Урок изобразительного искусства в 7 классе
ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
Цели:
- Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства
- Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
- Развивать творческую и познавательную активность.
Оборудование и материалы:
- Подбор иллюстраций и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображениями фигуры человека.
- «Палеолические Венеры».
- Рельефы и росписи Древнего Египта.
- Мирон. «Дискобол». Древняя Греция.
- Статуя первого римского императора Октавиана.
- Микеланджело. «Давид».
- Джорджоне. «Юдифь».
- А.А. Пластов. «Весна» и др.
- Возможно дополнительное использование видеоряда:
«Искусство Италии»; «Посланцы Эллады» (сериал «Эрмитаж»; «На рубеже веков» (серия «Русский музей»); «Подобные богам», «XX век» (сериал «Дом на Волхонке», Государственный музей ИЗО им. А.С. Пушкина).
Организация урока.
Первый урок в 7 классе организуется в форме урока – созерцания. Он знакомит детей с разнообразными представлениями людей различных эпох и народов о красоте человека.
Общение учителя и учащихся по поводу рассматриваемых произведений строится в диалоговой форме.
Ход урока
Эпиграф на доске. Человек – мера всех вещей.
Протагор
- Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представления окрасоте человека, о наиболее существенном в его облике и его действиях менялись в истории искусства.
Давайте обратимся к истории!
Произведения пластических искусств как уникальные документы истории в ярких и зримых образах доносят до нас представления о красоте человека, существовавшие в различные исторические эпохи. Многообразные художественные формы произведений живописи, скульптуры, графики позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры.
Среди сохранившихся древних изображений интересны статуэтки женских, так называемых «палеолических Венер».
Эти небольшие скульптурки демонстрируют как мастерство исполнения, так и примитивность.
В учебнике по истории мировой художественной культуры мы можем прочитать об этом так: «Мастерство в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица – лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолическая Венера», с ее вздутым животом громадными мешками грудей, - сосуд плодородия и ничего сверх того».
(Дмитриева, Н.А., Виноградова, Н.А. Искусство древнего мира. – М. 1989. – С. 15.)
- Почему древний художник изобразил женскую фигуру таким образом?
Учащиеся высказывают свое мнение.
- А вот совсем иное изображение человека.
Учитель демонстрирует древнеегипетские рельефы и изображения.
- О культуре какой страны идет речь?
- Как вы считаете, древнеегипетский художник стремится изобразить конкретный образ или обобщенный?
- Что в изображении фигуры человека вам кажется неестественным?
Действительно, нас, как зрителей, смущает необычная на первый взгляд «пластичность» фигуры – плечи развернуты в фас, а голова и ноги в профиль.
Однако такое положение фигуры не умаляет выразительности, дает возможность рассмотреть ее с разных точек зрения способствует целостному восприятию индивидуализированного образа, получению наиболее полной информации об изображенном. Чувствуется, с какой искусностью трактует художник различные части фигуры: глаза, волосы, кисти рук и т.д. Однако при всем техническом совершенстве явственно просматривается схематичность в построении всей фигуры.
Канон – свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка, - регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты.
Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека.
- Вспомните уроки истории и ответьте: «Какими принципами руководствовались художники при изображении человека?»
Духовная и физическая красота человека - главная тема творчества великого итальянского художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело.
Его «Давид» - величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия для борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героической личности, человеку, духовно и физически совершенному.
Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил в то, что из этой громады можно что-либо сделать. Но художник взялся за работу, тщательно продумал будущий пластический образ, и смог «извлечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ.
- «Давид - известный библейский герой, каким подвигом он себя прославил? Как вы думаете, почему для осуществления своего замысла Микеланджело обратился к древним образам?
Обратимся к книге об искусстве этого периода. В ней мы можем прочитать следующее: «Согласно библейской легенде юный Давид (тогда всего лишь пастух, впоследствии мудрый правитель) убил великана Голиафа, сразив его камнем, пущенным из пращи. Микеланджело создал статую для своей родной Флоренции, ибо Давид защитил свой народ и справедливо им правил: так великий скульптор своим искусством хотел утвердить тот идеал гражданственности, в котором он видел спасение униженной родины».
(Любимов, Л. Д. Искусство Западной Европы. - М., 1982. -С. 241-242.)
- Какая скульптура вам понравилась больше всего? Почему?
- Появляются ли в искусстве более поздних периодов образы, похожие на образы «палеолических Венер», «Давида» и прочие?
Каждая эпоха находит адекватные историческому времени художественные формы отражения своих представлений о красоте.
Эпоха итальянского Возрождения наряду со скульптурными образами подарила миру множество живописных произведений -«свидетелей» давно минувших дней. Написанная Джорджоне в первые годы XVI столетия «Юдифь» утверждает идеал Высокого Возрождения, который нашел выражение в картине через внутреннюю раскрепощенность композиции, размеренность изобразительных форм, красоту и утонченность женского образа, певучесть линейных и красочных сочетаний.
«Она прекрасна и необычна - Юдифь Джорджоне, - пишет искусствовед А. Варшавский. - Освободить родной город от нависшей над ним грозной опасности вызвалась красавица Юдифь. С головой предводителя вражеских войск Олоферна возвращается она в отчий дом.
Враги дрогнули, они побегут, когда на городской стене будет выставлена голова Олоферна, и вечно будут славить подвиг юной красивой вдовы, ее самопожертвование, ее удачливую удаль сограждане, те, кого спасла она от чужеземного ига, может быть, от смерти.
.Уже все позади. Уже все свершилось. И задумчиво глядит на отрубленную голову вражеского полководца Юдифь.
Что проносится перед ее внутренним взором?
Может быть, одной из сильнейших сторон гения Джорджоне было умение в спокойствии выразить непокой.
Говорят, легенда о Юдифи пользовалась особой любовью в Венеции. Ее образ стал своего рода символом любви к отечеству, самопожертвования».
Об этом вы сможете прочитать в замечательной книге А. Варшавского «Судьбы шедевров».
И в заключение обзора давайте посмотрим на еще одну картину. Это картина художника XX века.
Созвучие человека с природой, их взаимосвязь отражена Аркадием Александровичем Пластовым в картине «Весна».
Лаконичными средствами передает он трепетность материнских чувств, теплоту человеческих отношений. Внутреннее спокойствие и тишину излучает «Весна». Это своего рода маленькая новелла, в которой раскрывается идея добра и красоты.
Да. Человек - главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее.
Посмотрите еще раз на те произведения искусства, о которых мы сегодня говорим и постарайтесь ответить на мои вопросы:. - Что объединяет все эти произведения?
- Какое у вас сложилось представление о красоте человека?
- Как вы понимаете значение выражения «духовная красота»?
- Какое из показанных произведений произвело на вас наибольшее впечатление?
Ученики отвечают.
Предлагаю вам написать мини-сочинения или эссе на тему «Красота - это.».
Домашнее задание: подобрать репродукции с изображением фигур людей различной пропорции, выполненных в различные исторические периоды.