kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование активных методов обучения как необходимое условие повышения мотивации в процессе обучения на уроках истории и географии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оптимизация учебного процесса через применение активных методов обучения 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование активных методов обучения как необходимое условие повышения мотивации в процессе обучения на уроках истории и географии.»

У ребенка есть страсть к игре и надо её удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра. А.С. Макаренко

                                                                                                                     

Тема : Использование активных методов обучения как необходимое условие повышения мотивации в процессе обучения на уроках истории и географии.

Цель: оптимизация образовательного процесса через использование активных методов обучения. 
Задачи:
- формировать положительную учебную мотивацию; 
- стимулировать самостоятельную деятельность; 
- способствовать повышению познавательной активности;
- содействовать развитию творческих способностей учащихся.

Актуальность: Необходимость формирования положительной мотивации в процессе обучения является  важным  условием повышения учебно-познавательной деятельности школьников, актуально  для всех ступеней образования.

Что же такое  мотивация? Мотивация  (от лат. мotus – движение) – это методы, средства побуждения к активной деятельности.

Если рассматривать составляющие определения, то мы видим, что для формирования положительной мотивации необходима активизация методов обучения  учителем и учебной деятельности учащимися. 

Применение активных методов обучения позволит нам научить учащихся не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию, которая в итоге и составит общую сумму знаний, полученных за урок.

В  итоге сформируется общая система знаний,  ученик научится самостоятельно  учиться.

Особенности активных методов обучения состоят в следующем:

- побуждение учащегося на активизацию мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом;

- ориентация на самостоятельное добывание знаний учащимися;

- самостоятельная творческая выработка решений;

- развитие мышления, формирование практических умений и навыков;

- повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.

Использование подобных методов и форм обучения предполагает и изменение традиционной организации процесса обучения.

Если типичная  схема образовательного процесса  строится по схеме: объяснение учителем нового материала – усвоение – закрепление – самостоятельное применение учащимися,  то при использовании активных методов и форм обучения, она принимает иной вид: самостоятельный поиск – усвоение – объяснение.

Следовательно,  повышается активность и самостоятельность учащихся.


В любую историческую эпоху общество нуждалось в активных творческих людях. Нужно ли говорить, что в нашем XXI веке, когда от человека сплошь и рядом требуется умение принять нестандартное решение, способность к творчеству – важнейшее качество современного человека, насущная социальная потребность. В связи с этим совершенно очевидна роль урока истории в школе. Оптимизировать образовательный процесс, повысить качество обучения, активизировать познавательную, творческую и исследовательскую деятельность учащихся позволяет использование активных методов обучения.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся они, в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о способах разрешения той или иной проблемы. В целях приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем использую частично - поисковый метод обучения, при котором ученики осуществляют шаги поиска решения предложенной проблемной задачи. Проявляя познавательную активность, они участвуют в эвристических беседах, овладевают приёмами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей её решения.

        Методы активного обучения обеспечивают  направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к предметам и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

    Активные методы обучения делятся

на имитационные и не имитационные.

           Не имитационные методы: проблемная лекция, семинар, практические занятия, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследование, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с книгой, педагогические игровые упражнения (викторины, состязания, кроссворды). Характерная черта этих методов – отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности.  Активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между учителем и учениками.

     Имитационные методы:а) не игровые: анализ конкретной ситуации, решение практических задач, действия по инструкции;   б) игровые: разыгрывание ролей, деловая игра. Эти методы наиболее эффективны при усвоении материала. Для организации активной познавательной деятельности учащихся на занятиях решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока (при этом желательно в целях обучения отразить предполагаемые уровни усвоения знаний и умений по предмету, цели воспитания и развития формируются частично), предварительный выбор обучения в зависимости от целей.

      Для каждого этапа урока использую  свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Активные методы начала образовательного мероприятия

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Метод «Поздоровайся локтями» Эта смешная игра  позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений

Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», игра «Давай обменяемся» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

 Вначале необходимо  объяснить, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения.

Активные методы для изучения нового материала

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадай-ка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом 

Активные методы организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». «Посол», «Карусель», «Попс», «Инсерт» и др. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Светофор», «Приоритеты», «Углы» и др. Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Мозаика» и др.

Активные методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 7 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Активные методы «Энергия», «Роботы», «Постройся по росту» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Активные методы для подведения итога урока.

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «2 звезды– 1 пожелание », «Мудрый совет», «Письмо самому себе»,  «Итоговый круг», «Телеграмма», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу

 Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

            Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием активных методов обучения , принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.

             Ожидаемый результат :Таким образом,активные методы обучения обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

              Как показали исследования ученых, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

          Вторая причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.

              Третье, кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяют так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие

ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

             Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков:

способность принимать решения и умение решать проблемы,

коммуникативные умения и качества,

умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи,

умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей,лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.

            Не секрет, что в первую очередь от учителя зависит – каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее. Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Гриценко Ирина Сергеевна

Дата: 13.09.2017

Номер свидетельства: 428086

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся."
    ["seo_title"] => string(121) "intieghrirovannoie-zaniatiie-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "297417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456198346"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Ролевая игра "Атомная энергетика за и против" "
    ["seo_title"] => string(50) "rolievaia-ighra-atomnaia-enierghietika-za-i-protiv"
    ["file_id"] => string(6) "112347"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408537394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства