушить потребительские стереотипы традиционного мышления с ориентацией на неограниченное господство над Природой; исключить негуманное отношение к ней.  Основу всех этих воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание и Самоограничение.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Эколого-краеведческое воспитание учащихся" »

Эколого-краеведческое воспитание учащихся


Денисова Н.А., Качурина Е.Е, Шацких М.А.

МБОУ СОШ № 40 г. Воронеж

Подготовка современных, думающих людей способных принимать самостоятельные решения, невозможна без заинтересованного отношения к таким предметам, как биология, география, химия и экология.

Появление и развитие современных экологических проблем связывают со сверхпотреблением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. А учителя нашей кафедры считают, что это следствия глобального кризиса личности, который проявляется в росте агрессивности, жестокости, дефицита ответственности перед будущими поколениями за состояние природной среды в мире. Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных подростков культуры взаимодействия с окружающей средой, которая как показывает жизнь, у большинства из них находиться на достаточно низком уровне.

Восприятие природы в целом ограничивается, как правило, представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, а нравственно-эстетическое отношение к ней отсутствует. Чтобы изменить мнения учащихся о взаимоотношениях человека и природы учителями нашего методического объединения был разработан проект эколого-краеведческого воспитания учащихся «Человек. Мировоззрение. Природа.». Проект реализуется в школе шестой год.

Главная цель проекта: воспитание экологически грамотной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности, любящей и знающей свой родной край.

Задачи проекта:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

  • формирование эколого-гуманистического мировоззрения;

  • создание условий для изучения истории и экологии своего края и других регионов России;

  • максимальное (в данных условиях) развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.

Участники проекта: педагогический коллектив школы; учащиеся 5-11 классов; родители; общественные организации; жители города.

Виды деятельности и формы работы: изучение истории и экологии своего города и района, сбор материала в школьный музей леса и экологии, коллективно-творческие дела, в которых задействованы практически все ученики и учителя школы, встречи с интересными людьми, походы по родному краю, дни здоровья, экологические акции и праздники.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Повышение уровня экологической грамотности;

  • Развитие творческих способностей учащихся;

  • Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения и воспитания учащихся;

  • Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях и пр.;

  • Привлечение внимания общественности к экологическим проблемам города.

По окончании проекта мы хотим получить выпускника, отвечающего нашей модели экологически грамотного человека. В которой, мы выделили несколько блоков: Здоровье, Знания и умения, Познавательная деятельность, Культура личности, жизненные и нравственные ценности.

Главную роль в реализации данной программы играет школьное экологической объединение «Родник», которое уже 15 лет работает в нашей школе.

В ходе реализации проекта выделяют 3 основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный – привлечение внимания учащихся 5 класса к природе родного края, экологическим проблемам города и области. Для этого мы организуем экскурсии и походы, экологические праздники, экоуроки и лекторий.

Основной этап (учащиеся 6 - 9 классов). Реализация проекта на основном этапе идет в нескольких направлениях:

  • Просветительская работа по формированию экологической культуры:

    • уроки экологического содержания;

    • экологические конференции, вечера, акции.

  • Экспериментально-исследовательская деятельность:

  • создание группы по изучению природы родного края;

  • мониторинг экологического состояния природы города Воронежа;

  • участие в экологических конкурсах различного уровня.

  • Информационно-аналитическая деятельность:

    • выпуск плакатов и информационных листов;

    • создание видеожурналов;

    • создание сборника исследовательских материалов учащихся;

    • участие в различных районных и областных конференциях.

  • Природоохранная деятельность:

    • создание рекреационных зон на территории школы и в пригородных лесах;

    • создание искусственных гнездовий, мест кормления птиц;

    • благоустройство и озеленение города;

    • поддержание естественного состояния леса.

  • Проектная деятельность. В своей работе мы используем разные виды проектов: информационно-поисковые, драматизационные, продуктивные, научно – исследовательские, практико-ориентированные.

Известный русский писатель и ученый Кропоткин П.А. писал, что человек будущего будет иметь счастье и право на проведение собственных научных исследований. Нам важно донести до учащихся, что нет абсолютных истин и что в каждом предмете окружающего нас мира, будь то капля росы или даже мебель, стоящая в комнате, заключено множество удивительных и не всегда объяснимых фактов. Личность, выполнившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.

Практико-ориентированные проекты являются самыми интересными для учащихся, поэтому они с увлечением в них участвуют. Нами были реализовано несколько таких проектов «Живи, родник» (обустройство родников), «Зелёная ветвь» (организация школьного Музея леса и экологии с целью пропаганды экологических знаний), «Возродим Воронежские леса» (закладка школьного питомника, высадка саженцев дуба на месте сгоревших лесов), «Птицам – нашу заботу» по развешиванию скворечников в парке имени Дурова.

Школьники способны принимать активное участие в защите природы. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Поэтому мы проводим различные экологические акции и праздники, собираем макулатуру, пластик, батарейки.

Оценка эффективности работы над проектом.

  • Анкетирование учащихся и их родителей

(определение уровня воспитанности, типа экологического сознания)

  • Достижения учащихся (участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах).

  • Количество участников объединения «Родник».

  • Участие ребят в акциях.

Результат для школьников

  • удовлетворение психологических потребностей учащимися

  • добровольное гражданское участие в решении актуальных вопросов на уровне родного края;

  • получение нового социального и практического опыта и умений;

  • повышение уровня знаний об окружающей среде;

  • полезный и интересный досуг.

Результат для школы

  • организация внеурочной деятельности учащихся;

  • развитие системы экологического образования и воспитания в школе.

Результат для окружающей среды

  • реальное улучшение экологической обстановки путём практических действий;

  • снижение давления на местную окружающую среду со стороны части горожан, благодаря повышению их экологической компетентности и экологической культуры.

Использование различных технологий помогают привлечь детей к решению экологических проблем; привить им навыки здорового образа жизни; расширить экологические знания; повысит экологическую культуру взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной; разрушить потребительские стереотипы традиционного мышления с ориентацией на неограниченное господство над Природой; исключить негуманное отношение к ней. Основу всех этих воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание и Самоограничение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Эколого-краеведческое воспитание учащихся"

Автор: Шацких Марина Алексеевна, Качурина Елена Евгеньевна, Денисова Наталья Анатольевна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108147


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства