kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Групповая работа на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа - это обобщение опыта по данной теме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа на уроках истории»

МОУ Михайловская средняя общеобразовательная школа

МО «Тереньгульский район»

Ульяновской области











Новые подходы к групповой работе





Шилина Ольга Викторовна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Михайловская СОШ»

МО «Тереньгульский район»













Михайловка

2018







Содержание

1.Введение с.3-4

2.Основная часть с.4-19

2.1. Теоретическое обоснование групповой работы с.4-6

2.2. Плюсы и минусы групповой работы с.6-8

2.3. Принципы групповой работы. с.8-9

2.4. Варианты с. комплектования групп. с.9-12

2.5. Виды групповой работы. с.12-16

2.6. Технология групповой работы с.16-17

2.7. Поведение учителя во время проведения групповой работы. с.17-18

2.8. Обсуждение итогов с.18-19

3.Заключение с.19-21

Использованная литература с.22

Приложения с. 23-26



























  1. Введение

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Технология сотрудничества представляет собой современную образовательную технологию личностно-ориентированного типа и позволяет реализовать требования ФГОС второго поколения.

Так как технология сотрудничества носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко:

– во-первых, на всех образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации учителей;

– во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технология, изобразительное искусство;

– в-третьих, на школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на уроках, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Ценность технологии в том, что она помогает решать очень важные задачи на современном уроке:

– заставляет учащегося ставить цели и находить способы её достижения;

– намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;

– приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;

– помогает каждому ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;

– реализует воспитательные задачи: воспитание дружбы, ответственности, инициативности, толерантности к другим.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

2.Основная часть

2.1. Теоретическое обоснование групповой работы.

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету.

Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа.

Обучение новому зависит от того, что человек уже знает и понимает. Работа в группе помогает развитию речи, мышлению, пониманию и решению проблемы в сотрудничестве с более способными учащимися, возникает добрый командный дух. Здесь ученик не обучается изолированно, а работает сообща, что помогает ему в работе над собой. Работа в группе помогла моим ученикам сплотиться, раскрыться и показать свои способности. Групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу от сотрудничества с разными людьми. Кроме того, в ходе групповой работы на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся прослеживается применение различных стратегий. Так, например, стратегия критического мышления предполагает работу в группах, стратегия диалогового обучения подтверждает, что дети эффективно учатся при активном их вовлечении в обсуждения и дискуссии. Таким образом, сущность группового обучения, то есть обучение в сотрудничестве предполагает способ работы на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы.

Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени, а не дань моде. Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

  1. Активизация познавательной деятельности.

  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

  3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

  4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

2.2. Плюсы и минусы групповой работы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

  4. Улучшается психологический климат в классе.

  5. Грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;

  6. Формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;

  7. В результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;

  8. Учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;

  9. У каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);

  10. Какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;

  11. Улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;

  12. Не дает возможности спрятаться, задействованы все;

  13. Совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

2.3. Принципы групповой работы.

С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

  1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

  2. Учитывать особенности состава группы.

  3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

  4. Распределять роли между участниками группы.

  5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

  6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет иные принципы групповой работы, хотя суть не меняется:

  • класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;

  • каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;

  • внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);

  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.1

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

2.4. Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».2

Группы создаются по-разному, в зависимости от сложившейся в классе культурной, коммуникативной, эмоциональной ситуации. Сначала, пока идет привыкание к новым формам работы, не нужно создавать постоянных групп. Как только в той или иной группе работа в сотрудничестве наладилась и идет активно, можно попробовать сохранить этот состав и на другое задание, на следующую тему. В остальных же группах имеет смысл составы менять, пока и там не наладится такая же активная, слаженная работа.

Этого может и не произойти, и тогда придется каждый раз формировать новые группы. Но если случилось так, что ребята сработались и научились помогать друг другу, активно общаясь, то лучше такие группы (они называются базовыми) оставлять постоянными на достаточно длительное время, пока не будут заметны какие-либо изменения в отношениях ребят к худшему.

Базовым группам можно давать и общие домашние задания с учетом вклада каждого в общую задачу. Это, не значит, что эти ребята всегда во всех случаях должны работать как единая бригада. Общая система обучения предполагает и индивидуальную, самостоятельную, деятельность, и работу в разных группах.

Часто бывает целесообразно, исходя из специфики решаемой задачи или педагогической ситуации, сложившейся в классе, организовать однородную группу (одного уровня обучаемости). В этом случае учителю необходимо поработать со слабыми учениками, которые пока никак не могут вписаться ни в одну гетерогенную группу, уделив ей максимум внимания. В дальнейшем эти ребята все равно должны влиться в разнородные группы, однако бывает, что отдельных учеников необходимо к такой работе подготовить и не только в академическом плане, но порой и в психологическом.

Создание групп по различным признакам:

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по ... человек.

  • Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

2.5. Виды групповой работы.

В своей работе я использую различные виды групповой работы

1.Бригадно-групповая форма работы

- Объяснение нового материала на уроке. Класс делится на несколько групп. Каждой группе даётся определённое задание по закреплению учебного материала, где необходимо разобраться во всех деталях.

- Выполнение задания по частям. Каждый ученик занят выполнением своей части задания, или по вертушке, когда каждое последующее задание выполняется другим учеником. Любое задание объясняется вслух учащимся и контролируется всей группой. Успех группы зависит от работы каждого ученика, между собой группы не соревнуются.

- Завершение задания. Общее обсуждение задания, если задание было одинаковым для всех групп (проблемная или конкретная ситуация, задача, серия задач и др.), если задания были разные, рассматриваются задания каждой группы.

- Индивидуальная проверка учителем отдельных учащихся (тест, опрос и др.)

2.Кооперативно- групповая работа

Учебный материал разбивается на фрагменты: логические, смысловые блоки. Каждая группа работает над своим блоком общей темы. Затем учащиеся, состоящие в разных группах, встречаются как эксперты и обмениваются информацией по данному вопросу, сверяя позиции, взгляды, точки зрения. Эксперты, возвращаясь в группу, знакомят остальных с новой информацией. При этом необходимо внимательно слушать партнёров по группе и делать записи в тетради. Каждый ученик заинтересован в добросовестном выполнении задания в связи с отчетом за часть своего задания.

3.Дифференцированная групповая работа

Разнородные по уровню обученности группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание (задания дифференцированы по уровню сложности), которое может быть подзаданием большой темы, над которой работает класс. В ходе работы в группе ведётся дискуссия, обсуждаются варианты решения проблемы, выстраивается логика исследования. После выполнения задания каждая группа составляет доклад, который подлежит презентации на уроке.

4.Парная работа

Группы из четырёх учащихся разбиваются на пары и выполняют часть группового задания, после выполнения которого обсуждают результат в группе.

В парах учащиеся работают над учебным текстом, обсуждают его, выделяют главные мысли, составляют план, работают с документами, со словарём. Учащиеся обсуждают и спрашивают друг друга по новому материалу или заданному на дом.

Такая работа получила следующие названия:

  • Работа в парах.

  • Мозговой штурм.

  • Игра «Продолжи».

  • Охота за сокровищами.

  • Снежный ком.

  • Мозаичная группа или Пазлы.

  • Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.

  • Соблюдается жесткий регламент.

  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке на истории при составлении обзора исторических событий).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Примеры использования групповой работы на уроках истории и обществознания приведены в приложении.

2.6. Технология групповой работы

1.Подготовка к выполнению группового задания:

-постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);

-инструктаж о последовательности работы;

-раздачу дидактического материала по группам

2.Групповая работа:

-знакомство с материалом, планирование работы в группе;

-индивидуальное выполнение задания;

-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

-обсуждение общего задания группы;

-подведение итогов группового задания.

3.Заключительная часть:

-сообщение о результатах работы в группах;

-анализ познавательной задачи;

-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели;

-дополнительная информация учителя.

2.7. Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

  1. Он может контролировать.

  2. Организовывать.

  3. Оценивать работу учеников.

  4. Участвовать в работе группы.

  5. Предлагать участникам разные варианты решений.

  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

  • сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;

  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;

  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;

  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);

  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.

  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;

  • нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;

  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

  • и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

2.8. Обсуждение итогов

Не менее важным, а точнее одним из важных процессов групповой работы является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов:

1 этап: выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции, от остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Желательно фиксировать на бумаге все высказанные гипотезы, для того, чтобы затем выразить свое отношение к каждой из них.

2 этап: обсуждение высказанных гипотез (генерирование идей). На этом этапе участникам групп понадобятся социальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением: умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.

3 этап: выработка группового решения, которое рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них.

4 этап: обсуждение итогов работы группы, где участники группы выдвигают из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.

5 этап: обсуждение процесса работы (этот этап не так часто встречается в реальной практике – как правило не хватает времени). Но возможностей у процесса обсуждения гораздо больше, чем представляется. Можно задать учащимся вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников способствовали работе, а какие мешали? И, наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?»

3.Заключение

Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, то необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников:

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;

  • полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.

С этой целью, прежде всего, определяется учебно-познавательную цель урока и дидактическая задача использования данного метода (соответственно того или иного его варианта). Эта задача должна быть абсолютно ясна не только учителю, но и ученикам.

Затем нужно поработать над планом урока.

Учебно-познавательная (воспитательная) задача урока:

  • осмысление и усвоение (новых понятий, правил, новой информации);

  • формирование навыков, умений использования...;

  • формирование интеллектуальных умений.

Виды деятельности на уроке:

  • ознакомление с новым материалом (лекция, краткое объяснение нового закона, правила, постановка проблемного задания и пр.);

  • закрепление нового материала (работа учащихся в сотрудничестве по какому –либо варианту; обсуждение результатов работы групп фронтально; предварительное тестирование для выяснения уровня осмысления нового материала);

  • применение нового материала для решения задач (работа в сотрудничестве...) и т.д.

Используемые средства обучения, учебные материалы: …

Обязательно распределяется время, необходимое для выполнения той или иной работы на уроке.

Обозначив, таким образом, учебные задачи урока, важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. Это также должно быть абсолютно понятно ребятам. Они могут сами определить, кто какую роль способен выполнять, но тогда они должны знать, какие могут быть роли (их можно записать на доске, или на карточке). Например, для выполнения данного задания в группах необходимо предусмотреть: ведущего (отвечающего за выполнение задания); редактора (проверяющего правильность выполнения): оформителя (отвечающего за чистоту и эстетику оформления задания). Конечно же, возможны и другие роли и возможно распределение ролей учителем.

Таким образом, применяя групповую работу на своих уроках хотела бы отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения, актуализация знаний, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развития взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.

Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы.

И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы, тем профессиональнее будет наша работа.



Использованная литература


1.Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с.

2.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе

учебной работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

3. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. – Казань: Казан. ун-т, 2014. – 288с.

4. Дьячкова С. Обучение в малых группах по методике сотрудничества© Журнал «Директор школы», № 4, 1999

5.Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.,1985,368 с.

6.Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975,138с.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие под ред. Е. С. Полат М., 1999.

8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

9. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения: М.: Педагогика. - 1997.-N2.











Приложение 1

  Изучении темы «Первая мировая война: причины развязывания войны и основные события» возможен страноведческий подход и организация групповой работы с выделением групп, изучающие основные события войны с позиции Германии, Австро-Венгрии, Османской империи, Болгарии, России, Великобритании, Франции и США.

Задания группам.

1) В какой блок входила ваша страна?

2) Назовите причины вступления вашего государства в Первую мировую войну, определите его цели.

3) На основании информации учебника определите, как отнеслось население вашей страны к войне? Менялось ли это отношение за годы войны?

4) Назовите людей (политиков, военных и т.д.), чья деятельность в годы войны имела наибольшее значение для вашей страны.

5) В каких основных сражениях участвовала ваша страна? Каковы их результаты и последствия для военных действий и для вашего государства?

6) Каковы главные итоги войны для вашего государства?














Приложение 2



   Урок в 11-ом классе по теме «Внешняя политика СССР в 20-30-е годы» я

провожу с использованием групповой работы. Делю класс на четыре группы:

  • «Анализ внешнеполитического курса в 1917-1922 гг.»,

  • «Анализ внешнеполитического курса в 1922-1927 гг.»,

  • «Анализ внешнеполитического курса в 1928-1933 гг.»,

  • «Анализ внешнеполитического курса в 1933-1939 гг.».

Каждая группа получает следующие вопросы, которые в группе распределяются

дифференцированно:

  1. Назовите основные события внешней политики в соответствующий

период;

  1. Каковы основные внешнеполитические условия развития страны в этот

период;

  1. Рассмотрите основные цели внешней политики в эти годы.

  2. Каково было соотношение задач:

а) развязывания мирной революции;

б) мирного сосуществования;

в) защиты Отечества?

5.Какое государство можно считать нашим главным внешнеполитическим

партнером?

6.Какие факты подтверждают ваше мнение?


















Приложение 3


Урок – клуб путешественников проводится при изучении тем, связанных с обзорным изучением стран или географических открытий. Например, в 7 классе на уроке «Сибирь в XVII веке» после небольшого вступительного слова учителя класс получает задание: определить вклад В.Д. Пояркого, Б.П.Хабарова и С.И. Дежнева в русскую историю. Затем приглашаю за стол ведущих «участников» экспедиций. Три группы учащихся заранее изучили жизнь и деятельность каждого из землепроходцев и мореходов с помощью дополнительной литературы. В непринужденной беседе они рассказывают о народах, населяющих территорию Сибири, о замыслах, задачах и ходе экспедиций, судьбе руководителей, значении их деятельности, отвечают на вопросы зрителей.





































Приложение 4





   Изучение темы «Социальная структура советского общества в 30-е годы» можно провести как урок-исследование с элементами групповой работы. Для проведения исследования класс делится на 5 рабочих групп. Каждая группа получает «объект исследования» - определенный социальный слой. Вопросы и задания для социологического исследования:

  1. Выяснить положение социального слоя в обществе. Определить возможности его представителей. Зафиксировать результаты работы в таблице «Социальная структура советского общества».

Социальный слой

Происхождение

Положение (заработанная плата, быт, условия труда)

Возможности













1 Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975, с.67.



2 Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.,1985, с.119.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Групповая работа на уроках истории

Автор: Шилина Ольга Викторорвна

Дата: 02.04.2018

Номер свидетельства: 464729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Групповая работа учащихся на уроках истории "
    ["seo_title"] => string(51) "gruppovaia-rabota-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "104968"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402774835"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Применение групповой работы на уроках в малокомплектных школах"
    ["seo_title"] => string(71) "primienieniie-ghruppovoi-raboty-na-urokakh-v-malokompliektnykh-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "277250"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452864144"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Групповая работа на уроках"
    ["seo_title"] => string(28) "gruppovaia-rabota-na-urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "256283"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448109187"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Организация самостоятельной познавательной деятельности  на уроках истории  в специальной школе для глухих детей. "
    ["seo_title"] => string(130) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-istorii-v-spietsial-noi-shkolie-dlia-ghlukhikh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "203816"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429547326"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Разработка урока истории в 6 классе на тему: "Нашествие с Востока" "
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotka-uroka-istorii-v-6-klassie-na-tiemu-nashiestviie-s-vostoka"
    ["file_id"] => string(6) "221218"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435125379"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства