kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме:"Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Образовательные: ознакомить с развитием промышленности и транспорта в пореформенной России; показать, какие последствия имели изменения для дальнейшего развития страны.
  • Развивающие: развитие  навыков самостоятельной работы с текстом учебника и поиска нужной информации; развивать навыки работы с документом,  с картой; закрепить умения работы в группах. 
  • Воспитывающие: воспитание толерантности, умения выслушать чужое мнение и доказательно отстаивать свое мнение.
  • Основные понятия: промышленный переворот, классы в индустриальном обществе, Транссибирская магистраль.

Важнейшие даты:

  • 1837 г. – строительство ж/д из Петербурга в Ц. Село;
  • 1891 -1904 гг. – строительство Транссибирской магистрали;
  • в 1880-е г. конец промышленного переворота

Оборудование:

  • карта «Российская империя в конце XIX- начале ХХ века»;
  • Диаграмма «Данные промышленного развития России с 1861 по 1891 гг.»;
  • Работа с документом «Историческая разноголосица, или кто прав?»;
  • Текст для игры «Реставрация»;
  • Вопросы к игре «Пчелиный улей»;
  • Карточка «Значение Транссибирской магистрали».

Тип урока: урок-изучение нового.

Вид урока: лекция-диалог.

Применённая педагогическая технология: проблемное обучение, личностно ориентированное,

Виды  контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

 Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, ребята!  Закрыли глаза, вздохнули, выдохнули, открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись.  Садитесь.

-  Новую тему урока, мне хотелось, начать с прослушивания звукового сигнала. Будьте внимательны! Что напоминают вам эти звуки? (звук двигающего поезда)

II. Изучение нового материала

 Сегодня наше путешествие будет проходить через станции «Промышленность» и «Железная дорога». А пока наш поезд движется к заданному пункту, ответьте на следующие вопросы.

– Какие реформы прошли в России в 60-70 гг.? (Крестьянская реформа 1861 г., Земская и судебная реформы 1864 г., Городская реформа 1871 г., Военная реформа 1874 г.).

– А что значит пореформенная Россия? (Россия, в которой прошли реформы; Россия после 1861 года)

– Реформы 60-70 гг. способствовали формированию капиталистических и рыночных отношений, что привело к экономическому развитию России в пореформенные годы. Сегодня на уроке мы познакомимся, как развивались промышленность и железные дороги, и какое они имели значение.

– Итак, станция «Промышленность».

В первые пореформенные десятилетия в стране завершился промышленный переворот (отвечают дети: переход от мануфактуры к фабрике, начавшейся еще в 30-е г. (записать термин в тетрадь), а впервые промышленный переворот  был  в Англии)

Наиболее успешно он проходил в пищевой, перерабатывающей и текстильной отрасли производства.

Промышленность развивалась не только в городах, но и вне их – в сельской местности.   В Кукморе тоже в конце XIX в.  был открыты фабрики Родыгиных, Комаровых, Володиных - по изготовлению шапок, рукавичек, валенок, в школьном музее есть печати этих предпринимателей.  Современный Кукморский валяльно-войлочный комбинат берет свое начало именно от фабрики братьев   Комаровых, которая  занимает ведущее место в России по производству валенок. На гербе Кукморского района тоже нарисованы валенки. 

– Итак, какие отрасли промышленности развивались наиболее успешно и почему? (Пищевая, перерабатывающая и текстильная. Быстро перестроилась в пореформенный период, «переселяясь» в деревню, находя в ней наиболее дешевую силу).

– Тяжелая промышленность в России испытывала большие трудности.

– Ребята, а как вы думаете, в чем причины кризиса тяжелой промышленности? (Старое техническое оснащение, использование крепостного труда). Государство особое внимание уделяло развитию  тяжелой  промышленности,  большая заслуга в этом  министра финансов С.Ю.Витте. ( о нем расскажет нам Марина Иванова)

– В пореформенные годы появились новые отрасли промышленности, каких доселе в России не было. Быстрыми темпами развивались машиностроение, нефте- и угледобыча, химическая промышленности. За 10 лет выплавка чугуна в стране утроилась (Англии для этого понадобилась 22 года, Франции – 28 лет).

– Давайте с вами рассмотрим данные промышленного развития России с 1861 по 1891 гг.

Что вы можете сказать о промышленном развитии? (См. Приложение 1)

У вас на партах находятся данные промышленного развития:

  • Посмотрите;
  • Сравните по годам;
  • Сделайте вывод.

I группа комментирует данные по выплавке чугуна;

II группа комментирует данные по производству железа и стали.

Для этой работы вам дается 1 минута.

– Итак, какой самый важный вывод должны сделать?

– К 1891 году по темпам развития тяжелой промышленности Россия вышла на I место в мире.

– По поводу развития промышленности в России существует несколько мнений.

Вам дается две точки зрения, вы должны, опираясь на материал, определить, кто прав и почему. И какова ваша точка зрения? (См. Приложение 2).

Для этой работы вам дается 3 минуты.

– Важным свидетельством развития экономики было и появление новых промышленных районов. До реформы их было 3 (Московский, Петербургский  и Уральский). К 80 г. к ним добавились Южный (Донбасс – Кривой Рог) и Бакинский. (показать рис. в учебнике) (Работа с картой.)

 Учащиеся показывают промышленные районы. (показ слайдов 1-6)

– И мы вновь отправляемся в путь. Следующая станция – «Железная дорога».

– Мы настолько привыкли к этому удивительному явлению, как железная дорога, что порой даже не задумываемся над тем, как бы мы жили без нее. Наша российская железная дорога еще очень молода, ей всего 176 лет.

– Вы должны внимательно слушать мое объяснение, так как вторая часть нашей темы зашифрована в опорном конспекте. И после объяснение определим самых внимательных. (См. Приложение 3).

– В августе 1834 года из Европы в Россию приехал известный английский инженер Франц Антон Герстнер. Он хорошо знал состояние железнодорожных дел в Европе. За три месяца он объездил много российских губерний и по возвращению в Петербург Герстнер подал императору Николаю Первому записку, в которой говорилось: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения».

Первая пассажирская стальная магистраль связала Петербург с Царским Селом. Это произошло в октябре 1837 года. Протяженность ее составляла всего 25 км.

–В 18 60-е годы железнодорожное строительство ускорилось. Были построены дороги от Петербурга до Москвы в 1851 году, от Москвы до Нижнего Новгорода, чтобы соединить Петербург и Москву с Волгой (главным водным путем страны), от Рязани до Урала. Железная дорога вышла к воротам Сибири. Но самая главная железнодорожная магистраль начала строиться в 1891 году. Император Александр III принял решение строить магистраль с двух сторон: на западе – от Челябинска, на востоке – от Владивостока. (показ слайдов 7-10). Обратите внимание на расположение России, как развивается строительство железной дороги.

Сколько прекрасных строк сложено в ее честь. Известный поэт Евгений Евтушенко написал:

Ах, уральской марки сталь,
Рельсы-серебриночки!
Магистраль, ты магистраль
Транссибирочка.

– А теперь я определю, кто же из вас самый внимательный. Что означают буквы «ТСМ»? (Транссибирская магистраль)

– Обратите внимание у вас на партах лежат карточки, это наш опорный текст для игры «Реставрация». (См. Приложение 4).

Но нам нужно попытаться  расширить  текст.

Эту мысль можно сформировать следующим образом «Долгое время в России не было железной дороги. Первые железные дороги были построены при Николае I».

У каждого может получится свой вариант. Каждый записывает вариант ответа на карточке. Вам дается для этой работы – 4 минуты. (Зачитывается один вариант ответа)

– Ребята, обратите внимание на карту. Я покажу вам как проходила Транссибирская магистраль.(См. Приложение 5).

– Россия гордо заявила миру о том, что именно она связала железной дорогой два океана – Антлантический и Тихий. Без них Дальний Восток мог быть потерян и колонизирован другими странами.  Значение ТСМ:

  • Сибирские товары (лес, зерно, мех, рыба) получили широкий доступ на российский и мировой рынки;
  • В Сибирь устремились тысячи переселенцев из России;
  • Культурные достижения европейской части России стали быстрее распространяться в Сибири;
  • Изделия уральских заводов стали привозить в Центральную часть страны;
  • Владивосток был накрепко прикреплен к России. И в этом было большое значение Транссибирской магистрали.

– Используя игру «Пчелиный улей» вы в парах обменяетесь мнениями о том, кто, что узнал на уроке. На столах у вас лежат вопросы, на которые вы должны ответить.

Вам дается для этого – 2 минуты. (См. Приложение 6).

– Сегодня на уроке мы познакомились, как развивалось строительство железной дороги в России. Узнали о главной железнодорожной магистрали – Транссибирской. Не зря говорят, хочешь увидеть Россию – поезжай по Транссибу.

– Я благодарю вас за работу на уроке.

- Оценки

– Домашнее задание. Написать различия между традиционным и индустриальным обществом.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме:"Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества"»


Тема: «Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества»

Цели урока:

  • Образовательные: ознакомить с развитием промышленности и транспорта в пореформенной России; показать, какие последствия имели изменения для дальнейшего развития страны.

  • Развивающие: развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника и поиска нужной информации; развивать навыки работы с документом, с картой; закрепить умения работы в группах. 

  • Воспитывающие: воспитание толерантности, умения выслушать чужое мнение и доказательно отстаивать свое мнение.


Основные понятия: промышленный переворот, классы в индустриальном обществе, Транссибирская магистраль.

Важнейшие даты:

  • 1837 г. – строительство ж/д из Петербурга в Ц. Село;

  • 1891 -1904 гг. – строительство Транссибирской магистрали;

  • в 1880-е г. конец промышленного переворота

Оборудование:

  • карта «Российская империя в конце XIX- начале ХХ века»;

  • Диаграмма «Данные промышленного развития России с 1861 по 1891 гг.»;

  • Работа с документом «Историческая разноголосица, или кто прав?»;

  • Текст для игры «Реставрация»;

  • Вопросы к игре «Пчелиный улей»;

  • Карточка «Значение Транссибирской магистрали».

Тип урока: урок-изучение нового.

Вид урока: лекция-диалог.

Применённая педагогическая технология: проблемное обучение, личностно ориентированное,

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.


 Ход урока

I. Организационный момент

–Добрый день, ребята! Закрыли глаза, вздохнули, выдохнули, открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Садитесь.

- Новую тему урока, мне хотелось, начать с прослушивания звукового сигнала. Будьте внимательны! Что напоминают вам эти звуки? (звук двигающего поезда)

II. Изучение нового материала

– Сегодня наше путешествие будет проходить через станции «Промышленность» и «Железная дорога». А пока наш поезд движется к заданному пункту, ответьте на следующие вопросы.

– Какие реформы прошли в России в 60-70 гг.? (Крестьянская реформа 1861 г., Земская и судебная реформы 1864 г., Городская реформа 1871 г., Военная реформа 1874 г.).

– А что значит пореформенная Россия? (Россия, в которой прошли реформы; Россия после 1861 года)

– Реформы 60-70 гг. способствовали формированию капиталистических и рыночных отношений, что привело к экономическому развитию России в пореформенные годы. Сегодня на уроке мы познакомимся, как развивались промышленность и железные дороги, и какое они имели значение.

Итак, станция «Промышленность».

В первые пореформенные десятилетия в стране завершился промышленный переворот (отвечают дети: переход от мануфактуры к фабрике, начавшейся еще в 30-е г. (записать термин в тетрадь), а впервые промышленный переворот был в Англии)

Наиболее успешно он проходил в пищевой, перерабатывающей и текстильной отрасли производства.

Промышленность развивалась не только в городах, но и вне их – в сельской местности. В Кукморе тоже в конце XIX в. был открыты фабрики Родыгиных, Комаровых, Володиных - по изготовлению шапок, рукавичек, валенок, в школьном музее есть печати этих предпринимателей. Современный Кукморский валяльно-войлочный комбинат берет свое начало именно от фабрики братьев Комаровых, которая занимает ведущее место в России по производству валенок. На гербе Кукморского района тоже нарисованы валенки.

– Итак, какие отрасли промышленности развивались наиболее успешно и почему? (Пищевая, перерабатывающая и текстильная. Быстро перестроилась в пореформенный период, «переселяясь» в деревню, находя в ней наиболее дешевую силу).

– Тяжелая промышленность в России испытывала большие трудности.

– Ребята, а как вы думаете, в чем причины кризиса тяжелой промышленности? (Старое техническое оснащение, использование крепостного труда). Государство особое внимание уделяло развитию тяжелой промышленности, большая заслуга в этом министра финансов С.Ю.Витте. ( о нем расскажет нам Марина Иванова)

– В пореформенные годы появились новые отрасли промышленности, каких доселе в России не было. Быстрыми темпами развивались машиностроение, нефте- и угледобыча, химическая промышленности. За 10 лет выплавка чугуна в стране утроилась (Англии для этого понадобилась 22 года, Франции – 28 лет).

– Давайте с вами рассмотрим данные промышленного развития России с 1861 по 1891 гг.

Что вы можете сказать о промышленном развитии? (См. Приложение 1)

У вас на партах находятся данные промышленного развития:

  • Посмотрите;

  • Сравните по годам;

  • Сделайте вывод.

I группа комментирует данные по выплавке чугуна;

II группа комментирует данные по производству железа и стали.

Для этой работы вам дается 1 минута.

– Итак, какой самый важный вывод должны сделать?

– К 1891 году по темпам развития тяжелой промышленности Россия вышла на I место в мире.

– По поводу развития промышленности в России существует несколько мнений.

Вам дается две точки зрения, вы должны, опираясь на материал, определить, кто прав и почему. И какова ваша точка зрения? (См. Приложение 2).

Для этой работы вам дается 3 минуты.

– Важным свидетельством развития экономики было и появление новых промышленных районов. До реформы их было 3 (Московский, Петербургский и Уральский). К 80 г. к ним добавились Южный (Донбасс – Кривой Рог) и Бакинский. (показать рис. в учебнике) (Работа с картой.)

Учащиеся показывают промышленные районы. (показ слайдов 1-6)


И мы вновь отправляемся в путь. Следующая станция – «Железная дорога».

– Мы настолько привыкли к этому удивительному явлению, как железная дорога, что порой даже не задумываемся над тем, как бы мы жили без нее. Наша российская железная дорога еще очень молода, ей всего 176 лет.

– Вы должны внимательно слушать мое объяснение, так как вторая часть нашей темы зашифрована в опорном конспекте. И после объяснение определим самых внимательных. (См. Приложение 3).

– В августе 1834 года из Европы в Россию приехал известный английский инженер Франц Антон Герстнер. Он хорошо знал состояние железнодорожных дел в Европе. За три месяца он объездил много российских губерний и по возвращению в Петербург Герстнер подал императору Николаю Первому записку, в которой говорилось: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения».

Первая пассажирская стальная магистраль связала Петербург с Царским Селом. Это произошло в октябре 1837 года. Протяженность ее составляла всего 25 км.

–В 18 60-е годы железнодорожное строительство ускорилось. Были построены дороги от Петербурга до Москвы в 1851 году, от Москвы до Нижнего Новгорода, чтобы соединить Петербург и Москву с Волгой (главным водным путем страны), от Рязани до Урала. Железная дорога вышла к воротам Сибири. Но самая главная железнодорожная магистраль начала строиться в 1891 году. Император Александр III принял решение строить магистраль с двух сторон: на западе – от Челябинска, на востоке – от Владивостока. (показ слайдов 7-10). Обратите внимание на расположение России, как развивается строительство железной дороги.

Сколько прекрасных строк сложено в ее честь. Известный поэт Евгений Евтушенко написал:

Ах, уральской марки сталь,
Рельсы-серебриночки!
Магистраль, ты магистраль
Транссибирочка.

– А теперь я определю, кто же из вас самый внимательный. Что означают буквы «ТСМ»? (Транссибирская магистраль)

– Обратите внимание у вас на партах лежат карточки, это наш опорный текст для игры «Реставрация». (См. Приложение 4).

Но нам нужно попытаться расширить текст.

Эту мысль можно сформировать следующим образом «Долгое время в России не было железной дороги. Первые железные дороги были построены при Николае I».

У каждого может получится свой вариант. Каждый записывает вариант ответа на карточке. Вам дается для этой работы – 4 минуты. (Зачитывается один вариант ответа)

– Ребята, обратите внимание на карту. Я покажу вам как проходила Транссибирская магистраль.(См. Приложение 5).

– Россия гордо заявила миру о том, что именно она связала железной дорогой два океана – Антлантический и Тихий. Без них Дальний Восток мог быть потерян и колонизирован другими странами. Значение ТСМ:

  • Сибирские товары (лес, зерно, мех, рыба) получили широкий доступ на российский и мировой рынки;

  • В Сибирь устремились тысячи переселенцев из России;

  • Культурные достижения европейской части России стали быстрее распространяться в Сибири;

  • Изделия уральских заводов стали привозить в Центральную часть страны;

  • Владивосток был накрепко прикреплен к России. И в этом было большое значение Транссибирской магистрали.

– Используя игру «Пчелиный улей» вы в парах обменяетесь мнениями о том, кто, что узнал на уроке. На столах у вас лежат вопросы, на которые вы должны ответить.

Вам дается для этого – 2 минуты. (См. Приложение 6).

– Сегодня на уроке мы познакомились, как развивалось строительство железной дороги в России. Узнали о главной железнодорожной магистрали – Транссибирской. Не зря говорят, хочешь увидеть Россию – поезжай по Транссибу.

– Я благодарю вас за работу на уроке.

- Оценки

– Домашнее задание. Написать различия между традиционным и индустриальным обществом.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Галимьянова Людмила Васильевна

Дата: 19.09.2018

Номер свидетельства: 478246

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства