kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире сталкиваются два воззрения, касающиеся взаимоотношений между личностью и государством: подданническое и гражданственное. Приоритет отдан гражданственному воззрению, т.е. партнерско – договорным отношениям между государством и гражданином, где обе стороны имеют взаимные обязательства. Современное развитие цивилизации меняет традиционное соотношение государства и гражданского общества в сторону последнего, т.е. развитие гражданского общества. Задача учителя - воспитать будущих граждан своей страны, умеющих доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Осуществление этой задачи возможно при  использовании активных форм и методов обучения на уроке.

 АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся »










Доклад


Активные методы обучения –

методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся



Герций Валентина Ивановна

старший воспитатель

первая квалификационная категория
























2014г.



Хороших методов

существует столько,

сколько существует

хороших учителей.

Д.Пойя


В период модернизации школы возрастает роль активных форм и методов обучения на уроках истории, обществознания и других предметов гуманитарного цикла. Необходимость этого связана с потребностью общества воспитать граждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискуссию, дебаты.

В современном мире сталкиваются два воззрения, касающиеся взаимоотношений между личностью и государством: подданническое и гражданственное. Приоритет отдан гражданственному воззрению, т.е. партнерско – договорным отношениям между государством и гражданином, где обе стороны имеют взаимные обязательства. Современное развитие цивилизации меняет традиционное соотношение государства и гражданского общества в сторону последнего, т.е. развитие гражданского общества. Задача учителя - воспитать будущих граждан своей страны, умеющих доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Осуществление этой задачи возможно при использовании активных форм и методов обучения на уроке.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

  1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие.).

  2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)

  3. Использование игровых форм.

  4. Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).

  5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).

  6. Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).

  7. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).

  8. Внедрение развивающих дидактических приемов

- речевых оборотов типа «Хочу спросить …»,

- «Для меня сегодняшний урок …»,

- «Я бы сделал так …»,

«Я думаю, что …» ит.д.;

- художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и др.

  1. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).

  2. Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).

  3. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, деффиренцированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.).

  4. Деятельностный подход в обучении.

Вот некоторые примеры из опыта работы:

Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация)

• Учитель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7).

• Учитель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции.

• Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с учителем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем.

Импровизированные дебаты. 9 класс. Урок обществознания.

Цель: убедить оппонентов (другую команду) в правильности (преимуществах) позиции, отстаиваемой вашей командой.

Группа делится на две команды. Первая команда («за») утверждает, а вторая («против») опровергает тезис (тему) дебатов. Примеры тем: «Власть портит человека

10 -15 мин.- обсуждение темы, готовя аргументы «за» и «против». Жребий определяет- какая из команд будет отстаивать утверждающую позицию, а какая – отрицающую. Затем – представление аргументов. Итог игры, определение лучших ораторов.

Правовое государство. «Карусель» (работа в два круга).

Учащиеся встают в два круга. (Ребята, стоящие во внутреннем круге) – активные сторонники правового государства. Их задача – убедить своего партнёра в том, что только в правовом государстве человек может быть по-настоящему свободен, он может нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, зная, что его права и свободы защищены силой государственной власти и законом. Для этого необходимы серьёзные доводы и аргументы, в том числе из современной жизни.

( Ребята, стоящие во внешнем круге) – сторонники диктатуры, единоличной власти. Их задача – отстоять свою точку зрения, доказывая, что только в государстве, где есть «сильная рука», люди хорошо работают, а не требуют себе больше прав.

Время на один диалог со своим партнёром – три минуты. Затем по сигналу педагога все ребята, стоящие во внешнем круге делают один – два шага вправо и оказываются перед новым партнёром. Снова отводится три минуты для очередного диалога и т.д.

«Референдум» ( «Народное мнение» ). Заранее нужно подготовить бюллетени для голосования, включив в них ряд вопросов, например, из реальной политической жизни страны. Тему и вопросы референдума объявить за неделю – две до занятия, для того, чтобы ребята смогли подумать, посоветоваться с родителями, друзьями и принять самостоятельное решение.

Во время « референдума» проводится голосование: каждый желающий получает один бюллетень с вопросами, отвечает «да» или «нет» и опускает заполненный бюллетень в урну (использовать коробку или ящик). Затем педагог вынимает все бюллетени и ведётся подсчёт голосов ( счётная комиссия из 3 – 4-х учащихся ). Можно объявить результаты «референдума» на следующем занятии.

Дискуссия.

Задача: заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для необходимого доказательства. Обсуждается сложная и противоречивая проблема, мнения участников уже чётко определены и резко отличаются. Участники дискуссии должны суметь привести аргументы «за» и «против» обсуждаемой идеи и постараться убедить оппонентов а правильности своей позиции.

Темы дискуссий по истории. 9 класс.

- «Альтернативы развития России в 1917 году».

- «Противоречия НЭПа».

Темы дискуссий по праву. 9 класс.

1. «Добро и зло».

2. Безработица калечит человека духовно и физически и наносит вред обществу.

«Подросток как работник».

1. Использование труда подростка неэффективно, это всё равно есть зелёное яблоко.

2. Государство напрасно ограничивает труд подростков, поскольку, вопрос о том, в каком возрасте и где начинать работать – это личное дело каждого. Были бы для этого силы и желание!

Групповая работа. (Я называю «Жужжащие группы» или «Ульи») Учащимся даю задания по группам на уроках истории, обществознания. Каждая группа рассматривает ситуацию, обсуждает, приводит аргументы, доказательства.

Иногда я применяю такой способ активизации работы группы– рассказывание притчи. Так, при изучении темы «Политическая система и ее роль в жизни общества» цели и задачи занятия школьники сформулировали, исходя из услышанного:

«Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.

- Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.

- В других областях князья угнетают свой народ.

- Видите, - сказал тогда Конфуций ученикам, - жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь». В ходе обсуждения притчи были даны характеристики и политических режимов, и форм правления, а результатом стало написание каждой группой обществоведческого эссе.

На уроках применяются электронные учебники: «История России», « «Обществознание», «Основы правовых знаний». В них даются для рассмотрения вариативные проблемные задания, тестовые тренинги, тексты с ошибками.

Для стимулирования познавательной деятельности в своей работе я часто применяю задания креативного характера:  
- предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию;

 составление кроссворда, игры, викторины, родословной, сценария спектакля, своего задания для других учеников;

 создание образа (рисуночного, двигательного, словесного).

Весь урок может иметь нестандартную форму

- урок-диалог («Два мира - две культуры», 9 кл.); 

- урок защиты творческих работ, проектов; урок творческого обобщения; 

- урок рецензирования, взаимоконтроля, самооценки; урок-выставка («Восточные славяне в древности», 7 кл.); 

- урок-конференция; 

- урок-зачет ( «Советский Союз на завершающем этапе годы второй мировой войны»», 9 кл.); 
- урок-путешествие («Путешествие в Акрополь древней Греции», 5 кл); 

Таким образом, применение активных форм работы на уроке способствует активизации деятельности учащихся, развивает критическое мышление, коммуникативные навыки, формирует умение корректно оппонировать, отстаивать свою точку зрения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Герций Валентина Ивановна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Развитие способности обучаться или использование активных методов обучения в учебно-познавательной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(126) "razvitiie-sposobnosti-obuchat-sia-ili-ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "174332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107917"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Повторение квадратных уравнений на материале истории Китая."
    ["seo_title"] => string(65) "povtorieniie-kvadratnykh-uravnienii-na-matierialie-istorii-kitaia"
    ["file_id"] => string(6) "288273"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454602610"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания» "
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-i-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151828"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420749744"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках профиля «Водитель категории «В»."
    ["seo_title"] => string(103) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-profilia-voditiel-katieghorii-v"
    ["file_id"] => string(6) "250998"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447168204"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "МЕТОДЫ  АКТИВИЗАЦИИ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  СТАРШИХ КЛАССОВ  НА  УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
    ["seo_title"] => string(106) "mietody-aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-starshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "252117"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447334683"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства