kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование произведений живописи на уроках истории Отечества

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены методические рекомендации по использованию произведений живописи на уроках  истории Отечества в 7-11 классах. Использование произведений живописи при изложении исторического материала повышает конкретность, эмоциональность и укрепляет освоение знаний обучающимися, стимулирует их осмысление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование произведений живописи на уроках истории Отечества»

















Использование произведений живописи на уроках

истории Отечества

Методические рекомендации



Рябкина Елена Алексеевна

учитель высшей категории, учитель методист

МОУ  «Школа № 119 г. Донецка»







2018-2019 у. г.

Содержание

Вступление

Раздел I  

Роль и место картины на уроке.

Раздел II

Варианты использования произведений живописи в процессе усвоения программного материала.

Заключение




































































Вступление

Использование произведений живописи на уроках истории Отечества дает возможность активизировать различные виды учебно-познавательной деятельности учащихся. В этом случае процесс усвоения знаний происходит в атмосфере интеллектуальных, моральных и эстетических переживаний, творчества учителя и обучающихся, а также в форме самостоятельных работ. Процесс познания затрагивает душу ребёнка, подводит к личным выстраданным открытиям. Произведения изобразительного искусства на уроках истории Отечества, благодаря эмоциональному влиянию, обеспечивают путь усвоения содержания учебного материала через переживания. А это способствует формированию духовности подрастающего поколения.







































Раздел I Роль и место картины на уроке.

1. Картина может служить задачам подготовки обучающихся к восприятию нового материала.

2. Становится источником активного получения знаний.

3. Картина является зрительной опорой для восприятия обучащимися рассказа учителя.

4. Усиливает эмоциональное и моральное влияние рассказа учителя.

5. Картина легко отпечатывается в памяти обучающихся, помогает закреплению исторического материала.

На уроке необходимо привлекать 1-2 картины. Исключение могут составлять повторительно-обобщающие уроки, на которых можно использовать несколько картин, уже знакомых обучающимся.

Картину необходимо продемонстрировать детям лишь в необходимый момент работы на уроке. Демонстрация картины должно происходить в единстве со словами учителя.

Указку используем в работе с историческим пейзажем. Во время демонстрации портрета указка не используется. Анализируя произведения других жанров живописи, необходимо  пользоваться словесными указаниями: «прямо перед нами», «справа у стены», «в углу комнаты» и т.д.

Картина вывешивается высоко на доске, где ее видно всем обучающимся. Идеальный вариант – иметь также набор репродукций на каждый ученический стол.



















Раздел II Варианты использования произведений живописи в процессе усвоения программного материала.

Класс

Тема урока

Картина

Задание обучающимся

7

Образование Древнерусского государства

Н. Рерих

«Строят город»

1. Какие города были центрами древнерусской государственности?

2. Каким был средневековый город?

7

Образование Древнерусского государства

Н. Рерих

«Заморские гости»

1. По каким внешним признакам можно определить, откуда приплыли корабли?

2. Какой путь назывался «из варяг в греки»?

7

Первые князья Древнерусского государства

И. Глазунов

«Князь Олег и Игорь»

1. Почему портрет Олега художник пишет на фоне Днепра и кораблей?

2. Назовите годы правления Олега.

7

Княжение Владимира Великого

В. Васнецов

«Князь Владимир»

1. Кто и когда крестил Русь?

7

Древнерусское государство при Ярославе Мудром

Н. Рерих

«Ярослав Мудрый»

1. Какие личностные качества князя подчеркивает художник, изображая Ярослава за чтением и письмом?

7

Русь при Ярославичах

С. Иванов «Съезд князей»

1. Какие решения было принято на Любечском съезде князей?

2. Когда проходил съезд?

7

Первые князья Древнерусского государства

Н. Рерих

«Поход Игоря»,

В. Васнецов

«После боя Игоря Святославовича с половцами»

1. Когда состоялся поход новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев?

2. В чём значение «Слова о полку Игореве»?

7

Борьба Руси с нашествием с Запада и Востока

П. Корин «Александр Невский»,

Е. Лансере «После ледового побоища»

1. «Прочитайте» портрет, дайте характеристику князю.

2. Определите с помощью картины, чем завершилась ледовое побоище?

8

Начало объединения русских земель

И. Глазунов «Накануне» из серии «Поле Куликово» , И. Глазунов «Проводы войска»

1. Кто напророчил князю Дмитрию победу на Куликовом поле?

2. Кого из участников битвы изобразил художник  вместе с Сергием Радонежским?

8

Начало объединения русских земель

А. Бубнов «Утро на Куликовом поле»

1. Когда состоялась битва на Куликовом поле?

2. В чём  историческое значение битвы?

8

Реформы

Ивана IV

В. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»

С помощью портрета определите черты характера Ивана IV?

8

Культура и церковь в XVIII веке

В. Суриков «Боярыня Морозова»

1. Кто такие раскольники?  Почему власти их преследовали?

2. С помощью картины определите  отношение населения к раскольникам.

8

Социальное движение во второй половине XVII века

В. Суриков «Степан Разин»

1. Проанализируйте композицию картины и определите отношение автора к главному герою.

2. С помощью текста учебника определите, какой момент крестьянской войны изобразил художник.

8

Начало царствования Петра I (Двоецарствие)

И. Репин  «Царевна Софья»

1. Благодаря каким художественным приемом можем узнать о взглядах Софьи на устройство жизни в России?

8

Начало царствования Петра I (Двоецарствие)

В. Суриков «Утро Стрелецкой казни»

1. Чем завершился бунт стрельцов?

9

Реформы Петра I

В. Серов «Петр I»

1. Какой город и когда был основан Петром I в начале Северной войны?

2. Почему возникла необходимость в его основании?

11

Превращение Донбасса в промышленный центр Российской империи

Н. Касаткин «Шахтерка»

1. Какие промышленные центры появляются с развитием индустриализации в Российской Империи на Донбассе?

11

Отечественная война 1812 года

И. Прянишников «В 1812 году»

1. Какая судьба постигла наполеоновскую армию в России?

11

Реформы 60-70-х гг. XIX века

Т. Мясоедов «Земство обедает»

1. Что такое земство?

2. Кого избирали в состав земств?

11

Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX века

B. Репин «Не ждали»,

И. Репин «Арест пропагандиста»

1. Чем запомнились народники в селах?

2. Кем были по социальному происхождению народники?

10

Россия в годы революции (1905- 1907 гг.)

С. Иванов «1905 год. Митинг 18 октября»

1. Каким было отношение  различных слоев населения к Манифесту 17 октября?

10

Революционные реформы новой власти

К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде»

1. Как вы считаете, о чём задумалась молодая мать на картине?

2. По деталям картины определите положение в городе.

10

Гражданская война и иностранная интервенция

М. Греков

«Тачанка»

1. Каким было вооружение времен гражданской войны?

2. Чем картина перекликается со словами Н.В. Гоголя «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».

10

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.

Б. Иогансон «Рабфак идет»

1. С какой целью были открыты рабфаки?

2. Кто был студентами рабфаков?

10

Сталинская индустриализация в СССР (Результаты политики индустриализации в СССР)

К. Трохименко «Кадры Днепростроя»

1. Кто и как строил Днепрогэс?

11

Начало и первый период Великой Отечественной войны

М. Толкунов «Бессмертие»  (Брест 1941)

1. На протяжении какого периода происходила оборона Брестской крепости?

11

Начало и первый период Великой Отечественной войны

П. Криволапов «Защитники Брестской крепости»

2. В чём состоит значение подвига защитников Брестской крепости?

11

Начало и первый период Великой Отечественной войны

А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941»

1. Какие мероприятия были проведены для усиления обороны Москвы?

11

Начало и первый период Великой Отечественной войны

В. Яковлев «Портрет героя Советского Союза генерал- майора

И.В. Панфилова

1. В чём состояло значение подвига панфиловцев?

11

Поражение и победы 1942 г.

А.  Дейнеко «Оборона Севастополя»


1. Сколько продолжалась оборона Севастополя?

11

Движение сопротивления

В. Чеканюк «Партизаны»

1. В какой местности действовали партизанские отряды?

2. Кто воевал в составе партизанских отрядов?

11

Движение сопротивления

М. Савицкий «Партизанская Мадонна»

1. О каком характере войны со стороны СССР свидетельствовал размах партизанского движения?

11

Движение сопротивления и немецкий оккупационный режим

С.  Герасимов «Мать партизана»


1. С помощью картины определите основные черты  оккупационного режима.

11

Движение сопротивления и немецкий оккупационный режим

А. Шовкуненко «Портрет

С. Ковпака»

1. «Прочитать» портрет, определить главные черты характера Ковпака.

2. Кого еще из руководителей больших партизанских соединений вы знаете?

11

Окончание Второй мировой войны

В. Костецкий «Возвращение»

1. Какими были потери СССР в годы Великой Отечественной войны?

11

Окончание Второй мировой войны

Г. Логвинов,

В. Панфилов «Знамя Победы»

1. Кто водрузил знамя победы над Рейхстагом? Когда это было?

11

Послевоенное восстановление экономики

Т. Яблонская «Хлеб»


1. На плечи какой части населения страны легли трудности восстановления народного хозяйства в послевоенный период?















Заключение

Использование произведений живописи на уроках истории Отечества дает возможность учителю творчески подходить к организации образовательного процесса обучающихся. Также ориентирует на организацию самостоятельной творческой деятельности детей. Использование произведений живописи помогает учителю создавать атмосферу заинтересованности, неравнодушие к материалу, который изучается на уроке.

Для обучающихся использование произведений живописи - это одна из форм работы с разнообразными источниками знаний. Она приучает самостоятельно добывать историческую информацию по теме. У обучающихся формируется конкретное представление о прошлом.

Живопись на уроках истории способствует формированию общечеловеческих ценностей, утверждению идеалов гуманизма, добра и справедливости.

В обучающихся развивается речь, внимание, наблюдательность, творческое воображение.

Уроки с использованием произведений живописи способствует моральному и эстетическому воспитанию учащихся.

Таким образом, использование произведений живописи при изложении исторического материала, повышает конкретность, эмоциональность и укрепляет освоение знаний обучающимися, стимулирует их осмысление. Постоянно приобщаясь к искусству, овладевая навыками самообразования, обучающиеся формируются как личности.



















Литература

  1. Алехин Л.Д. «О языке изобразительного искусства». - М.,1973.

  2. Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. «Искусство», I-III тома. - М., 1987.

  3. Букин В.Р. «О художественном воспитании». - Л., 1970.

  4. Великая Отечественная война в произведениях советских художников. - М., 1979.

  5. Горина Т.Н. «Русское искусство второй половины XIX века». - М., 1962.

  6. Герценберг В.Р. «Борис Пророков». - М., 1963.

  7. Зеленская Г. «Русская живопись XII-XVII вв.». - М., 1989.

  8. Емельянова И.Д. «Аркадий Пластов». - М., 1971.

  9. Иванов А.Б. «Рассказы о русских художниках». - М., 1988.

  10. Иогансон Б.В. «Как понимать изобразительное искусство». - М., 1960.

  11. Кантор АМ. «Изобразительное искусство XX века». - М., 1973.

  12. Липский В.Н. «Эстетическая культура и личность». - М., 1987.

  13. Осокин В.И. «Виктор Васнецов». - К., 1989.

  14. Сборник «С веком наравне» I – III тома. - М., 1989.

  15. Сергеев В.Н. «Андрей Рублев». - М., 1981.

  16. Турков А.М. «Левитан». - М., 1974.

  17. Чуковский К. «Илья Репин»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование произведений живописи на уроках истории Отечества

Автор: Рябкина Елена Алексеевна

Дата: 02.12.2018

Номер свидетельства: 488548

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Использование произведений живописи на уроках истории Отечества"
    ["seo_title"] => string(67) "ispolzovanie_proizvedenii_zhivopisi_na_urokakh_istorii_otechestva_1"
    ["file_id"] => string(6) "579555"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1619637485"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Развитие связной речи. Сочинение на тему:«Солдаты Отечества живут в наших сердцах (по картине Б. Неменского «Дыхание весны»). "
    ["seo_title"] => string(141) "razvitiie-sviaznoi-riechi-sochinieniie-na-tiemu-soldaty-otiechiestva-zhivut-v-nashikh-sierdtsakh-po-kartinie-b-niemienskogho-dykhaniie-viesny"
    ["file_id"] => string(6) "241439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445252044"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Патриотизм через восприятие героического прошлого русскими художниками» "
    ["seo_title"] => string(84) "patriotizm-chieriez-vospriiatiie-ghieroichieskogho-proshlogho-russkimi-khudozhnikami"
    ["file_id"] => string(6) "173409"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423992343"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Использование  технологии развития критического мышления на уроках литературы. "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "203866"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429551404"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА"
    ["seo_title"] => string(53) "izobrazhieniie-figury-chielovieka-i-obraz-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "321347"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461258799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства