Просмотр содержимого документа
«деятельностное обучение на уроках истории и обществознания»
Деятельностное обучение на уроках истории и обществознания.
«Знание – только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью» Л.Н.Толстой
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Следовательно, необходимо развивать концепцию образования «научить учится», т.к. цель современного образования не столько в том, чтобы наделить обучающихся всей суммой мировых знаний, а в том, чтобы развить в нем умения и навыки самостоятельно добывать эти знания. На сегодняшнем этапе принципиальным отличием новых стандартов являются требования: «Обучающийся научится» и «Обучающийся получит возможность научиться».
Но, встает вопрос: «Как это сделать»?
Основа преподавания – это деятельностный подход, т.е. создание определенных учебных ситуаций, создающих условия для формирования УУД. Естественно, универсальные учебные действия можно развить только через активные методы обучения, ведь пассивное образование не способствует формированию личности ученика, самостоятельность может формироваться только при активной деятельности самого обучающегося на уроке. Урок строится по-новому: преподаватель должен суметь организовать учебный процесс так, чтобы обучающиеся самостоятельно овладевали знаниями, могли планировать свою деятельность, определять цель и стремится к ней, умели взаимодействовать как с преподавателем, так и друг с другом.
На уроке «В Афинской школе» создается ситуация погружения в греческую школу, где учащиеся знакомятся с греческой системой обучения, навыком письма стилом на восковых дощечках (правда воск заменен восковым пластилином), приемам греческих исчислений. Этот прием способствует формированию умений применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.
Одним из важных этапов урока, на мой взгляд, является мотивационный: именно здесь формируется познавательный интерес у обучающегося, что является залогом успеха всей образовательной деятельности. Урок можно начать с цитаты великих людей, отрывка стихотворения, загадок, видеоролика, иллюстраций, перечня понятий. Так на уроке «В Афинской школе» обучение начинается с приема «Как вы поясните цитату», используя слова Платона: «Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ». Суворовцам предлагается объяснить смысл слов Платона, вспомнить, кто такой Платон и обучающиеся уже сами определяют тему урока. Тем самым, формируются познавательные (навык смыслового чтения), коммуникативные (умение формулировать, аргументировать своё мнение) и регулятивные (определять способы действий в рамках предложенных условий) УУД.
Совместное целеполагание способствует развитию умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности (регулятивные УУД). На уроке обществознания по теме: «Школа» детям предлагается перечень предметов: тетрадь, парта, дневник, учебник, одноклассник (высвечиваются на интерактивной доске). Следующий шаг - они должные по памяти в тетради записать названия этих предметов и найти обобщающее понятие; так ученики, самостоятельно определяют тему урока, определяют цель урока и тем самым формируются познавательные УУД (умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические цепочки, делать выводы).
На различных этапах урока можно использовать прием «Беру тебя с собой», где преподаватель загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Обучающиеся пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Преподаватель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Так на уроке «Труд – основа жизни» этот прием используется в определении темы урока, а на уроке «В афинской школе» на этапе актуализации знаний, сопоставляя изображения письменности древних цивилизаций и изображения различных эпизодов из жизни народов древних цивилизаций. Данные приемы способствуют формированию умений объединять объекты по общему значению признака;
определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
сопоставлять, сравнивать большое количество объектов (познавательные УУД).
Системно-деятельностный подход широко используется на уроках истории при изучении нового материала. Так, на уроке «Греция и Македония», суворовцы самостоятельно в группах сравнивают развитие Греции и Македонии и находят причины поражения Греции в борьбе с Македонией: одна группа работает по Греции, другая по Македонии. Ученики приобретают навыки производить поиск информации, работать с различными видами источников информации (используется учебник, а также дополнительная информация), находить причинно-следственные связи, а также презентовать полученные знания на уроке. И все это посредством кооперации. На уроке, посвященном архитектуре и скульптуре древних Афин, используются приемы «Найди меня» и «Пазлы». Здесь ученики продолжают развивать в себе смысловое чтение, умения составлять целое из частей, выделять существенные и несущественные признаки, применять полученную информацию. На уроке «Крит и Микены» перед обучающимися ставится проблема: насколько можно верить мифу как историческому источнику. Для этого просит прочитать п.п. «Археологическое подтверждение мифа» и заполнить таблицу. А на уроке «Афины и Спарта» суворовцы находят черты этих полисов по заданному алгоритму и заполняют таблицу. В результате такой форм работы, ученик обладает смысловым чтением, навыками сотрудничества в паре, умеет производить поиск информации и выделять необходимую информацию, преобразовывать информацию из одного вида в другой. В рамках урока «Александрия Египетская» обучающиеся, используя различные источники информации, создают проекты по темам: «Ученые Александрии», «Александрийский музей» и «Александрийский маяк». Предполагаемые результаты такой формы работы - умениря: систематизировать прочитанную информацию, организовывать свою деятельность, работать в группах, гибко мыслить, получать информацию из различных источников, презентовать свои знания.
При актуализации и обобщении знаний, применении полученных знаний применяются приемы: «Найди ошибку», «Вставь пропущенные слова», «Акрослово» и другие.
Системно-деятельностный подход используется и во внеурочной деятельности. Так, при проведении Недели истории, обществознания и географии, обучающиеся создали макеты различных сражений. При защите макетов, были продемонстрированы пополненные знания в работе над своими макетами.
Таким образом, в образовательной практике происходит переходот обучения в форме преподнесения учителем ученикам системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; к сотрудничеству обучающихся друг с другом, а также с преподавателем в ходе овладения знаниями. Такой подход способствует формированию различных УУД, что в свою очередь ведет к саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся путем активного присвоения социального опыта.