доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках истории"
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках истории"
Тема здоровьесбережения на уроках истории не нова: об этом свидетельствуют многочисленные статьи в СМИ, Интернете. Но эти же статьи свидетельствуют и об актуальности данной темы. «Укрепление здоровья детей и подростков- будущих матерей и отцов- является общей государственной задачей, имеющей межведомственный характер» - эти слова прозвучали ещё в далёком 2002 году, но не потеряли значимость и сегодня. Демографическая ситуация в стране по-прежнему оставляет желать лучшего: в школу приходит малое количество здоровых детей, а из неё выходит ещё меньшее число. Конечно, совместными усилиями общество и государство делает немало для улучшения здоровья детей: игровые и спортивные площадки, множество кружков и секций по интересам, пропаганда здорового образа жизни по TV и многое другое. Но все вышеназванные меры подразумевают времяпровождение досуга детей и подростков. А ведь значительную часть своего времени ребята проводят в школе, сидя за партами. Конечно, замена мебели не решает вопроса оздоровления школьников. Каждый современный учитель на каждом уроке пытается не только дать детям знания, он старается применять здоровьесберегающие технологии, тем более, что материалы практических действий ориентированы на каждого учащегося. Работая над темой по самообразованию «Личностно - ориентированное обучение школьников и воспитание социально- ориентированной личности на уроках истории»,я поняла, что добиться успеха можно только в сочетании со здоровьесберегающими технологиями, ведь успешная личность – это прежде всего здоровый человек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках истории" »
ФЕОДОСИЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 6
ФЕОДОСИЙСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
на тему:
Подготовила: Н.И.Колобова
г. Феодосия
2011 год
Здоровьесберегающие технологии на уроках истории
Тема здоровьесбережения на уроках истории не нова: об этом свидетельствуют многочисленные статьи в СМИ, Интернете. Но эти же статьи свидетельствуют и об актуальности данной темы. «Укрепление здоровья детей и подростков- будущих матерей и отцов- является общей государственной задачей, имеющей межведомственный характер» - эти слова прозвучали ещё в далёком 2002 году, но не потеряли значимость и сегодня. Демографическая ситуация в стране по-прежнему оставляет желать лучшего: в школу приходит малое количество здоровых детей, а из неё выходит ещё меньшее число. Конечно, совместными усилиями общество и государство делает немало для улучшения здоровья детей: игровые и спортивные площадки, множество кружков и секций по интересам, пропаганда здорового образа жизни по TV и многое другое. Но все вышеназванные меры подразумевают времяпровождение досуга детей и подростков. А ведь значительную часть своего времени ребята проводят в школе, сидя за партами. Конечно, замена мебели не решает вопроса оздоровления школьников. Каждый современный учитель на каждом уроке пытается не только дать детям знания, он старается применять здоровьесберегающие технологии, тем более, что материалы практических действий ориентированы на каждого учащегося. Работая над темой по самообразованию «Личностно - ориентированное обучение школьников и воспитание социально- ориентированной личности на уроках истории»,я поняла, что добиться успеха можно только в сочетании со здоровьесберегающими технологиями, ведь успешная личность – это прежде всего здоровый человек.
Целью использования новых технологий является проблема преодоления «больного детства». Задачи, которые стоят перед современным учителем для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
передавать знания по предотвращению отдельных болезней;
пропагандировать здоровый образ жизни;
совместными усилиями воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни.
Одной из проблем, стоящих перед современным обществом является ухудшение уровня материального благосостояния семей в целом, отсутствие полноценного питания. Главный способ решения этой проблемы - организация горячего питания в школе. Необходимо отметить, что все дети образовательного учреждения питаются в школьной столовой, в том числе и дети из малообеспеченных семей благодаря особому вниманию администрации к вопросам оздоровления детей и подростков, и пониманию родителей, что ребёнок может быть здоров только тогда, когда он сыт.
Как же решаются поставленные учителем задачи на уроках истории? Одним из направлений работы стало использование режима двигательной активности. Начиная с первых уроков в 5 классе, на каждом уроке слежу за осанкой детей, провожу физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз по методике офтальмотренинга. Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (особенно во время контрольной работы). На каждой перемене обязательно проветривается кабинет, открываются окна в помещении и во время физминуток. Ведь детям необходим свежий воздух для улучшения самочувствия и повышения их работоспособности.
Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся.
Чтобы дети чувствовали себя комфортно и раскованно на уроках, можно позволить и себе и им шутить, смеяться, но естественно, не нарушая при этом дисциплины и порядка. Пожалуй, сложнее всего, в данной ситуации – это сохранение баланса между раскованностью и дисциплинированностью. Поэтому выход видится в том, чтобы учащимся было интересно и увлекательно, чтобы работали много, но плодотворно, так, чтобы работы на дом оставалось мало, и выполнять её было бы интересно. Каким образом достичь этого? Во-первых, дети по возможности сами читают новый материал, изложенный в учебнике. Во-вторых, систематизация прочитанного происходит в совместной деятельности учащихся и учителя, когда наводящими вопросами учитель проверяет первичное восприятие, делая при этом записи, выстраивая схемы на доске и в тетрадях для установления причинно - следственных связей. Как правило, уже к концу первой четверти дети начинают говорить, спорить, доказывать свою точку зрения, поправлять других и учителя, когда он «допускает ошибку». Казалось бы, в классе должен стоять неимоверный шум, но ведь одновременно воспитывается и культура поведения по принципу: «Хочешь быть выслушанным – умей слушать других». Выстроенные в тетради логические цепи, позволяют детям не сидеть долго над домашней работой, а вспомнить, закрепить изученный на уроке материал и отдыхать. Таким образом, одновременно решается, пусть и частично, проблема ненормированной продолжительности учебного дня, недели и предельного напряжения организма в течение этого времени.
Через создание спокойной и заинтересованной атмосферы, педагог пытается решить первую задачу, выделенную в данной работе, ведь как говорят пожилые люди: «Все болезни от нервов». Если ребёнок спокоен и уверен в себе, если он уходит с урока довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции снижают утомление школьника, вызванное учебными занятиями.
Со слабыми и больными детьми организована индивидуальная работа, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после уроков, работа по карточкам, заполнение кроссвордов, выполненных другими учащимися.
По поводу вовлечения родителей в оздоровление детей, уже было сказано, что все учащиеся образовательного учреждения охвачены горячим питанием. Кроме этого проводится ежегодный медицинский осмотр с целью оценить состояние здоровья каждого ребёнка. Запрашивается согласие родителей о проведении профилактических прививок. Установлена связь «школа – родители - школа» о самочувствии и здоровье детей. Но современное общество волнует как физическое, так и моральное здоровье наших детей, в частности, такие негативные тенденции, как потери нравственных идеалов, потребительское настроение, нежелание трудиться, распространение наркомании, курения, употребления спиртных напитков, преступности. В связи с этим, на каждом родительском собрании ставятся вопросы о комфортности и дискомфорте детей в школьных условиях, рассматриваются темы о возрастных психологических особенностях раннего подросткового возраста, проводятся различные виды анкет и опросов, позволяющие понять насколько родители знают своего ребёнка, общаются с ним. Особое внимание уделяется вопросу о взаимосвязи «школа – родители - школа» при пропусках учащимися уроков, при нарушении дисциплины. Разъясняется, что не следует критиковать школу, педагогический коллектив в присутствии ребёнка, т.к. это приводит к подрыву авторитета всего «взрослого мира», к внутреннему противостоянию подростка этому миру, что может в дальнейшем вылиться в негативные тенденции названные выше.
Решение третьей задачи, поставленной в данном выступлении и сформулированной как передача знаний по предотвращению отдельных болезней осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например:
при изучении темы «Древний Египет» (5 класс) обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»;
при выяснении причин вымирания американских индейцев (6, 7, 8 классы) заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки; отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;
при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;
на уроках обществознания в 7 классе, когда рассматривается тема физиологических особенностей подросткового возраста, звучит предостережение о последствиях ранней половой жизни и т.д.
Во внеурочной деятельности с детьми не только говорится о пользе гигиены, зарядки, закаливания и спорта, но ребята учатся готовить целебный чай и народным методам оздоровления, изучают полезные свойства овощей и фруктов. Реальность снижения уровня заболеваемости гриппом доказана включением в меню лимона, чеснока, лука. Анализ показал, что своевременная профилактика позволила предотвратить подъём гриппозных заболеваний и снизить заболеваемость.
Значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами, поэтому в школе так много аллергиков и просто ослабленных детей. На внеурочных мероприятиях и уроках обществознания говорится об экологических проблемах и их последствиях, изыскиваются пути их решения. Интересно проходят «Круглые столы» на эту тему в 9-11 классах. Учащиеся спорят, аргументируют, иногда так и не приходят к единому мнению, хотя всегда соглашаются в том, что для здорового человечества нужны чистые воздух, вода и земля, что решение экологических проблем зависит от каждого, в том числе и от них. Часто ругают молодёжь за её инфантильность, за неумение думать и рассуждать, но вот такие уроки доказывают, что молодые люди также как и весь мир озабочены здоровьем человечества и заинтересованы в изучении, разработке и применении здоровьесберегающих технологий не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
С целью пропаганды здорового образа жизни на уроках и классных часах проводятся такие внеклассные мероприятия как:
-«Молодёжь за здоровый образ жизни» (Брейн-ринг)
-«Береги здоровье смолоду» (Часы общения с приглашением врачей - педиатров; в старшие классы – специалистов из наркологического и кожно - венерологического диспансеров)
-Конкурсы рисунков, плакатов, газет на тему «Здоровое поколение», «Мы за здоровый образ жизни», «Скажем «нет» вредным привычкам».
Пропагандируется здоровый образ жизни и на уроках истории и обществознания. Например:
- в 5 классах при рассматривании темы «Спарта» акцентируется внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина;
- на уроках обществознания в 7 классах, изучая психолого - возрастные особенности подросткового возраста, подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям, единственный путь, чтобы избежать эти последствия - осознанные понимание и контроль своего поведении;
- при изучении глобальных проблем человечества в 5- 11 классах подростки понимают, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений (табакокурение и употребление спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями, бездумная абортизация в юности). Естественно, что вышеназванные темы рассматриваются согласно возрастным особенностям детей, но они не оставляют равнодушными ни детей, ни подростков.
В прошлом учебном году учащиеся 5- 7 классов инсценировали на Новогоднем утреннике сказку «Дед Мороз и Снегурочка за здоровый образ жизни», учащиеся 8- 9 классов участвовали в городском конкурсе «Молодёжь выбирает здоровье».
Все эти факты вместе взятые свидетельствуют о том, что подрастающее поколение озабочено тем, как развивается мир, как гармонично сочетаются его прошлое, настоящее и будущее. Это ли не факт нравственного здоровья детей и подростков?
Древние индийцы говорили : «Мы взяли этот мир взаймы у предков, чтобы передать его последующему поколению». Именно эти слова являются эпиграфом к каждому уроку истории. Именно этими словами учителя истории пытаются показать учащимся необходимость воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни. Сложность данной задачи состоит в том, что каждый человек учится на собственных ошибках, и никакие «вредно», «плохо» и «нехорошо» не научат его избегать проб и ошибок. Только собственный опыт показывает детям и подросткам, что «такое «хорошо» и что такое «плохо». Главная задача учителя -обоснованно и доказательно показать учащимся важность бережного отношения к самому себе, чтобы вместе с аттестатом о среднем образовании наши выпускники не приобретали целый список болезней.
Красной нитью через все уроки истории проходит высказывание Конфуция : «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ведь история человечества, а следовательно история общества зависит от личной заинтересованности людей в изменениях или сохранении жизни без изменений. И если человек любит себя и окружающих, то отношение его будет добрым и бережным.
Система работы в данном направлении позволила добиться достаточно высокого показателя качества знаний, что в свою очередь свидетельствует об интересе к изучаемому предмету.
Предмету, на которых у детей и подростков формируется ценностное отношение к жизни и здоровью, которое позволит успешно адаптироваться во многих сферах жизни на пути к самореализации, социальной адаптации.
Естественно, что наряду с успехами есть и трудности: такие как нигилизм детей и подростков, сомневающихся не только в учителях, их искренности, но и в самой жизни.
Любую фальшь и неискренность и поэтому самая большая трудность – завоевание авторитета и уважения. Ведь без этого невозможно ни проведение диспутов и «круглых столов», ни других форм традиционных и не традиционных уроков, ни формирование стойкой жизненной позиции у школьников. Перефразируя одну из пословиц, можно сказать: «Если хочешь жить интересно, будь интересным сам».