kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории и обществознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории и обществознания сегодня актуально.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории и обществознания.»

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории и обществознания.

Сильченко Л.С., учитель истории и обществознания MOУ «СОШ № 33 им. П.А. Столыпина» г. Энгельса Саратовской области.



Качество российского образования, как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, основано на разных подходах и имеет, соответственно, разные результаты. Именно результаты учащихся, достигших высшего и базового уровня функциональной грамотности, - наиболее обсуждаемые в мире индикаторы конкурентоспособности школьного образования. Одним из направлений совершенствования общего образования в настоящий момент становится усиление внимания к формированию функциональной грамотности.

В будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Моя основная задача как учителя школьного образования сегодня - подготовить учащихся к адаптации в современном мире.

Проблема качества образования – одна из ключевых в современной образовательной политике, связана с решением задач, направленных на развитие личности, умение принимать грамотные и ответственные решения, подготовку к жизни в быстроменяющемся мире, с побуждениями и мотивацией к высокопрофессиональному труду. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для своего развития. Сегодня задача общеобразовательных учреждений – дать импульс к саморазвитию, раскрыть потенциал каждого учащегося, чтобы достойно жить в этой сложной и меняющейся реальности.
Качество российского образования, как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, основано на разных подходах и имеет, соответственно, разные результаты. Россия в международных рейтингах по качеству образования уступает десяти странам-лидерам. Основными причинами невысоких рейтингов российских школьников являются:

  1. Задания в оценочных материалах непривычны для обучающихся. Они ориентированы на применение знаний и умений в нестандартных проблемных жизненных ситуациях. Школьники оказались неспособными использовать предметные знания при решении таких задач.

  2. Невысокий уровень овладения общеучебными умениями, затруднен поиск новых или альтернативных способов решения.

Международные исследования проводятся систематически, их подходы к оценке образовательных результатов различны: в исследованиях PIRLS и TIMSS оценивается освоение основ чтения, математики, естествознания, а в исследовании PISA - сформированность функциональной грамотности. Именно результаты учащихся, достигших высшего и базового уровня функциональной грамотности, - наиболее обсуждаемые в мире индикаторы конкурентоспособности школьного образования. Одним из направлений совершенствования общего образования в настоящий момент становится усиление внимания к формированию функциональной грамотности.


Функциональная грамотность сегодня по определению академика РАО Алексея Алексеевича Леонтьева - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
Функциональная грамотность - это базовое образование личности, которая включает в себя:

1) Математическую - это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

2) Финансовую - это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

3) Естественно-научную - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

4) Глобальные компетенции - это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

5) Читательскую - это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни, базовый навык функциональной грамотности.

6) Критическое мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Как видно, каждый вид функциональной грамотности присутствует, в той или иной степени в каждой учебной дисциплине. В настоящий момент перед педагогическим сообществом стоит задача: переориентировать учебный процесс на эффективное овладение учащимися функциональной грамотностью. Это может быть достигнуто:

1.    путем успешной реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.

2.   внедрения комплексного системно-деятельностного подхода, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение сформированных знаний, умений и навыков.          3.     полным анализом методического подхода к обучению учащихся: системы заданий, использованных в учебном процессе.

В настоящее время мы сталкиваемся с тем, что методическое содержание учебников не позволяет достичь высоких результатов в формировании функциональной грамотности, поэтому необходимо:
· продолжать работу над формированием метапредметных умений;
· внедрять новую систему учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности;
· работать на уроках с информацией, представленной в разной форме;

· активно разрабатывать «PISA-подобные задания; организовывать исследовательскую и проектную деятельность школьников с учётом необходимости формирования компетенций и умений ФГ.

В целях поддержки учителей в обеспечении формирования функциональной грамотности появились базы необходимых материалов. Система заданий и диагностических материалов в них разрабатывается с учетом особенностей учащихся, подходов и инструментария международного исследования PISA.

  1. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»);

  2. Банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ;

  3. Открытый банк заданий PISA (ФИОКО);

  4. Электронный банк заданий по функциональной грамотности («Просвещение») и др.

Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций школьников, позволяющих им решать сложные задачи. Учителю естественнонаучного цикла (биологии, химии) необходимо на своих уроках формировать естественнонаучную грамотность учащихся, под которой понимается не только владение традиционными умениями, знаниями и навыками, но и умение использовать их на практике. Это достигается путем развития следующих компетенций:
•понимание особенностей естественнонаучного исследования; объяснение явлений;
• умение научно интерпретировать данные и доказательства для получения выводов.

Для успешного формирования компетенции учителю поможет раскрытие на уроках основополагающих причинно-следственных связей, которые предполагают:

  1. умение внимательно изучить условие задания;

  2. умение находить причину и следствие;

  3. использование знаний по каждой теме (определений, строение атома и т.д.);

  4. выстраивание логической цепочки;

  5. выход на результат-следствие (вывод, утверждение, ответ).

В педагогической практике, с  целью развития у учащихся умений работать с причинно-следственными связями, используются следующие приемы и упражнения: «Причина – следствие», «Логическая цепочка», «Реши задачу», «Проведи исследование». 

Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:

1. Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.

2. Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса (история XIX вв.).

Например:

  • Формирование хронологической грамотности - при помощи ленты времени, выделенных для запоминания дат учащиеся учатся определять временные рамки изучаемого исторического периода, формируется навык определения принадлежности даты к веку.

  • Работа с картой - умение читать карту, а значит извлекать информацию. Умение привязывать историческое событие к той или иной территории, показывать на карте границы государств в древности и проводить аналогию с современной политической картой мира, как менялись границы государств с течением времени и определенных событий, прежде всего войн. Умение читать историческую карту с использованием условных обозначений.
    На протяжении всего процесса обучения используются интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др. При изучении органов власти РФ например организуются группы и учащиеся сами представляют себя в роли депутатов Государственной думы, сенаторов и министров правительства. Таким образом, сложные вопросы становятся понятны и доступны.

3. Процесс образования - учащиеся владеют общим уровнем исторической культуры, знакомы с историческими ценностями и стандартами современной цивилизации.

Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:

  • Создание атмосферы сотрудничества на уроках.

  • Использование приемов развития критического мышления в системе.

  • Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.

  • Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.

  • Использование самооценивания и взаимооценивания.

  • Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.

  • Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями

Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

  • Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

  • Например при работе на уроках обществознания по теме функции коммерческих банков возможна работа с сайтами различных финансовых организаций города, с целью поиска лучших условий кредитования.

  • Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию. Обязательно используем на уроках права кодексы по решению юридических задач, примеряя роль адвоката, прокурора или нотариуса.

  • Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы. Для формирования данных умений очень продуктивны уроки диспуты - сравнение программ декабристов или движения западников и славянофилов, чьи идеи более подходят и реальны для России 19 века.

  • Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для развития такой компетенции у нас сейчас есть замечательный курс - ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ).

  • Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий. Например, Выборы в Государственную Думу РФ, представляем работу различных партий или даем критическую оценку правлению русских императоров.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

  • функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);

  • пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

  • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;

  • исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

  • изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

  • чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает;

  • исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).

Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Работа учителя по формированию ФГ должна быть хорошо продумана, спланирована, проводиться системно, для того, чтобы учащиеся научились успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, умели решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, стремились к дальнейшему образованию.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории и обществознания.

Автор: Сильченко Людмила Станиславовна

Дата: 27.06.2023

Номер свидетельства: 634467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для учащихся 6 классов  с использованием Электронного Образовательного Комплекса "Живой урок" "
    ["seo_title"] => string(168) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-uchashchikhsia-6-klassov-s-ispol-zovaniiem-eliektronnogho-obrazovatiel-nogho-komplieksa-zhivoi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "158796"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421787793"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Формирование правового пространства, правовой культуры и правосознания школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_pravovogho_prostranstva_pravovoi_kul_tury_i_pravosoznaniia_shkol_n"
    ["file_id"] => string(6) "470336"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1526834024"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства