Просмотр содержимого документа
«Использование новых технологий на уроках истории»
Использование новых технологий на уроках истории
Гандалиева Г.К. учитель истории СШКНВ №17
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Л.Н. Толстой.
«Чтобы вам жить в эпоху перемен!» Считается, что в древнем Китае это говорилось недругу. Однако мы исходим из того, что «Времена не выбирают. В них живут…», поэтому изречение древних воспринимаем, как руководство к действию, тем более что эпоха перемен создала новую педагогическую среду, новую образовательную реальность.
В современном мире, стремительно меняющемся и развивающемся, знания устаревают настолько быстро, что сильным и гибким сегодня является тот, кто умеет превращать пространство своего интеллекта в «чистый лист». По мнению ученых, усилия должны быть направлены на то, чтобы стать открытым и способным к перемене деятельности.
Наряду со всеми прогрессивными достижениями человечества в XXI век во все сферы жизнедеятельности нашего общества шагнули и информационные технологии, которые всё больше становятся скорее правилом, чем исключением. Информатизация не обошла и современное образование, став одной из приоритетных направлений его развития.
Поэтому в своих уроках мы, учителя истории средней школы-комплекса национального возрождения № 17, уделяем огромную роль использованию ИТ в процессе обучения истории. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его интенсификации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяют во многом реализовать Новые Информационные Технологии (НИТ). Одним словом, они позволяют оперировать большим объёмом информации и работают с большим быстродействием, тем самым, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и конечно усиления мотивации учащихся к учебной деятельности. Безусловно, эта возможность может и должна реализовываться как одна их форм работы.
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа MS Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.
В настоящий момент, мы считаем наиболее удобным использование на уроках истории и обществознания мультимедийных технологий в форме презентации. В данном случае на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей:
- запись на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.д.);
- рабочая тетрадь или индивидуальная карточка для самостоятельной работы;
- тесты;
- игры;
-проектная деятельность учащихся;
- и т.д.
ПРИМЕРЫ:
Методика «Обсуждение картин». (Задание: Внимательно рассмотрите известное историческое полотно И.Е. Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» и «Портрет Петра I» И.Н. Никитина. • Если верно, что внешность человека, выражение его лица отражают характер, о каких общих чертах Петра и Софьи дают представление эти полотна? • Как вы думаете, можно ли считать Софью незаурядной натурой? Почему она все же не смогла занять престол?)
В последнее время увеличилось количество учащихся с ослабленным зрением. Не все слабовидящие ученики носят очки и сидят на первых партах. Поэтому урок с использованием проектора доставит таким ученикам только дискомфорт и дополнительную нагрузку на органы зрения, будь то презентация или видеофильм.
Чтобы избежать подобных последствий мы стараемся в презентациях использовать как можно больший шрифт, весь текст проговаривать и часто менять виды деятельности, давая ученикам отдых, ну и как само собой разумеющее – разминка (особенно 5-7 кл.).
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Кроме этого, одной из самых продуктивных технологий является использование на уроках истории и обществознания технологии критического мышления.
Использование технологии критического мышления особенно актуально в преподавании общественных дисциплин. Не секрет, что многие современные казахстанские учебники не предоставляют ученикам занимать альтернативные позиции, не способствуют формированию открытого исторического мышления. Возьмем, к примеру, оценку личности и деятельности хана Абулхаира. В исторической науке сложился противоречивый образ хана. На уроках учащиеся, проанализировав различные источники информации, публикации, художественную литературу, должны дать свою оценку личности хана. Такой же урок можно провети о Кенесары Касымове.
Мы считаем, что совершенствование нужно в первую очередь начать с себя! Современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы!
Ведь как говорили еще древние греки: «Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед!»
Список использованной литературы: 1. Борисюк В.И. Основные идеи и идеологии постиндустриального общества: особенности эволюции в информационном мире. // Преподавание истории в школе, 2004, № 4. 2. Господарик Ю.П. Электронная хрестоматия в Интернете, как средство поддержки школьного учебника истории.// Преподавания истории в школе 2005 № 2. 3. Господарик Ю. П. Интернет на уроках истории.// ПИШ 2002 № 5. 4. Кузнецова О.В. Компьютерные технологии на интегрированном уроке по семейному праву. // Преподавание истории в школе 2004 № 6. 5. Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6.