Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся
В современном мире сталкиваются два воззрения, касающиеся взаимоотношений между личностью и государством: подданническое и гражданственное. Приоритет отдан гражданственному воззрению, т.е. партнерско – договорным отношениям между государством и гражданином, где обе стороны имеют взаимные обязательства. Современное развитие цивилизации меняет традиционное соотношение государства и гражданского общества в сторону последнего, т.е. развитие гражданского общества. Задача учителя - воспитать будущих граждан своей страны, умеющих доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Осуществление этой задачи возможно при использовании активных форм и методов обучения на уроке.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся »
Доклад
Активные методы обучения –
методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся
Герций Валентина Ивановна
старший воспитатель
первая квалификационная категория
2014г.
Хороших методов
существует столько,
сколько существует
хороших учителей.
Д.Пойя
В период модернизации школы возрастает роль активных форм и методов обучения на уроках истории, обществознания и других предметов гуманитарного цикла. Необходимость этого связана с потребностью общества воспитать граждан с критическим мышлением, умеющих аргументировать, вести дискуссию, дебаты.
В современном мире сталкиваются два воззрения, касающиеся взаимоотношений между личностью и государством: подданническое и гражданственное. Приоритет отдан гражданственному воззрению, т.е. партнерско – договорным отношениям между государством и гражданином, где обе стороны имеют взаимные обязательства. Современное развитие цивилизации меняет традиционное соотношение государства и гражданского общества в сторону последнего, т.е. развитие гражданского общества. Задача учителя - воспитать будущих граждан своей страны, умеющих доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Осуществление этой задачи возможно при использовании активных форм и методов обучения на уроке.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения
Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие.).
Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)
Использование игровых форм.
Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).
Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).
Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).
Внедрение развивающих дидактических приемов
- речевых оборотов типа «Хочу спросить …»,
- «Для меня сегодняшний урок …»,
- «Я бы сделал так …»,
«Я думаю, что …» ит.д.;
- художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и др.
Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).
Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).
Различные виды домашней работы (групповые, творческие, деффиренцированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.).
Деятельностный подход в обучении.
Вот некоторые примеры из опыта работы:
Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация)
• Учитель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7).
• Учитель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции.
• Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с учителем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем.
Группа делится на две команды. Первая команда («за») утверждает, а вторая («против») опровергает тезис (тему) дебатов. Примеры тем: «Власть портит человека
10 -15 мин.- обсуждение темы, готовя аргументы «за» и «против». Жребий определяет- какая из команд будет отстаивать утверждающую позицию, а какая – отрицающую. Затем – представление аргументов. Итог игры, определение лучших ораторов.
Правовое государство. «Карусель» (работа в два круга).
Учащиеся встают в два круга. (Ребята, стоящие во внутреннем круге) – активные сторонники правового государства. Их задача – убедить своего партнёра в том, что только в правовом государстве человек может быть по-настоящему свободен, он может нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, зная, что его права и свободы защищены силой государственной власти и законом. Для этого необходимы серьёзные доводы и аргументы, в том числе из современной жизни.
( Ребята, стоящие во внешнем круге) – сторонники диктатуры, единоличной власти. Их задача – отстоять свою точку зрения, доказывая, что только в государстве, где есть «сильная рука», люди хорошо работают, а не требуют себе больше прав.
Время на один диалог со своим партнёром – три минуты. Затем по сигналу педагога все ребята, стоящие во внешнем круге делают один – два шага вправо и оказываются перед новым партнёром. Снова отводится три минуты для очередного диалога и т.д.
«Референдум» ( «Народное мнение» ).Заранее нужно подготовить бюллетени для голосования, включив в них ряд вопросов, например, из реальной политической жизни страны. Тему и вопросы референдума объявить за неделю – две до занятия, для того, чтобы ребята смогли подумать, посоветоваться с родителями, друзьями и принять самостоятельное решение.
Во время « референдума» проводится голосование: каждый желающий получает один бюллетень с вопросами, отвечает «да» или «нет» и опускает заполненный бюллетень в урну (использовать коробку или ящик). Затем педагог вынимает все бюллетени и ведётся подсчёт голосов ( счётная комиссия из 3 – 4-х учащихся ). Можно объявить результаты «референдума» на следующем занятии.
Дискуссия.
Задача:заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для необходимого доказательства. Обсуждается сложная и противоречивая проблема, мнения участников уже чётко определены и резко отличаются. Участники дискуссии должны суметь привести аргументы «за» и «против» обсуждаемой идеи и постараться убедить оппонентов а правильности своей позиции.
Темы дискуссий по истории. 9 класс.
- «Альтернативы развития России в 1917 году».
- «Противоречия НЭПа».
Темы дискуссий по праву. 9 класс.
1. «Добро и зло».
2. Безработица калечит человека духовно и физически и наносит вред обществу.
«Подросток как работник».
1. Использование труда подростка неэффективно, это всё равно есть зелёное яблоко.
2. Государство напрасно ограничивает труд подростков, поскольку, вопрос о том, в каком возрасте и где начинать работать – это личное дело каждого. Были бы для этого силы и желание!
Групповая работа.(Я называю «Жужжащие группы» или «Ульи») Учащимся даю задания по группам на уроках истории, обществознания. Каждая группа рассматривает ситуацию, обсуждает, приводит аргументы, доказательства.
Иногда я применяю такой способ активизации работы группы– рассказывание притчи. Так, приизучении темы «Политическая система и ее роль в жизни общества» цели и задачи занятия школьники сформулировали, исходя из услышанного:
«Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.
- Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.
- В других областях князья угнетают свой народ.
- Видите, - сказал тогда Конфуций ученикам, - жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь». В ходе обсуждения притчи были даны характеристики и политических режимов, и форм правления, а результатом стало написание каждой группой обществоведческого эссе.
На уроках применяются электронные учебники: «История России», « «Обществознание», «Основы правовых знаний». В них даются для рассмотрения вариативные проблемные задания, тестовые тренинги, тексты с ошибками.
Для стимулирования познавательной деятельности в своей работе я часто применяю задания креативного характера: - предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию;
составление кроссворда, игры, викторины, родословной, сценария спектакля, своего задания для других учеников;
создание образа (рисуночного, двигательного, словесного).
Весь урок может иметь нестандартную форму
- урок-диалог («Два мира - две культуры», 9 кл.);
- урок защиты творческих работ, проектов; урок творческого обобщения;
- урок-зачет ( «Советский Союз на завершающем этапе годы второй мировой войны»», 9 кл.); - урок-путешествие («Путешествие в Акрополь древней Греции», 5 кл);
Таким образом, применение активных форм работы на уроке способствует активизации деятельности учащихся, развивает критическое мышление, коммуникативные навыки, формирует умение корректно оппонировать, отстаивать свою точку зрения.