МОУ «Школа № 119 г. Донецка»
Использование произведений живописи на уроках истории Отечества дает возможность активизировать различные виды учебно-познавательной деятельности учащихся. В этом случае процесс усвоения знаний происходит в атмосфере интеллектуальных, моральных и эстетических переживаний, творчества учителя и обучающихся, а также в форме самостоятельных работ. Процесс познания затрагивает душу ребёнка, подводит к личным выстраданным открытиям. Произведения изобразительного искусства на уроках истории Отечества, благодаря эмоциональному влиянию, обеспечивают путь усвоения содержания учебного материала через переживания. А это способствует формированию духовности подрастающего поколения.
1. Картина может служить задачам подготовки обучающихся к восприятию нового материала.
2. Становится источником активного получения знаний.
3. Картина является зрительной опорой для восприятия обучащимися рассказа учителя.
4. Усиливает эмоциональное и моральное влияние рассказа учителя.
5. Картина легко отпечатывается в памяти обучающихся, помогает закреплению исторического материала.
На уроке необходимо привлекать 1-2 картины. Исключение могут составлять повторительно-обобщающие уроки, на которых можно использовать несколько картин, уже знакомых обучающимся.
Картину необходимо продемонстрировать детям лишь в необходимый момент работы на уроке. Демонстрация картины должно происходить в единстве со словами учителя.
Указку используем в работе с историческим пейзажем. Во время демонстрации портрета указка не используется. Анализируя произведения других жанров живописи, необходимо пользоваться словесными указаниями: «прямо перед нами», «справа у стены», «в углу комнаты» и т.д.
Картина вывешивается высоко на доске, где ее видно всем обучающимся. Идеальный вариант – иметь также набор репродукций на каждый ученический стол.
Класс | Тема урока | Картина | Задание обучающимся |
7 | Образование Древнерусского государства | Н. Рерих «Строят город» | 1. Какие города были центрами древнерусской государственности? 2. Каким был средневековый город? |
7 | Образование Древнерусского государства | Н. Рерих «Заморские гости» | 1. По каким внешним признакам можно определить, откуда приплыли корабли? 2. Какой путь назывался «из варяг в греки»? |
7 | Первые князья Древнерусского государства | И. Глазунов «Князь Олег и Игорь» | 1. Почему портрет Олега художник пишет на фоне Днепра и кораблей? 2. Назовите годы правления Олега. |
7 | Княжение Владимира Великого | В. Васнецов «Князь Владимир» | 1. Кто и когда крестил Русь? |
7 | Древнерусское государство при Ярославе Мудром | Н. Рерих «Ярослав Мудрый» | 1. Какие личностные качества князя подчеркивает художник, изображая Ярослава за чтением и письмом? |
7 | Русь при Ярославичах | С. Иванов «Съезд князей» | 1. Какие решения было принято на Любечском съезде князей? 2. Когда проходил съезд? |
7 | Первые князья Древнерусского государства | Н. Рерих «Поход Игоря», В. Васнецов «После боя Игоря Святославовича с половцами» | 1. Когда состоялся поход новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев? 2. В чём значение «Слова о полку Игореве»? |
7 | Борьба Руси с нашествием с Запада и Востока | П. Корин «Александр Невский», Е. Лансере «После ледового побоища» | 1. «Прочитайте» портрет, дайте характеристику князю. 2. Определите с помощью картины, чем завершилась ледовое побоище? |
8 | Начало объединения русских земель | И. Глазунов «Накануне» из серии «Поле Куликово» , И. Глазунов «Проводы войска» | 1. Кто напророчил князю Дмитрию победу на Куликовом поле? 2. Кого из участников битвы изобразил художник вместе с Сергием Радонежским? |
8 | Начало объединения русских земель | А. Бубнов «Утро на Куликовом поле» | 1. Когда состоялась битва на Куликовом поле? 2. В чём историческое значение битвы? |
8 | Реформы Ивана IV | В. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный» | С помощью портрета определите черты характера Ивана IV? |
8 | Культура и церковь в XVIII веке | В. Суриков «Боярыня Морозова» | 1. Кто такие раскольники? Почему власти их преследовали? 2. С помощью картины определите отношение населения к раскольникам. |
8 | Социальное движение во второй половине XVII века | В. Суриков «Степан Разин» | 1. Проанализируйте композицию картины и определите отношение автора к главному герою. 2. С помощью текста учебника определите, какой момент крестьянской войны изобразил художник. |
8 | Начало царствования Петра I (Двоецарствие) | И. Репин «Царевна Софья» | 1. Благодаря каким художественным приемом можем узнать о взглядах Софьи на устройство жизни в России? |
8 | Начало царствования Петра I (Двоецарствие) | В. Суриков «Утро Стрелецкой казни» | 1. Чем завершился бунт стрельцов? |
9 | Реформы Петра I | В. Серов «Петр I» | 1. Какой город и когда был основан Петром I в начале Северной войны? 2. Почему возникла необходимость в его основании? |
11 | Превращение Донбасса в промышленный центр Российской империи | Н. Касаткин «Шахтерка» | 1. Какие промышленные центры появляются с развитием индустриализации в Российской Империи на Донбассе? |
11 | Отечественная война 1812 года | И. Прянишников «В 1812 году» | 1. Какая судьба постигла наполеоновскую армию в России? |
11 | Реформы 60-70-х гг. XIX века | Т. Мясоедов «Земство обедает» | 1. Что такое земство? 2. Кого избирали в состав земств? |
11 | Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX века | B. Репин «Не ждали», И. Репин «Арест пропагандиста» | 1. Чем запомнились народники в селах? 2. Кем были по социальному происхождению народники? |
10 | Россия в годы революции (1905- 1907 гг.) | С. Иванов «1905 год. Митинг 18 октября» | 1. Каким было отношение различных слоев населения к Манифесту 17 октября? |
10 | Революционные реформы новой власти | К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» | 1. Как вы считаете, о чём задумалась молодая мать на картине? 2. По деталям картины определите положение в городе. |
10 | Гражданская война и иностранная интервенция | М. Греков «Тачанка» | 1. Каким было вооружение времен гражданской войны? 2. Чем картина перекликается со словами Н.В. Гоголя «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа». |
10 | Многообразие культурной жизни в 1920-х гг. | Б. Иогансон «Рабфак идет» | 1. С какой целью были открыты рабфаки? 2. Кто был студентами рабфаков? |
10 | Сталинская индустриализация в СССР (Результаты политики индустриализации в СССР) | К. Трохименко «Кадры Днепростроя» | 1. Кто и как строил Днепрогэс? |
11 | Начало и первый период Великой Отечественной войны | М. Толкунов «Бессмертие» (Брест 1941) | 1. На протяжении какого периода происходила оборона Брестской крепости? |
11 | Начало и первый период Великой Отечественной войны | П. Криволапов «Защитники Брестской крепости» | 2. В чём состоит значение подвига защитников Брестской крепости? |
11 | Начало и первый период Великой Отечественной войны | А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941» | 1. Какие мероприятия были проведены для усиления обороны Москвы? |
11 | Начало и первый период Великой Отечественной войны | В. Яковлев «Портрет героя Советского Союза генерал- майора И.В. Панфилова | 1. В чём состояло значение подвига панфиловцев? |
11 | Поражение и победы 1942 г. | А. Дейнеко «Оборона Севастополя» | 1. Сколько продолжалась оборона Севастополя? |
11 | Движение сопротивления | В. Чеканюк «Партизаны» | 1. В какой местности действовали партизанские отряды? 2. Кто воевал в составе партизанских отрядов? |
11 | Движение сопротивления | М. Савицкий «Партизанская Мадонна» | 1. О каком характере войны со стороны СССР свидетельствовал размах партизанского движения? |
11 | Движение сопротивления и немецкий оккупационный режим | С. Герасимов «Мать партизана» | 1. С помощью картины определите основные черты оккупационного режима. |
11 | Движение сопротивления и немецкий оккупационный режим | А. Шовкуненко «Портрет С. Ковпака» | 1. «Прочитать» портрет, определить главные черты характера Ковпака. 2. Кого еще из руководителей больших партизанских соединений вы знаете? |
11 | Окончание Второй мировой войны | В. Костецкий «Возвращение» | 1. Какими были потери СССР в годы Великой Отечественной войны? |
11 | Окончание Второй мировой войны | Г. Логвинов, В. Панфилов «Знамя Победы» | 1. Кто водрузил знамя победы над Рейхстагом? Когда это было? |
11 | Послевоенное восстановление экономики | Т. Яблонская «Хлеб» | 1. На плечи какой части населения страны легли трудности восстановления народного хозяйства в послевоенный период? |
Использование произведений живописи на уроках истории Отечества дает возможность учителю творчески подходить к организации образовательного процесса обучающихся. Также ориентирует на организацию самостоятельной творческой деятельности детей. Использование произведений живописи помогает учителю создавать атмосферу заинтересованности, неравнодушие к материалу, который изучается на уроке.
Для обучающихся использование произведений живописи - это одна из форм работы с разнообразными источниками знаний. Она приучает самостоятельно добывать историческую информацию по теме. У обучающихся формируется конкретное представление о прошлом.
Живопись на уроках истории способствует формированию общечеловеческих ценностей, утверждению идеалов гуманизма, добра и справедливости.
В обучающихся развивается речь, внимание, наблюдательность, творческое воображение.
Уроки с использованием произведений живописи способствует моральному и эстетическому воспитанию учащихся.
Таким образом, использование произведений живописи при изложении исторического материала, повышает конкретность, эмоциональность и укрепляет освоение знаний обучающимися, стимулирует их осмысление. Постоянно приобщаясь к искусству, овладевая навыками самообразования, обучающиеся формируются как личности.
Алехин Л.Д. «О языке изобразительного искусства». - М.,1973.
Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. «Искусство», I-III тома. - М., 1987.
Букин В.Р. «О художественном воспитании». - Л., 1970.
Великая Отечественная война в произведениях советских художников. - М., 1979.
Горина Т.Н. «Русское искусство второй половины XIX века». - М., 1962.
Герценберг В.Р. «Борис Пророков». - М., 1963.
Зеленская Г. «Русская живопись XII-XVII вв.». - М., 1989.
Емельянова И.Д. «Аркадий Пластов». - М., 1971.
Иванов А.Б. «Рассказы о русских художниках». - М., 1988.
Иогансон Б.В. «Как понимать изобразительное искусство». - М., 1960.
Кантор АМ. «Изобразительное искусство XX века». - М., 1973.
Липский В.Н. «Эстетическая культура и личность». - М., 1987.
Осокин В.И. «Виктор Васнецов». - К., 1989.
Сборник «С веком наравне» I – III тома. - М., 1989.
Сергеев В.Н. «Андрей Рублев». - М., 1981.
Турков А.М. «Левитан». - М., 1974.
Чуковский К. «Илья Репин»