kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование модуля «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. на сегоднешний день существует достаточно доказательств, которые уазывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так-как: позволяет ученикам выражать свое понимание тем; помогает им осозновать, что у людей могут быть разные идеи; содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителям понять, на кокой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование модуля «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение» »

Автор: Тембаева Татьяна Николаевна

учитель истории и географии Воскресенской СОШ

Качирского района

Павлодарской области


Выступление на педагогическом совете


Тема: «Использование модуля «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение»


Модуль «Новые подходы в обучении и преподавании» играют важную роль в обучении, где дети активно обучаются, формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия, учащиеся строят свое собственное понимание на основе личных исследований. Было бы ошибочно рассматривать модуль «Новые подходы в обучении и преподавании» отдельно от других модулей. Я пришла к выводу, каждый из модулей взаимосвязан и не жизнеспособен без других модулей.

Обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками помогает самостоятельно учащимся формировать и развивать собственное мышление. Обучение – это очень сложный и индивидуализированный процесс. На протяжении всего oбучения на учителя возлагается большая ответственность для развития интеллекта каждого ученика. Александер (2008) считает, что преподавание в форме диалога позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития учащихся. Современные ученики должны быть самостоятельными, с развитым критическим мышлением, а поможет нам формировать эти качества именно беседа.

По завершении первого этапа курсов третьего базового уровня передо мной стала задача внедрения идеи семи модулей в серию последовательных уроков по предмету: история Казахстана. С целью решения имеющейся проблемы в моем классе, а именно, неумение учащихся работать самостоятельно, в парах, в малых группах, я определила тему исследования: «Организация диалогового обучения через разные виды бесед». Полученные мною знания по "Программе внедрения семи модулей в преподавание и обучение», дали мне понять, что главную роль на уроке исполняет ученик, а учитель только направляет его действия для успешного самостоятельного обучения. В традиционной школе существовал авторитарный тип общения, но новые подходы в обучении и преподавании позволили перейти на демократический стиль, где учитель и ученик являются равноправными партнёрами. От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. Всё это обеспечивает диалоговое обучение как основной способ введения нового знания, которые используется мною на уроках. Для реализации исследования на четырех уроках я применяла беседы-дебаты, исследовательские беседы и кумулятивные беседы.

На первом уроке по теме: «Казахстан в период раннего железа» для достижения цели: «Познакомить с развитием Казахстана в период раннего железа» я использовала диалогические методы. Учащиеся составляли «тонкие вопросы» и «толстые вопросы».

Использование данного метода показал, что дети более активно включились в процесс обучения через обсуждение изученной информации, высказывания своих идей принятия решений и формулирования выводов, их обоснования, а кроме этого учились работать в группе, стремились достичь согласия. В результате все ученики в классе улучшили качество усвоения учебного материала, это доказало итоговое тестирование. Учащиеся смогли дать оценку эпохе железа, как более прогрессивной в сравнении с эпохой бронзы. Но не все вопросы помогли реализовать идеи диалогового подхода, ребята с трудом составляют вопросы высокого порядка. В дальнейшем я продолжу работу по составлению вопросов по таксономии Блума, которые позволят углубить знания по темам занятий. Также я поставила цель достичь доверительного отношения с учениками и отойти от авторитарного преподавания и развить коммуникабельные способности у учащихся. На втором уроке по теме «Сакские племена», для выполнения цели урока: «Расширить представление о сакских племенах (хаомаварги, тиграхауда, парадарайя, аримаспы) в период раннего железа», я использовала беседу-дебаты. Беседу я организовала по заданию- 1 группа – докажите, что мужчины играли главенствующую роль в сакском обществе, 2 группа – докажите, что женщины имели равные права с мужчинами. Мнения учащихся по этому вопросу разошлись. Первая группа считала, что главенствующая роль в сакском обществе принадлежит мужчинам, другая- женщинам. Для обоснования своей точки зрения учащимся необходимо было собрать подтверждающий материал из различных источников информации: учебники, интернет, хрестоматии. В процессе поиска, переработки, ребята получили информацию, переработали ее, обсудили. В результате они больше узнали, учились свободно выражать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других членов группы. Мне удалось создать благоприятный психологический климат, дети активно участвовали в обсуждении тем и вопросов, с удовольствием высказывали и отстаивали свою точку зрения. В результате учащиеся смогли дать оценку роли представителей социальных групп в общественной жизни саков. В целом ожидаемые результаты оправдались. Усвоение материала стало более эффективным, осознанным. На третьем уроке я использовала беседу- исследование для раскрытия темы: « Виды хозяйственной деятельности».

С помощью стратегии «Посол» учащимся необходимо было создать презентацию по вопросам: «Как люди в эпоху бронзы и железа совершенствовании ювелирное искусство и производство? Как развивалось гончарное производство в различных регионах Казахстана?». Для решения этой задачи я организовала в группе беседу- исследование. Ребята использовали различные источники информации: учебники, хрестоматии, интернет. Беседа-исследование позволила ученикам расширить знания по теме, выражать свое понимание, аргументировать свои идеи. Её организация дала возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Результат работы помог мне понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения. Работа вызвала интерес, повысила любознательность, саморегуляцию и как следствие учащиеся смогли установить причинно-следственные связи видов хозяйственной деятельности и социальной организацией сакских племен.
Тему четвертого урока я решила раскрыть при помощи кумулятивной беседы, используя стратегию – «Метод углов». В ходе работы в группе, я старалась вовлечь ребят в кумулятивную беседу, в которой, каждый принимал и соглашался с тем, что говорили другие. Ученики имели общую проблему, «Почему художественный стиль в искусстве племен эпохе раннего железа получил название звериного стиля?». Совместное обсуждение этого вопроса улучшило его понимание. Ученики думали вместе, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопонимания, в результате учащиеся смогли проанализировать культуру саков на основе сравнения с культурой эпохи бронзы. Опираясь на методическое пособие «Руководство для учителя», где модель обучения Л.Выготского, предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог, и роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения, является решающей, для развития обучения ученика. Ученики выражали свое понимание темы, говорили друг с другом, обсуждали, аргументировали. Достижение единства сторон в переговорном процессе становится более эффективным, если оно подкрепляется рефлексивным взаимодействием участников, осмыслением своей и противоположной позиции, анализом мотивов тех или иных поступков, критическим восприятием как себя, так и партнеров по переговорам, формированием «я-концепции». Работая над темой исследования, помимо групповой я применяла и парную формы работы. На третьем уроке ребята работали по стратегии «Встречный вопрос». Даная работа была интересной, вопросы вызвали у них бурное совещание в паре, при этом оценивали и доказывали свои мнения, что побудило в них командное соревнование и ещё больше позволило раскрыться ученикам.

Учащиеся повторили домашнее задание, выучили названия племен, проживающих на территории Казахстана. Применение данной стратегии было эффективно в данном классе по той причине, что ученики чувствовали себя комфортно, свободно выражали свои мысли, отстаивали свое мнение. Данная ситуация помогла мне узнать на сколько они понимают пройденный материал и как они смогут его обсудить, используя все свои способности. Ученики с высоким и средним уровнем успеваемости, размышляя над данным вопросом, подталкивали слабых учеников так, что слабые учащиеся не заметили сами как cтали отвечать и предлагать новые идеи. Настя, ученица с низким уровнем успеваемости, но и она свободно высказывала свои мнения, обдумав обсуждения окружающих. Яша очень медлительный, но работа в паре с Мирой, ученицей с высоким уровнем успеваемости, ускорило темп выполнения задания в их паре, что повысило самооценку и самоуверенность Яши, что даже ученик стал защищать идеи своей пары. Учащиеся почувствовали ценность своего мнения, они поняли важность их мнения не только для себя, но и для окружающих. Конечно же, они ещё сомневались в правильности своего мнения, своих высказываниях, смотрели на меня, рядом стоящего одноклассника в ожидание понимания, поддержки и помощи. Были и проблемы, к примеру, Таня может работать хорошо, самостоятельно, она может отстоять собственное мнение, но оказавшись в паре с Даяной, ученицей уверенной в своей точке зрения и не всегда прислушивающейся к мнению других, Таня стушевалась. Я пришла к выводу, что в следующий раз поменяю пару, предложу правила, при которых защищать мнения группы будут по очереди, понаблюдаю, как Таня будет работать, если вся ответственность за выполнение работы упадет на неё. Данная стратегия помогла узнать, взаимоотношения в коллективе, понять метод работы в паре, психологический настрой. В результате улучшилось качество усвоение учебного материала.

Сравнивая работу учеников в стандартной обстановке и в работе в паре можно ощутить разницу. Если в обычной работе каждый ученик работал сам за себя, то в паре работают сообща, помогая друг другу, оказывали поддержку. Ученики с высоким уровнем успеваемости, помогая остальным, тем самым, повышали как свою самооценку, так и других учеников. Шел процесс развития, в меру способностей и возможностей каждого ученика. При работе в группах, я заметила, что не все ученики задействованы в разговор, а парная форма вынуждает всех принимать участие в процессе. Данная методика помогает увлечь «нераскрывшихся учеников». Настя, тихая, скромная девочка, при обычной работе в классе её не видно и не слышно, а в работе в паре она действительно раскрылась. Её и саму удивило, что к её мнению прислушиваются, она может высказаться. Таня хоть и имеет собственное мнение, но часто попадает под влияние,  часто использует ответы других учащихся для формирования своего мнения. Критическое мышление её  нужно развивать. Ответы Даяны были  интересны, она предоставляла самые невероятные и неожиданные ответы, вызывая улыбки на лицах ребят, а позитивный настрой играет также немаловажное значение в развитии критического мышления. Мира – сильная ученица, она показывала несогласие в ответах с  учениками, у неё реалистичный взгляд на раскрытие вопроса, но, тем не менее, в процессе второго задания и она активно вступила в обсуждение в паре и в группе.

К концу серии последовательных уроков мои учащиеся работали сообща, у них проснулся командный дух, работая в одной большой группе, ученики показали командную слаженную работу. Я заметила разницу, заговорили все мои ученики, увеличилась степень вовлечения в учебный процесс. Ребята легче преодолевали трудности, не боялись ошибиться, ведь одноклассник не поставит двойку.

Каждый ученик высказывал свое мнение, закрепляя материал урока, и в итоге понимаешь, насколько, ученик усвоил, понял, познал, научился. Проанализировав результаты, работы над темой исследования: «Организация диалогового обучения через разные виды бесед», я сделала вывод, что в процессе применения диалогового обучения, учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, выделять главное, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими детьми, улучшилось качество знания.

Дети активно включаются в данный вид деятельности, и в процессе могут поделиться различной информацией, используя свой жизненный опыт, детям нравится рассуждать, они учатся говорить, выступать возле доски, защищая парную и групповую работы. Считаю, что у детей начали формироваться навыки саморегуляции, дети свободно вступают в диалог, аргументируют свои ответы, видят и анализируют свои ошибки. Однако, хочется отметить, учащиеся не совсем научились работать в группе, так как не все могут принимать мнения друг друга, но уже видно, что они стараются. Процесс начался, в дальнейшей своей практике я продолжу работу по данному модулю, пересмотрю стратегии, буду учитывать выбор формы организации работы в зависимости от задания, больше внимания уделю созданию коллаборативной среды, буду изучать дополнительный материал, который поможет в моей педагогической деятельности. Работая на практике, я получила огромный опыт. Не всё получалось, так как планировалось, но отрицательный опыт это тоже опыт. Следовательно, надо изучать методическую литературу, продолжать исследование. Я думаю, что учитель должен обучаться всю жизнь - «не умеющий учиться, не сможет обучать».







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Использование модуля «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение»

Автор: Тембаева Татьяна Николаевна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156466

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Эффективность использования модуля "Новые подходы в преподавании и обучении" в серии последовательных уроков"
    ["seo_title"] => string(80) "effiektivnost_ispol_zovaniia_modulia_novyie_podkhody_v_priepodavanii_i_obuchieni"
    ["file_id"] => string(6) "372837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1482513671"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Новые подходы преподавании и обучении нового форматы на уроке информатики "
    ["seo_title"] => string(80) "novyie-podkhody-priepodavanii-i-obuchienii-novogho-formaty-na-urokie-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "110787"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1406622432"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Новые подходы в преподавании. Диалоговое обучение. "
    ["seo_title"] => string(56) "novyie-podkhody-v-priepodavanii-dialoghovoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "171474"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423673666"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Диалоговое обучение "
    ["seo_title"] => string(24) "dialoghovoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "179880"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425094445"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Статья: «Использование подхода Lesson Study для исследования мотивации учащихся к достижению целей обучения" "
    ["seo_title"] => string(127) "stat-ia-ispol-zovaniie-podkhoda-lesson-study-dlia-issliedovaniia-motivatsii-uchashchikhsia-k-dostizhieniiu-tsieliei-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "222005"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435759561"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства