kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование современных образовательных технологий в обучении истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируются убеждения, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны

Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий в обучении истории»

М униципальное общеобразовательное учреждение

«Школа№5 г. Дебальцево»
















Использование современных образовательных технологий в обучении истории.









Автор. Учитель истории и обществознания

Емельянова Алла Викторовна













2020г.



Тема доклада

Использование современных образовательных технологий в обучении истории.

План

  1. Вступление. Об актуальности выбора данной проблемы как способа обучения, превосходящего возможности традиционных способов реализации учебного процесса.



  1. Основное содержание

  1. Постановка целей и задач работы над проблемой.

  2. Понятие образовательной технологии.

  3. Технология модульного обучения в истории.

  4. Практическое применение модульной технологии на уроках истории 10-11 классах.

  5. Из собственного опыта работы.



  1. Выводы и рекомендации.























В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогии считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируются убеждения, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В современных образовательных технологиях ставка делается на появление у детей потребности к саморазвитию, стремлению к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках.

Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения.

В данный период актуальность темы состоит в том, что современные образовательные технологии обучения весьма перспективны и, как способ обучения, намного превосходят возможности традиционных способов реализации учебного процесса.

Важным является определение того, как необходимо поступать учителю при разработке содержания инновационного обучения, что следует передать посредством новых обучающих систем. Таким образом, целью работы является стремление показать рассмотреть, какие виды современных образовательных технологий можно применять в обучении истории в общеобразовательной школе.

Исходя из цели, мы ставим следующие задачи:

  • Раскрыть понятие «образовательные технологии»;

  • Привести примеры современных образовательных технологий;

  • Дать анализ современным образовательным технологиям в обучении истории;

  • Рассмотреть применение ИКТ в обучении истории;

  • Показать возможности применения современных образовательных технологий на уроках истории.



На рубеже XX-XXI веков вычислительная техника проникла во все сферы человеческой деятельности и открыла громадные возможности выбора источников информации, применение информационных технологий в преподавание.

Мною изучена появившаяся методическая литература по этой проблеме. М.Т. Студеникин в книге «Современные технологии преподавания истории в школе» подчеркивает, что применение технических средств – одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. ( Студеникин; с. 105). Пособие посвящено современным технологиям преподавания истории – модульно-блочному обучению, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках истории. Собраны вопросы и задания развивающего характера, викторины учащихся. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения.

Не менее интересен подход В.И. Боголюбова, который в своей статье « Инновационные технологии в педагогике» отмечает, что обновление школы возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовки педагогов. (Боголюбов; с. 5).





Понятие образовательной технологии

В современных условиях модернизации образования изменяются цели и задачи, стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей».

Переход на компетентностное образование начался с 2002г. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистически подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки на учащихся, более эффективного учебного времени.

Технологические идеи не являются в дидактике и педагогике абсолютно новыми. Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще и Ян Амос Коменский 400 лет назад. Я.А.Коменский обосновывает в качестве одной из ведущих задач теории обучения – « всех учить всему», но учить при этом «верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло». Таким образом, сформулирована одна из важнейших идей технологии – гарантированности результата. Механизм обучения, т.е. учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А. Коменский назвал «дидактической машиной» (Коменский; с. 105). Для нее важно: отыскать цели, отыскать средство достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами.

Таким образом, вырисовывается своеобразный модуль: цель – средства – правила их использования – результат. Это ядро любой технологии в образовании.

Слово «технология» происходит от греческих слов–искусство, мастерство и учение.

Образовательная технология – совокупность форм, методов, приёмов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей.

А теперь выделим признаки и понятия «образовательная технология» :

- двусторонний процессуальный характер взаимосвязанной (совместной) деятельности учителя и учащихся ;

- совокупность приёмов и методов, тесно связанных между собой;

- проектирование, организация, ориентирование и коррекция образовательного процесса (полный цикл управления учащимися своей деятельностью);

- наличие комфортных условий для участников учебного процесса;

- управление на всех этапах, уровнях, группах.

Анализ современных образовательных технологий, используемых в обучении истории

Технология модульного обучения в истории

Преподаватели в школе требуют постоянного обновления методики. Старшей школе предъявляются новые требования к организации учебной деятельности школьников, предпринимаются попытки ёё технологизации, т.е разрабатывается комплекс оптимальных дидактических условий взаимодействия обязательных, взаимосвязанных средств, приёмов и методов, объединённых в систему, которая гарантирует прогнозируемый результат.

В связи с этим, в старшей школе постепенно набирает популярность модульная технология.

Термин «модуль» пришёл в педагогику из информатики.
Обучающий модуль – это логически завершённая форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, условия которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.

Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.

Модульная технология интересна и эффективна для старшей школы тем, что она позволяет удачно сочетать новые подходы обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы.

Наиболее существенными элементами модульной технологии можно обозначить:

  • блочная (модульное) построение чёткого материала;

  • мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

  • преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;

  • организация самоконтроля и внешнего контроля, формирование учебной деятельности, усвоение учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

На уроках истории, так же как и на уроках других предметов, возможно применение модульной технологии.

Работая над проблемой, одной из форм привлечения учащихся к поисковой деятельности является их участие в различных конкурсах.

Так в этом году ученица 11 класса Лукашевич Анастасия приняла участие в открытом республиканском конкурсе поисково-краеведческих работ учащейся молодёжи «Донбасс – мой родной край» и заняла I место в городе Дебальцево и в области за очерк «У памяти нет прошлого». (О железнодорожном вокзале г. Дебальцево).




Согласно технологии модульного обучения истории в старших классах были проведены нестандартные уроки.

Открытый урок истории в 10 классе прошёл в оптимальном темпе, части урока были логически связаны друг с другом, что позволило формировать интерес к изучению исторического материала по теме «Гражданская война: новые подходы».

Активизация новых знаний включала в себя самостоятельное изучение нового материала, отработку умений и навыков. Новые знания были получены в результате изучения дополнительных средств информации.

Учащиеся были разделены на две группы. Каждый участник понимал, что на него надеялись в общем продвижении к решению проблемы. Работа в группах позволила каждому высказывать своё мнение, выделить в роли ответственного представителя группы при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы. Учащимся Полякову Я. и Гончарову Д. было поручено подготовить научный доклад, который и был представлен на конференции. Услышав иное мнение других и расширив свои знания, старшеклассники попытались найти верное решение проблемы: Гражданская война – трагедия русского народа.

Учитывая возрастные особенности, основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы, учащиеся аргументировано представили собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Проблема периодизации Гражданской войны. Три подхода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражение «белых». Две армии одного народа.

Участники конференции дали положительную оценку проведения конференции. Отмечено: хорошо подготовительный доклад Полякова Я. и его способности публично выступать, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Считаю, что поставленные цели реализованы.

Урок истории Отечества «Российская империя и Донецкий край во второй половине XIX века»

Оборудование урока : компьютер, проектор, презентация, документы, историческая карта «Россия после реформы (с 1861 по 1900 гг.) Развитие капитализма», портреты учёных и писателей XIX века, выставка книг по данной теме помогло учащимся реализовать собственные цели и цели урока.

Работая в группах, учащиеся проявили себя и свои творческие способности в решении проблемных вопросов. Презентация «Донецкий край во второй половине XIX века» было не только интересной, но и познавательной, основанной на использовании дополнительного материала.

Подготовка и демонстрация авторской работы картины «И дух Отечества нам сладок и приятен…» вызвала всеобщее восхищение.

В школе работает Студия «Пусть в историю» для 10-11х классов, целью которой является формирование умений и навыков вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, формировать правильный образ мышления. Темы для обсуждения предлагались самими старшеклассниками: на занятиях Студии «Об обществе патриотизме, гражданственности и обо мне» обсуждение темы затрагивала каждого школьника. В ходе работы Студии состоялся обмен мнений, дискуссия, основанная на фактах и примерах, взятых из работ над проектами:

  1. Воспитай в себе гражданина и патриота.

  2. Роль СМИ в политической жизни современного общества.

3.Молодёжная политика: проблемы, поиск, размышления.



Участники и слушатели пришли к общему мнению, что формирование патриотических черт характера и активная жизненная позиция – главное в самовоспитании каждого человека.



«Санкции против России: кризис или новые возможности?» Ценным в работе Студии являлась то, что тема была основана на реальных жизненных событиях. Каждый из участников имел свою собственную точку зрения, основанную на фактах, получил опыт общения и поиска информации, нахождение компромисса и верного решения в ходе дискуссии.

Реализация программы по подготовке к празднованию 75той годовщины победы в Великой Отечественной войне была видна при проведении интерактивной презентации «Пять мгновений победы». Под музыку Шостаковича был озвучен эпиграф.

«Великая Отечественная война это не только трагедия, но и сила человеческого духа и творческий порыв». Работа в этом направлении продолжается

ПРЕДМЕТЫ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ - открытый урок истории в 5 классе
проходил в форме Аукциона. Пятиклассники с нетерпением ждали это событие, потому что экспонаты для Аукциона были созданы их руками. К каждому экспонату составлено описание с учетом фактов истории родного края. В перерывах между этапами Аукциона, учащимся были представлены музыкальные паузы, «монолог барона Мюнхаузена». Исторические факты и события, изученные учениками, надолго останутся в памяти.

Главная цель – интерес к истории была достигнута.





Однажды Б. Шоу сказал:

«Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность».

Деятельность моих учеников, стремление больше и лучше знать историю своего Отечества, на сегодняшний день, остаётся разнообразной, соответствующей уровню возможностей и мотивированной на успех.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Использование современных образовательных технологий в обучении истории

Автор: Емельянова Алла Викторовна

Дата: 14.08.2020

Номер свидетельства: 555754

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Информационная карта «Построение процесса обучения на основе  образовательных технологий на уроках истории и обществознанияпри подготовке к ГИА» "
    ["seo_title"] => string(164) "informatsionnaia-karta-postroieniie-protsiessa-obuchieniia-na-osnovie-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniiapri-podghotovkie-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "141543"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418137902"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Использование современных технологий обучения на уроках истории "
    ["seo_title"] => string(74) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-tiekhnologhii-obuchieniia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "191597"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427347114"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Использование современных педагогических технологий на занятиях обществознания и истории"
    ["seo_title"] => string(109) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-obshchiestvoznaniia-i-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "276252"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452695296"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Творческий отчет учителя истории Аленовой К.Е."
    ["seo_title"] => string(54) "tvorchieskii-otchiet-uchitielia-istorii-alienovoi-k-ie"
    ["file_id"] => string(6) "287364"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454481133"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Творческий отчет учителя истории Смирновской СШ №1 Аленовой К.Е."
    ["seo_title"] => string(72) "tvorchieskii-otchiet-uchitielia-istorii-smirnovskoi-ssh-1-alienovoi-k-ie"
    ["file_id"] => string(6) "287365"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454481221"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства