Слайд-лекция для 8 класса "Внутренняя и внешняя политика Александра 1" (1801-1812). Материал может быь адаптирован для старших классов при подготовке к ЕГЭ. Презентация содержит оценки современников деятельности императора Александра 1, основные направления его деятельности и задания для закрепления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внутренняя и внешняя политика Александра 1 »
ПЛАН
Характеристика Александра 1
Реформы государственного управления
Крестьянские реформы
Реформа образования
Значение реформ
Внешняя политика
НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА 1
11 марта 1801 г. заговорщиками был убит император Павел 1.
О заговоре было известно его 23-летнему сыну Александру.
Узнав о смерти отца, едва не упал в обморок. Но был приведен в чувство словами:«Довольно ребячиться, ступайте царствовать!»
АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ
(Благословенный)
1801 - 1825
Современники об Александре 1:
«Сфинкс, неразгаданный до гроба», «властитель слабый и лукавый»,
«в лице и в жизни Арлекин»
(А.С. Пушкин)
«республиканец на словах и самодержец на деле» (А. Тургенев)
«тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, и фальшив, как пена морская» (шведский дипломат)
«Александр умен, приятен, образован. Но ему нельзя доверять. Он неискренен. Это - истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец» (Наполеон)
АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ
(Благословенный)
1801 - 1825
От отца Павла заимствовал любовь к парадам, от любимой бабушки Екатерины 2 и воспитателя-республиканца Лагарпа идеи Просвещения.
С детства приучен «держать двойной прибор манер, чувств и мыслей». Склонен к позерству. Даже в зрелые годы репетировал свои выходы перед зеркалом, примеряя не только одежду, но и улыбку, жесты.
В последние годы своей жизни увлекся мистицизмом.
РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
император
Негласный комитет
Негласный комитет
(совещательная власть)
Государственный совет
(совещательная власть
с 1810 года)
Сенат
судебная власть
Министерства
(исполнительная власть с 1802 года)
КРЕСТЬЯНСКИЕ РЕФОРМЫ
Александр 1 вручает
указ о вольных хлебопашцах
запрет публиковать в газетах объявления о продаже крепостных крестьян
указ о праве купцов, мещан и государственных крестьян покупать землю в собственность
1803
указ о вольных хлебопашцах
(дворяне по своему желанию могли освобождать крестьян с землей за выкуп)
по этому указу было освобождено 0,5% крепостных
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Казанский университет
рост университетов (в Казани, Харькове, Вильно и Дерпте (Тарту))
автономия университетов
смягчения цензуры
основаны привилегированные средние учебные заведения -лицеи, в т.ч. в1811г. вЦарском селе.
ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ
Неврев Н.В. Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого
Реформы носили декоративный характер.
Способствовали укреплению самодержавия, практического значения имели мало.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Основные направления внешней политики
(1801-1812 годы)
Западное
Северное
1801-1803 - «флиртующая политика»
(восстановлениедружеских отношений с Англией(выгодные экономические связи и монархия)иотсутствие конфликта с Францией(необходима стабильность для решения внутренних дел)
1805-1807 – участие вантифранцузской коалиции
(из-за господства в Европе)
1805 – поражение под Аустерлиц
1808-1809 –русско-шведская война
Итог:
Фридрихсгамский мир
1807– поражение под Фридландом,Тильзитский мирс Францией
к Россииприсоединяется Финляндия (1809)(на правах автономии)
Швеция вынуждена присоединиться к континентальной блокаде против Англии
Южное
1806-1812 –русско-турецкая война
Итог:
Бухарестский мирприсоединение Бессарабиик России
1804-1813 –русско-иранская война
Итог:
Гюлистанский мир – закреплениеза Россией Грузии, Дагестана, Абхазиии др. кавказских территорий., свобода плавания на Каспии.
ТИЛЬЗИТСКИЙ МИР
Условия:
Присоединение России кконтинентальной блокадепротив Англии
Признание всех завоеваний Наполеона и его самого как императора Франции
Свобода действий России против Швеции, Турции и Ирана
Участники:Россия и Франция
Последствия для России(стр. 13 учебника):
Ущерб российской экономики (т.к. 60% доходов от внешней торговли обеспечивала торговля с Англией)
Упадок международного авторитета, международная изоляция России
Позволил завершить войны с Турцией и Ираном и начать войну с Швецией
Дайте определение и назовите что означают эти даты:
Подумайте, что дало основание А.С. Пушкину написать «Дней Александровых прекрасное начало ..»
Негласный комитет
Министерства
Госсовет
Цензура
Указ о вольных хлебопашцах
Коалиционные войны
Континентальная блокада
Назовите основные реформы Александра 1, их суть и итоги