Научная статья: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Научная статья: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
В настоящее время учителя часто сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности студентов на занятиях, нежеланием работать самостоятельно. Поэтому педагоги и методисты-практики пытаются сделать учебный процесс более интересным посредством внедрения новых технологий обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Рузиева Шохиста Сайфуллаевна
БУХАРСКИЙ ТЕХНИКУМ ОБЩЕСТВЕННОГО
ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ АБУ АЛИ ИБН СИНО, УЗБЕКИСТАН
Аннотация: в настоящее время учителя часто сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности студентов на занятиях, нежеланием работать самостоятельно. Поэтому педагоги и методисты-практики пытаются сделать учебный процесс более интересным посредством внедрения новых технологий обучения.
Ключевые слова: история, художественное кино, наглядность, кинофрагменты, художественные и научно-популярные фильмы, синтез.
В современном мире перед педагогами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, а также создаёт условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяя таким образом реализовать принципы здоровье сбережения. Одним из способов достижения этой цели является использование исторического кино на уроках истории.
Кино, как и другие вспомогательные дидактические материалы, служит важным средством, подспорьем в работе учителя, особенно действенным ввиду его визуальной наглядности, зрелищности, образности. Благодаря мастерской игре актёров создаётся внутренний мир исторического деятеля. Оно привлекает костюмами, интерьером, достаточным количеством бытовых сцен и т. д. Кроме того, данные средства позволяют формировать у детей некоторые важные компетенции, например,
умение вычленять необходимую информацию, навыки анализа, сравнения и абстрагирования, т.е. совершения практически всех мыслительных операций;
развивается и коммуникация учащихся (умение вести дискуссию, аргументировано представлять свою позицию).
Использование в процессе обучения истории учебных фильмов даёт ряд преимуществ и в психологическом плане:
более полное использование слухового и особенно зрительного канала получения учебной информации, разнообразные и содержательные образы фильмов включаются в суждения и умозаключения, повышают интерес к изучаемому материалу;
качественное использование учебных фильмов оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей, направляет мысль школьников на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, законов.
Однако создатели фильма не всегда следуют принципу историзма, пренебрегают советами учёных консультантов, что отрицательно сказывается на художественном качестве фильма. Именно поэтому данная методика требует серьёзной подготовки. Это обусловлено рядом причин:
1. Фильм — это личное видение режиссёра. Иногда в погоне за прибылью на передний план выходят спецэффекты, трюки и компьютерная графика, а не достоверность исторических фактов. Подобную ситуацию мы можем наблюдать в киноленте «Бесславные ублюдки» (реж. К. Тарантино), когда по сюжету Адольф Гитлер погибает от пуль участников движения Сопротивления ещё в 1944 году.
2. Не всегда постановщик и его команда обращают внимание на соответствие эпохе места действия времени, одежды, инструмента или оружия. В киноленте «Храброе сердце» (реж. М. Гибсон), где воспроизведены события XIII века, шотландцы носят килт, который появился значительно позже.
3. Иногда исторические фильмы превращаются в откровенную фантастику, которая у опытного учителя портит впечатление от просмотра, а менее опытного ученика может сбить с толку. Так, в фильме «300 спартанцев» (реж. С. Снайдер) спартанцев атакуют загадочные мистические существа, а отряды царя Персии вообще имеют нечеловеческий вид.
4. Современное историческое кино часто перенасыщено сценами насилия или эротики, что тоже влияет на воспитание современной молодёжи.
Учитывая вышеупомянутые особенности исторических фильмов, учитель должен провести серьёзную и ответственную работу, подбирая тот или иной отрывок для демонстрации его на уроке. А в какой части урока можно использовать данный метод?
Использовать фрагменты художественных фильмов можно в разные моменты урока:
1) В начале урока – для актуализации, мотивации, постановки проблемы или проблемной ситуации.
2) В ходе изучения нового материала – поиск необходимой информации, решение проблемы.
3) В конце занятия – для закрепления полученных знаний.
4) На обобщающих занятиях.
Учителю стоит помнить о том, что полноценный просмотр фильма в рамках урока невозможен. Поэтому ему необходимо заранее определить для себя, планирует ли он применять фильм весь или возьмет отдельные фрагменты. В случае применения фильма полностью целесообразно устраивать просмотр либо во внеурочное время, либо рекомендовать его в качестве опережающего домашнего задания. Особенный интерес представляет использование кинофильмов в контексте проектной деятельности. На данный момент, можно встретить исследователей, которые продвигают применение сторонних информационно-образовательных ресурсов. Например, различные конструкторы интерактивных видео и/или сервисы дизайнерского оформления (такие как LearningApps, Tik Tok, Fluentkey, Canva, PowerPoint, Google Slide, Supa) дают возможность встраивать внутрь фильма вопросы или тестовые задания, на которые ученик может отвечать в ходе просмотра, а также создавать презентации, инфографики, и даже собственные видеоролики.
Закономерно возникает вопрос: в чём задача ученика при просмотре фильмов на уроке?
На наш взгляд, если фильм является основой урока, необходимо закрепить к нему блок заданий, которые ученик выполняет в течение урока, развивая те или иные свои универсальные учебные действия. От учителя, в свою очередь, требуется большой пласт подготовительной работы – правильная кадровая компоновка нужных моментов фильма и создание своих комментариев.
Приведём пример задач, которые можно поставить при использовании короткометражного фильма «Машина смерти» («Ажал машинаси») - реж. Хасан Алиев, Узбеккино, 2015г.
Исторические задания
Почему фильм называется «Машина смерти»?
Какой период истории раскрывает этот фильм?
Какой след оставила машина «Черный воронок» в жизни людей и почему?
Как сложилась судьба молодого поколения, кто обучался в Германии? В чем была их вина?
Какие меры наказания применялись к репрессированным?
Сформулируйте и перечислите причины массовых репрессий в СССР?
Предлагаем список новых исторических фильмов по истории Узбекистана
Краткие сведения о фильме (название, страна, год, режиссер)
Темы, отображённые в фильме
АЛПАМЫШ | ALPOMISH
Оригинальное название: Алпомиш
Год: 2000
Страна: Узбекистан
Жанр: историческая драма
Режиссер: Хабиб Файзиев
По одноименному казахско-узбекскому эпосу, рассказывающему о героическом богатыре из племени Кунгират в долине Байсун.
БЕРЛИН — АККУРГАН | BERLIN - AKKURGAN
Год: 2018
Страна: Узбекистан
Жанр: военный фильм, исторический фильм
Режиссер: Зульфикар Мусаков
Фильм посвящен памяти жителей Узбекистана, участникoв Великой Отечественной войны.
События фильма переносят нас в предвоенное и наше время, в Берлин, Москву и маленький узбекский кишлак Аккурган.
В картине есть и исторические личности: Всеволод Мейерхольд, Зинаида Райх, Сталин, Литвинов, Молотов, Поскрёбышев, Гитлер, Гесс, Гиммлер, Геббельс.
ВЕЛИКИЙ АМИР ТЕМУР
Оригинальное название: Буюк Амир Темур
Год: 1996
Страна: Узбекистан
Жанр: исторический фильм
Режиссеры: Исамат Эргашев, Бако Садыков
Фильм посвящен 660-летию великого полководца и показывает период становления личности Амира Темура с 18 до 34 лет, до того, как он становится правителем Маверанахра.
ИМАМ АЛЬ-БУХАРИ
Оригинальные названия: Imom Al-Buxoriy | Имом Ал-Бухорий
Год: 1998
Страна: Таджикистан, Узбекистан
Жанр: биография, драма, исторический фильм
Режиссер: Бако Садыков
Фильм рассказывает о жизни имама Аль-Бухари (810-870), исламского учёного-богослова, хадисоведа, правоведа и толкователя Корана, автора одного из канонических сборников суннитских преданий "Аль-Джами ас-Сахих".
КОКАНДСКИЙ ВЕТЕР
Оригинальное название: Qoqon shamoli
Год: 2019
Страна: Узбекистан
Жанр: исторический фильм
Режиссер: Дилмурад Масаидов
Кинолента отображает социально-политическую среду Кокандского ханства конца XVIII-начала XIX веков, сложности этого периода, кокандскую литературную среду. В центре сюжета – жизнь и творчество Кокандского хана Амира Умархона, писавшего под псевдонимом Амир, и его жены, великой поэтессы Нодирабегим.
ОРАТОР
Год: 1999
Страна: Узбекистан
Жанр: драма, исторический фильм
Режиссер: Юсуп Разыков
История об установлении советской власти в Узбекистане рассказана через взаимоотношения четырех жен патриархальной мусульманской семьи.
СВИНЕЦ
Другое название: Churgoschin
Оригинальное название: Қўрғошин
Год: 2011
Страна: Узбекистан
Жанр: драма, исторический фильм
Режиссер: Зульфикар Мусаков
Основное действие фильма происходит в пятидесятых годах, но не только. Показаны события 30-х годов, а также наши дни. Два фронтовых товарища, в 50-годы служащие в органах госбезопасности - главные герои фильма. “Свинец” – это позывной одного из них. В фильме рассказывается о том, как каждый по-своему несет эту ношу, мучительно стараясь выполнить долг и не потерять при этом честь и совесть.
Я И ЕСТЬ ДЖЕЛАЛАДДИН
Другое название: Я — Джалолиддин
Оригинальные названия: Mendirman Jaloliddin | Mendirman Celaleddin
Год: 2021
Страна: Турция, Узбекистан
Жанр: боевик, исторический фильм
Режиссеры: Нургиса Альмурат, Метин Гюнай
После смерти отца Джелаладдин наследует титул султана Хорезмшаха. Молодость нового правителя государства не мешает ему противостоять султану Алаеддину, претендующему на его владения. Эта борьба укрепляет авторитет Джелаладдина Хорезмшаха и позволяет раскрыть истинный замысел политической игры. Слабеющее во внутренних распрях государство не сможет противостоять внешней угрозе.
Джелаладдин успешно противостоит нападениям монгольских отрядов. С каждым боем под его знамена переходят уцелевшие после нападения войск Чингисхана племена. В результате удивительного таланта стратега и мужества, молодой султан объединяет бывших врагов в могущественные кланы. Это огромное войско, способное дать достойное сопротивление несокрушимой волне неисчислимой орды на протяжении долгих лет.
ИЛХАК
Год: 2020
Страна: Узбекистан
Жанр: драма, военно- исторический фильм
Режиссер: Джахонгир Ахмедов
Художественный фильм «Илхак» основан на реальных событиях и рассказывает о трагической истории Зульфии Закировой из села Ханабад Зангиатинского района Ташкентской области, которая потеряла на полях сражений Второй мировой войны пятерых сыновей.
ПОДВИГ НАРОДА
Год: 2020
Страна: Узбекистан
Жанр: драма, военно-исторический фильм
Режиссер: Али Хамраев
На основе уникальных кадров кинохроники, в четырех сериях фильм рассказывает людям о мужестве и стойкости узбекистанцев, проявленных на фронтах сражений и в глубоком тылу.
«101»
Год: 2020
Страна: Узбекистан
Жанр: драма, военно-исторический фильм
Режиссер: Хамидулла Хасанов
Фильм основан на документальных данных о героической и трагической судьбе ста одного воина из Узбекистана в годы Второй мировой войны.
Картина состоит только из кинохроники и посвящена вкладу узбекского народа в победу над фашизмом во Второй мировой войне.
Таким образом, для того чтобы художественное и документальное кино полноценно использовало свой дидактический потенциал, нужна направляющая – режиссирующая и редактирующая – рука и мысль учителя. Именно учитель ставит задачу, в решении которой должен помочь представляемый для показа документальный фильм, именно учитель планирует и предвосхищает ожидаемые результаты от просмотра фильма.
Мы считаем, применение кинофильмов накладывает определенные обязательства и, можно сказать, трудности при подготовке учителя к уроку. Однако использование визуальных средств информации, к которым относится, в частности, кинематограф, создает вариативность в проведении уроков, что позволяет поддерживать уровень внимательности учеников на протяжении всего учебного процесса и, как следствие, улучшает качество обучения.
Используемая литература:
Галюкова, Е. Ю. Роль и место художественных и научно-популярных фильмов на уроках истории // Молодой ученый. — 2022.
Гатиятуллина А.Р. Применение на уроках истории фрагментов художественных фильмов как средство оптимизации познавательного процесса [Электрон. ресурс] // Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/578856