Использование основ методики обучения истории в современной школе
Использование основ методики обучения истории в современной школе
Современное преподавание истории в школе не возможно без использования знаний основ методики обучения истории.
На сегодня, методика обучения истории – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Исследует закономерности обучения истории в целях повышения эффективности и качества преподавания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование основ методики обучения истории в современной школе»
МАОУ «СШ «Земля родная» г. Новый Уренгой, преподаватель истории Тихонова В.И.
Использование основ методики обучения истории в современной школе.
Современное преподавание истории в школе не возможно без использования знаний основ методики обучения истории.
На сегодня, методика обучения истории – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Исследует закономерности обучения истории в целях повышения эффективности и качества преподавания.
Предмет методики – история как школьная дисциплина и сам процесс обучения школьников истории.
Основные компоненты – цели обучения, содержание и структура, сами по себе подвижны и подлежат системному изменению во времени.
Поэтому методика обучения истории дает ответы на вопросы чему учить, зачем учить и как учить. Современные задачи и методологическая организация учебного процесса, организация учебной деятельности обучающихся, результаты обучения очень важны в наше время.
Цели: овладение обучающимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений школьников на основе идей гуманизма, многовекового опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов.
Задачи – определение содержания и структуры исторического образования, которые закреплены в стандартах и программах и на основе их излагаются в учебниках (отбор основных фактов, термины, понятий).
Научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения).
Развитие познавательных способностей школьников(развиваются в процессе обучения истории, учатся понимать усваивать и применять исторические знания).
Методы исторического познания
Историко-генетический метод является наиважнейшим сегодня. Гносеологическая суть и логическая природа в преподавании истории играют огромную роль. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях в применении значим и просто необходим.
Историко-сравнительный метод. Понимание исторического развития как повторяющегося, внутренне обусловленного, закономерного процесса исторического познания. Познавательное значение и возможности сравнения как метода научного познания. Аналогия как логическая основа историко-сравнительного метода. Использование историко-сравнительного метода в практике конкретно-исторического исследования. Роль историко-сравнительного метода в формировании исторических концепций.
Историко-типологический метод. Взаимосвязь единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе как онтологическая основа историко-типологического метода. Типологизация как метод научного познания и сущностного анализа. Опыт применения историко-типологического метода в исторических исследованиях в отечественной и зарубежной историографии.
Историко-системный метод. Системный характер исторического процесса. Каузальные и функциональные связи в общественно-историческом процессе. Варианты детерминированности в общественных системах. Опыт применения историко-системного метода в конкретно-исторических исследованиях – все это наиважнейший инструментарий в преподавании истории сегодня.
Методологические основы методики обучения истории
Вопрос о важности методики обучения истории, равно как и методик других учебных предметов, был в центре активных педагогических дискуссий в 50–80-е гг. XX века. Тогда её относили к числу и исторических (А.И.Стражев), и педагогических (П.В.Гора, С.А.Ежова и др.) дисциплин. В современном педагогическом сообществе доминирует вторая точка зрения, но когда периодически возникают дискуссии об истории как учебном предмете, кажется, что в научном статусе методики обучения истории определились далеко не все специалисты.
В 1990-е гг. XX века принципиальному пересмотру подверглась методология не только исторической и педагогической наук, но и частных (предметных) методик, особенно методики обучения истории и обществознанию.
В современных архивах методики обучения находится не один проект концепций образовательной области «Обществознание», учебного предмета «История» и отдельных курсов, в силу разных причин не получивших статус официального документа.
Теоретико-методологической основой работ в области школьного исторического образования в последние годы служат различные концептуальные подходы, синтезирующие идеи философии истории и философии образования, гуманистической педагогики и психологии, теории воспитывающего, личностно-ориентированного и развивающего обучения. Новый импульс развитию научно-методического знания придаёт обращение специалистов к идеям педагогической аксиологии, педагогической праксеологии, педагогической мифологии.