I. Формальные параметры |
1.Наименование (тема) опыта | Построение процесса обучения на основе современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания при подготовке к ГИА. |
2. Автор-разработчик педагогического опыта | Фомина Светлана Витальевна |
3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вандышевская СОШ» |
4. Период формирования и функционирования педагогического опыта | 2009 – 2013 гг. |
4. Адрес педагогического опыта | Учителя истории и обществознания. |
II. Содержательные параметры |
1.Актуальность опыта | Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в «Концепции модернизации российского образования», является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Образование рассматривается как целенаправленный организованный, управляемый и контролируемый процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, направленный на формирование нужной и полезной обществу личности, на становление инициативности, самостоятельности, ответственности, т.е. обучающиеся должны овладеть опытом выполнения определённых личностных функций. Предметы история и обществознание призваны не только расширить кругозор учащихся, познакомить их с прошлым различных народов, углубиться в изучение собственной истории, но и научить извлекать из историко - обществоведческого опыта собственный личностный опыт, а реально существующая образовательная система направлена на усвоение понятий, способов деятельности, применения знаний в определённой предметной сфере. Такое положение дел перестало устраивать всех: государство, которое осознало необходимость обновления образования на всех уровнях и взяло курс на обновление образования; общество, которое пришло к выводу, что человек, являющийся носителем устаревшей информации, не владеющий эффективными стратегиями мышления, не способен иметь активную гражданскую позицию, включаться в политическую действительность, быть созидателем, компетентным специалистом. В связи с этим очевидны следующие противоречия: –между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться; – между социальными ожиданиями-потребностями социума и состоянием современного образования. Одним из способов разрешения данных противоречий может быть комплексное применение технологии развития критического мышления, проблемной технологии и информационно - коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания, которые способны решить ряд задач, касающихся обновления образовательного процесса в целом и историко - обществоведческого – в частности. У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса при использовании современных образовательных технологий. Уроки истории и обществознания предполагают формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации, умение работать с документами, с понятиями, проектировать монологический ответ по теме по алгоритмам, памяткам, самое главное умение проводить параллель истории с современностью. |
2.Содержательная форма представления опыта | 1. Инновационный проект, описывающий приемы проектирования процесса обучения с применением технологии развития критического мышления и проблемной технологии в комплексе , направленного на достижение запланированных результатов, способствующих формированию активной жизненной позиции, позволяющей легко ориентироваться в неоднородном информационном пространстве (см. Проект). 2. Методические разработки, способствующие повышению эффективности урока: «Банк данных лично – значимых и проблемных ситуаций в курсе Новой истории, 7-8 класс», конспекты уроков с комплексным применением ТРКМ и проблемной технологии (с презентациями) (Приложение). |
3.Инновационная направленность опыта | Практическая значимость опыта состоит: 1. Во внедрении в практику работы коллектива МКОУ приемов интеграции технологии развития критического мышления и проблемного обучения (лично-значимые проблемные ситуации) на уроках истории и обществознания. 2. Применение разработанных приемов и лично – значимых проблемных ситуаций, возможно, любым учителем – предметником. 3. Представленный проект позволяет педагогам перейти к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В реализации опыта использованы следующие инновационные методы и технологии: – проблемная технология (применение лично – значимых проблемных ситуаций); – технология развития критического мышления; – метод проектов; – ИКТ как способ интеграции различных технологий. |
4.Методологическая база опыта | Проект предусматривает изучение комплекса методов и методик практической педагогической деятельности, опубликованных в ряде трудов по педагогике и психологии. В своей работе опираюсь на элементы теорий: о ведущих типах деятельности в отдельные возрастные периоды (А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.); о содержании и этапах формирования учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, Н.А.Менчинская, Н.Ф.Талызина, Л.В.Занков и др.); о мотивации учения и развитии познавательных интересов школьников (В.С.Ильин, А.К.Маркова, Л.И.Божович, Г.И.Щукина и др.); о проблемном обучении (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер, Н.ЕДайри и др) |
5.Педагогическая целесообразность опыта | Цель данного педагогического проекта: выявление и создание условий для развития учащихся (овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику комплексного использования технологии развития критического мышления и проблемного обучения. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: – Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме проекта. – Выявить и создать условия для внедрения технологии развития критического мышления (ТРКМ) и проблемного обучения в практику работы (разработка лично – значимых и проблемных заданий с различными способами подачи нового материала, уроков с элементами проблемного обучения и ТРКМ) для трансляции педагогического опыта. Применяются методы обучения как активные, основанные на коммуникациях, так и интерактивные, стимулирующие познавательный процесс, разнообразящие процесс обучения, раскрепощающие личность, проявляющие творческую активность, помогающие установить психологический контакт между учителем и учеником. Преобладающими методами данных технологий является проблемно - поисковый и сознательно-коммуникативный. Виды деятельности при реализации проекта: исследовательская, проектная, коммуникативная. |
6.Психологическая целесообразность опыта | Книжная культура восприятия учащимися многих предметов неуклонно снижается. Из года в год отмечается снижение способности учеников к логическому построению материала, к умениям делать выводы и обобщения, объяснять сущность многих явлений и даже связно излагать информацию повествовательного характера. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. Общество, в котором они живут, очень отличается от общества, в котором выросли мы, решения, которые им предстоит принимать, не могут определяться только прошлым. Необходимо у каждого ученика сформировать новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность и толерантность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. |
7.Социальная направленность опыта | Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. В основе уроков с применением ТРКМ и постановки лично – значимых проблемных ситуаций лежат ценности: – формирование и развитие личности: знание, самосознание, самоактуализация, сотрудничество, взаимопомощь, общение в учебной деятельности, лидерство, успех; – формирование и развитие жизненных ценностей: счастливая семейная жизнь, воспитание детей, полноценное приобщение к культуре, познание самого себя или «Я-концепция», развитие своих способностей, полноценное общение с людьми, успешная политическая карьера, профессиональная деятельность, достижение материального благополучия. |
8.Воспроизводимость опыта | Данный опыт может быть использован учителями истории и обществознания в любом образовательном учреждении, так как не требует дополнительных материальных затрат, приемлем для всех видов действующих программ. Работая над данным проектом, пришла к выводу, что необходимо сотрудничество с учителями филологического цикла, классными руководителями. В практике моей работы имеется опыт проведения интегрированных уроков совместно с учителем литературы, МХК. В 2011 году осуществляла руководство педагогической практикой студентки ЧГПУ исторического факультета Саморуковой Натальи Петровны. |
9.Ресурсное обеспечение опыта | Ресурсное обеспечение проекта является достаточным для его реализации: – кабинет истории соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя; – кабинет снабжен комплектами дидактических материалов для истории и обществознания; – кабинет оснащен АРМом, имеется возможность применения на уроках мультимедийных средств: компьютера, проектора, есть постоянный выход в Интернет; – в кабинете в достаточном объёме представлена дополнительная литература по истории и обществознанию для учащихся и учителя; – имеются электронные пособия по истории и обществознанию, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися. Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: имею высшую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование. Продолжаю пополнять знания по содержанию и методике преподавания истории и обществознания не только во время курсовой подготовки, но и в процессе самообразования. |
III. Результативные параметры |
1.Эффективность опыта с точки зрения полученных результатов | Приемы данных технологий можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, не авторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт – не могут существовать отдельно и использоваться от случая к случаю. Опыт работы показывает, что можно использовать практически все «старые приемы». Суть не в них, а в принципах и в модели «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использование данных технологий позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке. Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и таблицы. Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения. Главный вопрос для рефлексивного анализа: достигнуты ли поставленные цели обучения? Утвердительный ответ означает, что выбранная технология обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска. |
2. Распространение педагогического опыта | С целью распространения инновационного опыта даны открытые уроки, выступила на заседаниях педагогического и методического совета, организованы семинары, проведены мастер-классы. Тематика выступлений: «Технология ИКТ в образовательном процессе» (апрель 2009г), «Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития школьника» (2010г), «Организация подготовки к ГИА в форме ЕГЭ участников образовательного процесса» (2011г), «Педагогическая этика» (2012г). Провела открытые уроки, с применением ИКТ, проблемной и технологии критического мышления: «Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке» (7 кл., 2011г), «Отечественная война 1812г.» (8кл.,2012г), «Семья и брак: правовые основы» (11 кл, 2012г). Организовала внеклассные мероприятия и выставки, посвященные юбилейным датам истории («Отечественная война 1812 г.», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Конституции РФ – 20 лет» и др.). Обобщила опыт по теме: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ по обществознанию» (2012г.) и «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения» (2013) в форме буклетов и методическом сборнике РМК. С сентября 2013 года осуществляю руководство стажировочной площадкой по теме «Моделирование современного урока на основе системно – деятельностного подхода при подготовке к ГИА», в рамках которой выступала с сообщением по теме стажировочной площадки. |
3.Стабильность педагогической эффективности опыта | Отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону: для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету; у многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи; на уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке; ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала. По результатам диагностики можно сделать вывод о положительной динамики успеваемости (абсолютной и качественной) по истории и обществознанию обучающихся в течение реализации проекта. Мониторинг качества обученности по истории. Год обучения | Абсолютная успеваемость | Качественная успеваемость | 2009-2010 | 100% | 63% | 2010-2011 | 100% | 68,26% | 2011-2012 | 100% | 72,2% | 2012-2013 | 100% | 76,6% | Мониторинг качества обученности по обществознанию. Год обучения | Абсолютная успеваемость | Качественная успеваемость | 2009-2010 | 100% | 65,8% | 2010-2011 | 100% | 75,36% | 2011-2012 | 100% | 75% | 2012-2013 | 100% | 75% | Стабильность педагогической эффективности опыта подтверждается результатами успешной сдачи ЕГЭ и ГИА: Рейтинг учащихся по результатам ЕГЭ Год обучения | Количество сдававших | Средний балл | по школе | по району | 2009 | 2 (50%) | 51,4 | | 2010 | 1 (20%) | 75(75) | 1 | 2011 | 4 (57,14%) | 61,75 (64) | 2 | 2012 | 6 (75%) | 56,7 (61) | 2 | 2013 | 3 (50%) | 55,7 (70) | 4 | Рейтинг учащихся по результатам ГИА (9 кл.) Обществознание Год | Сдавали экзамен | Ср.балл | Ср. тест балл | Кач-во в % | 2011 | 7 (100%) | 3,71 | 24,86 | 71,4 | 2012 | 12(80%) | 3,9 | 28,1 | 66,7 | 2013 | 12(80%) | 3,9 | 28,9 | 75 | История Год | Сдавали экзамен | Ср.балл | Ср. тест балл | Кач-во в % | 2012 | 1(6,67) | 5 | 35 | 100 | Итоги участия в олимпиадах год | статус | предмет | Ф.И. участника | класс | 2008-2009 | I | Обществознание | Фомина Катя | 9 | II | Обществознание | Татарникова Настя | 10 | 2010-2011 | побед. | История | Фомина Екатерина | 11 | призёр | Обществознание | Фомина Екатерина | 11 | призёр | Обществознание | Давлетшина Алина | 10 | 2011-2012 | призёр | Обществознание | Вандышев Валера | 9 | призёр | Обществознание | Павлова Татьяна | 10 | 2012-2013 | призер | История | Нишонова Шахноза | 10 | призер | Обществознание | Хилажева Динара | 8 | 2013-2014 | призер | обществознание | Арсенова Даша | 8 | Медалисты по окончании школы: 2010 – Татарникова Настя; 2011 год – Лебедева Наташа, Лебедева Таня, Фомина Катя; 2013 год – Немцева Маша. – Мои ученики конкурентоспособны после окончания школы. Более 80 % выпускников школы поступают в ВУЗ, где профилирующим предметом является обществознание. Практика, которую приобретают ученики на уроках истории и обществознания, является прочным фундаментом любой сферы деятельности. |
Директор МКОУ «Вандышевская СОШ» _____________ Фролов И.Д.