1.С урока начинается учебно-воспитательный процесс,
уроком он и заканчивается.
Все остальное в школе играет хотя и важную,
но вспомогательную роль,
дополняя и развивая все то,
что закладывается в ходе уроков.
Ю.А. Конаржевский
2. В соответствии с положениями и требованиями нового образовательного стандарта происходит переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной.
3. Групповая работа
Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие учащихся, их совместная согласованная деятельность, при которой нет постоянного прямого контакта с учителем.
4. Основные идеи и особенности технологии
Групповой способ организации деятельности детей является особым фактором совместной деятельности, которая оказывает стимулирующее воздействие на развитие ребёнка. Групповая технология обучения предполагает временное разделение класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат.
5. Основные цели использования данной технологии
обеспечение активности учебного процесса;
достижение высокого уровня усвоения содержания.
6. Особенности организации групповой работы учащихся
Деление класса на группы для решения конкретных учебных задач (принцип деления произвольный).
Предоставление определённого задания (одинакового для всех или дифференцированного).
Особое расположение групп в классе. Создание условий для обмена информацией и совместной работы
Знакомство учащихся с правилами работы в группе. При необходимости предоставление соответствующей памятки.
Распределение ролей в группе (определяется характером и объёмом задания). Выбор руководителя группы.
Объяснение условий задания, инструктаж о последовательности и времени работы.
7. Самостоятельная работа группы
Распределение заданий внутри группы.
Индивидуальное выполнение задания,
обсуждение результатов работы.
8. Роль учителя на данном этапе урока
Наблюдение за работой групп
Оказание помощи в случае необходимости.
Регулирование споров,
Поощрение работы групп.
9. Отчёт группы о проделанной работе
Сообщение о результатах работы.
Анализ познавательной задачи.
Общий вывод о работе группы. Оценка работы учителем.
Рефлексия.
10. При групповой работе формируются универсальные учебные действия:
Познавательные – работа с информацией, с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем, выполнение логических операций:сравнения,анализа,обощения,классификации,установление аналогий.
Коммуникативные – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения
Личностные УУД(действия смыслообразования, нравственной и эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).
11. Групповая практическая работа особенно эффективна на уроке,
посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков,на повторительно-обобщающем уроке,
а также на уроке изучения нового материала,
если этот материал хорошо известен ученикам помимо школьного урока истории.
Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса
12. Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным,
т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически,
причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект.
Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-2 занятия в каждом крупном тематическом блоке
13. Минусы
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя:
групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна;
организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат, усилий;
при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
разделение на группы может проходить непросто, даже драматично;
в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве - им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.
14.Плюсы:
повышается учебная и познавательная мотивация;
снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным,
некомпетентным в решении каких-то задач;
в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
улучшается психологический климат в классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Групповая работа учащихся на уроках истории »
Групповая работа учащихся на уроках истории как необходимый элемент урока в рамках ФГОС
С урока начинается учебно-воспитательный процесс,
уроком он и заканчивается.
Все остальное в школе играет хотя и важную,
но вспомогательную роль,
дополняя и развивая все то,
что закладывается в ходе уроков.
Ю.А. Конаржевский
В соответствии с положениями и требованиями нового образовательного стандарта происходит переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной .
Групповая работа
Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие учащихся, их совместная согласованная деятельность, при которой нет постоянного прямого контакта с учителем.
Основные идеи и особенности технологии
Групповой способ организации деятельности детей является особым фактором совместной деятельности, которая оказывает стимулирующее воздействие на развитие ребёнка. Групповая технология обучения предполагает временное разделение класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат.
Основные цели использования данной технологии
обеспечение активности учебного процесса;
достижение высокого уровня усвоения содержания.
Особенности организации групповой работы учащихся
Деление класса на группы для решения конкретных учебных задач (принцип деления произвольный).
Предоставление определённого задания (одинакового для всех или дифференцированного).
Особое расположение групп в классе. Создание условий для обмена информацией и совместной работы.
Знакомство учащихся с правилами работы в группе. При необходимости предоставление соответствующей памятки.
Распределение ролей в группе (определяется характером и объёмом задания). Выбор руководителя группы.
Объяснение условий задания, инструктаж о последовательности и времени работы.
Самостоятельная работа группы
Распределение заданий внутри группы.
Индивидуальное выполнение задания,
обсуждение результатов работы.
Роль учителя на данном этапе урока
Наблюдение за работой групп,
оказание помощи в случае необходимости.
Регулирование споров,
поощрение работы групп.
Отчёт группы о проделанной работе
Сообщение о результатах работы.
Анализ познавательной задачи.
Общий вывод о работе группы. Оценка работы учителем.
Рефлексия.
При групповой работе формируются универсальные учебные действия :
Познавательные – работа с информацией, с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем, выполнение логических операций:сравнения,анализа,обощения,классификации,установление аналогий.
Коммуникативные – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения
Личностные УУД (действия смыслообразования, нравственной и эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).
личностные УУД (действия смыслообразования, нравственной и эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).
Групповая практическая работа особенно эффективна на уроке,
посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков,
на повторительно-обобщающем уроке,
а также на уроке изучения нового материала,
если этот материал хорошо известен ученикам помимо школьного урока истории.
Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса.
Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным,
т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически,
причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект.
Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года,
по 1-2 занятия в каждом крупном тематическом блоке.
Минусы
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя:
групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна;
2) организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат, усилий;
3) при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
4) разделение на группы может проходить непросто, даже драматично;
5) в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве - им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.
Плюсы:
повышается учебная и познавательная мотивация;
снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным,
некомпетентным в решении каких-то задач;
в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;