kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Европа и мир: от традиционного общества к индустриальному

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительные материалык уроку истории России и Европы.

Просмотр содержимого документа
«Европа и мир: от традиционного общества к индустриальному»

Урок № 2. Европа и мир: от традиционного общества к индустриальному.


Задание № 1. Работа с документами.

1.

«…Гигантский подъем английской промышленности, начавшийся в 1760 г., ...распространился на все отрасли промышленной деятельности... С появлением паровой машины впервые приобрели значение обширные угольные залежи Англии; только теперь зародилось производство машин, а с ним усилился интерес к железным рудникам, поставлявшим сырье для этого производства. Повышенное потребление шерсти подняло английское овцеводство, а усилившийся ввоз шерсти, льна и шелка вызвал рост английского торгового флота Произошел переворот и в земледелии. Не только владение землей и ее обработка перешли... в другие руки,— сельское хозяйство было затронуто и в другом отношении. Крупные арендаторы стали затрачивать капитал на улучшение почвы, сносить ненужные изгороди, осушать и удобрять, применять лучшие орудия и вводить систематическое плодосеменное хозяйство... Им также помог прогресс науки... а разлитие техники дало крупным арендаторам ряд преимуществ. К тому же спрос на земледельческие продукты вследствие роста населения так увеличился, что... Англия из страны, вывозившей хлеб, превратилась в страну, ввозящую его...»

Ф. Энгельс. Положение рабочего класса в Англии.


Вопросы к тексту:

  1. В каких именно отраслях развития экономики начался промышленный подъем?

  2. При каких условиях промышленный подъем оказался возможным?

  3. Какое событие спровоцировало начало промышленного переворота? Своё мнение объясните.


2.

«…Крупные аннексии, сделанные Англией в течение XVIII и начале ХIX века, дали ей на многих лучших рынках монополию на покупку сырья и сбыт изделий промышленности. Такой большой спрос на текстильные и металлические товары не только стимулировал новые изобретения, но дал ей возможность утилизировать многие усовершенствования, которые было выгодно применять только в крупных производствах с большим и обеспеченным рынком.

Но важнейшим фактором, обусловившим первенство Англии, было политическое состояние континентальной Европы как раз в тот период, когда новые машины и двигатели начали завоевывать доверие новому промышленному строю. В то время как тонкопрядильная машина Кромптона, механический ткацкий станок Картрайта и машины Уатта преобразовывали английскую промышленность, ее соперники на континенте тратили всю свою энергию на войны и политические революции. Соединенные Штаты и Швеция, оставаясь нейтральными, были единственными сколько-нибудь значительными торговыми странами, получавшими от европейской заварухи крупные непосредственные выгоды. Но Англия, несмотря на колоссальные потери кровью и деньгами, далеко обогнала, благодаря развитию нового двигателя, конкуренцию этих государств. До 1820 г. она была хозяином положения. Она имела на деле монополию на торговлю в Европе изделиями своей быстроразвивающейся хлопчатобумажной промышленности. Только после установления мира текстильные и прочие фабрики появились на континенте, и много лет прошло, прежде чем они могли успешно конкурировать с Англией...

Преобразование английского сельского хозяйства и рост крупных ферм погнали в города громадные массы крестьянства и доставили новому машинному производству громадный запас дешевой рабочей силы... В Англии, где рабочий не имел земельной собственности, новые методы земледелия вместе с законом о бедных побуждали крупных земельных собственников и фермеров избавляться от излишнего населения в сельских местностях и ускорили миграцию в города... Этот большой запас дешевого труда в городах дал возможность фабрикам Ланкашира и Уоркшира развиваться с поразительной быстротой...

Другим большим преимуществом Англии было то обстоятельство, что она больше, чем какая-либо другая страна, разрушила старый промышленный строй с его гильдиями, тщательно разработанной системой ограничений и консервативностью методов...

Наконец, английская торговая политика давала громадное преимущество развитию машинного производства... Создав свою промышленность при помощи протекционизма, мы также, несомненно, сохранили и укрепили ее при помощи фритредерства — во-первых, понизив пошлины на сырье для машиностроения и обрабатывающей промышленности, а затем, допустив свободный ввоз продуктов питания, что было элементарно необходимо для нации, которая должна была специализироваться на промышленности.

Г о б с о н Дж. Развитие современного капитализма. Машинное производство.


Вопросы к тексту:

  1. Выявите предпосылки и условия, которые способствовали первенству Англии в промышленном развитии в первой половине XIX века. Сформулируйте не менее 4-5-ти условий.

  2. Выделите не менее двух положительных последствий и одного отрицательного, характеризующих процесс модернизации в Англии.


3.

«…Впервые кризисы перепроизводства появились в последней четверти XVIII века. Это было принципиально новое явление, отличное от чисто торговых и самостоятельных денежных кризисов, которые наблюдались и раньше. Родиной первых промышленных кризисов была Англия, их очагом – хлопчатобумажная промышленность, их предпосылки были созданы промышленным переворотом…

…Уже в 1788, 1793, 1797 гг. современники с изумлением и тревогой наблюдали, как, тогда еще крайне немногочисленные, фабричные центры поражались этой новой, ранее неведомой болезнью перепроизводства…Объясняется это чрезвычайной неравномерностью распространения машин и тем, что роль фабрик в экономической жизни Англии конца XVIII века была неизмеримо выше их удельного веса в совокупном производстве страны. Их общее число было очень невелико… В этих условиях перепроизводство, возникнув в хлопчатобумажной промышленности, неминуемо распространялось на все важнейшие отрасли промышленности…»

Мендельсон Л.А. теория и история экономических кризисов и циклов.


Вопросы к тексту:

  1. Какие отрицательные последствия связывает автор текста с промышленной революцией?

  2. Подумайте и сформулируйте еще как минимум два отрицательных последствия промышленного переворота.



Задание № 2. Напишите рассказ.

На основе документов напишите мини-сочинение (не более 10 предложений) на тему: Особенности перехода Англии от традиционного к индустриальному обществу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Европа и мир: от традиционного общества к индустриальному

Автор: Кононова Лариса Владимировна

Дата: 27.05.2020

Номер свидетельства: 551540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект урока по теме:"Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_teme_zavershenie_promyshlennogo_perevorota_formirovanie_klasso"
    ["file_id"] => string(6) "478246"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1537383256"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "лекция по истории по теме: "Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в 19 веке""
    ["seo_title"] => string(139) "liektsiia-po-istorii-po-tiemie-razvitiie-kapitalistichieskikh-otnoshienii-i-sotsial-noi-struktury-industrial-nogho-obshchiestva-v-19-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "296803"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456081376"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  по истории. 7 класс (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(66) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istorii-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130785"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415987955"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Методические указания  к лекционным и семинарским занятиям "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskiie-ukazaniia-k-liektsionnym-i-sieminarskim-zaniatiiam"
    ["file_id"] => string(6) "127180"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415279606"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Задания по истории для студентов 1 курса"
    ["seo_title"] => string(43) "zadaniia-po-istorii-dlia-studientov-1-kursa"
    ["file_id"] => string(6) "252646"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447422138"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства