Активизация познавательной деятельности на уроках истории с помощью интерактивной доски
Активизация познавательной деятельности на уроках истории с помощью интерактивной доски
В статье представлен опыт работы по использованию возможностей интерактивной доски на уроках истории. Особое внимание отводится использованию тренажёров для активизации познавательной деятельности школьников. Интерактивная доска рассматривается как необходимая техническая составляющаю автоматизированного рабочего места учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности на уроках истории с помощью интерактивной доски»
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ.
Развитие, а не совершенство –
вот что для нас важно.
Д. Кэмерон
В условиях нового информационного общества и информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека на протяжении всей его жизни. Использование информационных технологий в школе, – процесс объективный и вполне закономерный. Это – требование сегодняшнего дня. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Для того чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.
Первая задача – это овладение ИКТ на уровне грамотного пользователя. Вторая – применение ИКТ для решения учебных задач по изучаемому предмету.
Осваивая информационные технологии, одновременно необходимо начинать создание автоматизированного рабочего места учителя, которое предполагает наличие технических средств.
Интерактивная доска (англ. interactivewhiteboard), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации.
Доской можно управлять как с помощью специального стилуса, так и с помощью прикосновений пальцем. Это зависит от того, какие технологии были использованы при изготовлении доски. Связь доски и компьютера двусторонняя, а палец или перо (стилус, ручка) интерактивной доски работает как мышь.
При работе с интерактивной доской проектор может быть заменен документ-камерой, которая дает возможность еще больше разнообразить учебный процесс.
Интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции и различаются по типу установки проектора. При прямой проекции проектор находится перед доской, при обратной проекции — за доской.
Большинство интерактивных досок — доски прямой проекции. Для того чтобы луч проектора не мешал работе преподавателя и учеников, рекомендуется для работы с доской использовать ультракороткофокусный проектор, который можно закрепить на креплении непосредственно над доской.
Интерактивные электронные доски бывают активные и пассивные. Активную электронную доску необходимо подключить к источнику питания и к компьютеру с помощью проводов. Пассивная электронная доска не содержит в своей поверхности никаких датчиков и не нуждается в подключении. Ее не нужно подключать к компьютеру или проектору, нет необходимости прокладывать кабели через весь класс. Ее можно беспрепятственно перемещать из одного кабинета в другой.
В условиях современного образования увеличение информационной нагрузки на уроках заставляет задуматься педагога над тем, каким образом поддержать познавательный интерес к изучаемому предмету и активность учащихся в течение урока. Опираясь на исследования ведущих российских и зарубежных психологов и педагогов, принято считать, что использование компьютера на уроке позволяет учителю создать информационную среду, стимулирующую интерес и активность учащихся.
Познавательная деятельность учащихся на уроках не может сводиться только к пассивному слушанию, первичному восприятию и запоминанию учебного материала. Получая новые знания, учащиеся испытывают потребность применения их к собственной практике. Таким образом, у учащихся формируется новый формат профессиональной деятельности. Чем больший стимул учащийся получает на уроках, тем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, а, следовательно - тем и продолжительнее его результаты. Новые убеждения и профессиональные знания начинают формироваться и закрепляться в более устойчивых формах. Именно поэтому активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения имеет столь важное значение. Разнообразие типов и форм технических и программных средств, неполная разработанность методики использования интерактивных средств на уроках позволяют педагогам отбирать содержание, средства и методы использования интерактивных ресурсов в преподавании. Независимо от того, какие ресурсы мы отбираем для уроков, важно соблюдать общие дидактические принципы.
Подробнее остановимся на важнейшем принципе обучения - наглядности. Именно на основе данного принципа обучения функционируют интерактивные средства обучения.
Интерактивные доски активно используются в учебных классах школ в качестве средства компьютерной поддержки урока, где её мы можем использовать:
▪ при обработке и систематизации результатов контрольных работ, тестов, фронтального и индивидуального опроса знаний учащихся.
▪ при создании наглядных методических пособий, которые могут быть представлены в виде символьного изображения, репродукций, рисунков, графиков, диаграмм, схем и т.п.
▪ при использовании электронных программных продуктов: мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ.
Появившиеся в последнее время электронные образовательные ресурсы (ЭОР), позволяют читать текст, просматривать графики, таблицы, диаграммы, схемы, слушать звуковые записи и просматривать изображения. В них расширен сектор самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Пользователь может копировать информацию и создавать свои композиции, управлять интерактивной композицией, совершать выбор из множества представленных элементов, манипулировать объектами, устанавливая их соотношение и иерархию.
Учитель и ученик работают, стоя у доски, а не сидя за компьютером, что делает их работу естественной и понятной зрителям, способствует практически идеальной концентрации внимания.
Тесты-тренажеры как способ формирования
всех видов УУД на уроках истории.
Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и быть не может. Однако, перенос акцентов возможен. На уроках истории при изучении одних тем может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса истории должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех видов универсальных учебных действий. Например, формирование универсальных логических действий, т. е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах, но изучение истории позволяет целенаправленно формировать такие УУД, как логические универсальные действия, действия нравственно-этического оценивания. В рамках уроков истории формируются и основные виды коммуникативных универсальных действий, в т. ч. речевых действий в ходе дискуссий, диспутов, деловых и ролевых игр, работы в малых группах и др.
Хорошим подспорьем в развитии УУД является систематичное ведение выполнения тестов-тренажеров:
▪ "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);
▪ задания по формированию картографических навыков и знаний;
▪ задания, направленные на запоминание событий и дат;
▪ интерактивные игры, позволяющие закреплять теоретический материал;
▪ пазлы;
▪ заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;
▪ задания на анализ цифровой информации;
▪ задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников;
▪ задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т. д.
Все вышеперечисленное вынуждает учителя переходить от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским.
Тесты - тренажеры содержат задания для самостоятельной работы учащихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Главная особенность заключается в том, что задания в рамках каждой темы можно сгруппировать по видам работ, соответствующим формируемым при изучении истории умениям и навыкам. Это обеспечивает возможность их отработки на разных по содержанию заданиях.
Использование тестов - тренажеров ориентировано на активизацию процесса обучения и работы на результат. Этому способствует введение системы набора баллов за каждый вид работы, при которой выставление оценки не является обязательным.
Тесты - тренажеры целесообразно применять на протяжении всего курса обучения истории, с 5 по 11 классы, на разных этапах учебного занятия. Первоначально необходимо провести входящий контроль. Для этого ученикам, предлагаются задания на формирование разных видов УУД. Результаты вносятся в таблицу (диагностическую карту).
Таким образом, была достигнута цель работы: разработать методику формирования УУД на уроках истории посредством тестов - тренажеров.
Преимущества и эффективность применения тестов – тренажеров при формировании УУД, очевидны.
Тесты – тренажеры, дают возможность:
▪ эффективно использовать время, отведенное на реализацию основной общеобразовательной программы.
▪ применять в учебном процессе современные образовательные технологии деятельностного типа.