Доклад на тему : "Патриотическое воспитание школьников на уроках истории"
Доклад на тему : "Патриотическое воспитание школьников на уроках истории"
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.
Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.” Воспитание казахстанского патриотизма – это наиглавнейшая задача не только государства, но и семьи, трудового коллектива и всего общества в целом. Но главная роль в этом, по моему мнению, отводится школе.
Тема патриотизма успешно решается как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях по истории, так как история- это наука, которая делает человека патриотом и гражданином. Наше правительство также первостепенной считает задачу патриотического воспитания подрастающего поколения. В ежегодном послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев особо подчеркнул: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Что же означает понятие «патриотизм»?
Патриотизм – (греч. Patris – Родина) – любовь к родине – одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями.
По моему мнению, истинный патриот – это человек, который:
- любит свою Родину, предан своему народу;
- знает и уважает государственные символы, государственный язык и законы страны;
- знает историю своей Отчизны и гордится ею;
- отличается активной гражданской позицией;
- должен защищать Родину и её государственные интересы;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему : "Патриотическое воспитание школьников на уроках истории" »
Воспитание патриотического воспитания школьников на уроках истории
Маева Альбина Мирасовна
Учитель истории Махамбетсой средней школы
имени Есенбая Агелеуова с.Махамбет
Махамбетский район Атырауская область
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести!
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина. Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.” Воспитание казахстанского патриотизма – это наиглавнейшая задача не только государства, но и семьи, трудового коллектива и всего общества в целом. Но главная роль в этом, по моему мнению, отводится школе. Тема патриотизма успешно решается как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях по истории, так как история- это наука, которая делает человека патриотом и гражданином. Наше правительство также первостепенной считает задачу патриотического воспитания подрастающего поколения. В ежегодном послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев особо подчеркнул: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Что же означает понятие «патриотизм»? Патриотизм – (греч. Patris – Родина) – любовь к родине – одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. По моему мнению, истинный патриот – это человек, который: - любит свою Родину, предан своему народу; - знает и уважает государственные символы, государственный язык и законы страны; - знает историю своей Отчизны и гордится ею; - отличается активной гражданской позицией; - должен защищать Родину и её государственные интересы; - уважительно относится к представителям других национальностей, их традициям и культуре; - гордится достижениями своих соотечественников, вносит достойный вклад в процветание родного государства. Каждый гражданин Республики Казахстан только тогда будет с честью носить имя «казахстанец», когда почувствует себя частью государства, в котором он живёт и трудится. Для нравственного осознания этого понятия в душе и сердце каждого казахстанца, для практического осуществления патриотической гражданской позиции необходимо воспитывать в каждом человеке чувство казахстанского патриотизма. Казахстанский патриотизм — это осознание государственного, казахстанского. Он включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины. С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках применяю разнообразные методики: дифференцированное обучение, игровые технологии, элементы информационно-коммуникационных технологий, приёмы развивающего обучения. В преподавании истории стараюсь ориентироваться на объективные трактовки исторических событий с позиций гражданственности, исторической преемственности, уважения к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения или идеологии. Ко всем нашим соотечественникам, кто жертвовал за Родину в любые исторические эпохи и при любом политическом режиме, у детей необходимо воспитывать уважение. История нашего Отечества - это наше достижение. Известный русский философ И. Ильин писал: «Никто не может указать другому человеку его родину - ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии - в личном, но и подлинном и предметном духовном опыте. Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной ситуации. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама» в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу». Решая проблему патриотического воспитания как учитель истории ставлю перед собой вполне конкретные цели: 1. Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство с судьбами людей разных эпох; 2. Дать детям возможность увидеть Родину: красоту ее природы, памятники культуры, достопримечательности; 3. Организовывать участие детей в решении общественных проблем; 4. Формировать гражданскую позицию как понимание связи с людьми, живущими в обществе. 5. Формировать умение противостоять нетерпимости. Во все времена, основой духовного единства государства был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою его патриотизма. Особое место в патриотическом воспитании занимает государственная символика. Как сказал наш Президент Н. А. Назарбаев «Отношение граждан страны к ее символам — показатель того, насколько люди чувствуют себя гражданами этой страны, верят в ее будущее, являются ее патриотами». Каждый учащийся обязан, осмысливая значение и роль символов в процессе становления государственности, воспитываться в духе почитания Государственных Флага, Герба и Гимна страны, осознавать ответственность за неуважение к государственным символам Республики, иметь глубокие знания о государственной атрибутике. На практике в данном направлении применяю тесты, анкеты, викторины «Знаешь ли ты государственные символы?». Особый интерес учащиеся проявляют к интеллектуальным играм и марафонам: «Своя игра», «Государственные символы-национальная гордость», «Мой Казахстан», «Независимый Казахстан», в которых всегда присутствуют вопросы, касающиеся истории государственной символики. . Считаю, что уроки и внеклассные мероприятия по истории, организованные целенаправленно, помогают воспитывать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины. В своей работе по патриотическому воспитанию использую я так же и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать разный материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, на событиях из истории своего села . Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. Я провожу экскурсии по окрестностям села, учащиеся школы познакомились с неизвестными историческими фактами, раскрыли для себя много нового интересного из истории образования села, увидели и прикоснулись к достопримечательным местам; экскурсия в музей села;была организована поездка в с.Сарайчик, у ребят осталось очень много впечатлений, увидели как производятся раскопки на городище, познакомились с историей с.Сарайчик. Урок истории воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни люди спасли свою Родину от гибели.
Музей нашей школы становится у нас центром краеведческой работы школы : мы продолжаем собирать материал по истории школы, семей наших учащихся, учителей, проводим экскурсии по музею, принимаем здесь гостей, воспитывая любовь к Родине через историю школы. Таким образом, используя все имеющиеся в нашем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему селу, семье, воспитать из них Гражданина Казахстана. А без этого у нашего общества не может быть будущего.
Знать свою историю – значит твердо стоять на родной земле, гордится ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.
Список использованной литературы:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 2. Жилкишиева М.С. Патриотическое воспитание как актуальная педагогическая проблема 3. Хайруллина Н.А. Воспитание казахстанского патриотизма
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}