Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся
Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся
Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому необходимо эффективное использование преподавателями методов, приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся»
Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся
Введение
Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому необходимо эффективное использование преподавателями методов, приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Этими обстоятельствами обусловлено проведение исследования развития познавательной активности молодых людей через исследовательскую работу.Научно-исследовательская деятельность – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие познавательные компетенции обучающихся:ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-исследовательской деятельности;задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных, статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; выступать с результатами своего исследования, применяя компьютерные средства и технологии (текстовые и графические редакторы, презентации).
Задачи исследования:
Выявить педагогические условия, развивающие исследовательские компетенции учащихся, способствующие эффективной познавательной активности учащихся лицеев в учебно-воспитательном процессе;
Способствовать дальнейшему формированию исследовательских умений и навыков у учащихся;
Регламентация исследовательской деятельности,
Структурирование взаимоотношений ученика-исследователя и педагога – руководителя,
Экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития познавательной активности учащихся профессионального лицея.
Цель исследования: обоснование модели процесса развития познавательной активности учащихся лицея и педагогических условий ее эффективного функционирования.
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что уровень развития познавательной активности учащихся лицея возрастает, если учитываются их возрастные особенности, осуществляются индивидуализация обучения, самореализация и самоактуализация познавательной деятельности, гуманизация образовательного процесса, обеспечивается диалогическое взаимодействие его субъектов, воспитание у лицеистов волевых качеств и реализуется их творческое начало.
Предметом исследования: является характеристика познавательной деятельности учащихся, через учебно-исследовательскую работу.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение и конкретизация выводов, сравнение.
В работе использованы материалы отечественных педагогов и психологов по возрастным и психологическим особенностям учащихся данного возраста и проблеме активизации познавательной деятельности в процессе обучения истории: И.Я.Лернера, Ю.К.Бабанского, Л.С. Выготского, Н.С.Кочетова, Г.К.Селевко, Е.Е. Вяземского. М.Я. Алексеевой и др.
Основная часть
Мы понимаем учебно-исследовательскую деятельность учащихся как процесс совместной деятельности учащегося и педагога, развивающий интерес к преподаваемым предметам. Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности, движению индивида от абстрактного к конкретному и наоборот. Учебно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.
Главный смысл исследования в сфере образования обнаруживается в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие познавательной способности ребенка, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Прохождение учащегося через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса можно условно разделить на несколько уровней: 1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров; 2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.; 3 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов, спецсеминаров; 4 уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.
Наши ребята постигли первые 2 уровня, к последующим, мы стремимся. О вполне осознанном выборе при определении важнейших ориентиров своей исследовательской деятельности, и ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют следующие ответы учащихся лицея при анкетировании: на вопрос “что я ожидал и что получил от учебно-исследовательской деятельности” ребята ответили: 1)полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и, несомненно, повлияют на выбор профессии (52% респондентов); 2)работа над исследованием помогла моей самореализации (34%); 3)в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми–исследователями, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (13%); 4)в процессе исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (43%)
Одним из резервов повышения эффективности обучения учащихся, в частности исследовательской работы, является целенаправленное формирование мотивов учения. Преподавателю необходимо знать условия их формирования. Исследования показали, что отношение ученика к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к учащимся. Многие ребята при ответах на вопрос: “При каких условиях учащиеся учились бы в полную меру своих способностей?” указывали на умение учителя заинтересовать своим предметом, на его уважение к учащимся. Исходя из поставленной задачи, мы стремимся к организации системы работы по созданию условий этой деятельности в рамках образовательного учреждения. Эта система должна обеспечить качественную подготовку выпускников, ориентированных на продолжение исследовательской деятельности в вузе, владеющих методами научного познания, компетентных в вопросах формулировки и применения научного аппарата исследования. Кроме того, важным итогом такого рода нашей деятельности является формирование исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом. Это становится возможным не только во время организации исследовательской деятельности как таковой. Дело в том, что эта деятельность по определению носит адресный характер, так как в нее вовлечены отдельные учащиеся. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно при организации исследовательской деятельности учащихся нашего лицея, поскольку получение качественного образования подразумевает максимальный охват всего контингента обучающихся. С этой целью нами была выдвинута идея использования результатов исследовательских изысканий наших воспитанников в рамках преподаваемых курсов по истории и обществознанию (особенно удачно используются работы ребят при преподавании регионального компонента – это значимо для самих ребят, мотив для вовлечения новых ребят).
Опыт нашей деятельности в этом направлении указывает на то, что: появился интерес к научно-исследовательской деятельности у тех учащихся, которые этой деятельностью ранее не интересовались, существенно возрос интерес, прежде всего, к предметам обществоведческого цикла. Это становится возможным из-за того, что в этом случае на позитивных примерах формируется не только фундаментальное научное мировоззрение, но и используются конкретные результаты ученических исследований. Эти результаты по сути своей представляют преподавание преумноженного нами регионального компонента образования. Теперь попытаемся показать, как мы стремимся достичь сознательного отношения к данному виду работы. В журнале “Исследовательская работа школьников” № 4, 2003г. была помещена статья Леонтович А.В. с рекомендациями по организации исследовательской работы учащихся; опираясь на нее и на другие источники, (поскольку, это, очевидно, нет смысла изобретать велосипед), выпустили свои дидактические материалы “Учебное исследование”, помещаемые на сменном стенде. На занятиях раскрываем алгоритм научного способа познания, что дает отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать. Учащиеся получают справочные материалы: “Типовая структура исследовательской работы”, “Как выступить с докладом”, “Как написать аннотацию”, “Как выступить с рецензией”. Например, памятка в помощь учащемуся по содержанию и формам исследовательской работы. Деятельность участников исследовательской работы на различных этапах мы представляем вашему вниманию в виде таблицы (См. приложение № 2). Предлагаемый способ работы позволяет преодолеть отрыв теоретических знаний от общественной практики. Учащиеся могут усвоить инструментарий, с помощью которого он сможет познать действительность, выстроить свою позицию по общественно-значимому вопросу и аргументировать ее. Системный подход в организации исследовательской деятельности учащихся подразумевает - большую подготовительную работу, которую проводит учитель в начале учебного года. Важно выявить желающих заняться исследовательской работой. Основные мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в вуз; и другие.
Приведем пример приема исследования по краеведению “Судьба моего города в судьбе страны”. Любая судьба неразрывно связана с судьбой страны, с близкой нам российской историей, поэтому главной целью работы учащихся должна стать задача: проследить эту связь через судьбы живых свидетелей и участников исторических событий и сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. Учащиеся, как правило, встречаются с героями (или их родственниками) своих исследовательских работ, знакомятся с документами, личными архивами, беседуют с людьми, хорошо знающими героя, находят и изучают печатный материал - газетные статьи, брошюры и книги. Это кропотливая и трудоемкая работа, ведут ее учащиеся самостоятельно. Это самый важный этап исследовательской деятельности учащихся. Ребятам необходимо научиться работать не только с письменными, но и с устными источниками - воспоминаниями и рассказами самих людей. Поэтому необходимо научить юных исследователей вести беседу, интервью, просто слушать рассказ, технике ведения записей, правильно оформлять свои работы. Учащийся должен определить и сформулировать объект и предмет исследования, обосновать стратегическую цель и тактические задачи исследовательской работы.
Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: доклад (т.е. текст для устного выступления), в этом случае учащиеся выступают на обобщительно-повторительном уроке, на научно-практической конференции; стендовый материал (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций) для заседаний научного общества учащихся; реферат проблемного характера; проект. Выполненные работы рецензируются учителем и представляются на различных уровнях. Часть из них заслушивается на уроках, классных часах и общелицеских конкурсах, выставках по истории и обществознанию, проводимых в лицее, где учащийся может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы, получая путевку для предоставления своей работы на краевых, региональных, общероссийских конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д. Мы имеем реальные результаты (См. приложение № 3)
Заключение
Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется учащихся в предметных областях; вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке; формирует социальный опыт учащихся в труде и общении. Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Поэтому важно, чтобы тот инструментарий, которым овладевают юные исследователи, не лежал “мертвым” грузом, а активно использовался и самими учащимися, и их преподавателями как во внеучебном, так в учебном процессе. Так собранный материал по истории Алтайского края активно использовался нами на общелицейском мероприятии, посвященном 70 – летию края. Особенно удачным был, представленный проект “Семь чудес Алтая”. А весь 2008 год – Год Семьи ребята занимались исследованием своих корней. Результатом явилось – участие Шаманаевой Ирины в Первом краевом конкурсе “Корнями дерево сильно” и выступление детей на открытом общелицейском мероприятии “Древо жизни, или моя Семья”!
Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. В учебном заведении создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития лицея как инновационного учебного заведения нового типа. В ходе исследования мы выявили и экспериментально проверили эффективность педагогических условий способствующих активизации познавательной деятельности учащихся профессионального лицея. Наглядно представляем в виде диаграммы
Список литературы:
Алексеева М.Я. “Работа над рефератом”, Ж. “Преподавание истории в школе”, №4, 2003г.
Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. – М: Школьная пресса – 2003. - № 4. – с.43
Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.// Дидакт. – М: Дидакт – 2003. - № 6 – с.53
Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М. “Владос”, 2000г.
Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М. “Владос”, 2000г.
Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю. М. “Просвещение”, 2000г.
Дьяченко В.К. Новая дидактика. М. “Народное образование”, 2001г.
Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме “Организация научно-исследовательской деятельности учащихся”.// Практика административной работы в школе. – М: Сентябрь – 2002. - №1. – с.38 - 42
Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе. // School technologies. – М: Школьные технологии – 2003. - №6. – с.52
Леонтович А.В. “Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся”, Ж.”Исследовательская деятельность школьников”, №4,2003г.