kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства в 7 классе

ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА

Цели:

  1. Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства
  2. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
  3. Развивать творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы:

  1. Подбор иллюстраций и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображениями фигуры человека.
  1. «Палеолические Венеры».
  2. Рельефы и росписи Древнего Египта.
  3. Мирон. «Дискобол». Древняя Греция.
  4. Статуя первого римского императора Октавиана.
  5. Микеланджело. «Давид».
  6. Джорджоне. «Юдифь».
  7. А.А. Пластов. «Весна» и др.
  1. Возможно дополнительное использование видеоряда:

«Искусство Италии»; «Посланцы Эллады» (сериал «Эрмитаж»; «На рубеже веков» (серия  «Русский музей»); «Подобные богам», «XX век» (сериал «Дом на Волхонке», Государственный музей ИЗО им. А.С. Пушкина).

   Организация урока.

   Первый урок в 7 классе организуется в форме урока – созерцания. Он знакомит детей с разнообразными представлениями людей различных эпох и народов о красоте человека.

   Общение учителя и учащихся по поводу рассматриваемых произведений строится в диалоговой форме.

Ход урока

Эпиграф на доске.                                                                             Человек – мера всех вещей.

                                                                                                                                     Протагор

   - Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представления окрасоте человека, о наиболее существенном в его облике и его действиях менялись в истории искусства.

   Давайте обратимся к истории!

   Произведения пластических искусств как уникальные документы истории в ярких и зримых образах доносят до нас представления о красоте человека, существовавшие в различные исторические эпохи. Многообразные художественные формы произведений живописи, скульптуры, графики позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры.

   Среди сохранившихся древних изображений интересны статуэтки женских, так называемых «палеолических Венер».

   Эти небольшие скульптурки демонстрируют как мастерство исполнения, так и примитивность.

   В учебнике по истории мировой художественной культуры мы можем прочитать об этом так: «Мастерство в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица – лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолическая Венера», с ее вздутым животом громадными мешками грудей, - сосуд плодородия и ничего сверх того».

   (Дмитриева, Н.А., Виноградова, Н.А. Искусство древнего мира. – М. 1989. – С. 15.)

   - Почему древний художник изобразил женскую фигуру таким образом?

    Учащиеся высказывают свое мнение.

   - А вот совсем иное изображение человека.

     Учитель демонстрирует древнеегипетские рельефы и изображения.

   - О культуре какой страны идет речь?

   - Как вы считаете, древнеегипетский художник стремится изобразить конкретный образ или обобщенный?

   - Что в изображении фигуры человека вам кажется неестественным?

   Действительно, нас, как зрителей, смущает необычная на первый взгляд «пластичность» фигуры – плечи развернуты в фас, а голова и ноги в профиль.

   Однако такое положение фигуры не умаляет выразительности, дает возможность рассмотреть ее с разных точек зрения способствует целостному восприятию индивидуализированного образа, получению наиболее полной информации об изображенном. Чувствуется, с какой искусностью трактует художник различные части фигуры: глаза, волосы, кисти рук и т.д. Однако при всем техническом совершенстве явственно просматривается схематичность в построении всей фигуры.

   Канон – свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка, - регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты.

  Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека.

   - Вспомните уроки истории и ответьте: «Какими принципами руководствовались художники при изображении человека?»

   Духовная и физическая красота человека - главная тема творчества великого итальянско­го художника и скульптора эпо­хи Возрождения Микеланджело.

   Его «Давид» - величест­венный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной от­ваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия для борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героиче­ской личности, человеку, духов­но и физически совершенному.

   Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил в то, что из этой громады можно что-либо сделать. Но ху­дожник взялся за работу, тща­тельно продумал будущий пла­стический образ, и смог «из­влечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ.

 - «Давид - известный библейский герой, каким под­вигом он себя прославил? Как вы думаете, почему для осуще­ствления своего замысла Мике­ланджело обратился к древним образам?

   Обратимся к книге об искусстве этого периода. В ней мы можем прочитать следующее: «Согласно библейской легенде юный Давид (тогда всего лишь пастух, впоследствии мудрый пра­витель) убил великана Голиафа, сразив его камнем, пущенным из пращи. Микеланджело создал статую для своей родной Фло­ренции, ибо Давид защитил свой народ и справедливо им пра­вил: так великий скульптор своим искусством хотел утвердить тот идеал гражданственности, в котором он видел спасение униженной родины».

   (Любимов, Л. Д. Искусство Западной Европы. - М., 1982. -С. 241-242.)

-  Какая скульптура вам понравилась больше всего? По­чему?

-  Появляются ли в искусстве более поздних периодов образы, похожие на образы «палеолических Венер», «Давида» и прочие?

   Каждая эпоха находит адекватные историческому време­ни художественные формы отражения своих представлений о красоте.

   Эпоха итальянского Возрождения наряду со скульптурными образами подарила миру множество живописных произведений -«свидетелей» давно минувших дней. Написанная Джорджоне в первые годы XVI столетия «Юдифь» утверждает идеал Высокого Возрождения, который нашел выражение в картине через внутрен­нюю раскрепощенность композиции, размеренность изобразитель­ных форм, красоту и утонченность женского образа, певучесть ли­нейных и красочных сочетаний.

   «Она прекрасна и необычна - Юдифь Джорджоне, - пишет искусствовед А. Варшавский. - Освободить родной город от на­висшей над ним грозной опасности вызвалась красавица Юдифь. С головой предводителя вражеских войск Олоферна возвращается она в отчий дом.

   Враги дрогнули, они побегут, когда на городской стене будет выставлена голова Олоферна, и вечно будут славить подвиг юной красивой вдовы, ее самопожертвование, ее удачливую удаль со­граждане, те, кого спасла она от чужеземного ига, может быть, от смерти.

  .Уже все позади. Уже все свершилось. И задумчиво глядит на отрубленную голову вражеского полководца Юдифь.

   Что проносится перед ее внутренним взором?

   Может быть, одной из сильнейших сторон гения Джорджоне было умение в спокойствии выразить непокой.

   Говорят, легенда о Юдифи пользовалась особой любовью в Венеции. Ее образ стал своего рода символом любви к отечеству, самопожертвования».

   Об этом вы сможете прочитать в замечательной книге А. Варшавского «Судьбы шедевров».

   И в заключение обзора давайте посмотрим на еще одну кар­тину. Это картина художника XX века.

   Созвучие человека с природой, их взаимосвязь отражена Ар­кадием Александровичем Пластовым в картине «Весна».

   Лаконичными средствами передает он трепетность материн­ских чувств, теплоту человеческих отношений. Внутреннее спо­койствие и тишину излучает «Весна». Это своего рода маленькая новелла, в которой раскрывается идея добра и красоты.

   Да. Человек - главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнооб­разии, безусловно, есть что-то общее.

   Посмотрите еще раз на те произведения искусства, о которых мы сегодня говорим и постарайтесь ответить на мои вопросы:.  - Что объединяет все эти произведения?

- Какое у вас сложилось представление о красоте человека?

-   Как вы понимаете значение выражения «духовная кра­сота»?

-  Какое из показанных произведений произвело на вас наи­большее впечатление?

   Ученики отвечают.

   Предлагаю вам написать мини-сочинения или эссе на тему «Красота - это.».

Домашнее задание: подобрать репродукции с изобра­жением фигур людей различной пропорции, выполненных в раз­личные исторические периоды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА»


Урок изобразительного искусства в 7 классе


ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА


Цели:

  1. Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства

  2. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

  3. Развивать творческую и познавательную активность.


Оборудование и материалы:

  1. Подбор иллюстраций и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображениями фигуры человека.

  1. «Палеолические Венеры».

  2. Рельефы и росписи Древнего Египта.

  3. Мирон. «Дискобол». Древняя Греция.

  4. Статуя первого римского императора Октавиана.

  5. Микеланджело. «Давид».

  6. Джорджоне. «Юдифь».

  7. А.А. Пластов. «Весна» и др.

  1. Возможно дополнительное использование видеоряда:

«Искусство Италии»; «Посланцы Эллады» (сериал «Эрмитаж»; «На рубеже веков» (серия «Русский музей»); «Подобные богам», «XX век» (сериал «Дом на Волхонке», Государственный музей ИЗО им. А.С. Пушкина).


Организация урока.

Первый урок в 7 классе организуется в форме урока – созерцания. Он знакомит детей с разнообразными представлениями людей различных эпох и народов о красоте человека.

Общение учителя и учащихся по поводу рассматриваемых произведений строится в диалоговой форме.

Ход урока

Эпиграф на доске. Человек – мера всех вещей.

Протагор


- Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представления окрасоте человека, о наиболее существенном в его облике и его действиях менялись в истории искусства.

Давайте обратимся к истории!

Произведения пластических искусств как уникальные документы истории в ярких и зримых образах доносят до нас представления о красоте человека, существовавшие в различные исторические эпохи. Многообразные художественные формы произведений живописи, скульптуры, графики позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры.

Среди сохранившихся древних изображений интересны статуэтки женских, так называемых «палеолических Венер».

Эти небольшие скульптурки демонстрируют как мастерство исполнения, так и примитивность.






В учебнике по истории мировой художественной культуры мы можем прочитать об этом так: «Мастерство в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица – лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолическая Венера», с ее вздутым животом громадными мешками грудей, - сосуд плодородия и ничего сверх того».

(Дмитриева, Н.А., Виноградова, Н.А. Искусство древнего мира. – М. 1989. – С. 15.)

- Почему древний художник изобразил женскую фигуру таким образом?

Учащиеся высказывают свое мнение.

- А вот совсем иное изображение человека.

Учитель демонстрирует древнеегипетские рельефы и изображения.

- О культуре какой страны идет речь?

- Как вы считаете, древнеегипетский художник стремится изобразить конкретный образ или обобщенный?

- Что в изображении фигуры человека вам кажется неестественным?


Действительно, нас, как зрителей, смущает необычная на первый взгляд «пластичность» фигуры – плечи развернуты в фас, а голова и ноги в профиль.

Однако такое положение фигуры не умаляет выразительности, дает возможность рассмотреть ее с разных точек зрения способствует целостному восприятию индивидуализированного образа, получению наиболее полной информации об изображенном. Чувствуется, с какой искусностью трактует художник различные части фигуры: глаза, волосы, кисти рук и т.д. Однако при всем техническом совершенстве явственно просматривается схематичность в построении всей фигуры.

Канон – свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка, - регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты.

Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека.

- Вспомните уроки истории и ответьте: «Какими принципами руководствовались художники при изображении человека?»

Духовная и физическая красота человека - главная тема творчества великого итальянско­го художника и скульптора эпо­хи Возрождения Микеланджело.

Его «Давид» - величест­венный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной от­ваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия для борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героиче­ской личности, человеку, духов­но и физически совершенному.

Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил в то, что из этой громады можно что-либо сделать. Но ху­дожник взялся за работу, тща­тельно продумал будущий пла­стический образ, и смог «из­влечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ.

- «Давид - известный библейский герой, каким под­вигом он себя прославил? Как вы думаете, почему для осуще­ствления своего замысла Мике­ланджело обратился к древним образам?

Обратимся к книге об искусстве этого периода. В ней мы можем прочитать следующее: «Согласно библейской легенде юный Давид (тогда всего лишь пастух, впоследствии мудрый пра­витель) убил великана Голиафа, сразив его камнем, пущенным из пращи. Микеланджело создал статую для своей родной Фло­ренции, ибо Давид защитил свой народ и справедливо им пра­вил: так великий скульптор своим искусством хотел утвердить тот идеал гражданственности, в котором он видел спасение униженной родины».

(Любимов, Л. Д. Искусство Западной Европы. - М., 1982. -С. 241-242.)

- Какая скульптура вам понравилась больше всего? По­чему?

- Появляются ли в искусстве более поздних периодов образы, похожие на образы «палеолических Венер», «Давида» и прочие?

Каждая эпоха находит адекватные историческому време­ни художественные формы отражения своих представлений о красоте.

Эпоха итальянского Возрождения наряду со скульптурными образами подарила миру множество живописных произведений -«свидетелей» давно минувших дней. Написанная Джорджоне в первые годы XVI столетия «Юдифь» утверждает идеал Высокого Возрождения, который нашел выражение в картине через внутрен­нюю раскрепощенность композиции, размеренность изобразитель­ных форм, красоту и утонченность женского образа, певучесть ли­нейных и красочных сочетаний.

«Она прекрасна и необычна - Юдифь Джорджоне, - пишет искусствовед А. Варшавский. - Освободить родной город от на­висшей над ним грозной опасности вызвалась красавица Юдифь. С головой предводителя вражеских войск Олоферна возвращается она в отчий дом.

Враги дрогнули, они побегут, когда на городской стене будет выставлена голова Олоферна, и вечно будут славить подвиг юной красивой вдовы, ее самопожертвование, ее удачливую удаль со­граждане, те, кого спасла она от чужеземного ига, может быть, от смерти.

...Уже все позади. Уже все свершилось. И задумчиво глядит на отрубленную голову вражеского полководца Юдифь.

Что проносится перед ее внутренним взором?

Может быть, одной из сильнейших сторон гения Джорджоне было умение в спокойствии выразить непокой.

Говорят, легенда о Юдифи пользовалась особой любовью в Венеции. Ее образ стал своего рода символом любви к отечеству, самопожертвования».

Об этом вы сможете прочитать в замечательной книге А. Варшавского «Судьбы шедевров».

И в заключение обзора давайте посмотрим на еще одну кар­тину. Это картина художника XX века.

Созвучие человека с природой, их взаимосвязь отражена Ар­кадием Александровичем Пластовым в картине «Весна».

Лаконичными средствами передает он трепетность материн­ских чувств, теплоту человеческих отношений. Внутреннее спо­койствие и тишину излучает «Весна». Это своего рода маленькая новелла, в которой раскрывается идея добра и красоты.

Да. Человек - главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнооб­разии, безусловно, есть что-то общее.

Посмотрите еще раз на те произведения искусства, о которых мы сегодня говорим и постарайтесь ответить на мои вопросы: . - Что объединяет все эти произведения?

- Какое у вас сложилось представление о красоте человека?

- Как вы понимаете значение выражения «духовная кра­сота»?

- Какое из показанных произведений произвело на вас наи­большее впечатление?

Ученики отвечают.

Предлагаю вам написать мини-сочинения или эссе на тему «Красота - это...».


Домашнее задание: подобрать репродукции с изобра­жением фигур людей различной пропорции, выполненных в раз­личные исторические периоды.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА

Автор: Ковалева Надежда Сергеевна

Дата: 21.04.2016

Номер свидетельства: 321347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Представление о красоте человека. "
    ["seo_title"] => string(39) "priedstavlieniie-o-krasotie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "121098"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413886107"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "7 класс. Урок 15.«Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусства»"
    ["seo_title"] => string(90) "7-klass-urok-15-izobrazhieniie-fighury-chielovieka-i-obraz-chielovieka-v-istorii-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "263721"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449589286"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "7 класс.  Урок 15. «Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусства»"
    ["seo_title"] => string(92) "7-klass-urok-15-izobrazhieniie-fighury-chielovieka-i-obraz-chielovieka-v-istorii-iskusstva-1"
    ["file_id"] => string(6) "263733"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449590071"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Разработка урока по искусству (ИЗО) в 7классе по теме: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА» "
    ["seo_title"] => string(108) "razrabotka-uroka-po-iskusstvu-izo-v-7klassie-po-tiemie-izobrazhieniie-figury-chielovieka-v-istorii-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "199277"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428561377"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Конспект урока по изобразительному искусству: Тема: «Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусства»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_tema_izobrazhenie_figury_cheloveka_i"
    ["file_id"] => string(6) "629145"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1680856053"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства