"Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории"
"Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории"
Процесс исследования, включающий общение со старшими, что предусматривает формирование жизненно необходимых навыков, позволяет услышать живой голос человека прошлого, ощутить свою важную роль “хранителя традиции”, “спасителя информации; первооткрывателя”. Ученик – интервьюер превращается в исследователя, сотрудника учителя на уроке, получает навыки научной работы, изучает историю в активной позиции, обретая к ней качественно новый интерес.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории"»
Научно-методическая статья "Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории"
Сегодня важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. С помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в этот мир.
Но в последнее время авторитет и популярность истории как школьного предмета, особенно у старшеклассников, резко падают. Это приводит к росту бездуховности, гражданского равнодушия значительной части молодежи. Следовательно, историческое образование не достигает одной из главных своих целей.
В чем же причина сложившейся ситуации? Как найти из нее выход? В результате анкетирования учащихся МОУ ИРМО «Кудинская СОШ» выяснилось, что ребята в целом положительно относятся к урокам истории. Но, признавая немалую роль рассказа и объяснения учителя на уроке, учащиеся, наряду с этим, хотели бы заниматься самостоятельной деятельностью. Но школьники работают, в основном, на воспроизводящем уровне, редко получая возможность работы на преобразующем и творческо-поисковом уровнях. Это приводит к тому, что угасает интерес к предмету. 80% опрошенных хотели бы заняться исследовательской деятельностью. Им интересно самим прийти к выводам и обобщениям. Они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в котором могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
Следовательно, необходимо поставить перед учащимися такие задачи, которые побуждали бы их к творческому поиску; целенаправленно обучать школьников приемам учебной работы; использовать такие формы учебной работы, которые стимулируют общение учащихся. Необходимо также дать ученику возможность работать с тем историческим материалом, который ему интересен, является личностнозначимым, вызывает переживания, сочувствие. Построенная таким образом познавательная деятельность влияет на эмоциональную сферу ученика, способствует формированию ценностных ориентаций.(2) Хотелось бы поделиться опытом работы по организации исследовательской деятельности на уроках истории. Существуют различные виды, методы исследовательской деятельности: работа с источниками, решение познавательных задач, написание рефератов, сообщений, проектов, самостоятельные исследования.
Например, изучение экономической истории или социальных движений уместно полностью организовать на основе уроков-модулей.
Так при изучении темы “Гражданская война”, благодаря модульной технологии, каждому ученику предоставляется возможность индивидуальной работы над познавательными заданиями и задачами во время поэтапного и завершающего контроля. В процессе этой работы они самостоятельно выявляют причины восстания, характеризуют его участников и излагают свой взгляд по поводу справедливости и правильности действий обеих противостоящих сторон. Ученики представляют себя, то в большевиков, белогвардейцев. Кроме индивидуальной, осуществляется работа в учебных подгруппах. Таким образом, модульный урок способствует активизации воспитательного интереса учащихся, созданию атмосферы сотрудничества между одноклассниками. Такая работа становится для них значимой и интересной.
Но совсем необязательно весь урок строить на работе с источниками и решении познавательных заданий. Эти виды работы можно использовать как элемент на каком-то отдельном этапе урока. Например, в курсе “История Средних веков” (6 класс) при изучении темы “Образование славянских государств”, рассказывая об образе жизни древних славян, учитель предлагает выполнить следующее задание.
Прочтите отрывок из документа XI века и:
а) объясните, как славяне решали важные вопросы жизни племени; каков был порядок управления в племени; сделайте вывод об общественном строе славян;
б) расскажите, как славяне поступали с теми, кто противоречил принятому порядку жизни в племени;
в) расскажите, какую еще информацию о жизни славян, помимо их управления, можно получить из текста.
“Всеми этими племенами, которые вместе называются лютичами, не управляет отдельный властитель. Рассуждая на сходке о своих нуждах, они единогласно все соглашаются относительно того, что следует сделать; а если кто из них противоречит принятому решению, то того бьют палками, а если он вне собрания открыто противятся постановлению, то либо имущество его предается огню и разграблению, либо он уплачивает в собрании определенную сумму денег, сообразно с его состоянием”.
Решение таких заданий, основанных на работе с источниками, во-первых, дает возможность школьникам самостоятельно мыслить и делать свои собственные выводы, привносит разнообразие в образовательный процесс; во-вторых, увеличивает объем получаемой информации и позволяет участвовать в совместном обсуждении проблем в парах. В последнее время стал популярен метод проектов. Эта методика была разработана во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж Дьюи, Э.Дьюи, Х.Килпатрик и др. выдвинули идею, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом становится получение цельного знания по предмету и овладение навыками исследовательской деятельности.
Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.
Особый интерес представляют исследовательские проекты, как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах.
В работе над учебным проектом можно выделить следующие этапы:
1. Выбор проекта, определение его типа и числа участников.
2. Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта.
3. Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Распределение задач по группам.
4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям. Сбор и анализ информации, работа с источниками.
6. Промежуточные обсуждения полученных данных.
7. Представление и защита проекта.
Коллективное обсуждение, выводы. Рефлексия. Педагог, как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.
Изучение истории России XX века предоставляет огромные возможности для исследовательской деятельности. Для не очень отдаленного прошлого нам предоставляется бесценная возможность непосредственного общения с теми, кто обладает историческим опытом – родителями, бабушками, дедушками, старшими современниками вообще.
Задача учителя – организовать ситуацию общения таким образом, чтобы добиться максимального учебного эффекта и, одновременно, получить ряд ценных свидетельств о прошлом, пригодных для использования, как в школе, так и в научной практике.
Наиболее удачными формами такой организации являются, как показывает опыт, интервью и различные формы опросов, в чем следует убедить учащихся.
Но нельзя ограничиваться лишь сбором информации. Необходимо показать ученикам, что информация, полученная от респондентов, с течением времени “преломилась” (исказилась, дополнилась). К ней надо относиться как к любому историческому источнику – критически, делая поправку на свойственный людям субъективизм. Метод интервью дает возможность общения людей разных эпох и поколений, столь необходимую при изучении исторического опыта на уроках истории.
Определение тематики интервью обычно зависит от конкретной проблемы, которую следует изучить в соответствии с программными установками курса. Например: “Участие в общественно-политической жизни”, “Социально-экономические проблемы периода застоя”.
Если этот метод используется при работе над учебным проектом, то тема интервью выбирается исходя из темы и целей проекта. Например, при работе над проектом “с.Хомутово в годы Великой Отечественной войны”.
Аналитическая часть работы с собранной информацией может иногда проходить на уроке, чаще в проблемных лабораториях. Здесь ученики могут на время превратиться в политологов, экономистов, социологов, культурологов и т.д.
Очень важно, что при этом материал не представлен учащимся в готовом виде, а “добыт” и обработан им самостоятельно. Таким образом ,меняется отношение к знаниям: из вещи “купленной в магазине”, они превращаются в “сделанное своими руками”, приобретают новую ценность.
Не менее ценна и дидактическая сторона: создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка “изнутри”, он способен ее прочувствовать, “сопережить”. История в глазах детей оживает, становится ближе и доступнее. Все это дает колоссальный “выброс” эмоций, способствующий формированию положительной мотивации к изучению предмета, к исследованию. При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть в конкретных обстоятельствах, через его деятельность, и отсюда реально и заинтересованно подойти к изучению событий государственного масштаба.
История государства в этом случае не отдаляется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека, в том числе и собственная значимость.
Процесс исследования, включающий общение со старшими, что предусматривает формирование жизненно необходимых навыков, позволяет услышать живой голос человека прошлого, ощутить свою важную роль “хранителя традиции”, “спасителя информации; первооткрывателя”. Ученик – интервьюер превращается в исследователя, сотрудника учителя на уроке, получает навыки научной работы, изучает историю в активной позиции, обретая к ней качественно новый интерес.
Литература
1. Гольденберг М. Интервью как метод активизации познавательной деятельности при изучении отечественной истории 1960-1980 гг.// История. 2005 год, №6.
2. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности школьников// Вопросы психологии. 2004, год №4.
3. Тарасова Н.В. Проектная работа по истории// Преподавание истории и обществознания в школе – 2004, №3.
4. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Средних веков: 6 класс. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.