Конспект урока по теме:"Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества"
Конспект урока по теме:"Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества"
Цели урока:
Образовательные: ознакомить с развитием промышленности и транспорта в пореформенной России; показать, какие последствия имели изменения для дальнейшего развития страны.
Развивающие:развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника и поиска нужной информации; развивать навыки работы с документом, с картой; закрепить умения работы в группах.
Воспитывающие:воспитание толерантности, умения выслушать чужое мнение и доказательно отстаивать свое мнение.
Основные понятия: промышленный переворот, классы в индустриальном обществе, Транссибирская магистраль.
Важнейшие даты:
1837 г. – строительство ж/д из Петербурга в Ц. Село;
1891 -1904 гг. – строительство Транссибирской магистрали;
в 1880-е г. конец промышленного переворота
Оборудование:
карта «Российская империя в конце XIX- начале ХХ века»;
Диаграмма «Данные промышленного развития России с 1861 по 1891 гг.»;
Работа с документом «Историческая разноголосица, или кто прав?»;
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Ход урока
I. Организационный момент
–Добрый день, ребята! Закрыли глаза, вздохнули, выдохнули, открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Садитесь.
- Новую тему урока, мне хотелось, начать с прослушивания звукового сигнала. Будьте внимательны! Что напоминают вам эти звуки? (звук двигающего поезда)
II. Изучение нового материала
– Сегодня наше путешествие будет проходить через станции «Промышленность» и «Железнаядорога». А пока наш поезд движется к заданному пункту, ответьте на следующие вопросы.
– Какие реформы прошли в России в 60-70 гг.? (Крестьянская реформа 1861 г., Земская и судебная реформы 1864 г., Городская реформа 1871 г., Военная реформа 1874 г.).
– А что значит пореформенная Россия? (Россия, в которой прошли реформы; Россия после 1861 года)
– Реформы 60-70 гг. способствовали формированию капиталистических и рыночных отношений, что привело к экономическому развитию России в пореформенные годы. Сегодня на уроке мы познакомимся, как развивались промышленность и железные дороги, и какое они имели значение.
– Итак, станция «Промышленность».
В первые пореформенные десятилетия в стране завершился промышленный переворот (отвечают дети: переход от мануфактуры к фабрике, начавшейся еще в 30-е г. (записать термин в тетрадь), а впервые промышленный переворот был в Англии)
Наиболее успешно он проходил в пищевой, перерабатывающей и текстильной отрасли производства.
Промышленность развивалась не только в городах, но и вне их – в сельской местности. В Кукморе тоже в конце XIX в. был открыты фабрики Родыгиных, Комаровых, Володиных - по изготовлению шапок, рукавичек, валенок, в школьном музее есть печати этих предпринимателей. Современный Кукморский валяльно-войлочный комбинат берет свое начало именно от фабрики братьев Комаровых, которая занимает ведущее место в России по производству валенок. На гербе Кукморского района тоже нарисованы валенки.
– Итак, какие отрасли промышленности развивались наиболее успешно и почему? (Пищевая, перерабатывающая и текстильная. Быстро перестроилась в пореформенный период, «переселяясь» в деревню, находя в ней наиболее дешевую силу).
– Тяжелая промышленность в России испытывала большие трудности.
– Ребята, а как вы думаете, в чем причины кризиса тяжелой промышленности? (Старое техническое оснащение, использование крепостного труда). Государство особое внимание уделяло развитию тяжелой промышленности, большая заслуга в этом министра финансов С.Ю.Витте. ( о нем расскажет нам Марина Иванова)
– В пореформенные годы появились новые отрасли промышленности, каких доселе в России не было. Быстрыми темпами развивались машиностроение, нефте- и угледобыча, химическая промышленности. За 10 лет выплавка чугуна в стране утроилась (Англии для этого понадобилась 22 года, Франции – 28 лет).
– Давайте с вами рассмотрим данные промышленного развития России с 1861 по 1891 гг.
Что вы можете сказать о промышленном развитии? (См. Приложение 1)
У вас на партах находятся данные промышленного развития:
Посмотрите;
Сравните по годам;
Сделайте вывод.
I группа комментирует данные по выплавке чугуна;
II группа комментирует данные по производству железа и стали.
Для этой работы вам дается 1 минута.
– Итак, какой самый важный вывод должны сделать?
– К 1891 году по темпам развития тяжелой промышленности Россия вышла на I место в мире.
– По поводу развития промышленности в России существует несколько мнений.
Вам дается две точки зрения, вы должны, опираясь на материал, определить, кто прав и почему. И какова ваша точка зрения? (См. Приложение 2).
Для этой работы вам дается 3 минуты.
– Важным свидетельством развития экономики было и появление новых промышленных районов. До реформы их было 3 (Московский, Петербургский и Уральский). К 80 г. к ним добавились Южный (Донбасс – Кривой Рог) и Бакинский. (показать рис. в учебнике) (Работа с картой.)
– И мы вновь отправляемся в путь. Следующая станция – «Железная дорога».
– Мы настолько привыкли к этому удивительному явлению, как железная дорога, что порой даже не задумываемся над тем, как бы мы жили без нее. Наша российская железная дорога еще очень молода, ей всего 176 лет.
– Вы должны внимательно слушать мое объяснение, так как вторая часть нашей темы зашифрована в опорном конспекте. И после объяснение определим самых внимательных. (См. Приложение 3).
– В августе 1834 года из Европы в Россию приехал известный английский инженер Франц Антон Герстнер. Он хорошо знал состояние железнодорожных дел в Европе. За три месяца он объездил много российских губерний и по возвращению в Петербург Герстнер подал императору Николаю Первому записку, в которой говорилось: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения».
Первая пассажирская стальная магистраль связала Петербург с Царским Селом. Это произошло в октябре 1837 года. Протяженность ее составляла всего 25 км.
–В 18 60-е годы железнодорожное строительство ускорилось. Были построены дороги от Петербурга до Москвы в 1851 году, от Москвы до Нижнего Новгорода, чтобы соединить Петербург и Москву с Волгой (главным водным путем страны), от Рязани до Урала. Железная дорога вышла к воротам Сибири. Но самая главная железнодорожная магистраль начала строиться в 1891 году. Император Александр III принял решение строить магистраль с двух сторон: на западе – от Челябинска, на востоке – от Владивостока. (показ слайдов 7-10). Обратите внимание на расположение России, как развивается строительство железной дороги.
Сколько прекрасных строк сложено в ее честь. Известный поэт Евгений Евтушенко написал:
Ах, уральской марки сталь, Рельсы-серебриночки! Магистраль, ты магистраль Транссибирочка.
– А теперь я определю, кто же из вас самый внимательный. Что означают буквы «ТСМ»? (Транссибирская магистраль)
– Обратите внимание у вас на партах лежат карточки, это наш опорный текст для игры «Реставрация». (См. Приложение 4).
Но нам нужно попытаться расширить текст.
Эту мысль можно сформировать следующим образом «Долгое время в России не было железной дороги. Первые железные дороги были построены при Николае I».
У каждого может получится свой вариант. Каждый записывает вариант ответа на карточке. Вам дается для этой работы – 4 минуты. (Зачитывается один вариант ответа)
– Ребята, обратите внимание на карту. Я покажу вам как проходила Транссибирская магистраль.(См. Приложение 5).
– Россия гордо заявила миру о том, что именно она связала железной дорогой два океана – Антлантический и Тихий. Без них Дальний Восток мог быть потерян и колонизирован другими странами. Значение ТСМ:
Сибирские товары (лес, зерно, мех, рыба) получили широкий доступ на российский и мировой рынки;
В Сибирь устремились тысячи переселенцев из России;
Культурные достижения европейской части России стали быстрее распространяться в Сибири;
Изделия уральских заводов стали привозить в Центральную часть страны;
Владивосток был накрепко прикреплен к России. И в этом было большое значение Транссибирской магистрали.
– Используя игру «Пчелиный улей» вы в парах обменяетесь мнениями о том, кто, что узнал на уроке. На столах у вас лежат вопросы, на которые вы должны ответить.
Вам дается для этого – 2 минуты. (См. Приложение 6).
– Сегодня на уроке мы познакомились, как развивалось строительство железной дороги в России. Узнали о главной железнодорожной магистрали – Транссибирской. Не зря говорят, хочешь увидеть Россию – поезжай по Транссибу.
– Я благодарю вас за работу на уроке.
- Оценки
– Домашнее задание. Написать различия между традиционным и индустриальным обществом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме:"Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества"»
Тема: «Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества»
Цели урока:
Образовательные: ознакомить с развитием промышленности и транспорта в пореформенной России; показать, какие последствия имели изменения для дальнейшего развития страны.
Развивающие:развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника и поиска нужной информации; развивать навыки работы с документом, с картой; закрепить умения работы в группах.
Воспитывающие:воспитание толерантности, умения выслушать чужое мнение и доказательно отстаивать свое мнение.
Основные понятия: промышленный переворот, классы в индустриальном обществе, Транссибирская магистраль.
Важнейшие даты:
1837 г. – строительство ж/д из Петербурга в Ц. Село;
1891 -1904 гг. – строительство Транссибирской магистрали;
в 1880-е г. конец промышленного переворота
Оборудование:
карта «Российская империя в конце XIX- начале ХХ века»;
Диаграмма «Данные промышленного развития России с 1861 по 1891 гг.»;
Работа с документом «Историческая разноголосица, или кто прав?»;
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Ход урока
I. Организационный момент
–Добрый день, ребята! Закрыли глаза, вздохнули, выдохнули, открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Садитесь.
- Новую тему урока, мне хотелось, начать с прослушивания звукового сигнала. Будьте внимательны! Что напоминают вам эти звуки? (звук двигающего поезда)
II. Изучение нового материала
– Сегодня наше путешествие будет проходить через станции «Промышленность» и «Железнаядорога». А пока наш поезд движется к заданному пункту, ответьте на следующие вопросы.
– Какие реформы прошли в России в 60-70 гг.? (Крестьянская реформа 1861 г., Земская и судебная реформы 1864 г., Городская реформа 1871 г., Военная реформа 1874 г.).
– А что значит пореформенная Россия? (Россия, в которой прошли реформы; Россия после 1861 года)
– Реформы 60-70 гг. способствовали формированию капиталистических и рыночных отношений, что привело к экономическому развитию России в пореформенные годы. Сегодня на уроке мы познакомимся, как развивались промышленность и железные дороги, и какое они имели значение.
– Итак, станция «Промышленность».
В первые пореформенные десятилетия в стране завершился промышленный переворот (отвечают дети: переход от мануфактуры к фабрике, начавшейся еще в 30-е г. (записать термин в тетрадь), а впервые промышленный переворот был в Англии)
Наиболее успешно он проходил в пищевой, перерабатывающей и текстильной отрасли производства.
Промышленность развивалась не только в городах, но и вне их – в сельской местности. В Кукморе тоже в конце XIX в. был открыты фабрики Родыгиных, Комаровых, Володиных - по изготовлению шапок, рукавичек, валенок, в школьном музее есть печати этих предпринимателей. Современный Кукморский валяльно-войлочный комбинат берет свое начало именно от фабрики братьев Комаровых, которая занимает ведущее место в России по производству валенок. На гербе Кукморского района тоже нарисованы валенки.
– Итак, какие отрасли промышленности развивались наиболее успешно и почему? (Пищевая, перерабатывающая и текстильная. Быстро перестроилась в пореформенный период, «переселяясь» в деревню, находя в ней наиболее дешевую силу).
– Тяжелая промышленность в России испытывала большие трудности.
– Ребята, а как вы думаете, в чем причины кризиса тяжелой промышленности? (Старое техническое оснащение, использование крепостного труда). Государство особое внимание уделяло развитию тяжелой промышленности, большая заслуга в этом министра финансов С.Ю.Витте. ( о нем расскажет нам Марина Иванова)
– В пореформенные годы появились новые отрасли промышленности, каких доселе в России не было. Быстрыми темпами развивались машиностроение, нефте- и угледобыча, химическая промышленности. За 10 лет выплавка чугуна в стране утроилась (Англии для этого понадобилась 22 года, Франции – 28 лет).
– Давайте с вами рассмотрим данные промышленного развития России с 1861 по 1891 гг.
Что вы можете сказать о промышленном развитии? (См. Приложение 1)
У вас на партах находятся данные промышленного развития:
Посмотрите;
Сравните по годам;
Сделайте вывод.
I группа комментирует данные по выплавке чугуна;
II группа комментирует данные по производству железа и стали.
Для этой работы вам дается 1 минута.
– Итак, какой самый важный вывод должны сделать?
– К 1891 году по темпам развития тяжелой промышленности Россия вышла на I место в мире.
– По поводу развития промышленности в России существует несколько мнений.
Вам дается две точки зрения, вы должны, опираясь на материал, определить, кто прав и почему. И какова ваша точка зрения? (См. Приложение 2).
Для этой работы вам дается 3 минуты.
– Важным свидетельством развития экономики было и появление новых промышленных районов. До реформы их было 3 (Московский, Петербургский и Уральский). К 80 г. к ним добавились Южный (Донбасс – Кривой Рог) и Бакинский. (показать рис. в учебнике) (Работа с картой.)
– И мы вновь отправляемся в путь. Следующая станция – «Железная дорога».
– Мы настолько привыкли к этому удивительному явлению, как железная дорога, что порой даже не задумываемся над тем, как бы мы жили без нее. Наша российская железная дорога еще очень молода, ей всего 176 лет.
– Вы должны внимательно слушать мое объяснение, так как вторая часть нашей темы зашифрована в опорном конспекте. И после объяснение определим самых внимательных. (См. Приложение 3).
– В августе 1834 года из Европы в Россию приехал известный английский инженер Франц Антон Герстнер. Он хорошо знал состояние железнодорожных дел в Европе. За три месяца он объездил много российских губерний и по возвращению в Петербург Герстнер подал императору Николаю Первому записку, в которой говорилось: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения».
Первая пассажирская стальная магистраль связала Петербург с Царским Селом. Это произошло в октябре 1837 года. Протяженность ее составляла всего 25 км.
–В 18 60-е годы железнодорожное строительство ускорилось. Были построены дороги от Петербурга до Москвы в 1851 году, от Москвы до Нижнего Новгорода, чтобы соединить Петербург и Москву с Волгой (главным водным путем страны), от Рязани до Урала. Железная дорога вышла к воротам Сибири. Но самая главная железнодорожная магистраль начала строиться в 1891 году. Император Александр III принял решение строить магистраль с двух сторон: на западе – от Челябинска, на востоке – от Владивостока. (показ слайдов 7-10). Обратите внимание на расположение России, как развивается строительство железной дороги.
Сколько прекрасных строк сложено в ее честь. Известный поэт Евгений Евтушенко написал:
Ах, уральской марки сталь, Рельсы-серебриночки! Магистраль, ты магистраль Транссибирочка.
– А теперь я определю, кто же из вас самый внимательный. Что означают буквы «ТСМ»? (Транссибирская магистраль)
– Обратите внимание у вас на партах лежат карточки, это наш опорный текст для игры «Реставрация». (См. Приложение 4).
Но нам нужно попытаться расширить текст.
Эту мысль можно сформировать следующим образом «Долгое время в России не было железной дороги. Первые железные дороги были построены при Николае I».
У каждого может получится свой вариант. Каждый записывает вариант ответа на карточке. Вам дается для этой работы – 4 минуты. (Зачитывается один вариант ответа)
– Ребята, обратите внимание на карту. Я покажу вам как проходила Транссибирская магистраль.(См. Приложение 5).
– Россия гордо заявила миру о том, что именно она связала железной дорогой два океана – Антлантический и Тихий. Без них Дальний Восток мог быть потерян и колонизирован другими странами. Значение ТСМ:
Сибирские товары (лес, зерно, мех, рыба) получили широкий доступ на российский и мировой рынки;
В Сибирь устремились тысячи переселенцев из России;
Культурные достижения европейской части России стали быстрее распространяться в Сибири;
Изделия уральских заводов стали привозить в Центральную часть страны;
Владивосток был накрепко прикреплен к России. И в этом было большое значение Транссибирской магистрали.
– Используя игру «Пчелиный улей» вы в парах обменяетесь мнениями о том, кто, что узнал на уроке. На столах у вас лежат вопросы, на которые вы должны ответить.
Вам дается для этого – 2 минуты. (См. Приложение 6).
– Сегодня на уроке мы познакомились, как развивалось строительство железной дороги в России. Узнали о главной железнодорожной магистрали – Транссибирской. Не зря говорят, хочешь увидеть Россию – поезжай по Транссибу.
– Я благодарю вас за работу на уроке.
- Оценки
– Домашнее задание. Написать различия между традиционным и индустриальным обществом.