Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. " Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии на уроках истории»
Информационные технологии на уроках истории
Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. " Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования". [1]
Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. В-третьих, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Например, Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ. В-четвертых, компьютер позволяет творческому учителю создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации.
Меня всегда интересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях. Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках. В дальнейшей работе в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, интернет-ресурсы, возможности интерактивной доски. Был накоплен огромный материал, который я сейчас использую. Как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять компьютер и интерактивную доску (ИД) при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.
Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:
1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, то есть начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации. Совершенно очевидно, что "прежде, чем продукт применить в учебном процессе, учитель должен располагать запасом свободного времени для того, чтобы все понять, осмыслить, увязать, отрепетировать - и это при том, что он не является "компьютерщиком - профессионалом". [2]. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
2) Презентации, составленные при помощи программы Power Point, широко используются в режиме Ofis к интерактивной доске. Это самый простой способ работы с данным оборудованием и по силам всем учащимся.
3) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты. Исторические карты прошлых лет, на мой взгляд, отжили свой век. Располагаю достаточно большой базой интерактивных карт по всем темам и разделам как истории России, так и Всемирной истории. Такие карты удобны в использовании и в сочетании с интерактивной доской расширяют возможности работы с ними. Ребята получают возможность рисовать на карте; размещать и передвигать надписи, заранее подготовленные учителем, делать пометки, показывать стрелочками пути перемещения войск и т.д.
4) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты. На примере такого УМК "Русско-японская война" я покажу возможности его использования.
В первую очередь этот комплект содержит теорию, т.е. сначала я знакомлю учащихся с причинами войны, с созданием , началом войны, реорганизацией русской армии и т.д. После изучения теоретического курса мы переходим к практике. Данный УМК содержит Задачник из пяти задач, где учащиеся на практике применяют полученные знания, будь то работа с документом, картой, основными понятиями. Благодаря использованию интерактивной доски закрепление материала происходит оживленно и интересно, так как сама работа с доской вызывает у учащихся желание работать и процесс протекает более доступно и наглядно. Причем в закреплении материала принимает участие весь класс. Далее УМК содержит тестовые задания, которые учащиеся выполняют самостоятельно в качестве контроля знаний по изученной теме. На личном опыте могу сказать, что после таких уроков тема усваивается намного эффективнее, чем при традиционном типе урока.
5) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых много сейчас в сети Интернет. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов , из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.
6) Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если, объектов для размышлений нет, то ": развитие интеллекта останавливается. Компьютер как раз и является носителем подобных объектов".[3]Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные викторины. Они содержит различного рода задания ("расположите по хронологии", "узнай героя", "соотнесите", "почемучка", "исторический словарь", "Вопросы от исторического героя"). Каждое задание содержит несколько вопросов и команды по очереди отвечают на них.
7) Так же часто на своих уроках я использую кроссворды, которые готовлю либо сама, либо учащиеся дома, либо использую готовые формы. Чаще всего работа с кроссвордами ведется на интерактивной доске, так как такой вид работы является наиболее эффективным, потому что ученики непосредственно задействованы в данном виде деятельности.
8) В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ЕГЭ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения.
В своей деятельности я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ и по истории. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ЕГЭ, содержат такое же количество заданий типа А, В и С. Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал. Содержание диска " Репетитор по истории Кирилла и Мефодия" открывает широкие возможности для изучения многих тем школьного курса с применением компьютерных технологий. Работа с диском помогает закрепить изученный материал, подготовиться к сдаче ЕГЭ и вступительного экзамена в ВУЗ.
9) Необходимо всё же заметить, что яркая картинка на экране - всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное на уроке - это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса - школьная доска. Доска - это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Очень много практических заданий на уроках истории мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. И тут перед учителем находится неисчерпаемое разнообразие работы. Все типы заданий, используемых мною можно условно разделить на 7 групп:
1. "Работа с рисунками"
2. "Кроссворд"
3. "Контурная карта"
4. "Вставьте слово"
5. "Имена"
6. "Соотнесите"
7. "Отметьте".
На уроке даю классу из любой группы задания и прошу учащихся у доски выполнить задание, будь-то вставить пропущенное слово, отметить что-то на контурной карте, разгадать кроссворд, соотнести даты и события и т.д. А школьникам - и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. Задания готовятся заранее дома. Это может быть и отсканированный документ (текст, картинки), и созданный в любой программе (Word, Power Point и др.) Таким образом, использование интерактивной доски помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.
10) И конечно же, важным элементом педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность - сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых тема проекта должна нести в себе либо исследовательский элемент, либо это должна быть компиляция, которой еще не было в электронном виде. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в применении к данной работе ИКТ и истории), но реально его выполнении затрагивает гораздо более широкий спектр предметов - русский язык, литературу, мировую художественную культуру и ряд других в зависимости от темы. Поэтому руководителей проекта может быть и два, и три. Важным является определение оптимального количества участников проекта.
По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда хорошие.
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
идет более полное усвоение теоретического материала;
идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить" в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Список литературы.
Информатизация образования: декларации и реальность. // Информатика 1995.№ 8, с.12.
Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6, с. 26.
Горлицкая С.И. Кузнецова И.Н. Думаем и исследуем на LOGO. // Информатика 1996 № 39, (с. 4.)
Подробный конспект урока
Организационная информация
Тема урока
Изменение политической системы и образование партий в ходе Первой русской революции.
Предмет
История России
Класс
9 класс
Автор урока (ФИО, должность)
Загородникова Оксана Михайловна, учитель истории
Образовательное учреждение
МОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа №13"
Республика/край, город/поселение
Г. Омск
Методическая информация
Тип урока
Изучение нового материала с использованием возможностей ИД. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой.
Цели урока
На основе уже имеющихся знаний о начале революции в России формируются знания об изменениях политической системы, характеристике партий и движений, их лидерах и видении перспектив развития страны.
Развивать навыки работы с текстом учебника, работы в группах, применения ИД на уроках истории
Задачи урока
1. познакомить учащихся с новым избирательным законом
2. раскрыть сущность российской многопартийности
3. познакомить с партиями, включившимися в политическую жизнь России и вновь образованными на волне революции (их лидерами и программами)
4. сделать выводы об изменениях в политической системе России после принятия манифеста 17 октября 1905 года
5. дополнить навыки работы с ИД
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
1.работа с учебником, работа с документами, работа в парах, работа с ИД в режиме Ofis.
Необходимое оборудование и материалы
Учебники, ИД, документы(распечатка в группу)
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
Включает в себя не только организационный момент, но и вступительные слова учителя.
1.Короткая фронтальная беседа с учащимися с целью вспомнить причины и события в которых принят манифест 17 октября
* По своему общественно-государственному устройству, что собой представляла Россия?
* Готова ли была царская администрация к преобразованиям? Почему?
* Чем закончилась попытка общества наладить диалог с властью?
* Как бы вы поступили в сложившейся ситуации?
* Какой документ был принят?
Учительсовместно с учащимися ставит цели урока
Каковы цели нашего урока? Учитель сверяет цели, названные ученикам, корректирует их.
А так же сообщает, как будет протекать работа и решаться задачи урока.
Ход и содержание урока
Короткий инструктаж групп к работе
Каждая группа получает задание
РАБОЧАЯ ГРУППА
Выясняет особенности многопартийности в России (используется функция "штора", прикрывается правая часть таблицы и заполняется левая)
РАБОЧАЯ ГРУППА
Определяет лидеров и программу партий(необходимо соединить стрелками портреты и названия партий)
РАБОЧАЯ ГРУППА
Изучает новый избирательный закон (подписать условные обозначения на диаграмме)
ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА её роль связать работу всех групп воедино, это могут быль даже 2 более способных ученика, обладающих способностью анализировать.
Формулирует вывод о том, как изменилась политическая ситуация в России.
КАЖДАЯ ГРУППА работает самостоятельно и представляет итоги на ИД. (на специально заготовленных слайдах)
Материал каждого слайда переносим в тетрадь.
Экспертная группа выступает после всех, это выводы об изменениях в политической системе, роли партий в этом процессе.(заполняем сообща последний слайд)
Проверка и оценивание ЗУНКов
Проверка ЗУНов идет как в ходе работы внутри группы, так и при построении вывода. Ответы должны быть не только полными и правильными, но и представленными на ИД. Проверяется степень владения новыми технологиями. Отметки можно выставить как в личном первенстве, так и с привлечением участников группы.
Рефлексия деятельности на уроке
Включает не только соотнесение поставленной в начале цели с выводами.
Достигли ли мы цели? Узнали о новых партиях и изменениях в политической системе России? Чем понравился урок? Что нужно добавить или изменить с точки зрения учеников?
Момент оценивания привлекает участников группы, которые определяют эффективность вклада каждого в решение поставленной задачи.
Домашнее задание
Повторить записи в тетради, с.38-41 учебника, задание на стр.45
Дополнительная необходимая информация
Выдержки из программных документов партий отдельно на карточках (степень их сложности на усмотрение учителя), можно заменить дополнительной литературой в более сильных классах.
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются)
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Тематика, связанная с политическими изменениями, партиями, их программами воспринимается трудно и часто выглядит неинтересной, с точки зрения учащихся, поэтому работа с ИД добавляет визуальный эффект и способствует более качественному запоминанию материала, формированию командной работы не только с целью изучения материала, но и презентации итогов работы. В идеальном варианте можно было выдавать электронную версию готовых слайдов на дом и домашнее задание соответственно.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
Рекомендую далее перейти к проблеме парламентаризма в России и итогам революции. В этом свете разработать проблематику деятельности Государственных дум.
Другое
Описание мультимедийных компонентов проекта
Автор проекта (ФИО)
Загородникова Оксана Михайловна
Должность (с указанием преподаваемого предмета)
Учитель истории
Образовательное учреждение
МОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа №13"
Название проекта
Политическая система и партии Первой русской революции
Форма (презентация, тест и т.п.)
Презентация с использованием возможностей ИД
Размер ресурса (мегабайт)
227КБ
Технические данные (компьютер, интерактивная доска и другие.)
Компьютер
Интерактивная доска
Учебный предмет
История России
Класс
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс
История России 9 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. (программа того же автора для 9 класса)
Название темы или раздела учебного курса
Раздел "Россия на рубеже 19-20 веков"
Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)
Doc
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал
Microsoft Office
Цели, задачи дидактического материала
Активизация деятельности учащихся на уроке, работа со всеми видами памяти, укрепление навыков работы с новыми технологиями по освоению исторического материала
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)
Презентация содержит слайды, которые учащиеся используют в режиме Office И.Д., для представления итогов работы в группах.
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)
Диаграммы, фото изображения, таблицы и схемы
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)
Ресурсы интернета для подбора иллюстраций
Возможности использования дидактического материала:
- педагогом на уроке (указать этапы урока);
- учащимися
В ходе изучения нового материала, при презентации итогов работ групп
Учащиеся могут использовать потом при подготовке домашнего задания (и подготовке по теме, если необходимо использование уже готовой заполненной презентации, например при подготовке к экзаменам)
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений
Ограничений нет
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.
Слайды используются для заполнения при представления итогов работы в группах.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(272) "Информационная карта «Построение процесса обучения на основе образовательных технологий на уроках истории и обществознанияпри подготовке к ГИА» "
["seo_title"] => string(164) "informatsionnaia-karta-postroieniie-protsiessa-obuchieniia-na-osnovie-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniiapri-podghotovkie-k-gia"
["file_id"] => string(6) "141543"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1418137902"
}
}